Реализация компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы
Выполнила: учитель русского языка и литературы Еремеева Анастасия Васильевна
«Мало знать , надо и применять . Мало очень хотеть, надо и делать.» (Артур Кларк)
Учебно-познавательные, коммуникативные, информационные компетенции:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- пользоваться различными способами интегрирования информации;
- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- решать проблемы;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
- брать на себя ответственность;
- участвовать в совместном принятии решения;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе и др.
В своей работе использую возможности программы по русскому языку и литературе для 5-11 классов для реализации дифференцированного подхода к каждому обучающемуся. Мне удаётся моделировать ситуацию обучения таким образом, чтобы на уроке было интересно детям с разными уровнями развития. Для этого на каждом этапе обучения разработаны задания для детей, имеющих повышенный интеллект и опережающие развитие, а также установлен четкий минимум содержания образования для детей, испытывающих трудности в обучении. Такое п рименение дифференцированных заданий обеспечивает каждому ребёнку возможность достижения прогнозируемых результатов личностного развития.
Художественная деталь в живописи
Цели:
1. Учить переносить накопленные знания в новую ситуацию, выражать личное отношение к предмету;
2. Создать на уроке атмосферу сотрудничества, взаимопонимания;
3. Обогащать зрительно-образную память;
4. Учить строить собственные рассуждения по типу объяснений: обобщение, доказательство;
5. Овладевать культурой рассуждений в плане речевого поведения;
6. Познакомить с понятием художественная деталь .
Задачи:
1. Развивать творческие способности и образное мышление школьников;
2. Обогащать словарный запас учащихся;
3. Воспитывать любовь к русскому языку, его красоте и многозначности.
Прием «Знаю – хочу знать – узнал»
Знаю
(вызов)
Хочу узнать
(вызов)
Что я знаю о теме урока?
Узнал
(реализация смысла или рефлексия)
Ставлю цели
Что узнал?
Девочка с персиками
В.А.Серов
Прием «Образная картина»
Эмоционально-образное исследование картины:
- Что, по-вашему, делает эту картину красивой?
- Какие чувства вы испытываете, глядя на нее?
Прием «Ассоциативное солнышко»
Деталь
мелочь фрагмент подробность
Художественная деталь- это мелочь , подробность,
на которую падает значительная смысловая
и эмоциональная нагрузка.
«Никакой мелочью нельзя пренебрегать в искусстве, потому что иногда какая-нибудь полуоторванная пуговица может осветить известную сторону жизни данного лица». (Л.Н.Толстой)
Главные
Нейтральные
Работают на основную мысль произведения
Незначительные, не работающие на главную мысль картины
( керамическая тарелка на стене, спинки стульев,
дверь, окно и др.)
( персики)
Детали
Прием «Образное видение»
Видение объекта становится целостным
Задание : опишите персики на картине Серова
Прием «Зигзаг»
Ученик - пара - группа - класс
(дополняют свои записи)
Золотисто – розовые, шелковистая кожица,
сочные, спелые, бархатные кафтанчики,
крупные, наполненные солнцем, на кленовом
листочке, как в колыбельке, оранжевые.
Прием «Верные – неверные утверждения»
Что изменится, если на картине не будет персиков?
- Приобретет документальный характер
-Персики помогли понять идею картины:
очарование юности (свежесть, чистоту,
красоту естественности и простоты)
Творчески интерпретируем информацию
Сочинение «Роль художественной детали в картине Серова «Девочка с персиками»
План :
- Что такое художественная деталь?
- Персики на белой скатерти как главная художественная деталь?
- Портрет девочки, воспринимаемый через
соседство персиков ( щеки, губы, кофточка, бант)
4. Идея портрета
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Кто...?
Что...?
Когда...?
Как звать...?
Было ли...?
Дайте три объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему, вы думаете...?
В чём различие ...?
Предположите, что будет, если ...?
Согласны ли вы ...?
Верно ли ...?
СИНКВЕЙН -
Цели проведения:
- Обогащает словарный запас.
- Подготавливает к краткому пересказу.
- Учит формулировать идею (ключевую фразу).
- Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
- Получается у всех.
Правила написания синквейна :
1 строка – одно слово, обычно существительное.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.
3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет
суть темы, обычно существительное.
НАПРИМЕР: по повести В.Катаева «Белеет парус одинокий»
Петя
Воспитанный и добрый.
Коллекционирует, путешествует, учится.
Петя боится огорчить отца.
Друг.
Гаврик
Находчивый и смелый.
Рыбачит, спасает, помогает.
Гаврик живет на берегу моря.
Сирота.
Результаты Единого государственного экзамена по русскому языку 2017 год
Класс
Количество сдавших
11
5
Количество не сдавших
Наивысший балл
-
60
Наименьший балл
% успеваемости
34
100%
Использованные мною технологии, формы и методы преподавания русского языка и литературы позволили добиться хороших результатов по преподаваемым предметам, способствовали увеличению мотивации; росту качества знаний; улучшению качества творческих работ; увеличению числа участников олимпиад и конкурсов.
Работа - лучший способ наслаждаться жизнью.