Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Керчи Республики Крым
«Специализированная школа №19 с углубленным изучением
английского языка
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Решение неравенств методом интервалов.
| Васильева О.В. | |
| Предмет | алгебра |
| Класс | 9 |
| Базовый учебник | «Алгебра 9» Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. под ред. Теляковского |
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель урока: рассмотреть применение метода интервалов для решения неравенств различных типов.
Задачи урока:
Личностные: Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, математической и общей грамотности.
Метапредметные: создать условия для развития интеллектуальных умений, умений выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, делать выводы
Предметные: Повторить метод интервалов, организовать деятельность учащихся на применения метода интервалов при решении целых рациональных неравенств.
Планируемые результаты:
личностные:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
метапредметные:
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
предметные:
умение решать неравенства методом интервалов, применять графические представления для решения и исследования неравенств; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
Оборудование и материалы: компьютер, презентация для сопровождения занятия,
Ход урока
I. Организационный момент. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор задач, вызвавших затруднения).
II. Повторение и закрепление пройденного материала.
Устная работа. (слайд 2):
Решите неравенство ах2 + bx + c ≤ 0 и ах2 + bx + c 0, если на рисунке изображен график соответствующей квадратичной функции:
а)
б)
в)
2. Проверочная работа (слайд 3):
В а р и а н т 1
Решите неравенство:
а) х2 – 8х + 15 0; б) 2х – х2 ≥ 0; в) х2 + 2х + 1 0.
В а р и а н т 2
Решите неравенство:
а) х2 – 10х + 21 ≤ 0; в) х2 – 10х + 25 0; б) 9 – х2
III. Сообщение темы и цели урока.
IV. Изучение нового материала.
Давайте запишем план применения метода интервалов (слайд 4):
Рассмотрим схему решения на следующем примере.
Пример 1. Решим неравенство
Решение (слайд 5):
Прежде всего, отметим, что если в разложении многочлена на множители входит сомножитель
, то говорят, что
- корень многочлена кратности
.
Данный многочлен имеет корни:
кратности 6;
кратности 3;
кратности 1;
кратности 2;
кратности 5.
Нанесем эти корни на числовую ось. Отметим корни четной кратности двумя черточками, нечетной кратности - одной чертой.
Определим знак многочлена на каждом интервале, при любом значении х не совпадающем с корнями и взятом из данного интервала. Получим полную диаграмму знаков многочлена на всей числовой оси:
Теперь легко ответить на вопрос задачи, при каких значениях х знак многочлена неотрицательный. Отметим на рисунке нужные нам области, получим:
Из рисунка видно, что такими х являются
.
Проанализируем смену знаков в корнях различной кратности.
Посмотрите внимательно на диаграмму знаков, что можно заметить? (предполагаемый ответ: в корнях четной кратности смена знаков не произошла, а в корнях нечетной кратности - знак меняется).
Давайте проверим, подтвердится ли данное наблюдение при решении других неравенств.
Решите неравенство (слайд 6).
1 вариант:
2 вариант:
(Два ученика решают неравенства на откидной доске не видной классу, остальные выполняют задание самостоятельно, затем проверяем полученное решение по вариантам и снова делаем выводы о смене знака в зависимости от степени кратности корня).
Обобщая ваши наблюдения, приходим к важным выводам (слайд 7):
Для решения неравенства важно знать, является ли k четным или нечетным числом.
При четном k многочлен справа и слева от
имеет один и тот же знак (т.е. знак многочлена не меняется),
При нечетном k многочлен справа и слева от
имеет противоположные знаки (т.е. знак многочлена изменяется).
Еще небольшое замечание, что бы применять метод интервалов, нужно сначала привести в неравенство к указанному виду (т.е. разложить на множители).
Рассмотрим способы решения рациональных неравенств
методом интервалов (слайд 8).
Заметим, что рациональные неравенства легко сводятся к решению неравенств высоких степеней. Умножим обе части такого неравенства на многочлен
, который положителен при всех допустимых значениях х (т.к.
). Тогда знак исходного неравенства не меняется, и получаем неравенство
, эквивалентное данному неравенству.
Итак,:
эквивалентно системе неравенств которая далее решается методом интервалов.
Пример 2. (слайд 9) Решим неравенство
Отметим, прежде всего, что знаменатель неравенства не может быть равен нулю и найдем область определения неравенства:
откуда
Сведем данное рациональное неравенство к алгебраическому. Для этого умножим обе части неравенства на положительное выражение - квадрат знаменателя (замети, что при этом знак неравенства не меняется). Получаем: . Разложив квадратный трехчлен на множители, имеем: . Решаем это неравенство методом интервалов. Находим корни многочлена и определяем их кратность: х =1 (четная кратность), остальные корни 3, -1, 0, 5, -2 (нечетной кратности). Отмечаем корни на числовой оси с учетом области определения неравенства и определяем знаки на промежутках с учетом кратности корней.
Ответ: .
V. Задание на уроке (первичное закрепление материала).
Фронтальная работа с классом (слайд 10)
№389 (а, в), № 390 (в, г), №393(а), №394(а).
№389. Решите неравенство, разложив его левую часть на множители:
а)
в)
№ 390. Решите неравенство:
в)
г)
№393. Решите неравенство: а)
№394. Решите неравенство: а)
VI. Задание на дом (слайд 11).
Повторить параграф 15 (глава II), №389 (б), № 390 (б), №393(б), №394(б).
Подумайте, как имея готовую диаграмму знаков построить эскиз графика функции.
VII. Подведение итогов урока, рефлексия.
1. В чем состоит метод интервалов решения неравенств?
2. Любое ли неравенство можно решить методом интервалов?
3. Как применяется метод интервалов к решению дробных неравенств?
4. Как решается неравенство, содержащее целое выражение выше второй
степени?