18
.
Сценарий республиканского конкурса чтецов
«Бурятии родной мотивы».
Ведущая 1: Встречаем, на сцене дипломанты III степени Республиканского конкурса народной песни и танца « Навстречу друг другу», школьный хореографический ансамбль « Семицвет» - танец « Зимняя история». Художественный руководитель Соколова Марина Владимировна.
Песня в исполнении учителя труда ( технологии) Соколова Олега Николаевича - « Женщина воздух».
Фоновая музыка. На сцену выходят ведущие.( Черных Н.В., Лунева Е.Б.)
Ведущий 1: Мой дивный край – Бурятия родная,
Цветешь ты ярким цветом у дорог,
И снегом белым горы покрывая,
Приводишь путников ты в свой чертог.
Ведущий 2: О, этот край, восполнивший мне душу,
Доставший волнами Байкала до небес.
Край дивных кедров тишину нарушил -
Так разговаривает с нами лес.
Ведущий 1: И здесь в степях поет красиво птица,
И зверь выходит лесом на тропу.
Я счастлива, что мне дано родиться
В Бурятии родной, в моем краю!
Ведущий 2: Добрый день, дорогие гости! Добрый день, участники конкурса чтецов и члены жюри! Мы рады видеть вас в этом зале! Таких разных: совсем ещё юных и умудрённых жизненным опытом, голубоглазых и кареглазых, блондинов и брюнетов, высоких и не очень. Все мы очень разные, но всех нас объединяет любовь в нашей родине – Бурятии!
Звучит Гимн Бурятии
Ведущий 1: 30 мая 1923 года была образована Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика со столицей в Верхнеудинске. Она вошла в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Эта дата считается днём образования Республики Бурятия.
В 2023 году, Бурятия отметила свой 100 летний юбилей.
Ведущий 2: Традиционно в этот день по всей республике проходят торжественные собрания, праздничные и конкурсные мероприятия. Особое внимание уделяется государственным символам Республики Бурятия.
Ведущий 1: В этот день особенно много звучит стихов и песен о Бурятии: её природе, несметных богатствах и людях. В этих стихах и песнях поэты выражают свои самые высокие чувства по отношению к нашему любимому краю. Оттого, наверное, всего они полны необычайного тепла и душевности.
Ведущий 2: Все эти краски и эмоции сегодня предстоит продемонстрировать участникам конкурса чтецов «Бурятии родной мотивы». Оценивать выступления будет жюри (представление членов жюри).
………………………………………………….
…………………………………………………..
………………………………………………….
………………………………………………….
Ведущий 1: Жюри будет оценивать грамотность, чёткость речи; интонационную выразительность; использование мимики, жестов, поз, движений и, конечно, внешний вид участников конкурса.
Ведущий 2: Даааа…. Жюри предстоит сложная работа! Ведь все участники конкурса готовы очень хорошо!
Ведущий 1: Тогда пожелаем участникам конкурса удачи!
Ведущий 2: А жюри плодотворной работы!
Вместе: Мы начинаем!
Ведущая 2: Давайте поприветствуем участников конкурса чтецов!
Итак, наши аплодисменты Саидовой Александре, Спиридонову Егору– Учащимся « Иройской школы».
Ведущий 1. Мы рады видеть участников из «Новобрянской СКОШИ»: Кузнецова Алина, Хасанов Артем, Ерофеев Максим!
Ведущая 2: Давайте поприветствуем ребят из «Закаменской СКОШИ». Соскинов Батор, Мязитова Очирма, Панов Владислав!!!
Ведущий 1. Мы рады видеть в нашем зале Левичеву Веронику, Кисилева Кирилла, Андриянову Виолетту из «Селенгинской СКОШИ»!!!
Ведущая 2: Наши аплодисменты участникам ГБОУ « СКОШИ №2 » г.Улан – Удэ . Реховской Анжеле, Цыренпиловой Ксении, Ефимову Владимиру.
Ведущий 1. Давайте поддержим аплодисментами Балаганского Геннадия, Баирова Константина и Козлову Веронику из ГБОУ « Галтайская СКОШИ».
Ведущая 2: Приветствуем ребят из ГБОУ « Эгитуйская СКОШИ», Гольцов Александр, Медведева Рената, Парфенова Диана.
Ведущий 1. Сегодня в нашем конкурсе принимают участие учащиеся ГБОУ « СКОШИ №3» города Улан-Удэ. Чистохин Михаил, Афанасьева Анжела, Далыкова Дажидма.
Ведущий 1. А теперь поаплодируем участникам «Турунтаевской СКОШИ». Кузмичеву Дмитрию, Судаковой Юлии, Будковской Ксении.
Ведущий 1: О чём чаще всего пишут поэты?
Ведущий 2: Наверное, у каждого из них есть своя любимая тема…
Ведущий 1: Но, наверняка, каждый из них написал хотя бы одно стихотворение о красоте родного края.
Ведущий 2: Мы открываем конкурс чтецов стихами о родной Бурятии!
Выступления участников конкурса ( младшая возрастная группа)
Викторина со зрителями
Назовите цвета флага Бурятии. (У флага три полосы, синий цвет Байкала, белый чистоты, а желтый солнца и огня)
Назовите столицу Бурятии? (Улан-Удэ)
Какие народы проживают в нашей республике? (буряты, русские, татары, эвенки, армяне, грузины, азербайджанцы...)
Какая рыба обитают в озере Гусиное? (омуль, щука, карась, сом.)
Что такое Красная книга природы Бурятии? (книга, куда занесены растения и животные, которых нужно охранять от уничтожения )
Какое животное занесено в Красную книгу Бурятии? (барс)
Назовите пять домашних животных, которых разводили буряты? (конь, корова, баран, коза, верблюд).
Какие деревья растут в наших лесах? (Ель, сосна, лиственница.)
Какие дикие животные обитают в нашей тайге ?
(соболь, белка, лисица, колонок, горностай, рысь,косуля, кабарга, изюбрь, лось, кабан, медведь.)
10. .Какие народные праздники бурят вы знаете? (Сагаалган и Сурхарбан.)
Ведущий 1: Природа Бурятии поистине прекрасна и величава! Её бескрайние леса, чистые реки, снежные горные вершины, чистые воды Байкала вызывают восхищение не только у впечатлительных поэтов!
Ведущий 2: Даже учёные, изучающие нашу природу, иногда бывают очень удивлены.
Ведущий 1: В общем, удивительный край – наша родина!
Ведущий 2: И люди у нас удивительные! Сильные духом, выносливые физически, талантливые, смекалистые…
Ведущий 1: Мы продолжаем конкурс .
Выступления участников конкурса ( средняя возрастная группа)
Викторина со зрителями
Когда отмечается праздник Сагаалган? (зимой).
Какие игры связанны с праздником Сагаалган ? (Игра в ладошки, кольцо, рукавичка).
Назовите названия годов восточного календаря. (Мышь, Кабан).
Какой народный танец исполняется на всех праздниках? (Ехор).
Любимое блюдо бурят? (Бууза)
Как называется верхняя национальная одежда. (Дэгэл).
Как по- бурятски называется шапка? (Малгай).
Как называется обувь бурят? (ичиги, гутал,)
9.Что является декоративным украшением бурятских ичигов? ( орнаменты).
На каких предметах, изделиях, вещах можно увидеть бурятские орнаменты? (Мебель - кровать, сундук, столик, ювелирные изделия, одежда и тд.)
11. Назовите один из самых необходимых предметов мебели в бурятском жилище-юрте? (абдар- сундук)
12. .Что такое сундук? (прямоугольный деревянный ящик с крышкой для хранения вещей )
Ведущий 2: Какие красивые стихи! Они как-будто объясняют чудеса нашего края.
Ведущий 1: Но сколько ещё таинственного и удивительного таят в себе природа и люди Бурятии!
Ведущий 1: Погляди, как цветут и земля, и небо Бурятии,
И веселые краски на добрую память бери.
Ведущий 1: Но мы продолжим слушать конкурсантов.
Выступления участников конкурса ( старшая возрастная группа)
Ведущий 2: Друзья, наш конкурс завершается. Жюри осталось только подвести итоги.
Ведущий 1: Всех участников конкурса благодарим за смелость и труд!
Ведущий 2: А родной Бурятии желаем процветания, благополучия и роста!
Закрытие конкурса
Школьный ансамбль « Семицвет» , танец « Улетай на крыльях ветра».
Песня в исполнении ученицы 9 а класса Будковской Ксении « Синий иней»
Объявление результатов конкурса членами жюри.
Ведущий 2. Друзья! Внимание! Слово – жюри нашего конкурса.
-……………………………………………………………………………………….– (вручает сертификаты участникам конкурса и призы );
-……………………………………………………………………………………….– (вручает грамоты за 3 место и призы)
-………………………………………………………………………………………– (вручает грамоты за 2 место и призы);
-………………………………………………………………………………………– (вручает грамоты за 1 место и денежный призы);
- Для вручения Гран-При слово предоставляется председателю
жюри………………………………………………………………………–
(вручает грамоту Гран-При и приз).
Ведущий 2. Для вручения благодарностей учителям, подготовившим участников, призеров и победителя конкурса приглашаем на сцену директора школы Хамуевой Елене Владимировны.
(вручаются благодарности учителям).
Ведущий 1. Наш конкурс подошёл к концу. Спасибо всем участникам, учителям!
Ведущий 2. Но наш путь постижения искусства Слова продолжается. Всем вам – удачи на этом пути!
Звучат фанфары.
ГБОУ « Турунтаевская СКОШИ» Участник: Кузмичев Дмитрий ( ср. группа) Самое прекрасное чудо природы – цветы. Величественные и хрупкие, аристократические и полевые, цветущие и увядающие всегда привлекали внимание поэтов, приобретая символическое значение и глубокий смысл. Произведение, автор: Намжил Нимбуев « Цветок» Руководитель: Савельева Наталья Борисовна. |
ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» Участник: Левичева Вероника ( средняя группа) Зачем, вы, думы, в сон ночами ломитесь, Сбиваясь в стаи и делясь на атомы? То как ежи рассерженные колетесь, То ластитесь пушистыми котятами. Произведение, автор: Матвей Чойбонов « Пусть светлые, добрые думы…» Руководитель: Кочнева Надежда Викторовна ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» Участник: Ерофеев Максим ( средняя группа) Прекрасен Байкал! Нет чудесней на свете! Воды бирюза и величие скал. Нет озера чище на нашей планете. Прошу вас, друзья, берегите Байкал!!! Произведение, автор: Михаил Гаврилович Митюков «Беречь Байкал- святое дело» Руководитель: Бубеева Зинаида Баировна. ГБОУ « Галтайская СКОШИ» Участник: Балаганский Геннадий (средняя группа) В каждой басне Гунга Чимитов высмеивает разные человеческие пороки: жадность, высокомерие, глупость, невежество, хвастовство, болтливость и так далее. Обязательно в басне есть мораль, в которой указано как поступать не стоит. Произведение, автор: Гунга Чимитов « Трутни» Руководитель: Дамбаева Дугарма Батомункуевна ГБОУ « Закаменская СКОШИ» Участник: Соскинов Батор ( средняя группа) Братья меньшие согревали сердца и души людей своей жертвенной любовью. И помогали ,буквально спасали их от голода, от немецких мин. Во времена войны немыслима была жизнь на селе без коровы — основной поилицы и кормилицы всей семьи. Произведение, автор: Мэлс Самбуев « Эреэгшен» ( перевод на русский Пеструха) Руководитель: Юденко Лариса Егоровна ГБОУ « Эгитуйская СКОШИ» Участник: Гольцов Александр ( средняя группа) Песни бурят представлены большим количеством обрядовых и не обрядовых песенных жанров. Они разнообразны в тематическом отношении, поражают богатством и красотой напевов: от медленных, богато орнаментированных − до быстрых и ритмичных. Произведение, автор: Дондок Улзытуев « Я слышал однажды» Руководитель: Раднаев Юрий Дондокович ГБОУ «СКОШИ № 2» г. Улан- Удэ Участник: Ефимов Владимир ( средняя группа) Лето сорок пятого года. Ехали домой в Советский Союз поезда из Европы, везли на Родину солдат, возвращавшихся с войны. Ехали домой с песнями, с наградами. Тянулись эшелоны по сожжённой, разбитой стране, мимо зелёных полей, деревень, городов. Произведение, автор: Дамба Жалсараев « Когда под гром фанфарных маршей» Руководитель: Балдухаева Людмила Петровна ГБОУ» СКОШИ № 3 » г.Улан-Удэ Участник: Чистохин Михаил (средняя группа) Гостеприимство бурятского народа - это результат многовековых традиций, закрепившей особое отношение к появлению в доме гостя, которое всегда воспринималось как событие огромной важности. Произведение, автор: Георгий Дашабылов « Погостите у нас!» Руководитель: Башеева Анна Владимировна ГБОУ « Иройская СКОШИ» Участник: Саидова Александра (средняя группа) Родная моя ! Я редко пишу тебе. Не потому, что не хочу, а потому, что не могу писать часто. Ты знаешь: моя жизнь всегда в опасности. Я не хочу тебя тешить напрасной надеждой. Я всегда пишу тебе после боя. Но если ты получишь это письмо, значит, меня нет, значит, я пал на поле боя с думой о тебе, моя далекая и близкая подруга. Произведение, автор: Дондок Улзытуев « Наказ» Руководитель: Намсараева Инна Булатовна |
ГБОУ « Турунтаевская СКОШИ» Участник: Судакова Юлия ( мл. группа) Счастье – слово короткое, но как многозначительное. Спрашивая людей о том, что такое счастье, можно получить множество разных ответов. Для одних это улыбка ребёнка, для других – удачный день. Возможно, самое сложное – это объяснить его простыми словами. Произведение, автор: Дамба Зодбич Жалсараев « Спросили старца, что такое счастье» Руководитель: Ушакова Валентина Николаевна ГБОУ « Селенгинская СКОШИ» Участник: Кисилев Кирилл (мл.группа) Чем дольше я живу, тем больше понимаю. – Что каждая профессия полезна и важна. Сегодня мастерам я строки посвящаю, Чьи руки золотые, и чистая душа! Произведение, автор: Дамба Жалсараев « Руки золотые» Руководитель: Панфилова Наталья Владимировна ГБОУ « Новобрянская СКОШИ» Участник: Кузнецова Алина (мл. группа) Что может быть лучше счастья и любви, радостных мгновений, из которых соткана сама жизнь и которые зовутся емким словом - родина. Что может быть таким робким и таким бесконечно трепетным - только родина. Произведение, автор: Оксана Мотодоева « Бурятия» Руководитель: Баринова Наталья Вячеславовна |
ГБОУ « Галтайская СКОШИ» Участник: Баиров Константин (мл. группа) Рассказывая истории которые происходят с животными, баснописец показывал пороки людей. Так и в басни Гунги Чимитова « Скакун», мы видим один из этих пороков. Произведение, автор: Гунга Чимитов « Скакун» Руководитель: Аюшев Юрий Валерьевич ГБОУ « Эгитуйская СКОШИ» Участник: Медведева Рената (мл. группа) Еравнинский район, может похвастать и целебными аршанами, и святынями, и архитектурными памятниками. История района не менее богата, а легенд и мистических мест хватит на целый альманах... Об этом нам сейчас расскажет Рената Медведева. Стихотворение « Еравна- край загадочный и яркий». Произведение, автор: Анита Норд « Еравна- край загадочный и яркий» Руководитель: Гармацыренова Сэсэг Дагбаевна ГБОУ « СКОШИ № 2» г. Улан-Удэ Участник: Реховская Анжела (мл. группа) «Слово «Родина» многое значит для каждого из нас. Этим словом, прежде всего, называется город или село, или край, где ты родился. А в каком городе мы живем? В какой Республике? (Ответы детей). Сейчас нам прочитает стихотворение о родном крае следующий участник Реховская Анжела ». Произведение, автор: Валентина Фокина " Над Бурятией родной, светлой и прекрасной» Руководитель: Мироманова Светлана Ивановна. |
ГБОУ « СКОШИ № 3» г. Улан- Удэ Участник: Афанасьева Анжела (мл. группа) В ягодном лесном царстве, проводить свободное время – огромное удовольствие. Лесной чистый воздух, запахи трав и багульника. Брусничник – тайна за семью печатями. Гроздья красно-белых ягод легко остаются в пригоршне. Варенье из брусники – деликатес, но ещё вкуснее и полезнее морс из ягод. Хороший урожай ягод придают сил и здоровья человеку. Произведение, автор: Шираб Нимбуев « Брусника» Руководитель: Гунзенова Маргарита Гунзеновна. ГБОУ « Закаменская СКОШИ» Участник: Мязитова Очирма ( мл. группа) У каждого из нас есть места, в которые мы возвращаемся с радостью,- это материнский дом. Ведь там, где мама, всегда есть место любви, теплу и пониманию. Мама – это тот единственный человек в мире, который будет всегда ждать тебя и безгранично любить. Произведение, автор: Мэлс Самбуев « Мать» ( отрывок) Руководитель: Батуева Эржена Баировна |
|
|
|
|
|
|
ГБОУ « Турунтаевская СКОШИ» Участник: Будковская Ксения ( старшая группа) Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. У одних – это большой город, у других – маленькая деревенька, где ты родился и вырос, но все люди любят ее, и эта любовь на всю жизнь. Родина – это место, где человек чувствует себя дома, где ему приятно находиться, куда после долгого отъезда он хочет возвратиться. Произведение, автор: Николай Дамдинов « Мой отчий край, долина Баргузина» Руководитель: Капустина Татьяна Викторовна ГБОУ « Селенгинская СКОШИ» Участник: Андриянова Виолетта ( старшая группа) Наверное, вряд ли найдётся в России человек, который бы ничего не слышал о Байкале. Самое древнее на планете озеро, самое глубокое, самое чистое, самое прозрачное и самое красивое. Произведение, автор: Владимир Петонов « Дикие волны Байкала….» Руководитель: Истомина Ирина Владимировна ГБОУ «СКОШИ №2» г. Улан Удэ Участник: Цыремпилова Ксения ( старшая группа) 28 сентября 2010 года весь экипаж — 300 человек — был на борту, до выхода в море эсминца "Быстрый" Тихоокеанского флота оставались считанные часы. Машинист котельной команды Алдар Цыденжапов нёс вахту согласно боевому расписанию. В 4:03 неожиданно раздался тонкий свист, а затем хлопок: в машинном отделении прорвало находившийся под давлением топливный трубопровод. Начался пожар. Алдар Цыденжапов пошёл в огонь и перекрыл вентили, которые должен был перекрыть. Предотвратив ценой своей жизни крупную аварию на военном корабле, спас от возможной гибели сам корабль и экипаж. Алдару Цыденжапову присвоили звание Герой Российской Федерации -посмертно. Произведение, автор: Бутидма Дамбуева « Погиб солдат ценою жизни» Руководитель: Власова Ольга Васильевна , Алексеева Светлана Васильевна |
ГБОУ « СКОШИ № 3» г. Улан-Удэ Участник: Дылыкова Дыжидма ( старшая группа) Цветы – очаровательные создания природы, они украшают наше жилище и сопровождают нас всю жизнь: С цветами и цветущими растениями довольно тесно связан духовный мир человека, и хотя каждый народ по-своему воспринимает красоту, однако есть красота, которая воспринимается и осознается всеми единодушно, - красота цветов. Кто не знает ая-гангу,чабрец, богородскую траву, наполняющую воздух крепким ароматом? Произведение, автор: Дондок Улзытуев « Ая- ганга» Руководитель: Ярышкина Ольга Александровна ГБОУ « Новобрянская СКОШИ» Участник: Хасанов Артем ( старшая группа) Настоящих друзей трудно найти, но они так важны. Это люди, которые поддерживают вас в трудную минуту, служат вам надежным помощником в путешествиях и часто предлагают вам слова поддержки, чтобы вы сохраняли позитивный настрой, что бы ни подбрасывала вам жизнь. Произведение, автор: Матвей Чойбонов « Мои друзья- мои живые боги» Руководитель: Дашиева Дина Викторовна ГБОУ « Галтайская СКОШИ» Участник: Козлова Вероника ( старшая группа) Научившись ходить по родным тропинкам, душа помнит запах, вкус, цвет детства. Родная речь, услышанная в детстве из уст матери, способна в самые сложные периоды жизни и болезни воскресить в памяти моменты истинного счастья и желание жить. Никто и никогда не сможет отобрать у человека слезы счастья и умиления от понимания того, что на огромной планете есть место, которое навеки твое. И это место-родина. Произведение, автор: Николай Поломошнов « Со мной всегда моя Мухоршибирь» Руководитель: Дамбаева Дугарма Батомункуевна ГБОУ « Иройская СКОШИ» Участник: Спиридонов Егор ( старшая группа) Мама – сколько смысла в четырех буквах. Это самый любимый человек, пожалуй, единственный, кто не забудет тебя. Никогда не забудет. Пока мы маленькие дети или молодые подростки, мы не поймем материнского волнения и переживания. Это могут понять только они – Мамы. Произведение, автор: Мэлс Самбуев « Мать» Руководитель: Намсараева Инна Булатовна ГБОУ « Закаменская СКОШИ» Участник: Панов Владислав ( старшая группа) Доля детей войны действительно страшная. Даже на фоне правды о войне, которую успели завещать взрослые. Эта их писанная кровью правда унаследована. И еще есть какая-то своя правда, которая улавливается именно из детских уст – из воспоминаний детей войны – тех, что уцелели в страшные военные годы. Произведение, автор: Андрей Григорьевич Румянцев « Лешка» Руководитель: Юденко Лариса Егоровна |
ГБОУ « Эгитуйская СКОШИ» Участник: Парфенова Диана ( старшая группа) Республика Бурятия удивительно красивое место. Множество рек, горные вершины, таежные леса, бескрайние степи. Прозрачные воды Байкала, священные дацаны и заповедные исторические места. Произведение, автор: Анита Норд « Бурятия» Руководитель: Махаева Миндыма Гармаевна |
|
|
|
|
|
|