1 | 2 | 3 | 4 |
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ |
Совместно с учителем определяет цель учебной деятельности, границы знания-незнания, соотносит цель и результат; нуждается в постоянном контроле со стороны учителя, не осознает, что необходимо сделать и что уже сделано для достижения поставленной цели | Совместно с учителем определяет границы знания и незнания, обозначает цель, соответствующую заданной проблеме, определяет задачи, последовательность действий; при выполнении учебных действий регулирует процесс выполнения заданий, соотносит цель и результат | Самостоятельно, при незначительной помощи учителяставит цель на основе границ знания и незнания, определяет задачи и последовательность действий (план) для достижения цели(соотносит цель и полученный результат) | Самостоятельно определяет границы знания и незнания, определяет цель, задачи, последовательность действий, способы и средства достижения цели |
ПЛАНИРОВАНИЕ |
При помощи учителя способен спланировать свою учебную познавательную деятельность в соответствии с целевой установкой (составляет план по образцу), определить пути ее достижения, часто не выдерживает последовательность действий не замечая этого | Способен при помощи учителя организовать и спланировать свои учебные действия; составлять алгоритм деятельности при решении учебных задач; испытывает затруднения при планировании выполнения задания и самостоятельной работы по плану (в соотнесении собственных действийс планом) | Способен самостоятельно составлять алгоритм деятельности (до её начала) при решении задач учебного, творческого и поискового исследовательского характера; планировать последовательность выполнения задания и успешно самостоятельно работать по плану, вносить в него коррективы по ходу выполнения, учитывая расход времени на выполнение каждого действия | Умеет самостоятельно планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, выбирая наиболее эффективные способы и пути достижения целей;вносить коррективы в планирование и способы действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ |
Не умеет самостоятельно прогнозировать результаты выполняемых действий, находить различные варианты решения поставленной задачи, предвосхищать результат и уровни усвоения, его временные характеристики (даже по образцу) | При помощи учителя прогнозирует результаты выполняемых действий, находит различные варианты решения поставленной задачи, предвосхищает результат и уровни усвоения, его временные характеристики | При незначительной помощи учителя способен спрогнозировать результаты выполняемых действий, определить способы и средства решения поставленной задачи, предвосхищает результат и уровни усвоения, его временные характеристики | Умеет прогнозировать результаты выполняемых действий, определять способы и средства решения поставленной задачи (самостоятельно прогнозировать результат, определять алгоритм действий при решении проблемных заданий) |
КОНТРОЛЬ |
Не умеет осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия; (осуществляет контроль под руководством учителя); найти ошибку в своей деятельности, обосновать своидействия (сделанные ошибки исправляет неуверенно, по указанию учителя); даже в отношении многократно повторённых действий | При помощи учителя осуществляет контроль по результату и способу действия, по критериям и с ориентацией на образец; анализирует допущенные ошибки, определяет причины их возникновения; самостоятельно может найти ошибку в своей работе, но не может обосновать своих действий; часто допускает одни и те же ошибки | Совместно с учителем соотносит свои результаты и способы действий с планируемыми результатами, с помощью заданного эталона осуществляет контроль своей деятельности в процессе достижения результата в рамках предложенных условий и требований; допущенные ошибки исправляет и объясняет; в многократно повторённых действиях ошибок не допускает или легко их исправляет | Умеет самостоятельно соотносить свои полученные результаты и способы действий с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; осуществлять контроль в процессе своей деятельности |
ОЦЕНКА |
Не умеет самостоятельно оценивать свои действия на уровне соответствия результата заданным требованиям (оценка не объективна); ориентирован на отметки учителя, оценку учителя воспринимает некритически и (или) не воспринимает аргументацию оценки | Умеет с помощью учителя соотнести свою работу с готовым результатом (эталоном); испытывает потребность в получении оценки со стороны учителя; пытаясь оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки | Умеет самостоятельно оценивать результат своей работы по предложенным учителем критериям оценки и (или) с ориентацией на образец; испытывает затруднения в адекватной оценке своей учебно-познавательной деятельности | Умеет самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям(определяет степень успешности выполнения заданий), выделять критерии оценки; умеет адекватно оценить свою учебно-познавательную деятельность оценить действия других учеников |
ОЦЕНКА СОБСТВЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ (РЕФЛЕКСИЯ) |
Слабо развиты умения по оцениванию собственного продвижения; не может адекватно оценить свою работу на уроке, на разных её этапах (испытывает затруднения при рефлексии своей деятельности, работы группы или одноклассников) | С помощью учителя способен провести рефлексию, оценку собственной учебнойдеятельности на уроке(испытывает затруднения в адекватной оценке своей учебно-познавательной деятельности,при оценке деятельности работы группы и одноклассников) | Самостоятельно дает оценку и проводит рефлексию своей деятельности, оценивает работу всей группы по заданному образцу (определяет причины успеха/не успеха) | Самостоятельно дает оценку и проводит рефлексию своей деятельности, оценивает работу всей группы и каждого участника группы, приводя аргументы успеха или неудач; аргументирует возможность использования полученных результатов в других видах деятельности |
КОРРЕКЦИЯ |
Вносит необходимые коррективы в действие как по ходу его реализации, так и после его завершения на основе образца, заданного учителем (испытывает затруднения при внесении корректив в свою деятельность) | При помощи учителя вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок на разных этапах урока (корректирует свою деятельность, соотнося с заданным образцом) | Умеет корректировать свою деятельность, вносить дополнения и коррективы в план, способ действия в зависимости от изменившихся условий, при указании ему на ошибки или на основе заданного образца | Умеет самостоятельно вносить необходимые коррективы в план способ выполнения учебных действийкак по ходу его реализации, так и по завершениина основе оценки и учета характера сделанных ошибок, для получения запланированных характеристик продукта/ результатов |
САМОРЕГУЛЯЦИЯ |
Неразвиты способности к волевому усилию, преодолению препятствий; выполнять действие в требуемый временной промежуток, удерживать учебную задачу в течение урока; тормозить реакции, не имеющие отношение к цели (требует постоянной помощи со стороны учителя) | Слабо развиты способности к волевому усилию и преодолению препятствий; плохо сформировано умение принять и удержать учебную задачу; не всегда выполняет и заканчивает действие в требуемый временной момент, требует контроля со стороны учителя | Фиксирует собственные затруднения в деятельности, выявляет их причины, реализует проект выхода из затруднений; выполняет и заканчивает действие в требуемый временной момент при незначительной поддержке учителя | Хорошо развиты способности к волевому усилию и преодолению препятствий; способен конструктивно действовать в ситуациях неуспеха; умеет самостоятельно начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, тормозить реакции, не имеющие отношение к цели (управлять своими эмоциями) |