| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Сообщение на тему:
«Технология задачного обученияй»
Выполнила
студентка Ш-32 группы
Настыч Олеся Александровна
Ейск, 2019 г.
В системе мыследеятельностной педагогики задачная форма обучения (ЗФО) является одной из технологий, с помощью которой педагог может ввести ребенка в процессы мышления (порождения нового способа действия).
Работая в рамках задачной формы обучения, учитель ставит учащихся перед необходимостью самостоятельно искать пути решения задачи, для которой они не имеют готового, заранее рассказанного учителем способа, но в то же время имеют достаточно знаний, применяя которые в нестандартных ситуациях, учащиеся способны прийти к правильным выводам.
Урок в задачной форме состоит из следующих этапов:
Составление задач – ловушек, для которых выбираются фрагменты программы, представляющие определенную трудность; сквозные темы учебного предмета (так, например, понятие "сложное предложение", впервые встречающееся в 5 классе, базисно может быть освоено уже на этом этапе).
Далее анализируются имеющиеся знания и способности детей для восприятия данного учебного материала (освоение нового способа в рамках этой темы).
Производится отбор учебного материала и формирование заданий для актуализации имеющихся способов.
Конструируются задачи – ловушки, внешне похожие на предыдущие задания, но требующие другого способа решения.
Проводится анализ предполагаемых способов действия детей. Рассматриваются возможные способы действия детей и продумываются варианты разворачивания учебных ситуаций.
Подбираются и формируются вопросы, которые выведут детей на рефлексию. (Что получим? С чем столкнулись? Как объяснить? В чем противоречие? Чего не знаем?) Важно, чтобы эти вопросы позволили сформулировать ответ на вопрос "Чего мы не знаем?" Отсюда – возможность у детей выхода на самостоятельную формулировку учебной задачи.
Проводится самостоятельная постановка детьми учебной задачи с возможной корректировкой учителя.
Выдвижение проектного хода по разрешению учебной ситуации. Под учебной ситуацией понимается ситуация, специально конструируемая для систематического освоения конкретного учебного предмета.
В случае нескольких вариантов проектных ходов – реализация всех предложений и их проверка.
Формулировка нового способа решения и фиксирование его в определенной знаковой форме (схема, модель, правило).
Рефлексия проделанной работы. Для ребенка должно стать очевидным то, как он получил данное знание. Учащиеся в ходе этой работы должны найти ответы на вопросы: почему нельзя было применить для решения поставленной задачи старый способ решения, чем поставленная задача отличается от предыдущих, какие средства для решения задачи были применены, и, наконец, какой новый способ решения был найден и в чем состоит его новизна. Учащиеся должны сформулировать, какие знания и ранее известные способы для решения задач мы имели до начала работы и какие получили в процессе решения. То есть выделить приращение средств решения задач.
Затем дети должны самостоятельно создать задания, на применение нового способа и, наконец, необходимо провести силами учащихся анализ для нахождения места нового способа в общей картине знаний.
Применяя данную технологию, важно сформировать у них способность формулировать вопросы и ответы, умения слушать и слышать высказывания других учащихся, удерживать их предложения в памяти и работать с ними. Не секрет, что при традиционном способе обучения учащиеся, часто перестают слушать ответ товарища, как только становится понятно, что их самих не спросят. В процессе занятия в задачной форме обучения педагогу важно специально выстроить процесс мыслекоммуникации, который формируется через работу в паре, в команде, в микрогруппе.
Технология ЗФО предполагает сравнительно-сопоставительный анализ разных решений, который позволяет:
понять, какими индивидуальными способами действовали учащиеся, и восстановить ход их рассуждений.
Таким образом, задачная форма обучения используется с целью формирования у учащихся способов получения продуктивного результата при поставленных целях и развития умения рефлексивно описать свой путь движения через ситуацию и соответствие поставленных целей полученному результату.
Подводя итог сказанному, отметим что, задачная форма организации - это технология развития мышления, коммуникации и деятельности.
Освоение педагогами задачной формы организации образовательного процесса позволяет:
1) осуществлять текущую диагностику при индивидуальной, групповой и коллективной формах работы;
2) организовывать реальные процессы «живого» мышления и понимания учащихся;
3) включать «пассивных» и слабоуспевающих детей в учебную деятельность на их собственных основаниях;
4) повысить успеваемость;
5) развить формы коммуникации и рефлексии у детей;
6) осваивать деятельность исследования, планирования, конструирования, сценирования и проектирования.
Следует отметить, что переход на задачную форму обучения тяжел для педагога, прежде всего ломкой стереотипа мышления, так как хочется преподнести все знания самой, а – нельзя. Необходимо дать возможность детям самим сделать выводы.
Освоить принцип создания задач – ловушек не слишком сложно, сложнее так рассчитать приращение информации, чтобы, с одной стороны, дети смогли самостоятельно преодолеть затруднения, а с другой, оно не оказалось бы слишком легким.
После освоения уроков в задачной форме при изучении нового материала, возникает необходимость перехода на творческие задания при проведении уроков закрепления знаний, так как привычные уроки уже входят в противоречие с творческой работой учащихся. Сдвиги, происходящие с учащимися при использовании этого метода тем заметнее, чем слабее класс. Сильные учащиеся и так мотивированы на учебу, в то время как слабым необходимо дать почувствовать радость умственного труда и возможность сделать открытие самостоятельно. Хочется еще раз подчеркнуть, что для таких классов особенно тщательно следует выбирать уровень сложности задач – ловушек, чтобы не отпугнуть детей слишком сложными заданиями.
Задачная форма обучения готовит школьников к самостоятельной творческой деятельности и к сдаче выпускных экзаменов, затем и к успешному обучению в вузе.
| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Решение педагогической ситуации
Выполнила
студентка Ш-32 группы
Настыч Олеся Александровна
Ейск, 2019 г.
Педагогическая ситуация:
Ученик не доволен своей отметкой и в качестве протеста влезает на стол. В классе раздается громкий шумный смех детей, что сорвало урок. Как купировать скандал, какими путями можно было избежать этой ситуации?
Участники:
Участниками педагогической ситуации является ученик, недовольный своей оценкой, его одноклассники и классный руководитель.
Проблема:
Проблема данной ситуации заключается во взаимоотношениях ребенка и учителя, а именно в недопонимании друг друга. То есть, учитель, объективно оценил ребенка, а так как ученик сам себя объективно оценить не может, поэтому он и проявил такую реакцию, пытаясь обратить на себя внимание, в ходе чего сорвал урок.
Причина:
Ситуация возникла не просто так, виной всему, скорее всего, была поставленная ранее оценка, с которой мальчик был категорически не согласен, и так неумело решил выказать свой протест;
У ребенка нет уважения к учителю, своим одноклассникам и самому предмету, поэтому он и влез на парту.
Педагогические задачи:
Успокоить учащихся
Вернуть рабочую обстановку в классе
Разрешить возникшую ситуацию с учеником, недовольным своей оценкой
Решение:
Избежать этой ситуации можно было бы пояснив сразу же и вовремя причину выставления ученику данной оценки, а также объяснить ученику какими путями её можно исправить, и в какое время, чтобы он на этом не зацикливал своё внимание;
Учителю же не стоит делать акцент на данной ситуации, раз уж она произошла, во время проведения урока, а тем более вступать в перепалку. Можно было сказать: «Для того, чтобы исправить оценку не обязательно так высоко забираться» и попросить спуститься с парты, спокойно продолжая урок, а после урока, естественно, оставить ученика и поговорить;
Попросить ребенка так не делать, а если возникнут какие-то трудности, я всегда смогу тебе помочь и объяснить;
Проводить индивидуальную системную работу с ребенком
«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...» (Конфуций)
| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Фрагмент урока с технологией разноуровневого обучения
Выполнила
студентка Ш-32 группы
Настыч Олеся Александровна
Ейск, 2019 г.
Класс: 2
УМК: «Перспектива»
Предмет: «Русский язык»; часть 1
Тема: «Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначения на письме»
Этап актуализации знаний
- Ребята, вот мы и подзарядились энергии. Теперь можно приступить к уроку.
- Но прежде чем начать изучение чего-то нового, давайте вспомним прошлую нашу тему.
-Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке? Правильно. «Йотированные буквы е, ё, ю, я.».
-А чтобы проверить, как вы усвоили прошлый материал, откройте свои учебники на стр. 66 и выполните упражнение 92.
Определенные дети выполняют задание на карточках
Задание 1.
Вам необходимо найти лишнее слово, зачеркнуть его и объяснить, почему оно лишнее.
Магазин, ёлка, якорь, юла, ехать.
Друзья, ёжик, есть, стол, копьё.
Пьёт, яма, Юра, урок, енот.
Задание 2.
Вам необходимо вставить пропущенную букву и указать ударение.
Мес..ц, к..ртина, с..пог, х..р..шо, скор.., п..тух, ..днажды, экск..ват..р, меб..ль, д..кабрь, эск..лат..р, ..г..род, т..пор, гор..д, г..рох, к..пуста, учебн..к, м..рковь.
Задание 3.
Ваша задача на месте пропусков вставить верную букву и подчеркнуть букву, которые обозначают мягкость согласного звука.
В..рона, к..нь, р..стение, с..рай, уг..ль, в..селье, кур..ца, н..сик, н..чь, м..л, слад..сть, м..ло, п..лька, л..герь, раб..та.
Задание 4.
а) Прочитай словосочетания. Спиши, вставь буквы а или я.
кра…ная лент…
м…тое пл…тье
гор…чий п…р
б) Прочитай слова, составь из них предложение. Запиши предложение, вставляя буквы а и я.
Ирин…, Т...н..., пр...тки, и, игр...ли, в
Задание 5.
Прочитай текст упражнения. Сравни по смыслу и звучанию слова, выделенные жирным шрифтом, выписать их парами. Как выражается в письме различие их звучания?
Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Хорь – хищный зверек. Сегодня выступит наш хор. Малыш ел яблоко. На поляне росла красивая ель. Мой брат разрешил брать его книги.
3 КУРС
Список литературы
[Электронный ресурс] / http://www.gurutestov.ru/test/374/
[Электронный ресурс] / https://multiurok.ru/
[Электронный ресурс] / https://psy.wikireading.ru/9977
[Электронный ресурс] / https://videouroki.net/
[Электронный ресурс] / https://www.metod-kopilka.ru/konkurs
Образовательное право : Учеб. пособие для вузов / М. Ю. Федорова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 319 с.; 22 см. - (Юридическая литература).; ISBN 5-691-01208-8 : 10000 (Юридическая литература)
Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
Под редакцией Сергеевой В.П.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Учеб. начальной школы: УМК «Школа России». Русский язык. 3 класс. 1 часть. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Учеб. начальной школы: УМК «Школы России». Математика. 1 класс. 1 часть. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова
Заключение
За данный период обучения по УД ОП.01 Педагогика, я многое узнала и многому научилась, а именно: я познакомилась с видами технологий обучения, такими как технология дифференцированного обучения; технология проектного обучения; технология разноуровневого обучения; технология модульного обучения в начальных классах, возрастно-сообразные технологии оценки достижения учащихся, диагностические методики изучения детей, а также я познакомилась с системой оценивания обучающихся, понятиями нормы и отклонений и с особенностями работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением.
Я выполняла такие задания как: фрагменты уроков с применением различных педагогических технологий, составление сообщений, картотек, карточек для проведения дифференцированного обучения, а также создание проекта и его защита.
Проделанная работа за этот семестр поможет пополнить мою методическую копилку, это является большим преимуществом при дальнейшем обучении. Все полученные знания, умения и навыки я буду использовать в своей дальнейшей деятельности, а также буду продолжать свою работу над совершенствованием.