Цель: вывести релятивистский закон сложения скоростей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение
- Какое время называют собственным?
- Чем определяется замедление времени: свойствами света, конструкцией световых часов или свойствами самого времени?
- Почему при движении замедляется не только ход часов, но и протекание всех физических процессов, а также химических реакций в человеческом организме?
- В чем суть «парадокса близнецов»?
- Какой эксперимент подтверждает эффект замедления времени?
III. Изучение нового материала
Опыт Майкельсона-Морли показал, что скорость света в вакууме постоянна и не зависит от скорости движения источника или приемника. Это означает, что преобразование Галилея и закон сложения скоростей неверен при скорости движения, соизмеримой со скоростью света.
Материальная часть (тело) не может двигаться с большей скоростью, чем скорость света.
Скорость тела, как относительно неподвижной системы отсчета X, так и относительно системы X', движущейся со скоростью v:
Умножив на
последнее, имеем
или 

Пусть vх’ и v малы по сравнению со скоростью С:
