Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Приокский»
Проект
«Ремесла Рязанского края: пропаганда и изучение»
Автор: педагог дополнительного образования
Шаглина Екатерина Александровна
Рязань, 2019
Проект «Ремесла Рязанского края: пропаганда и изучение» разработан педагогом дополнительного образования «Центр детского творчества «Приокский» Шаглиной Екатериной Александровной и реализуется на его базе.
В настоящее время разные социальные слои населения увлекаются различными видами прикладного творчества, пользуясь информации из интернета, но при этом испытывают недостаток общения, возможности поделиться своими наработками в непосредственных встречах. Следует отметить, что при этом забываются традиции, виды ремесел, народного искусства, которые были развиты и существуют до сих пор в той местности, где живет человек. Даже в школах на уроках технологии учитель часто предлагает к изготовлению те предметы, которыми владеет сам, забывая о региональном компоненте.
Рязанский край богат ремеслами, которые характерны только для нашей местности: Михайловское цветное коклюшечное кружево, Рязанская вышивка (белая строчка, цветная перевить), игольное кружево – Кадомский вениз, Касимовская роспись по дереву и др. Эти виды искусства мало используются в практической жизни, закрываются производства и мастерские, изделия выполняются только отдельными мастерами. Бывает, что люди даже не могут отличить один вид искусства от другого. Например: Рязанская белая строчка и Горьковский гипюр, Хохлома и Касимовская роспись.
Для того чтобы традиции нашего края не были утеряны, необходимо начинать рассказывать детям, прежде всего об истории родного края, той местности, где они живут. Воспитывать в детях чувство гордости за мастеров, сохраняющих обычаи, традиции, возрождающие старинные народные ремесла из небытия.
Педагоги Центра детского творчества «Приокский» за всю свою историю существования накопили большой опыт по изучению, пропаганде и передаче знаний детям, педагогам образовательных учреждений и родителям о ремеслах Рязанского края. Многие годы в учреждении реализовывались программы по вышивке, кружевоплетению на коклюшках, вязанию, изготовлению кукол из различных материалов, плетению из лозы и других. В результате работы собран богатый методический, дидактический материал. Создан фонд изделий, выполненных в традициях рязанских ремесел в различных техниках. Лучшие образцы стали экспонатами музея этнографии «Берегиня».
Педагоги МБУДО «ЦДТ «Приокский» разрабатывают мастер-классы, методические разработки по декоративно-прикладному искусству. В прошлом являясь воспитанницей ЦДТ «Приокский», освоила такие виды декоративно-прикладного творчества как: Михайловское цветное коклюшечное кружево, Рязанскую вышивку, бисероплетение, получила до профессиональную подготовку. В настоящее время, будучи педагогом дополнительного образования МБУДО «ЦДТ «Приокский» передаю знания и опыт подрастающему поколению. Мной была разработана программа по бисероплетению «Ступени мастерства», где большое внимание уделяется изучению истории и традиций Рязанского края.
В настоящее время многие занимаются вышивкой крестом, а исконно рязанские виды ремесел забыли. Мы своим краем гордимся, поэтому стала необходимость привлечения внимания детей и родителей к данной проблеме.
Актуальность темы моего проекта объясняется тем, что народные промыслы - это история страны, города, семьи. Нельзя забывать истоки народных промыслов и труд народных мастеров. Сегодня исторические традиции занимают все меньше места в повседневной жизни семьи. Проблема возрождения, сохранения и развития народных ремесел является одной из наиболее актуальных.
Сохранение и развитие традиционной народной культуры, в частности
Михайловского кружева и Рязанской вышивки является приоритетным направлением в Центре детского творчества «Приокский».
Знакомство с традиционными ремеслами родного края побудило меня к разработке программы для детей мотивированных к обучению (одаренные дети) по изучению и пропаганде таких видов ремесел как Михайловское кружево и Рязанская вышивка. Среди обучающихся выявлены дети и родители, которые знакомы с основами и техникой рязанской вышивки и кружевоплетения на коклюшках. Они являются активными участниками проекта.
Работа ведется в каникулярное время. Это позволяет привлечь более широкий круг учащихся, которые не занимаются по программе «Ступени мастерства», работать со школьными лагерями.
Цель: разработка программы по изучению и пропаганде ремесел Рязанского края для детей мотивированных к обучению.
В рамках реализации проекта решаются задачи:
воспитание у детей чувство гордости за родной край;
ознакомление обучающихся с ремеслами Рязанского края;
умение работать с документальными материалами;
развитие творческих способностей обучающихся;
привлечение внимания детей и взрослых к истории родного города;
развитие мотивации к познанию традиций родного края;
участие с творческими работами в конкурсах различного уровня;
расширение форм работы по пропаганде ремесел Рязанского края.
Руководитель проекта: педагог дополнительного образования МБУДО «ЦДТ «Приокский» Шаглина Екатерина Александровна.
Участники проекта: педагоги МБУДО «ЦДТ «Приокский», педагогические работники, общественность.
Целевая группа: дети и подростки, мотивированные к обучению.
Время реализации: долгосрочный.
Место реализации: город Рязань.
Содержание работы.
Этапы:
1 этап: подготовительный. (Август-сентябрь).
Сбор материалов о рязанских ремеслах.
Формирование рабочей группы из числа педагогов ЦДТ «Приокский», занимающихся декоративно-прикладным творчеством, общественности и родителей.
Определение приоритетных тем, конкретизация плана работы.
Подготовка презентации по ознакомлению детей с ремеслами Рязанского края.
2 этап: основной.
Работа с детьми и родителями.
Октябрь.
Знакомство с ремеслами Рязанского края. Презентация «Ремесла Рязанского края».
Посещение этнографического музея «Берегиня» в МБУДО «ЦДТ «Приокский»
Участие в фестивале народных ремесел.
Участие в Национальном фестивале-конкурсе традиционного народного творчества «Есенинская Русь.
Декабрь-январь.
Организация творческого вечера для одноклассников с целью пропаганды одного из ремесел Рязанского края.
Март-апрель.
Посещение Краеведческого музея с целью знакомства со старинными образцами Михайловского кружева и Рязанской вышивки.
Проведение интерактивной игры «Моя Рязань» (см. приложение 2).
Проведение мастер – класса для детей и родителей «Михайловское кружево»
Май-июнь.
Посещение этнографического музея «Берегиня» в МБУДО «ЦДТ «Приокский».
Изучение основ кружевоплетения.
Методическая работа.
Встреча с мастерами.
Консультации.
Разработка и организация экскурсий.
Разработка игр, презентаций, подготовка дидактических и наглядных материалов.
Составление текстов бесед для мероприятий.
Разработка программы по кружевоплетению и вышивке.
3 этап: заключительный.
Анализ работы по проекту.
Определение ситуации для продолжения работы.
Корректировка плана работы на следующий год.
Формирование группы детей, мотивированных к обучению (одаренные).
Разработка и утверждение программы.
Необходимые ресурсы
ресурсы | необходимые | имеющиеся | привлеченные |
Кадры | Администрация образовательного учреждения. | Директор МБУДО «ЦДТ «Приокский» Орлова С.И. Педагог дополнительного образования Шаглина Е.А. | Педагоги дополнительного образования МБУДО «ЦДТ «Приокский», руководитель этнографического музея «Берегиня» Богомолова Л.В., сотрудники краеведческого музея, мастера по Михайловскому кружеву и Рязанской вышивке, общественность. |
Дидактический и наглядный материал | Образцы ремесел Рязанского края | Изделия народного творчества, технологические карты, фотоматериалы, исследовательские работы учащихся. | Экспонаты музея |
Технические средства | Ноутбук, проектор, экран | МБУДО «ЦДТ «Приокский» | Мультимедийное оборудование образовательных учреждений. |
Ожидаемые результаты:
Сформируется чувство гордости за родной край.
У детей расширится представление о ремеслах родного края.
Проведенная работа будет способствовать формированию и развитию творческих способностей обучающихся.
Родители будут больше внимания уделять совместному творчеству с детьми, с уважением относится к образцам народного творчества.
Создание творческой группы для дальнейшей работы.
Расширение форм работы по пропаганде ремесел Рязанского края.
Итоги работы:
Проведена экскурсия «Ремесла Рязанского края».
Проведено мероприятие «История и традиции Михайловского кружева».
Участие в фестивале народной культуры (МБУДО «ЦДТ «Приокский»), в открытом фестивале национальных культур «Дружба Народов» (Префектура Московского района г. Рязани), в Национальном фестивале-конкурсе традиционного народного творчества «Есенинская Русь, в областном конкурсе детского художественного и декоративно-прикладного творчества «Мой кремль».
Создание творческой группы и разработка проекта «Поют кленовые коклюшки»
Участие в мастер-классе «Михайловское кружево».
Методическая разработка
Разработка интерактивной игры «Моя Рязань».
Разработка и утверждение программы по изучению и пропаганде ремесел Рязанского края.
Список использованной литературы
1. Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево. Собрание
Государственного Исторического музея. Альбом. "Изобразительное
искусство", Москва, 1982, 272 с.
2. Журнал. Коклюшечное кружево. Учебно-методическое пособие.
3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры. – СПб.:1997. – 123 с.
4. Луиза Де Гаспери Равера. Плетение на коклюшках. -АРТ РОДНИК, 2010. -
64 с.
5. Лукашева Р.А. Стильные штучки из кружева. -М.: АСТ_ПРЕСС КНИГА,
2006. -144 с.: ил. -(Ручная работа)
6. Рожкова А.И. Сцепное кружево на
коклюшках от А до Я. -Ростов н / Д: Феникс, 2006. -219 с.: ил. -(Город мастеров).
7.Рожкова А.И. Мерное кружево на коклюшках.-Ростов н / Д: Феникс, 2006. -
235 с.
8. Рожкова А.И. Кружево на коклюшках в одежде. -Ростов н / Д: Феникс, 2006. -234 с.
9. Челнокова В.Н. Кружево -искусство хитросплетения. -Ростовн / Д: Феникс,
2006. -256 с.