Рекомендации по разработке методического кейса
Уважаемые слушатели, это материал для чтения,
его не нужно включать в кейс.
1.Определение кейс-метода.
Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, педагогических, социальных и др. ситуаций. Слушатели должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Соответственно, разработать содержание кейса — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение.
Кейсы наглядно демонстрируют, как на практике применяется теоретический материал. Метод case-study – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач
2. Формулировка кейс-задания: «Проанализируйте ситуацию по проблеме профилактики суицидального(аутосуицидального) поведения в школе, классе, образовательной организ Определите какие(ую) проблемы(у) необходимо решить в данной ситуации. Какие формы и методы разработки и принятия решений по данной ситуации Вы могли бы предложить?».
3. Виды анализа «кейсов»
Проблемный анализ основывается на понятии «проблема»; предполагает осознание сущности, специфики и направления профилактической работы по предупреждению суицидального и аутоагрессивного поведения подростков (определение формулировки проблемы; определение пространственных и временных границ проблемы; выяснение структуры, функций; выявление закономерностей развития проблемы, ее последствий; определение ресурсов, которые необходимы для разрешения проблемы; пути разрешения проблемы).
Структура и объем кейс-заданий
Вводная часть. Вводная часть. Вводная часть – дает общую информацию о «кейсе». Существуют следующие варианты предисловия: определенная сюжетная завязка, которая вызовет интерес к рассматриваемой проблеме; исходные данные исследования, ключевые моменты; формулировка вопросов для исследования и т.п. В вводной части может излагаться гипотеза, которую нужно подтвердить или опровергнуть в процессе работы над кейсом.
Актуальность темы. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения.
Анализ ситуации, диагностика проблем(ы) и их (ее) формулировка, определение главной проблемы и второстепенных. Характеристика профилактической работы в школе, классе (3-5 предложений).
Можно включить: благоприятные и неблагоприятные факторы; возраст и гендерный состав учащихся; формальный и неформальный лидеры; сплоченность/несплоченность коллектива, имеются ли риски?) Социальный статус семей обучающихся.
Социальный паспорт класса (кратко).
Гипотеза, которую нужно подтвердить или опровергнуть в процессе работы над кейсом кейса.
ПРИМЕР. Гипотеза. В процессе проведения профилактической работы, включающей……. будут снижены риски вовлечения подростков ………….
ПРИМЕР Гипотеза. Профилактическая работа с подростками способствует………………….
Формулировка кейс-задания: «Проанализировать ситуацию по проблеме профилактики суицидального(аутосуицидального) поведения подростков в школе, классе, образовательной организации. Определить какие(ую) проблемы(у) необходимо решить в данной ситуации. Какие формы и методы разработки и принятия решений по данной ситуации можно предложить?»
Основная часть. Программа по профилактике суицидального (аутосуицидального) поведения среди несовершеннолетних
Основные цели и задачи программы
Основные направления деятельности.
Можно взять один из аспектов или другие направления, по желанию слушателя
НАПРИМЕР:
- Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
- Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
- Работа с неблагополучными семьями
Заключительная часть. Ожидаемый результат. В результате проведенных планируемых) профилактических мероприятий…… предполагается……
Глоссарий терминов
Требования к оформлению кейса