2019
Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов и успешное прохождение ГИА
Королева Е.Н.,
учитель информатики
МБОУ Школы-интерната
г. Моздока
Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.
Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека. Главный ресурс, обеспечивающий качество образования - урок.
Ресурсы урока
Временные
Информационные
Технологические
Мотивационные
Ресурсы урока
Инновационные
Здоровьесберегающие
Методической и психолого-педагогической компетентности учителя
Материально-технические
Временные ресурсы урока
Основные причины потери времени:
- -Обучающиеся входят в кабинет по звонку
- -Проверка отсутствующих
- -Выяснение причин опозданий
- -Выяснение причин неготовности обучающихся к уроку
- -Вызывание для ответа, не подготовленных к уроку; не умеющих хорошо говорить
- -Отсутствие четких, конкретных инструкций при организации деятельности обучающихся,
- -Запись в тетради информации, которая есть в учебнике
- -Вычерчивание сложных таблиц, схем.
Резерв времени обеспечат :
- задания с продуманными формулировками;
- нацеленность совместной деятельности учителя и обучающихся на достижение целевых установок урока.
Информационные ресурсы урока
1.Электронные издания
2.Ресурсы сети Интернет
Позволяют решать следующие задачи:
- 1.Интенсификация образовательного процесса.
- 2.Активизация познавательной деятельности.
- 3.Формирование образовательных компетенций.
- 4.Формирование информационной культуры.
Электронные Образовательные Ресурсы
Для обучающихся:
Для учителя:
- возможность действительно научиться;
- Пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.
- ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить учащихся их разумному и эффективному использованию.
- не писать конспекты;
- решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;
- вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это «круто» и престижно.
согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования выпускник школы должен:
активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
вводить текст с помощью клавиатуры;
использовать различные способы поиска в соответ-ствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
фиксировать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;
готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
Технологический ресурс урока
- Технология обучения — это педагогическая система, включающая упорядоченное содержание, специально организованные операции и действия, которые обеспечивают гарантированное достижение дидактических целей.
Системность
Технология должна обеспечивать гармонизацию целей, содержания и методической системы процесса обучения. Этот признак является результатом психолого-педагогического обоснования механизмов познавательной деятельности, общения. Он складывается на основе теоретических концепций, научных положений, на которых строится данная технология обучения.
Воспроизводимость
Технология должна давать гарантированный результат в условиях ее применения разными педагогами. Поэтому в технологии обучения так важны точная целевая направленность, система четких предписаний (последовательных этапов, операций, обязательных условий, которые нельзя нарушать), алгоритм контроля и получения обратной связи.
Технологии, построенные на ведущей роли учителя по модели «субъект» — «объектного» взаимодействия, как правило, направлены на усвоение «готового знания» по предмету. «Субъект-субъектная» модель педагогического взаимодействия учителя и учащихся строится в технологии групповой работы и является личностно ориентированной.
Определенная
модель
Мотивационные ресурсы урока
- Социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества).
- Познавательные (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным).
- Профессионально-ценностные (без знаний не будет хорошей профессии).
- Эстетические (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои способности и таланты).
- Коммуникативные (возможность расширять круг общения благодаря повышению интеллектуального уровня и новым знакомствам).
Мотивационные ресурсы урока
- Статусно-позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своем вузе, группе и т. д.).
- Традиционно-исторические (стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени).
- Утилитарно-практические (необходимость в дипломе, который позволяет получить заветное рабочее место).
- Учебно-познавательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию).
- Неосознанные (основаны на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).
Инновационные ресурсы урока
- Инновационная деятельность - превращение идей в нововведение и формирование системы управления этим процессом. Инновационный процесс в обучении предполагает нововведения в методах, формах и приёмах, позволяет повысить эффективность учебного процесса.
- Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Инновационные ресурсы урока
- В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
- v Информационно – коммуникационная технология
- v Технология развития критического мышления
- v Проектная технология
- v Технология развивающего обучения
- v Здоровьесберегающие технологии
- v Технология проблемного обучения
- v Игровые технологии
- v Модульная технология
- v Технология мастерских
- v Кейс – технология
- v Технология интегрированного обучения
- v Педагогика сотрудничества.
- v Технологии уровневой дифференциации
- v Групповые технологии.
- v Традиционные технологии (классно-урочная система)
Здоровьесберегающие ресурсы урока
Здоровье сберегающей технологии -это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающегося.
Здоровьесберегающее технологии неразрывно связаны с другими технологиями. Такими как:
- Личностно-ориентированные
- Педагогика сотрудничества
- Технологии развивающего обучения (ТРО)
- Технология уровневой дифференциации обучения.
Ресурс методической и психолого-педагогической компетентности учителя
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- Работа в методических объединениях, творческих группах;
- Исследовательская , экспериментальная деятельность;
- Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- Различные формы педагогической поддержки;
- Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
- Обобщение собственного педагогического опыта;
- Использование ИКТ.
Этапы формирования профессиональной компетентности:
- самоанализ и осознание необходимости;
- планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
- самопроявление, анализ, самокорректировка.
Материально-технический ресурс
- - необходимое условие функционирования и развития образовательного учреждения.
- Совершенствование материально-технического обеспечения современным учебным и спортивным оборудованием, информационно-техническими средствами являются современными требованиями к образовательному учреждению.
- Особое внимание в школе уделяется насыщению образовательного процесса современным компьютерным оборудованием, а также освоению и использованию ИКТ.
Материально-техническое обеспечение должно соответствовать санитарно-техническим нормам;
Материально-техническая база оптимально используется во всех формах учебно-воспитательного процесса;
Материально-техническая база обеспечивает безопасность образовательного процесса.
Вывод: современный урок это эрудированный преподаватель плюс целый комплекс инновационных форм и методов обучения.
- Только творческий учитель, обладающий индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения.