СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации родителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Над мелкой моторикой нужно работать.Некоторые рекомендации для родителей.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации родителям»

Как развить руку для письма. Целая дюжина способов

Палочки падают на бок, крючочки не слушаются, а буквы выглядят совсем нездоровыми - частая ситуация в начальных классах. И если плюс ко всему ребенок не справляется со шнуровкой своих ботинок, становится понятно, что над мелкой моторикой руки надо работать и работать
Чтобы овладеть навыком письма, (а он довольно сложен: ведь требуется развитие соответствующих отделов мозга, произвольного внимания, хорошей координации движений и развитых мелких мышц руки), необходимы долгие и ежедневные тренировки. Но это не значит, что надо засадить несчастное дитя за прописи и не выпускать, пока почерк не станет каллиграфическим. Есть масса более приятных и гуманных способов натренировать руки, а заодно и сделать ребенка умнее – ведь давно не секрет, что тонкая моторика пальцев способствует развитию мозга. 

Если в дошкольном детстве развитием мелкой моторики занимались мало, расстраиваться не стоит. Лучше вместе с ребенком займитесь делом: 

1. Рисованием. Чем больше ребенок рисует, тем лучше. Вот только рисовать стоит карандашами или красками. Ручки и фломастеры, так любимые малышами, совершенно не подходят. Дело в том, что рисуя карандашом, ребенок может сам регулировать степень нажатия и получить светлую или жирную линию. А фломастеры пишут всегда одинаково и, чтобы рисовать ими, не нужно прилагать никаких усилий. 

2. Раскрасками. Они тренируют глазомер и руку, развивается произвольное внимание и аккуратность. Хорошее упражнение для становления письма – штриховка. Заштриховывать рисунок или портрет в газете нужно в одном направлении, соблюдая одинаковое расстояние между штрихами. Можно взять трафареты, обвести руки и ноги ребенка, а потом заштриховать их. 

3. Решением головоломок и диктантов. Во многих детских журналах есть задания – соединить точки по номерам, найти дорогу в лабиринте, написать секретное слово по образцу и прочесть ответ в зеркале и т.д. Все это можно сделать и самим. 
Проведите диктант, который еще и закрепит понятия «лево» и «право». Возьмите листок в клеточку, нарисуйте на нем точку – это начало пути. Ребенок держит на ней карандаш, вы командуете: «влево, прямо 3 квадратика ,вправо, прямо 2 квадратика, влево…». В итоге должна получиться фигура, отыскаться сокровища или просто отобразится сложный путь карандаша. Или организуйте старый добрый «морской бой», «крестики-нолики» и прочие игры, которыми вы в свое время скрашивали нелюбимые уроки. 

4. Лепкой. Что это будет – пластилин, глина, тесто, в сущности, все равно. Что лепить – тоже. Главное, чтобы ребенок мог мять пластилин, отрывать от него кусочки, соединять их между собой и т.д. – это тренирует пальчики. 

5. Аппликациями и оригами. Складывание самолетика, собственноручно склеенная открытка для бабушки – все это задействует тонкую моторику пальцев. 

6. Вырезанием. Не бойтесь давать ребенку ножницы: пусть он расстрижет скатерть, но научится вырезать кружочки, салфетки и новогодние снежинки. 

7. Конструированием. Причем, всего, чего угодно! Главное, чтобы вам обоим было интересно. Можно построить башню из спичек или собрать покупной деревянный экскаватор, или склеить картонную модель корабля. Приклеивание и сбор мелких деталей это не только тренировка рук и глаз, но и воспитание усидчивости. 

8. Мозаикой. Как правило, 6-7 летним детям эта малышовая забава бывает уже неинтересна. А вот собирание, например, цветка по образцу на скорость – уже выглядит привлекательно. Или можно устроить соревнования с друзьями, семейный чемпионат по мозаике. 

9. Бисероплетением, нанизыванием бус. При работе с мелкими элементами следите, чтобы ребенок не проглотил их и не догадался засунуть бисер себе в нос или ухо. 

10. Вышиванием. Для малышей продаются специальные наборы с довольно толстыми иглами и удобными пяльцами. Вышивка – отличное упражнение для развития пальцев и глазомера. Следите только, чтобы ребенок вышивал при дневном свете и не более получаса в день. 

11. Шнуровками. Сейчас есть множество готовых пособий – одни имитируют пуговицы и ботинки, другие предлагают нарядить елку, пришнуровав к ней пластиковые игрушки и т.д. Но нет ничего сложного, чтобы сделать такое пособие самим: достаточно взять лист картона, нарисовать на нем, например, яблоко и проделать дырки. Веревочку окрестить «червяком» и «накормить» его «яблоком». 

12. Копированием орнаментов. Возьмите понравившийся узор из книги или распечатайте из Сети. Положите сверху кальку и предложите ребенку обвести карандашом узор. Точно так же можно скопировать любимых героев мультфильмов. А потом их раскрасить и заштриховать, вырезать и наклеить – уверена, дальнейшие действия вам подскажет фантазия ребенка. 

Также важны навыки самообслуживания: к 7 годам ребенок должен уметь сам застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, застежки, худо-бедно завязывать шнурки, правильно использовать столовые приборы. Кстати, будет нелишним научить малыша есть китайскими палочками. 
И, наконец, не оберегайте ребенка от работы по дому – мытье посуды, пола, вытирание пыли, пришивание пуговиц, пересаживание цветов – все это неплохо развивает руки, а значит, и мозг ребенка.





























Рекомендации

Начинать занятия по совместному рисованию следует с изображения особенно значимых для ребенка предметов, сопровождая эту деятельность эмоциональным комментарием.

Совместное рисование

Например: «Ой, какие конфетки в коробочке! Это желтая конфетка, наверно, лимонная. А вот зеленая конфетка - интересно, какой у нее вкус? Наверно, яблочный» и т.д. Или: «О! Какой разноцветный салют в ночном небе! Вот красный салют - бабах! А вот синий салют!» Такие комментарии не могут оставить ребенка равнодушным.

Тем не менее далеко не всегда аутичный ребенок сразу принимает такую форму занятия. Возможно, ему для этого потребуется какое-то время. В любой подходящий момент нужно рисовать то, что значимо для ребенка. Поначалу он будет просто наблюдать за происходящим на листе бумаги и прислушиваться к комментарию, бросая на рисунок редкие взгляды и внешне оставаясь пассивным. Однако со временем его взгляд будет задерживаться на рисунке все дольше и дольше. А однажды он сам попросит нарисовать то, что ему хочется. И с этого момента можно переходить ко второму этапу.

2 этап - рисование «по заказу» ребенка

Необходимо рисовать то, что нравится ребенку, закрепляя его интерес к сюжетному рисованию, делая его более стойким. Нужно набраться терпения, потому что на этом этапе придется бессчетное количество раз выполнять однотипные заказы ребенка, снова и снова рисуя столбики, кубики, бутылочки и т.п. Можно предположить, что уже на этом этапе интерес ребенка вполне удовлетворен, потому что его мышление стереотипно и стремится к сохранности выработанных стереотипов. Однако он всякий раз требует, чтобы рисунок был повторен в неизменном виде - с сохранением размера, цвета и т.д.

3 этап - постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, а также новых деталей изображения

Выполняя заказ ребенка, нужно постепенно начинать использовать в рисовании различные материалы. Для этого помимо карандашей подойдут фломастеры, мелки, краски, различные виды бумаги и картона. Следует одновременно применять различные изобразительные средства, вводить в рисунок новые детали, варьировать его размер, форму, цвет и положение в пространстве. Однако нужно помнить о том, что ребенку нужно дать возможность насытиться воспроизведением совершенно одинаковых изображений. Если попытки взрослого привнести что-то новое встретят резкий протест, следует вернуться на предыдущий этап. Но через некоторое количество повторений - снова попытаться разнообразить рисунок. Если действовать осторожно и постепенно, то однажды ребенок обязательно согласится с привнесением нового. Его заинтересует волшебное преобразование на бумаге его любимого предмета.

4 этап - вовлечение ребенка в процесс рисования, побуждение к активным действиям

Приглашая ребенка в «соавторы», взрослый иногда специально прекращает рисование, и тогда возникает пауза. В этом случае ребенок начинает подталкивать руку взрослого, выражая так просьбу продолжать. На этом этапе можно предложить ребенку: «Давай вместе рисовать!» Теперь карандаш в руке у ребенка, а взрослый водит его рукой.

Особенно эффективным является следующий прием: взрослый «забывает» нарисовать какую-то важную деталь и, когда ребенок замечает это, предлагает ему завершить рисунок самостоятельно. Для начала это должна быть простая в исполнении деталь, а в дальнейшем становится возможным постепенное усложнение задания.

Можно предложить ребенку нескольких вариантов развития рисунка, а он пусть выберет тот, что ему понравился. При этом поощряется ответ ребенка в любом виде (жест, слово и др.). Можно уточнить дальнейшее развитие рисунка путем обсуждения по наводящим вопросам.

5 этап - введение сюжета

На этом этапе ставшие такими близкими ребенку изображения его любимых предметов включаются в сюжет. Таким образом, предметный рисунок заменяется сюжетным, у которого есть своя перспектива, композиция, смысл. Сюжет рисунка должен быть близок опыту ребенка. Это может быть сюжет из жизни самого ребенка и его семьи.

С другой стороны, рисунок должен давать возможность уточнить уже сформированные у ребенка представления, а в случае необходимости и скорректировать их. Для этого нужно подбирать различные сюжеты.

6 этап - дальнейшее развитие сюжета

После того как сюжет будет «обжит» ребенком, следует переходить к его расширению, введению новых сюжетных линий. Таким образом, на данном этапе происходит формирование у ребенка новых представлений об окружающем мире.

7 этап - перенос полученных знаний в другие ситуации

На этом этапе можно переходить к переносу сюжетов из рисунков в игры с игрушками и предметами, закреплению полученных знаний в повседневной жизни, в других видах деятельности (лепке, конструировании и т.д.).

Опыт использования данной методики на практике.

(Учитель) Пример использования метода совместного рисования в работе с аутичным ребенком. Аутичный мальчик шести лет испытывал огромный интерес к бутылкам. Изображения бутылок завораживало его, и он требовал повторения рисунка снова и снова. Произнося «Бутылка! Бутылка!», он подталкивал руку взрослого, вкладывал в его пальцы карандаш. Когда бутылка была изображена многократно в течение некоторого времени, педагог стал вводить в изображение новые детали (различные этикетки, крышки и пробки), изменять размер и цвет бутылок.

При этом использовалась любая возможность для развития диалога с ребенком: «Бутылку нарисовать? А какую бутылку - большую или маленькую? Давай я нарисую большую. Вот так. А рядом маленькую. А эта бутылка пустая или полная? Наверное, полная. А что бутылке? Ах,сок! А какой сок в бутылке - апельсиновый или томатный? Давай будет апельсиновый - значит, вода в бутылке желтого цвета. Дай мне карандаш желтого цвета.» И т.д. Через некоторое время мальчик стал делать более дифференцированный заказ: не просто «бутылка», а «минеральная вода», «квас», «молоко» и др.

На следующем этапе бутылки расставляли по полкам. Еще через некоторое время был введен сюжет - теперь рисовали магазин «Напитки», где на полках и в холодильнике стояли самые разнообразные бутылки. В следующих изображениях, помимо напитков, появилось мороженое, чупа-чупс, конфетки. На рисунке за прилавком стоял продавец, а рядом изображался сам мальчик, который покупал леденец. При этом мальчиг не возражал против такого развития сюжета. И по ходу рисования сам стал задавать вопросы: «Мороженое купим?». Затем специализированный магазин переместился в супермаркет - в ассортименте появились овощи и фрукты, молочные продукты и другие товары. Увеличилось число действующих лиц, и теперь рисовали не только магазин, но и дорогу к нему и соседние здания.

В дальнейшем этот сюжет был проигран с игрушками и бутылками, вылепленные вместе с ребенком из пластилина разного цвета. А мама ребенка закрепляла с ним новые знания во время совместного похода в магазин.

Использование специальных приемов

В ходе совместного рисования дают отличные результаты специальные приемы. Одним из них является использование наклеек с различными изображениями, что позволяет облегчить и ускорить процесс создания сюжетной картинки. Это особенно важно в работе с аутичным ребенком, который не умеет ждать. Часто приходится наблюдать, как он подпрыгивает от нетерпения, ему хочется побыстрее увидеть результат рисования.

Использование наклеек дает возможность вовлечь ребенка в процесс совместного рисования, т.к. детям обычно очень нравятся манипуляции с наклейками. При этом усвоение новой полезной информации проходить эффективнее, чем в других ситуациях обучения.

Изготовление книжек из рисунков

Для того чтобы наработанное в ходе сюжетного рисования было можно использовать в дальнейшем обучении ребенка, педагог советует не выбрасывать рисунки, а делать из них книжки. Темы таких книжек могут быть самыми разными: «Про Ваню» (режим дня), « Как мы ходили в магазин», «Как мы катались на машине» и др. Такие книжки ребенком воспринимаются, как что-то родное

Формирование коммуникативных навыков в процессе совместного чтения.

Свой опыт использования чтения для коррекции психической сферы, в том числе и коммуникативной, продемонстрировала О.С. Никольская при поддержке контингента Института коррекционной педагогики РАО, город Москва.[28]

Совместное чтение, так же как игра и рисунок, служит установлению контакта с ребенком и развитию взаимодействия. С его помощью можно эмоционально тонизировать ребенка, выявлять и смягчать его аффективные проблемы. На этой основе может строиться длительная работа по оказанию помощи ребенку в осмыслении происходящего с ним и с другими людьми, в ходе которой он получает необходимый опыт индивидуальных переживаний и сопереживания.

Бывает, что совместное чтение становится единственной возможностью развития эмоционального контакта с ребенком, формирования его представлений об окружающем, о других людях. Описаны случаи, когда мутичный ребенок, не достигая возможности говорить, обучается чтению и составлению слов из букв, и это становится каналом эмоциональной связи с ним и радикально меняет в лучшую сторону его положение в семье, отношения с близкими.

С опорой на совместное чтение постепенно формируется и дифференцируется индивидуальный жизненный опыт детей с аутизмом. Выделяются важные впечатления, желания, осознаются уже сложившиеся предпочтения и весь привычный обиход, уютный жизненный порядок.

Чтение может помочь в сюжетной организации сознания, в проявлении и проработке событий личного прошлого и возможного будущего, в выделении причинно-следственной связи событий, в выстраивании и определении системы мотивов и целей, позволяющей ребенку стать менее импульсивным - подняться над провокациями непосредственной ситуации.

В общем чтении может вестись работа по развитию возможности восприятия подтекста ситуации, ее общего контекста, пониманию чувств и намерений других людей - т.е. по преодолению тенденции к буквальности и одноплановости в восприятии происходящего, характерной даже для высокоинтеллектуальных и относительно социально успешных людей с аутизмом.

Таким образом, мы видим, что чтение может применяться па разных этапах психологической помощи таким детям и в самом начале работы, во взаимодействии с маленькими детьми, и на ее поздних этапах, при поддержке подростков и даже взрослых.

Оно может использоваться в работе с разными категориями аутичных детей: и с относительно успешными в социальном развитии, продвигая их в дальнейшем развитии, поддерживая в освоении более сложной социальной среды, и с глубоко аутичными детьми, которым оно также дает возможность выхода из аутистической отгороженности, развитие взаимопонимания с близкими людьми.

Установление контакта с ребенком с помощью книги

Занятия с книгой могут быть избраны сначала просто потому, что книга уже что-то значит для такого ребенка потому, что она привлекает его внимание. На основе этой мимолетно проявляемой избирательности могут возникать и фиксироваться первые формы контакта.

Например, глубоко аутичный ребенок в процессе полевого поведения пусть ненадолго, но останавливает на книжке внимание или даже сам берет ее и перелистывает. Понятно, что такое избирательное внимание к книге может стать опорой для объединения внимания и эмоционального комментирования происходящего, осмысляющего полевое поведение ребенка. В будущем повторяющийся момент объединения внимания на книге может стать одной из опор для формирования устойчивой структуры занятия.

Сначала для нас даже не столь важно, что именно привлекает такого ребенка к книге: ее сенсорная фактура - глянец, цвет, шуршание бумаги, мелькание страниц; форма и орнамент рядов букв или сам рисунок, запечатленная на нем ситуация, воспоминание о прочитанном.

Все это, безусловно, очень важно для выявления характера избирательности ребенка, определения возможного смыслового поля, на основе которого в дальнейшем будет упрочняться и развиваться эмоциональный контакт. Но сначала значим, прежде всего, сам факт избирательного внимания к книжке как возможность объединения с ребенком на предмете его интереса, подключения к сопереживанию и начала его тонизирования сначала теми впечатлениями, которые он сам уже выбрал. У более старших и более продвинутых в аффективном развитии детей книга может стать не объектом мимолетного внимания, а предметом устойчивого и уже содержательного интереса. Очень часто это увлечение стихами, которые такой ребенок, как правило, очень хорошо запоминает. Он может запоминать и воспроизводить длинные цитаты, «читать стихи километрами». Эти цитаты он может сам использовать к месту (например - «испеки-ка ты мне, бабка, колобок», когда хочет есть). И, как правило, не протестует, если его увлечение стихами начинают разделять близкие.

Понятно, что такой интерес к книге может быть стереотипным, ребенок может требовать читать одну и ту же страницу, одну и ту же книгу, искать в ней один и тот же рисунок. Он может и надолго погружаться в прочитанную историю, «жить в ней годами», проецируя ее содержание на реально происходящие события и пытаясь их организовать в соответствии с канвой любимого сюжета книги. Часто такой стереотипный книжный интерес исходно связан с пугающим переживанием, и ребенок постоянно «перемалывает» таким образом одно и то же захватившее его впечатление.

Бывает, что таких детей, сосредоточенных на книжке, сначала трудно вовлечь в более активное взаимодействие, например, в игру, связанную с передвижением по комнате. Это может быть связано и с выраженными страхами, и со сверхувлеченностью книгой. К тому же это может поддерживаться и характерной для интеллектуально развитых детей с аутизмом катастрофической моторной неловкостью, затрудняющей любую реальную деятельность.

Игры таких детей тоже часто представляют лишь вербальную активность - стереотипное проговаривание свернутого сюжета любимой книги или мультфильма. Поэтому присоединение к этому стереотипному интересу, к постоянному перечитыванию и проговариванию содержания одной и той же книги, может надолго остаться единственной основой установления и развития эмоционального контакта.

Особенности развития интереса к книгам

Известно, что аутичные дети очень часто рано начинают интересоваться книгами. Многие из них уже до года имеют репутацию чрезвычайно умных детей, поскольку могут сами занять себя, длительно перебирать, перекладывать и перелистывать книжки, смотреть в них картинки. При этом, правда, они предпочитают делать это все сами и не расположены делить это удовольствие со своими близкими.

Более того, их могут очень рано интересовать буквы. Нередки примеры, когда такие дети уже до года могут длительно и завороженно рассматривать не яркие картинки, а именно текст книжки. Бывает, что одним из первых слов они произносят слово «буква». Буквы могут стать предметом их стереотипного интереса, они начинают постоянно искать и находить их очертания в окружающем.

Часто такие дети очень рано начинают требовать чтения вслух, в основном стихов, и показывают при этом хороший, иногда недетский вкус, проявляя интерес к классической поэзии. Специалисты даже упрекают мам за неадекватный подбор стихов. Оправдываясь, мамы говорят, например: «... но что я могла сделать, если он успокаивался, когда я читала ему Тютчева или Пушкина».

Существуют и примеры, когда ребенок сам начинает читать и выкладывать из букв слова раньше, чем научается говорить. Так мы знаем случай, когда родители случайно обратили внимание, что неумеющий говорить ребенок все время бегает от стола в комнате на кухню, где застывает перед раковиной вниз головой. Выяснилось, что под раковиной на стене вверх ногами наклеена газета, и ребенок упорно бегает от нее к столу с буквами магнитной азбуки, выкладывая на нем слова из газетного текста.

Дети могут начать обращаться к родителям, используя самостоятельно набранный текст. Так, ребенок, о котором шла речь выше, обращаться к родителям впервые начал, используя буквы магнитной азбуки. Он выкладывал на доске просьбу: «Папа, включи, пожалуйста, телевизор», а потом за руку тянул к доске отца. И говорить он начал, прочитывая эти просьбы.

Ребенка с формирующимся аутизмом в книге более завораживают «чистые» сенсорные впечатления. Листание книг и журналов может вызываться удовольствием от шуршания и мелькания страниц, особенно глянцевых, где можно увидеть отблики света. На этой основе часто складывается стереотипная аутостимуляция.

Таким образом, трудности восприятия смысла прочитанного имеют множественные основания. Во-первых, малый собственный опыт активного контакта с миром и с другим человеком, недифференцированность картины мира, представлений о себе, воспоминаний и планов на будущее не позволяет сложиться тому индивидуальному мироощущению, которое и отзывается на образы сказки, рассказа, в них обычный ребенок прежде всего узнает свои переживания. У аутичного же ребенка такого опыта переживаний или нет совсем, или он крайне недостаточен. Другими словами, ему мало чем или даже совсем нечем эмоционально резонировать. Во-вторых, даже там, где ребенок отзывается, он крайне фрагментарен в восприятии смысла. И внимание его неустойчиво, и аффективные детали могут слишком захватывать его и мешать восприятию целого. Он стереотипно возвращается к переживанию одного и того же впечатления.

Установление эмоционального контакта может опираться на совместные занятия с книгой и вокруг книги, прорисовывание, проговаривание деталей самых простых бытовых сюжетов прочитанного. Эмоциональный контакт строится на основе общего переживания уклада, в сопереживании удовольствию, уютному порядку, приятным деталям жизни ребенка.

Например, обсуждение, что там в доме у трех медведей, какие запасы, какая кроватка, подушечка и одеяло, стол и стульчики, окошечко, что из окна видно..., а что у вас дома, а у нас есть... Ребенок получает опыт, с одной стороны, совпадения с другим человеком, с другой - возможных вариантов индивидуальной избирательности, дополняющих и поддерживающих друг друга.