РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В КУРСКОМ РЕАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ
Горелова И.А.,
преподаватель ОБПОУ «КЭМТ»
Начало ХХ века ознаменовалось в России подъемом революционного и оппозиционного самодержавию движений. Активную роль в них играла интеллигенция, в том числе и учителя. Не была исключением и Курская губерния. Специального исторического исследования о роли учителей в революционном движении ни в общероссийском масштабе, ни в Курской губернии нет. Но, несомненно, именно учительство могло подвигнуть обучающихся к участию в революционной борьбе. Ведь не случайно среди выпускников Курского реального училища были и революционеры, и либералы, и эсеры, и большевики, и монархисты, и белогвардейцы.
Революционное движение в Курском реальном училище имело глубокие корни. С 1877 г. члены революционной организации «Земля и воля», оказавшиеся в Курске организуют народовольческие кружки в среде учащейся молодежи. Лидером и идейным вдохновителем этих кружков стал Василий Петрович Арцыбашев. Но молодежное революционное движение не было организованным и полиции не составило труда ее раскрыть. В 1882 году активный член террористической организации «Народная воля» Н. Беспалова руководила кружком учащихся [1]. В этом кружке состояли будущий российский революционер и большевик, а в тот период учащийся Курского реального училища Иосиф Федорович Дубровинский. Его старшего товарища, будущего революционера Карла Людвиговича Мартенса идеи народников не увлекали, впоследствии, обучаясь в Петербургском технологическом институте, он присоединится к марксистскому кружку.
Огромную популярность в Курской губернии имела партия социалистов-революционеров. В ней состоял Лев Матвеевич Брагинский, который сблизился с революционно настроенной молодежью, обучаясь в Курском реальном училище. С пятого класса он принимал участие в революционной борьбе.
Революционные идеи были не чужды таким учащимся реального училища как Владимиру Павловичу Милютину, Федору Андреевичу Сергееву и Евгению Георгиевичу Богатыреву, которые с другими учащимися старших классов посещали марксистский кружок, созданный в 1902 г. на литейном заводе Мартенса. Отметим, что на квартире Е.Г. Богатырева, по адресу улица садовая, 30, была устроена явочная квартира «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», а во дворе дома находилась подпольная типография.
Накануне первой русской революции более двухсот учащихся учебных заведений Курска вошли в организацию, созданную в 1905 г. под руководством большевиков. Они приняли участие в стачках, а 9 февраля 1905 г. прекратили учебные занятия, объявив забастовку. 12 февраля 1905 г. учащиеся реального училища, землемерного училища, учительской семинарии и частной школы фон Рутцен прошли по улицам Курска в колонне демонстрантов. Шествие двигалось сначала к реальному училищу, затем к женской гимназии. Когда оно мирно шло по Московской улице, навстречу из-за угла двинулась большая толпа, которая по приказу полицмейстера Зорина набросилась на учеников. Началось зверское избиение. Полиция и пьяные хулиганы не щадили даже малышей. Многие учащиеся получили тяжелые увечья. Некоторые были схвачены и заключены в тюрьму [2]. Различными путями властям удалось прекратить забастовку в большинстве средних учебных заведений города.
Зверства полиции вызвали глубокое возмущение общественности не только Курска, но и других городов. В большевистской газете «Вперед» от 10 марта 1905 г. было помещено подробное описание событий и приводилась выдержка из письма учителя курского реального училища: «Над детьми произведена варварски-кровавая расправа. Это было прямо-таки чудовищное побоище» [3].
1 мая 1906 г. учащиеся курских училищ массово не явились на занятия в знак солидарности с рабочим классом. Показательно полное бездействие руководства училища и преподавателей по отношению к бастующим студентам.
Был увлечен революционными идеями и, покинувший училище после четвертого класса, несостоявшийся террорист Анатолий Георгиевич Уфимцев, который поддавшись революционным настроениям, создал «адскую машину» с часовым механизмом, которую он с тремя товарищами взорвал внутри Знаменского собора г. Курска.
Годы столыпинской реакции не усмирили вольнолюбивый дух молодежи. По данным электронного ресурса «Курск дореволюционный», в московском архиве хранится телеграмма курского губернатора министру внутренних дел о волнениях учащихся курских училищ: «Сейчас явился ко мне директор землемерного училища Рудин и заявил, что никто из 160 учеников сегодня на занятия не явился, причина - протест учеников против выдачи им билетов установленного образца с обозначением имени, фамилии и с правилами, которым они должны подчиняться; в своих переговорах ученики просили билеты не выдавать, т.к. они правила знают, а билеты на руках иметь не желают; других причин не имеется. Я лично подозреваю, что пустяшная причина, выдвинутая воспитанниками, только предлог, и на забастовку оказали влияние события студенческой жизни в столицах. По словам директора, сегодня соберется совет для решения вопроса об участии некоторых воспитанников, наиболее отмеченных дурным поведением. Обещал оказать директору полное содействие во всем ему необходимом. Предлагаю, что в случае недействительности мер водворения порядка со стороны училищного начальства, выслать зачинщиков в порядке охраны, не стесняясь числом» [4]. Подобная ситуация наблюдалась и в Курском реальном училище имени М.И. Голенищева-Кутузова.
Отвечая на вопрос об излишней политизированности учащихся Курского реального училища, отметим общую прогрессивную направленность педагогического коллектива училища. Преподавателями служили высокообразованные специалисты, которые помимо блестящего преподавания учебных предметов, проводили с учащимися большое количество времени в жарких спорах о судьбе России. Показательно, что в училище изучалась современная литература (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и т.д.). Интересна тематика обязательных сочинений для учащихся, например «Является ли Чацкий лишним человеком?». Подобные темы заставляли учеников задуматься.
Конечно, революционно настроенные и активно ведущие политическую деятельность учителя составляли небольшую часть всех учителей реального училища. Большинство из них, находясь под пристальным контролем властей, не стремились проявлять свои политические взгляды, но в силу своего происхождения и социального положения не могли не сочувствовать стремлению коренным образом изменить жизнь народных масс.
1917 г. был ознаменован новой Февральской революцией и свержением самодержавия. С начала марта жизнь в губернии изменилась: представители власти частично разбежались, частично были отправлены на фронт, некоторые были арестованы. Учащиеся Курского реального училища не могли остаться в стороне от событий, происходивших в стране. Под руководством преподавателей из обучающихся старших классов были организованы отряды милиции. Отметим, что в марте-апреле 1917 г. в Курской губернии не было уголовных преступлений. Таким образом, учащиеся были заняты важным и полезным делом.
Октябрь 1917 г. прошел в Курске спокойно. Курской губернии удалось избежать серьезных потрясений. Но судьбы многих из учеников и преподавателей Курского реального училища затеряются в тяжелой и братоубийственной Гражданской войне.
В 1918 г. Курское реальное училище имени М.И. Голенищева-Кутузова прекратило свое существование, учащиеся и преподаватели были распущены.
Ссылки на источники:
Из истории Курского края. Сборник документов и материалов. Воронеж, 1965. С. 244-245.
Салтык Г.А., Горлова Н.И., Главинская С.Н., Белобородова А.А., Полиция Курской губернии: история становления и деятельности (1864-1917). Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. С. 120-278.
Спутник большевика. 1925. № 9. К двадцатилетию Первой революции.
Степанов В.Б. Пешком по городу. // Электронный ресурс: Курск дореволюционный. URL: http://old-kursk.ru/book/myz_arh/book3.html