Как развить руку для письма. Целая дюжина способов
Палочки падают на бок, крючочки не слушаются, а буквы выглядят совсем нездоровыми - частая ситуация в начальных классах. И если плюс ко всему ребенок не справляется со шнуровкой своих ботинок, становится понятно, что над мелкой моторикой руки надо работать и работать.
Чтобы овладеть навыком письма, (а он довольно сложен: ведь требуется развитие соответствующих отделов мозга, произвольного внимания, хорошей координации движений и развитых мелких мышц руки), необходимы долгие и ежедневные тренировки. Но это не значит, что надо засадить несчастное дитя за прописи и не выпускать, пока почерк не станет каллиграфическим. Есть масса более приятных и гуманных способов натренировать руки, а заодно и сделать ребенка умнее – ведь давно не секрет, что тонкая моторика пальцев способствует развитию мозга.
Если в дошкольном детстве развитием мелкой моторики занимались мало, расстраиваться не стоит. Лучше вместе с ребенком займитесь делом:
1. Рисованием. Чем больше ребенок рисует, тем лучше. Вот только рисовать стоит карандашами или красками. Ручки и фломастеры, так любимые малышами, совершенно не подходят. Дело в том, что рисуя карандашом, ребенок может сам регулировать степень нажатия и получить светлую или жирную линию. А фломастеры пишут всегда одинаково и, чтобы рисовать ими, не нужно прилагать никаких усилий.
2. Раскрасками. Они тренируют глазомер и руку, развивается произвольное внимание и аккуратность. Хорошее упражнение для становления письма – штриховка. Заштриховывать рисунок или портрет в газете нужно в одном направлении, соблюдая одинаковое расстояние между штрихами. Можно взять трафареты, обвести руки и ноги ребенка, а потом заштриховать их.
3. Решением головоломок и диктантов. Во многих детских журналах есть задания – соединить точки по номерам, найти дорогу в лабиринте, написать секретное слово по образцу и прочесть ответ в зеркале и т.д. Все это можно сделать и самим.
Проведите диктант, который еще и закрепит понятия «лево» и «право». Возьмите листок в клеточку, нарисуйте на нем точку – это начало пути. Ребенок держит на ней карандаш, вы командуете: «влево, прямо 3 квадратика ,вправо, прямо 2 квадратика, влево…». В итоге должна получиться фигура, отыскаться сокровища или просто отобразится сложный путь карандаша. Или организуйте старый добрый «морской бой», «крестики-нолики» и прочие игры, которыми вы в свое время скрашивали нелюбимые уроки.
4. Лепкой. Что это будет – пластилин, глина, тесто, в сущности, все равно. Что лепить – тоже. Главное, чтобы ребенок мог мять пластилин, отрывать от него кусочки, соединять их между собой и т.д. – это тренирует пальчики.
5. Аппликациями и оригами. Складывание самолетика, собственноручно склеенная открытка для бабушки – все это задействует тонкую моторику пальцев.
6. Вырезанием. Не бойтесь давать ребенку ножницы: пусть он расстрижет скатерть, но научится вырезать кружочки, салфетки и новогодние снежинки.
7. Конструированием. Причем, всего, чего угодно! Главное, чтобы вам обоим было интересно. Можно построить башню из спичек или собрать покупной деревянный экскаватор, или склеить картонную модель корабля. Приклеивание и сбор мелких деталей это не только тренировка рук и глаз, но и воспитание усидчивости.
8. Мозаикой. Как правило, 6-7 летним детям эта малышовая забава бывает уже неинтересна. А вот собирание, например, цветка по образцу на скорость – уже выглядит привлекательно. Или можно устроить соревнования с друзьями, семейный чемпионат по мозаике.
9. Бисероплетением, нанизыванием бус. При работе с мелкими элементами следите, чтобы ребенок не проглотил их и не догадался засунуть бисер себе в нос или ухо.
10. Вышиванием. Для малышей продаются специальные наборы с довольно толстыми иглами и удобными пяльцами. Вышивка – отличное упражнение для развития пальцев и глазомера. Следите только, чтобы ребенок вышивал при дневном свете и не более получаса в день.
11. Шнуровками. Сейчас есть множество готовых пособий – одни имитируют пуговицы и ботинки, другие предлагают нарядить елку, пришнуровав к ней пластиковые игрушки и т.д. Но нет ничего сложного, чтобы сделать такое пособие самим: достаточно взять лист картона, нарисовать на нем, например, яблоко и проделать дырки. Веревочку окрестить «червяком» и «накормить» его «яблоком».
12. Копированием орнаментов. Возьмите понравившийся узор из книги или распечатайте из Сети. Положите сверху кальку и предложите ребенку обвести карандашом узор. Точно так же можно скопировать любимых героев мультфильмов. А потом их раскрасить и заштриховать, вырезать и наклеить – уверена, дальнейшие действия вам подскажет фантазия ребенка.
Также важны навыки самообслуживания: к 7 годам ребенок должен уметь сам застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, застежки, худо-бедно завязывать шнурки, правильно использовать столовые приборы. Кстати, будет нелишним научить малыша есть китайскими палочками.
И, наконец, не оберегайте ребенка от работы по дому – мытье посуды, пола, вытирание пыли, пришивание пуговиц, пересаживание цветов – все это неплохо развивает руки, а значит, и мозг ребенка.
Рекомендации
Начинать занятия по совместному рисованию следует с изображения особенно значимых для ребенка предметов, сопровождая эту деятельность эмоциональным комментарием.
Совместное рисование
Например: «Ой, какие конфетки в коробочке! Это желтая конфетка, наверно, лимонная. А вот зеленая конфетка - интересно, какой у нее вкус? Наверно, яблочный» и т.д. Или: «О! Какой разноцветный салют в ночном небе! Вот красный салют - бабах! А вот синий салют!» Такие комментарии не могут оставить ребенка равнодушным.
Тем не менее далеко не всегда аутичный ребенок сразу принимает такую форму занятия. Возможно, ему для этого потребуется какое-то время. В любой подходящий момент нужно рисовать то, что значимо для ребенка. Поначалу он будет просто наблюдать за происходящим на листе бумаги и прислушиваться к комментарию, бросая на рисунок редкие взгляды и внешне оставаясь пассивным. Однако со временем его взгляд будет задерживаться на рисунке все дольше и дольше. А однажды он сам попросит нарисовать то, что ему хочется. И с этого момента можно переходить ко второму этапу.
2 этап - рисование «по заказу» ребенка
Необходимо рисовать то, что нравится ребенку, закрепляя его интерес к сюжетному рисованию, делая его более стойким. Нужно набраться терпения, потому что на этом этапе придется бессчетное количество раз выполнять однотипные заказы ребенка, снова и снова рисуя столбики, кубики, бутылочки и т.п. Можно предположить, что уже на этом этапе интерес ребенка вполне удовлетворен, потому что его мышление стереотипно и стремится к сохранности выработанных стереотипов. Однако он всякий раз требует, чтобы рисунок был повторен в неизменном виде - с сохранением размера, цвета и т.д.
3 этап - постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, а также новых деталей изображения
Выполняя заказ ребенка, нужно постепенно начинать использовать в рисовании различные материалы. Для этого помимо карандашей подойдут фломастеры, мелки, краски, различные виды бумаги и картона. Следует одновременно применять различные изобразительные средства, вводить в рисунок новые детали, варьировать его размер, форму, цвет и положение в пространстве. Однако нужно помнить о том, что ребенку нужно дать возможность насытиться воспроизведением совершенно одинаковых изображений. Если попытки взрослого привнести что-то новое встретят резкий протест, следует вернуться на предыдущий этап. Но через некоторое количество повторений - снова попытаться разнообразить рисунок. Если действовать осторожно и постепенно, то однажды ребенок обязательно согласится с привнесением нового. Его заинтересует волшебное преобразование на бумаге его любимого предмета.
4 этап - вовлечение ребенка в процесс рисования, побуждение к активным действиям
Приглашая ребенка в «соавторы», взрослый иногда специально прекращает рисование, и тогда возникает пауза. В этом случае ребенок начинает подталкивать руку взрослого, выражая так просьбу продолжать. На этом этапе можно предложить ребенку: «Давай вместе рисовать!» Теперь карандаш в руке у ребенка, а взрослый водит его рукой.
Особенно эффективным является следующий прием: взрослый «забывает» нарисовать какую-то важную деталь и, когда ребенок замечает это, предлагает ему завершить рисунок самостоятельно. Для начала это должна быть простая в исполнении деталь, а в дальнейшем становится возможным постепенное усложнение задания.
Можно предложить ребенку нескольких вариантов развития рисунка, а он пусть выберет тот, что ему понравился. При этом поощряется ответ ребенка в любом виде (жест, слово и др.). Можно уточнить дальнейшее развитие рисунка путем обсуждения по наводящим вопросам.
5 этап - введение сюжета
На этом этапе ставшие такими близкими ребенку изображения его любимых предметов включаются в сюжет. Таким образом, предметный рисунок заменяется сюжетным, у которого есть своя перспектива, композиция, смысл. Сюжет рисунка должен быть близок опыту ребенка. Это может быть сюжет из жизни самого ребенка и его семьи.
С другой стороны, рисунок должен давать возможность уточнить уже сформированные у ребенка представления, а в случае необходимости и скорректировать их. Для этого нужно подбирать различные сюжеты.
6 этап - дальнейшее развитие сюжета
После того как сюжет будет «обжит» ребенком, следует переходить к его расширению, введению новых сюжетных линий. Таким образом, на данном этапе происходит формирование у ребенка новых представлений об окружающем мире.
7 этап - перенос полученных знаний в другие ситуации
На этом этапе можно переходить к переносу сюжетов из рисунков в игры с игрушками и предметами, закреплению полученных знаний в повседневной жизни, в других видах деятельности (лепке, конструировании и т.д.).
Опыт использования данной методики на практике.
(Учитель) Пример использования метода совместного рисования в работе с аутичным ребенком. Аутичный мальчик шести лет испытывал огромный интерес к бутылкам. Изображения бутылок завораживало его, и он требовал повторения рисунка снова и снова. Произнося «Бутылка! Бутылка!», он подталкивал руку взрослого, вкладывал в его пальцы карандаш. Когда бутылка была изображена многократно в течение некоторого времени, педагог стал вводить в изображение новые детали (различные этикетки, крышки и пробки), изменять размер и цвет бутылок.
При этом использовалась любая возможность для развития диалога с ребенком: «Бутылку нарисовать? А какую бутылку - большую или маленькую? Давай я нарисую большую. Вот так. А рядом маленькую. А эта бутылка пустая или полная? Наверное, полная. А что бутылке? Ах,сок! А какой сок в бутылке - апельсиновый или томатный? Давай будет апельсиновый - значит, вода в бутылке желтого цвета. Дай мне карандаш желтого цвета.» И т.д. Через некоторое время мальчик стал делать более дифференцированный заказ: не просто «бутылка», а «минеральная вода», «квас», «молоко» и др.
На следующем этапе бутылки расставляли по полкам. Еще через некоторое время был введен сюжет - теперь рисовали магазин «Напитки», где на полках и в холодильнике стояли самые разнообразные бутылки. В следующих изображениях, помимо напитков, появилось мороженое, чупа-чупс, конфетки. На рисунке за прилавком стоял продавец, а рядом изображался сам мальчик, который покупал леденец. При этом мальчиг не возражал против такого развития сюжета. И по ходу рисования сам стал задавать вопросы: «Мороженое купим?». Затем специализированный магазин переместился в супермаркет - в ассортименте появились овощи и фрукты, молочные продукты и другие товары. Увеличилось число действующих лиц, и теперь рисовали не только магазин, но и дорогу к нему и соседние здания.
В дальнейшем этот сюжет был проигран с игрушками и бутылками, вылепленные вместе с ребенком из пластилина разного цвета. А мама ребенка закрепляла с ним новые знания во время совместного похода в магазин.
Использование специальных приемов
В ходе совместного рисования дают отличные результаты специальные приемы. Одним из них является использование наклеек с различными изображениями, что позволяет облегчить и ускорить процесс создания сюжетной картинки. Это особенно важно в работе с аутичным ребенком, который не умеет ждать. Часто приходится наблюдать, как он подпрыгивает от нетерпения, ему хочется побыстрее увидеть результат рисования.
Использование наклеек дает возможность вовлечь ребенка в процесс совместного рисования, т.к. детям обычно очень нравятся манипуляции с наклейками. При этом усвоение новой полезной информации проходить эффективнее, чем в других ситуациях обучения.
Изготовление книжек из рисунков
Для того чтобы наработанное в ходе сюжетного рисования было можно использовать в дальнейшем обучении ребенка, педагог советует не выбрасывать рисунки, а делать из них книжки. Темы таких книжек могут быть самыми разными: «Про Ваню» (режим дня), « Как мы ходили в магазин», «Как мы катались на машине» и др. Такие книжки ребенком воспринимаются, как что-то родное
Формирование коммуникативных навыков в процессе совместного чтения.
Свой опыт использования чтения для коррекции психической сферы, в том числе и коммуникативной, продемонстрировала О.С. Никольская при поддержке контингента Института коррекционной педагогики РАО, город Москва.[28]
Совместное чтение, так же как игра и рисунок, служит установлению контакта с ребенком и развитию взаимодействия. С его помощью можно эмоционально тонизировать ребенка, выявлять и смягчать его аффективные проблемы. На этой основе может строиться длительная работа по оказанию помощи ребенку в осмыслении происходящего с ним и с другими людьми, в ходе которой он получает необходимый опыт индивидуальных переживаний и сопереживания.
Бывает, что совместное чтение становится единственной возможностью развития эмоционального контакта с ребенком, формирования его представлений об окружающем, о других людях. Описаны случаи, когда мутичный ребенок, не достигая возможности говорить, обучается чтению и составлению слов из букв, и это становится каналом эмоциональной связи с ним и радикально меняет в лучшую сторону его положение в семье, отношения с близкими.
С опорой на совместное чтение постепенно формируется и дифференцируется индивидуальный жизненный опыт детей с аутизмом. Выделяются важные впечатления, желания, осознаются уже сложившиеся предпочтения и весь привычный обиход, уютный жизненный порядок.
Чтение может помочь в сюжетной организации сознания, в проявлении и проработке событий личного прошлого и возможного будущего, в выделении причинно-следственной связи событий, в выстраивании и определении системы мотивов и целей, позволяющей ребенку стать менее импульсивным - подняться над провокациями непосредственной ситуации.
В общем чтении может вестись работа по развитию возможности восприятия подтекста ситуации, ее общего контекста, пониманию чувств и намерений других людей - т.е. по преодолению тенденции к буквальности и одноплановости в восприятии происходящего, характерной даже для высокоинтеллектуальных и относительно социально успешных людей с аутизмом.
Таким образом, мы видим, что чтение может применяться па разных этапах психологической помощи таким детям и в самом начале работы, во взаимодействии с маленькими детьми, и на ее поздних этапах, при поддержке подростков и даже взрослых.
Оно может использоваться в работе с разными категориями аутичных детей: и с относительно успешными в социальном развитии, продвигая их в дальнейшем развитии, поддерживая в освоении более сложной социальной среды, и с глубоко аутичными детьми, которым оно также дает возможность выхода из аутистической отгороженности, развитие взаимопонимания с близкими людьми.
Установление контакта с ребенком с помощью книги
Занятия с книгой могут быть избраны сначала просто потому, что книга уже что-то значит для такого ребенка потому, что она привлекает его внимание. На основе этой мимолетно проявляемой избирательности могут возникать и фиксироваться первые формы контакта.
Например, глубоко аутичный ребенок в процессе полевого поведения пусть ненадолго, но останавливает на книжке внимание или даже сам берет ее и перелистывает. Понятно, что такое избирательное внимание к книге может стать опорой для объединения внимания и эмоционального комментирования происходящего, осмысляющего полевое поведение ребенка. В будущем повторяющийся момент объединения внимания на книге может стать одной из опор для формирования устойчивой структуры занятия.
Сначала для нас даже не столь важно, что именно привлекает такого ребенка к книге: ее сенсорная фактура - глянец, цвет, шуршание бумаги, мелькание страниц; форма и орнамент рядов букв или сам рисунок, запечатленная на нем ситуация, воспоминание о прочитанном.
Все это, безусловно, очень важно для выявления характера избирательности ребенка, определения возможного смыслового поля, на основе которого в дальнейшем будет упрочняться и развиваться эмоциональный контакт. Но сначала значим, прежде всего, сам факт избирательного внимания к книжке как возможность объединения с ребенком на предмете его интереса, подключения к сопереживанию и начала его тонизирования сначала теми впечатлениями, которые он сам уже выбрал. У более старших и более продвинутых в аффективном развитии детей книга может стать не объектом мимолетного внимания, а предметом устойчивого и уже содержательного интереса. Очень часто это увлечение стихами, которые такой ребенок, как правило, очень хорошо запоминает. Он может запоминать и воспроизводить длинные цитаты, «читать стихи километрами». Эти цитаты он может сам использовать к месту (например - «испеки-ка ты мне, бабка, колобок», когда хочет есть). И, как правило, не протестует, если его увлечение стихами начинают разделять близкие.
Понятно, что такой интерес к книге может быть стереотипным, ребенок может требовать читать одну и ту же страницу, одну и ту же книгу, искать в ней один и тот же рисунок. Он может и надолго погружаться в прочитанную историю, «жить в ней годами», проецируя ее содержание на реально происходящие события и пытаясь их организовать в соответствии с канвой любимого сюжета книги. Часто такой стереотипный книжный интерес исходно связан с пугающим переживанием, и ребенок постоянно «перемалывает» таким образом одно и то же захватившее его впечатление.
Бывает, что таких детей, сосредоточенных на книжке, сначала трудно вовлечь в более активное взаимодействие, например, в игру, связанную с передвижением по комнате. Это может быть связано и с выраженными страхами, и со сверхувлеченностью книгой. К тому же это может поддерживаться и характерной для интеллектуально развитых детей с аутизмом катастрофической моторной неловкостью, затрудняющей любую реальную деятельность.
Игры таких детей тоже часто представляют лишь вербальную активность - стереотипное проговаривание свернутого сюжета любимой книги или мультфильма. Поэтому присоединение к этому стереотипному интересу, к постоянному перечитыванию и проговариванию содержания одной и той же книги, может надолго остаться единственной основой установления и развития эмоционального контакта.
Особенности развития интереса к книгам
Известно, что аутичные дети очень часто рано начинают интересоваться книгами. Многие из них уже до года имеют репутацию чрезвычайно умных детей, поскольку могут сами занять себя, длительно перебирать, перекладывать и перелистывать книжки, смотреть в них картинки. При этом, правда, они предпочитают делать это все сами и не расположены делить это удовольствие со своими близкими.
Более того, их могут очень рано интересовать буквы. Нередки примеры, когда такие дети уже до года могут длительно и завороженно рассматривать не яркие картинки, а именно текст книжки. Бывает, что одним из первых слов они произносят слово «буква». Буквы могут стать предметом их стереотипного интереса, они начинают постоянно искать и находить их очертания в окружающем.
Часто такие дети очень рано начинают требовать чтения вслух, в основном стихов, и показывают при этом хороший, иногда недетский вкус, проявляя интерес к классической поэзии. Специалисты даже упрекают мам за неадекватный подбор стихов. Оправдываясь, мамы говорят, например: «... но что я могла сделать, если он успокаивался, когда я читала ему Тютчева или Пушкина».
Существуют и примеры, когда ребенок сам начинает читать и выкладывать из букв слова раньше, чем научается говорить. Так мы знаем случай, когда родители случайно обратили внимание, что неумеющий говорить ребенок все время бегает от стола в комнате на кухню, где застывает перед раковиной вниз головой. Выяснилось, что под раковиной на стене вверх ногами наклеена газета, и ребенок упорно бегает от нее к столу с буквами магнитной азбуки, выкладывая на нем слова из газетного текста.
Дети могут начать обращаться к родителям, используя самостоятельно набранный текст. Так, ребенок, о котором шла речь выше, обращаться к родителям впервые начал, используя буквы магнитной азбуки. Он выкладывал на доске просьбу: «Папа, включи, пожалуйста, телевизор», а потом за руку тянул к доске отца. И говорить он начал, прочитывая эти просьбы.
Ребенка с формирующимся аутизмом в книге более завораживают «чистые» сенсорные впечатления. Листание книг и журналов может вызываться удовольствием от шуршания и мелькания страниц, особенно глянцевых, где можно увидеть отблики света. На этой основе часто складывается стереотипная аутостимуляция.
Таким образом, трудности восприятия смысла прочитанного имеют множественные основания. Во-первых, малый собственный опыт активного контакта с миром и с другим человеком, недифференцированность картины мира, представлений о себе, воспоминаний и планов на будущее не позволяет сложиться тому индивидуальному мироощущению, которое и отзывается на образы сказки, рассказа, в них обычный ребенок прежде всего узнает свои переживания. У аутичного же ребенка такого опыта переживаний или нет совсем, или он крайне недостаточен. Другими словами, ему мало чем или даже совсем нечем эмоционально резонировать. Во-вторых, даже там, где ребенок отзывается, он крайне фрагментарен в восприятии смысла. И внимание его неустойчиво, и аффективные детали могут слишком захватывать его и мешать восприятию целого. Он стереотипно возвращается к переживанию одного и того же впечатления.
Установление эмоционального контакта может опираться на совместные занятия с книгой и вокруг книги, прорисовывание, проговаривание деталей самых простых бытовых сюжетов прочитанного. Эмоциональный контакт строится на основе общего переживания уклада, в сопереживании удовольствию, уютному порядку, приятным деталям жизни ребенка.
Например, обсуждение, что там в доме у трех медведей, какие запасы, какая кроватка, подушечка и одеяло, стол и стульчики, окошечко, что из окна видно..., а что у вас дома, а у нас есть... Ребенок получает опыт, с одной стороны, совпадения с другим человеком, с другой - возможных вариантов индивидуальной избирательности, дополняющих и поддерживающих друг друга.