СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации для учителей. Основы безопасности и защиты Родины/дополнительные материалы в соответствии с ФРП по ОБЗР. 1.1 Фундаментальные ценности_Стратегия нацбезопасности. 8 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации для учителей. Основы безопасности и защиты Родины/дополнительные материалы в соответствии с ФРП по ОБЗР. 1.1 Фундаментальные ценности_Стратегия нацбезопасности. 8 класс

https://uchitel.club/fgos/fgos-obzh

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для учителей. Основы безопасности и защиты Родины/дополнительные материалы в соответствии с ФРП по ОБЗР. 1.1 Фундаментальные ценности_Стратегия нацбезопасности. 8 класс»

Конституция Российской Федерации

(Извлечения)



РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ


ГЛАВА 1.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ


Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Комментарий

1. На современном этапе общественного развития основные права и свободы человека определяются как объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых не может существовать сам человек. Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина – главный признак правового государства. Россия признаёт нерушимость этих прав и свобод.

2. В статье 2 Конституции Российской Федерации впервые провозглашается обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права человека. Признание прав и свобод человека в России означает, что личность в её взаимоотношениях с государством выступает не как объект бесконтрольной государственной деятельности, а как равноправный субъект, реализующий свои конституционные права. В Российской Федерации никто не может быть ограничен в правомерных средствах защиты своего человеческого достоинства и основанных на нём прав. Государство не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод, но и предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации.

3. Провозглашение защиты прав и свобод человека и гражданина означает также государственную обязанность создать специальные учреждения по охране прав и свобод. Это суды, органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры, а также институт уполномоченного по правам человека. Обязанность государства – конкретизировать посредством законов права и свободы человека и гражданина и защищать их – предусмотрена во всех главах Конституции Российской Федерации.


Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Комментарий

Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на своей территории и за её пределами, в международном общении. Особое место в обеспечении подлинного суверенитета России занимает Декларация «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятая 12 июня 1990 г. Первым Съездом народных депутатов РСФСР. Эта Декларация стала основой для разработки данной Конституции Российской Федерации.

Суверенитет государства – неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности. По этой причине любая часть территории России не может рассматриваться как собственность одной нации. Таким образом, Конституция Российской Федерации устанавливает неделимость и единство суверенитета России.

Верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории России – главное выражение верховенства государственной власти.

Конституционная цель сохранения целостности Российского государства согласуется с общепризнанными международными нормами о праве народа на самоопределение. В соответствии с Уставом ООН данное право «не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов».

Положение о неприкосновенности территории Российской Федерации обращено, с одной стороны, внутрь страны и связано с правом народа путём референдума изменять содержание территории государства, а с другой – вовне государства и призвано подчеркнуть неприемлемость чьих-либо притязаний на территорию России и решимость защищать её в случае нападения или демографической экспансии.


Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Комментарий

Среди основных прав человека, которые согласно статье 17 Конституции Российской Федерации неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, самым важным является право на жизнь. Это вытекает и из содержания статьи 2 Конституции Российской Федерации, признавшей человека, его права и свободы высшей ценностью нашего общества.

Положения части 2 статьи 20 Конституции Российской Федерации соответствуют нормам международного права, регулирующим вопросы смертной казни. Движение в пользу отмены смертной казни, усилившееся в странах Запада после Второй мировой войны, постепенно привело к включению соответствующих положений в ряд важнейших международно-правовых документов. При этом в документах, одобренных к настоящему времени ООН, подчёркивается прежде всего необходимость ограничения круга преступных деяний, караемых смертной казнью. Например, в Международном пакте о гражданских и политических правах говорится: «В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления» (часть 2 статьи 6). В этих актах особо подчёркнута также необходимость тщательного соблюдения процессуальных гарантий законности в отношении лиц, приговариваемых к смертной казни.


Статья 41


1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечёт за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Комментарий

Международное право чётко закрепило требования и нормы, регулирующие гарантии по охране здоровья. Право это предоставляется людям независимо от гражданства, пола, расы, социальных, религиозных и иных различий. Под охраной здоровья понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Конституция Российской Федерации указывает в части 2 статьи 41 на обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает, что граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; соблюдение врачебной тайны.

Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. К видам медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь. Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение). Формами оказания медицинской помощи являются: экстренная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; неотложная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; плановая – медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определённое время не повлечёт за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

6. Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.


Статья 42


Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Комментарий

Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии – так называемое экологическое право. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет благоприятную окружающую среду как окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. В соответствии с Законом окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» также развивает положение Конституции Российской Федерации, закрепляя право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Граждане имеют право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.


Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Комментарий

Конституционную обязанность граждан сохранять окружающую среду и природу, бережно относиться к природным богатствам можно рассматривать как моральную и правовую. Это положение конкретизировано в рамках землепользования (Земельный кодекс Российской Федерации), водопользования (Водный кодекс Российской Федерации), пользования лесным фондом (Лесной кодекс Российской Федерации), в Федеральном законе от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» и т. д.


Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.

Комментарий

Под защитой Отечества следует прежде всего понимать оборону страны, охрану её суверенитета и безопасности, обеспечение целостности и неприкосновенности её территории.

Термины «долг» и «обязанность» являются близкими по значению. Первый из них обозначает, что требования Конституции Российской Федерации носят не только юридический, но и глубоко нравственный характер, т. е. подчёркивается моральная обязанность перед Родиной, перед народом, перед своими близкими. В термин «обязанность» вкладывается юридический смысл: обязанность подкрепляется не только моральными требованиями, но и правовыми средствами в виде юридической ответственности за её неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Порядок военной службы регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». На военную службу призываются граждане мужского пола от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе.

Порядок прохождения альтернативной службы регулируется Законом Российской Федерации от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе», вступившим в силу с 1 января 2004 г. Закон был принят в целях реализации конституционного права граждан Российской Федерации на замену военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.


Стратегия национальной безопасности


Стратегия национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г.

№ 400. Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны.

Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.

В Стратегии используются следующие основные понятия:

1) национальная безопасность Российской Федерации – состояние защищённости национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны;

2) национальные интересы Российской Федерации – объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии;

3) стратегические национальные приоритеты Российской Федерации – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации;

4) обеспечение национальной безопасности – реализация органами публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества и организациями политических, правовых, военных, социально-экономических, информационных, организационных и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности;

5) угроза национальной безопасности – совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации;

6) система обеспечения национальной безопасности – совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов публичной власти и находящихся в их распоряжении инструментов.


Национальные интересы и угрозы национальной безопасности

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации её национальными интересами на современном этапе являются защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, укрепление обороны страны.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации также отмечается: «Усилению военных опасностей и военных угроз Российской Федерации способствуют попытки силового давления на Россию, её союзников и партнёров, наращивание военной инфраструктуры Организации Североатлантического договора вблизи российских границ, активизация разведывательной деятельности, отработка применения против Российской Федерации крупных военных формирований и ядерного оружия».

Такая ситуация привела к появлению и усилению внешних и внутренних военных опасностей для Российской Федерации.

Основные положения военной политики и задачи военно-экономического обеспечения обороны страны, военные опасности и военные угрозы определены в Военной доктрине Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 26.12.2014 г. № Пр-2976).

Основные внешние военные опасности:

• наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение её глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран – членов НАТО – к границам Российской Федерации, в том числе путём дальнейшего расширения блока;

• дестабилизация обстановки в отдельных государствах и регионах и подрыв глобальной и региональной стабильности;

• развёртывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и её союзниками, а также в прилегающих акваториях, в том числе для политического и военного давления на Российскую Федерацию;

• создание и развёртывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, реализация концепции «глобального удара», намерение разместить оружие в космосе, а также развёртывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;

• территориальные претензии к Российской Федерации и её союзникам, вмешательство в их внутренние дела;

• распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий;

• нарушение отдельными государствами международных договорённостей, а также несоблюдение ранее заключённых международных договоров в области запрещения, ограничения и сокращения вооружений;

• применение военной силы на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и её союзниками, в нарушение Устава Организации Объединённых Наций (ООН) и других норм международного права;

• наличие (возникновение) очагов и эскалация вооружённых конфликтов на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и её союзниками;

• растущая угроза глобального экстремизма (терроризма) и его новых проявлений в условиях недостаточно эффективного международного антитеррористического сотрудничества, реальная угроза проведения терактов с применением радиоактивных и токсичных химических веществ, расширение масштабов транснациональной организованной преступности, прежде всего незаконного оборота оружия и наркотиков;

• наличие (возникновение) очагов межнациональной и межконфессиональной напряжённости, деятельность международных вооружённых радикальных группировок, иностранных частных военных компаний в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам её союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и экстремизма в отдельных регионах;

• использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру безопасности, глобальной и региональной стабильности;

• установление в государствах, сопредельных с Российской Федерацией, режимов, в том числе в результате свержения легитимных органов государственной власти, политика которых угрожает интересам Российской Федерации;

• подрывная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств и их коалиций против Российской Федерации.

Основные внутренние военные опасности:

• деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, дезорганизацию функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации;

• деятельность террористических организаций и отдельных лиц, направленная на подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;

• деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества;

• провоцирование межнациональной и социальной напряжённости, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды.

Основные военные угрозы:

• резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;

• воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования её стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической, фармацевтической и медицинской промышленности и других потенциально опасных объектов;

• создание и подготовка незаконных вооружённых формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях её союзников;

• демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и её союзниками;

• активизация деятельности вооружённых сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или общей мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

Внешние и внутренние военные опасности, а также военные угрозы оказывают отрицательное влияние на состояние национальной безопасности Российской Федерации, которая определяет состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Таким образом, оборона страны является составной частью национальной безопасности России. Стратегическими целями обороны страны являются создание условий для мирного и динамичного социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечение её военной безопасности.

Достижение стратегических целей обороны страны осуществляется в рамках реализации военной политики путём стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов, совершенствования военной организации государства, форм и способов применения Вооружённых сил Российской Федерации, других войск, военных формирований и органов, повышения мобилизационной готовности Российской Федерации и готовности сил и средств гражданской обороны.


Вопросы и задания

1. Какие фундаментальные ценности и принципы закреплены в Конституции Российской Федерации?

2. Что следует прежде всего понимать под защитой Отечества?

3. Объясните своими словами, какие задачи решает Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.

4. Что включают в себя национальные интересы России?

5. В каком документе приведены основные положения военной политики и задачи военно-экономического обеспечения обороны страны, военные опасности и военные угрозы?

6. Приведите примеры внешних и внутренних военных опасностей, и военных угроз.

7. Каковы стратегические цели обороны страны и как они осуществляются?