СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач в области прав несовершеннолетних. По теме «Конституционно-правовой статус несовершеннолетних».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание 1. Решение задач в области прав несовершеннолетних. По теме «Конституционно-правовой статус несовершеннолетних». Отвечать после каждой ситуации в произвольной форме, выделив цветом (отсылка к статьям и законам приветствуется).

  1. Сергей 15 лет получил гонорар за использование своего произведения и решил положить свои деньги в банк. Но сотрудник банка заявил, что несовершеннолетние в этом возрасте не вправе вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Прав сотрудник? Обоснуйте.    

Сергею  уже есть 15 лет, он получил паспорт. Для открытья своего счета он должен предъявить сотруднику банка свой паспорт. Сотрудник банка не прав. Несовершеннолетний может положить деньги в банк. Поясню: Статья 26 ГК РФ Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет ...2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет ВПРАВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО, БЕЗ СОГЛАСИЯ РОДИТЕЛЕЙ, усыновителей и попечителя: ...3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.

  1. И. Коля (16 лет) работает в фирме «М» курьером по трудовому контракту. В его собственности находится квартира. Может ли Коля продать квартиру? Ему срочно понадобились деньги, и молодому человеку требуется юридическая консультация.

Дети до 18 лет могут владеть и пользоваться недвижимостью, но не вправе ею распоряжаться. Продать квартиру несовершеннолетнего собственника могут его законные представители: родители, усыновители или попечители.

Поскольку собственник несовершеннолетний, в сделке участвуют органы опеки и попечительства. Они должны дать согласие на продажу, иначе сделка будет незаконной и может быть аннулирована. 

Дети в возрасте от 14 до 18 лет также считаются частично дееспособными. Они участвуют в сделке, но согласие на нее должны дать родители, усыновители или попечители.

Однако Коле 16 лет и он работает по трудовому договору, таким образом, если он докажет свою дееспособность, то может продать квартиру.

 

Просмотр содержимого документа
«Решение задач в области прав несовершеннолетних. По теме «Конституционно-правовой статус несовершеннолетних».»

Задание 1. Решение задач в области прав несовершеннолетних. По теме «Конституционно-правовой статус несовершеннолетних». Отвечать после каждой ситуации в произвольной форме, выделив цветом (отсылка к статьям и законам приветствуется).

  1. Сергей 15 лет получил гонорар за использование своего произведения и решил положить свои деньги в банк. Но сотрудник банка заявил, что несовершеннолетние в этом возрасте не вправе вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Прав сотрудник? Обоснуйте.

Сергею уже есть 15 лет, он получил паспорт. Для открытья своего счета он должен предъявить сотруднику банка свой паспорт. Сотрудник банка не прав. Несовершеннолетний может положить деньги в банк. Поясню: Статья 26 ГК РФ Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет ...2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет ВПРАВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО, БЕЗ СОГЛАСИЯ РОДИТЕЛЕЙ, усыновителей и попечителя: ...3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.

  1. И. Коля (16 лет) работает в фирме «М» курьером по трудовому контракту. В его собственности находится квартира. Может ли Коля продать квартиру? Ему срочно понадобились деньги, и молодому человеку требуется юридическая консультация.

Дети до 18 лет могут владеть и пользоваться недвижимостью, но не вправе ею распоряжаться. Продать квартиру несовершеннолетнего собственника могут его законные представители: родители, усыновители или попечители.

Поскольку собственник несовершеннолетний, в сделке участвуют органы опеки и попечительства. Они должны дать согласие на продажу, иначе сделка будет незаконной и может быть аннулирована. 

Дети в возрасте от 14 до 18 лет также считаются частично дееспособными. Они участвуют в сделке, но согласие на нее должны дать родители, усыновители или попечители.

Однако Коле 16 лет и он работает по трудовому договору, таким образом, если он докажет свою дееспособность, то может продать квартиру.


  1. Мать 15-летнего Сергея потребовала, чтобы он всю свою заработанную плату отдавал ей, т.к. она лучше, чем он, сможет ею распорядиться. Правомерно ли требование матери?


Данное требование матери не является правомерным, так как, исходя из статьи 26, пункта 2 гражданского кодекса РФ, м\ы видим, что:
«...Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами...»

Сергей имеет полное законное и моральное право оставлять эти деньги у себя, распоряжаясь ими по своему усмотрению. Если бы родители подошли к этому вопросу с другой стороны, дав какой-нибудь совет или доходчиво разъяснив, почему деньги лучше давать им, тогда ситуация складывалась иначе. Требование отдавать зарплату лишь отпугнет Сергея, что может стать поводом для ссор и разногласий в семье.

  1. Шестнадцатилетний Олег работает на заводе. В последнее время родители Олега стали замечать, что он всю свою зарплату расходует на покупку видеокассет, т.е. тратит деньги, по их мнению, неразумно. Могут ли родители ограничить право сына самостоятельно распоряжаться своим заработком.

Статья 26, Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.
По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.


  1. Несовершеннолетний Иван подал заявление на имя директора магазина. В заявлении он просил принять его на работу ночным сторожем. Можно ли принять Ивана для выполнения этой работы? Нет, так как использовать труд несовершеннолетних на ночных работах запрещено.

  2. 9-летний Сережа сочинил стихотворение и хотел послать его в детский журнал. Однако его старший брат Дима сказал: «Напрасно посылаешь. Ты ведь несовершеннолетний, не можешь быть автором, и поэтому твое стихотворение не напечатают». Прав ли Дима? С каких лет человек может быть автором художественного произведения? быть автором можно с любого возраста, осуществлять права автора можно с 14 лет - ст. 26 ГК РФ

  3. Трое ребят нашли на пустынной дороге коробку, выпавшую из кузова грузовика. В коробке оказались детские игрушки. «Отнесем их в детский сад и подарим детям», - решили ребята. Оцените их поступок с точки зрений права и морали. С точки зрения морали дети поступают правильно, отдав игрушки нуждающимся. С точки зрения права, это неверное решение, так как игрушки не принадлежали детям, и они не имели права распоряжения имуществом



Задание 2. Основы правовой защиты ребенка в Российской Федерации. Правоспособность. Дееспособность. Отвечаем разумно кратко, выделив ответ цветом


Вопрос 1. Правовая защита: понятие, цели и задачи [материалы лекций, дру­гие источники, найденные самостоятельно].

Правовая защита – это всегда юридический процесс; в широком смысле правовая защита – это система взаимосвязанных правовых форм деятельности органов государства и общественных объединений; в узком смысле она есть система взаимосвязанных, специально упорядоченных, следующих друг за другом операций, подчиненных общей цели и приводящих с помощью соответствующих приемов и средств к конкретному результату


Вопрос 2. Правоспособность: понятие и сущность [2, статьи 17, 18, 22].

Правоспособность — способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Содержание правоспособности: граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом.


Вопрос 3. Дееспособность: понятие, виды дееспособности, дееспособность несовершеннолетних [2, статьи 21-22, 26-28].

Дееспособность — способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия.

В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом Кодекса.

По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.


Вопрос 4. Ограничение в дееспособности [2, статьи 22, 28, 29].

 Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом.

 Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун, учитывая мнение такого гражданина, а при невозможности установления его мнения - с учетом информации о его предпочтениях, полученной от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.

При восстановлении способности гражданина, который был признан недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими суд признает его дееспособным.

На основании решения суда отменяется установленная над гражданином опека и в случае признания гражданина ограниченно дееспособным устанавливается попечительство.


Вопрос 5. Защита прав и законных интересов недееспособных, ограниченно- и частично дееспособных лиц:

Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

  1. Законные представители ребенка [материалы лекций], [2, статьи 31-35],
    [3, статьи 127-128, 146, 153].

Законными представителями несовершеннолетних являются их родители, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, органы опеки и попечительства и иные определенные действующим законодательством представители.

Законные представители осуществляют представительство детей и защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами во всех организациях и органах, в том числе в судах, без специального полномочия на основании свидетельства о рождении (или усыновлении) ребенка, паспорта родителей, удостоверения опекуна или попечителя и др.


  1. Законные представители гражданина, признанного недееспособным [2,
    статьи 31-35].

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

  1. Права и обязанности законных представителей [1, статья 38, п.2], [2, ста­тьи 36-40], [3, статьи 61-65, 80-81, 150].

  1. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

  2. Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.

  3. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

  4. Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании.



Рекомендуемая литература

  1. Конституция РФ.

  2. Гражданский кодекс РФ.

  3. Семейный кодекс РФ.



Задание 3. Государственная политика РФ в интересах семьи и детей.


Провести контент-анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих государственную политику Российской Федерации в отношении материнства и детства (заполнение всех пунктов таблицы (положений для анализа) обязательно). На каждый документ заполняется отдельная таблица.

Перечень нормативно-правовых документов, подлежащих обязательному анализу:

  • Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года.

  • Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года.

  • Концепция развития дополнительного образования детей.

  • Стратегия воспитания в РФ до 2025 года.


Положения для анализа

Характеристика положений конкретного документа

1. Точное и полное наименование документа, дата принятия

Концепция
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года
(утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351)

2. Срок действия документа

До 2025 года

3. Основные структурные блоки: части, количество статей (принципов)

7 блоков:

  1. Общие положения

  2. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации и тенденции ее развития

  3.  Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года

  4.  Информационное обеспечение реализации настоящей Концепции

  5. Механизмы реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года

  6.  Основные этапы и ожидаемые результаты реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года

  7. Объемы и источники финансирования мероприятий настоящей Концепции

4. Основные идеи, цели и задачи

Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:

  • сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;

  • сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

  • сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

  • повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

  • укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

  • привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

5. Адресность документа

Федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований руководствоваться положениями Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года при решении задач в области народонаселения.

6. Положения (статьи, принципы), раскрывающие сущность нормативно-правового акта

В основу демографической политики Российской Федерации положены следующие принципы:

  • комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;

  • концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;

  • своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;

  • учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ;

  • взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества;

  • координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

7. Направления государственной политики РФ в отношении материнства и детства

Материальная поддержка малоимущих семей и индексация размеров пособий по уходу за ребенком, государственный и региональный «Материнский капитал»

8. Значение документа

Декларирование демографической политики, обеспечение государственной поддержкой семей с детьми и охрану здоровья населения.


Положения для анализа

Характеристика положений конкретного документа

1. Точное и полное наименование документа, дата принятия

Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года

2. Срок действия документа

От 25 августа 2014 г. до 2025 года

3. Основные структурные блоки: части, количество статей (принципов)

Состоит из 7 структурных блоков:

  1. Общие положения

  2. Современное положение российской семьи

  3. Цели, принципы, задачи и приоритетные направления государственной семейной политики

  4. Реализация государственной семейной политики на региональном уровне

  5. Механизмы и ресурсы реализации Концепции

  6. Этапы реализации Концепции

  7. Ожидаемые результаты реализации Концепции

4. Основные идеи, цели и задачи

Целями государственной семейной политики являются поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития.

Основными задачами государственной семейной политики являются: развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции; развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей; создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов; повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовнонравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; содействие в реализации воспитательного и культурнообразовательного потенциала семьи; обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства; профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности; повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлеченными в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

5. Адресность документа

Правительство РФ

6. Положения (статьи, принципы), раскрывающие сущность нормативно-правового акта

Целями Концепции государственной семейной политики в России на период до 2025 года являются:

  • поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни;

  • создание необходимых условий для выполнения семьёй её функций;

  • повышение качества жизни семей;

  • обеспечение прав членов семьи в процессе её общественного развития.


7. Направления государственной политики РФ в отношении материнства и детства

Обеспечение возможности осуществления субъективного права на социально-правовую защиту и формирование правовой культуры детей, родителей и семьи в целом

8. Значение документа

Итогом реализации государственной семейно политики должна стать сформированная  к 2025 году система мер, направленных на создание условий для удовлетворения интересов и запросов семей, повышения их экономической независимости, роли в самореализации личности, воспитании новых поколений, укреплении престижа  брака и семейного образа жизни.


Положения для анализа

Характеристика положений конкретного документа

1. Точное и полное наименование документа, дата принятия

Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей

2. Срок действия документа

от 04.09.2014

3. Основные структурные блоки: части, количество статей (принципов)

8 структурных блоков:

  1. Общие положения

  2. Состояние и проблемы дополнительного образования детей

  3. Цели и задачи развития дополнительного образования детей

  4. Принципы государственной политики развития дополнительного образования детей

  5. Основные механизмы развития дополнительного образования детей

  6. Основные направления реализации Концепции

  7. Этапы реализации Концепции

  8. Ожидаемые результаты реализации Концепции

4. Основные идеи, цели и задачи

Целями Концепции являются: обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования; развитие инновационного потенциала общества.

Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи: развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту; проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия "социальной ситуации развития" подрастающих поколений; интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом; разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности; повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого; обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества; обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям; развитие инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности; создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи; формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей; создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей.

5. Адресность документа

Правительство РФ

6. Положения (статьи, принципы), раскрывающие сущность нормативно-правового акта

Развитие дополнительного образования детей и эффективное использование его потенциала предполагает выстраивание государством ответственной политики в этой сфере посредством принятия современных, научно обоснованных решений как в области содержания и технологий, так и в части разработки управленческих и экономических моделей.

7. Направления государственной политики РФ в отношении материнства и детства

Содействие физическому, психическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей

8. Значение документа

В результате работы будет ожидаться: повышение удовлетворенности молодого поколения и семей качеством своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых системой дополнительного образования; сокращение асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, снижение масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма, наркомании, игромании; рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости детей и молодежи, формирование мотивации к здоровому образу жизни; увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить свое обучение в спортивных школах и профессиональных образовательных организациях в области физической культуры и спорт и т.д


Положения для анализа

Характеристика положений конкретного документа

1. Точное и полное наименование документа, дата принятия

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года


2. Срок действия документа

От 29.05.2015 до 2025 года

3. Основные структурные блоки: части, количество статей (принципов)

Основные структурные блоки:

  1. Общие положения

  2. Цель, задачи, приоритеты Стратегии

  3. Основные направления развития воспитания

  4. Механизмы реализации Стратегии

  5. Ожидаемые результаты

4. Основные идеи, цели и задачи

Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач: создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения; обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей; 3 повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей; создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты; формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций; создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях; повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество; обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей

5. Адресность документа

Минобрнауки России

6. Положения (статьи, принципы), раскрывающие сущность нормативно-правового акта

Поддержка семейного воспитания включает: содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами; повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей; содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей; популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных.

Обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;

7. Направления государственной политики РФ в отношении материнства и детства

Развитие социальных институтов воспитания, Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций,

8. Значение документа

Обеспечение развития общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;



Задание 4. Тема «Пособия на детей»

  1. В лекционной презентации «Социальные пособия на детей (семьям с детьми)» даны виды пособий – ваша задача - привести примеры конкретных пособий, а в некоторых случаях (если уже имеется пример) – размер пособия в 2019 г.

  • Используйте Консультант+

  • ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ


  1. Согласно ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ кратко представьте меры социально-правовой защиты детей в РФ

(например, мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет).


Часть 1

1 группа пособий — Пособия, компенсирующие полностью или хотя бы частично временно утраченный заработок.

Примеры, приведенные в презентации:

- пособие по уходу за больным ребенком;

1) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 8 лет - в размере 100 процентов среднего заработка;

2) в случае ухода за больным ребенком в возрасте 8 лет и старше:

при лечении ребенка в амбулаторных условиях - за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с частью 1 настоящей статьи, за последующие дни в размере 50 процентов среднего заработка;


-пособие по уходу за ребенком во время карантина;


-пособие по беременности и родам;

1) среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и с учетом иных условий, установленных Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"

2) 300 рублей - женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

3) стипендии - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях;

4) денежного довольствия - женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в войсках национальной гвардии, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах принудительного исполнения Российской Федерации, в таможенных органах.


-ежемесячное пособие уходу за ребенком за время отпуска по уходу за ребенком до полутора лет


  1. 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,


2 группа пособий — Пособия, предоставляемые как «помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных обстоятельств» или как «дополнительная материальная помощь»

Примеры, приведенные в презентации:


-единовременное пособие при рождении ребенка

1) Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8 000 рублей.


-единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

1) Размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью составляет 8 000 рублей без учета индексации.

2) В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 100 000 рублей на каждого такого ребенка, без учета индексации.


-ежемесячное пособие на ребенка

-единовременное пособие беременной жене военнослужащего по призыву

1)Размер единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, составляет 14 000 рублей без учета индексации.


-пособие на погребение умершего несовершеннолетнего

-пособие на погребение в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности

-социальное пособие малообеспеченным семьям с детьми


3 группа пособий — Пособия, которые выплачиваются в качестве некоторой компенсации за причиненный вред здоровью определенной категории граждан, а при наступлении их гибели (смерти) – членам их семьи


4 группа пособий — Единовременные пособия семьям с детьми беженцев и вынужденных переселенцев; ежемесячное пособие по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию


Часть 2

Меры социально-правовой защиты детей в РФ:


Законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:

  • меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

  • меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;


В соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет.


В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.