Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Веселовская средняя общеобразовательная школа»
Глушковского района Курской области
ДОКЛАД
«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературы»
(Обобщение опыта)
выступление на педсовете
«Проектирование современного урока
на основе системно-деятельностного подхода»
Учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории
Шевченко
Сергей Анатольевич
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературы.
«Великая цель образования, - говорил Гербер Спенсер, - не знания, а действия». Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно открыть для себя новые знания и присвоить их. Поэтому для меня становится важным внедрять системно-деятельностный подход на уроках литературы, так как данный подход есть главная идея Стандартов.
В моем понимании, под деятельностным подходом подразумевается деятельность ученика, а не учителя. А раз этот подход системный, то эта деятельность ученика должна проходить системно, то есть постоянно. На уроках, где используется системно-деятельностный подход, существенно меняется роль учителя. Он не является носителем и толкователем новой для учеников информации. Он является создателем и организатором среды, которая побуждает учеников учиться. Задача учителя – сделать так, чтобы работа каждого ученика была успешной, чтобы каждый ученик получал удовольствие от преодоленной им трудности. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмысленна, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
В своей практике я опираюсь на системно-деятельностный подход, так как за ним будущее. И методическая тема звучит как «Применение деятельностного подхода на уроках литературы». Я придерживаюсь структуры урока, содержащей элемент самостоятельной работы и элемент беседы, дискуссии, диспута. Самостоятельная работа на уроках литературы – это один из самых важных и центральных аспектов. Организовать ее можно следующим образом. Во-первых, каждый ученик должен иметь художественный текст, с которым ему предстоит работать. Не все ученики читают дома, поэтому важно дать возможность сделать это в классе. Таким образом, с текстом изучаемого художественного произведения знакомятся все ученики. Во-вторых, мы должны помочь ученикам “войти в текст”. Для этого предлагаются трехуровневые вопросы, на которые ученик пытается отвечать во время самостоятельной работы. Это дидактические материалы, составленные по вполне определенным дидактическим принципам с учетом специфики преподаваемого предмета. По устным предметам первый уровень репродуктивный, второй – с элементами анализа и сравнения, третий – творческий. Самостоятельная работа осуществляется под руководством учителя, который выступает в роли консультанта. Он оказывает помощь ученикам, испытывающим трудности при ответе на вопросы, причем индивидуально, по просьбе самих учащихся.
Возможно, у вас возник вопрос, должен ли ученик фиксировать ответы в письменном виде? Воспользуюсь высказыванием Френсиса Бэкона: “Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным”. И это действительно так. К примеру, на семинаре ученик может обратиться к записанному ответу и, если возникает такая необходимость, то и зачитать его. Главное, чтобы ученик был активным, пассивности на уроке допускать нельзя. Поэтому учитель должен знать индивидуальные особенности каждого ученика, чтобы своевременно оказать ему помощь. Еще Аристотель сказал: «Чтобы сделать какие-нибудь вещи, необходимо их изучить, а чтобы изучить – необходимо их сделать”.
Основная задача учителя на этапе урока, отведенном для самостоятельного “погружения в текст”, состоит в создании творческой обстановки. По окончании этапа самостоятельной работы в “Таблице успеха” фиксируются учебные результаты, каждый ученик предварительно получает ту оценку, которую он выбрал сам (с помощью учителя). Все выполненные учеником задания фиксируются на доске в таблице учета. Таблица учета представляет собой список класса и несколько колонок. Этих колонок может быть по количеству заданий или всего три. После проверки задания учителем ученик ставит возле своего имени плюсик. На устных предметах ученики ставят плюсик после выполнения всех заданий определенного уровня. С первых минут урока каждый ученик знает, сколько заданий ему надо выполнить на «3», сколько на «4», сколько на «5» и рассчитывает свои силы. В каждый момент урока каждый ученик знает, как он выглядит по сравнению с другими учениками. Никто не хочет быть хуже других. Кроме этого, и учитель в каждый момент урока видит, кто отстает и кому нужна помощь. И третье, ученики непрерывно двигаются, подходят к учителю для проверки выполненного задания, подходят к доске, чтобы поставить плюсик. Это, несомненно, положительно влияет на их здоровье. С каждого урока ученик уходит с оценкой. Причем эта оценка не зависит от учителя. Сколько ученик сделал на уроке, столько и получил. Как правило, в начале урока ученики, заранее зная, сколько заданий надо выполнить для получения той или иной оценки, ставят себе цель, а в конце урока выясняют, достигли ли они этой цели. Так формируется адекватная самооценка личности. Но только устный ответ на семинаре подтверждает оценку, которую учитель ставит в журнал.
Итак, для организации самостоятельной работы необходима традиционная структура класса, а для семинара – круглый стол. Почему? Посмотрите, что означает слово “семинар”. В переводе с латинского «семинар» - это «рассадник». Сократ, рассаживая вокруг себя своих учеников, вел беседу, при этом его мастерство общения заключалось в том, что он никому не навязывал своего мнения. Но собеседник, отвечая на его вопросы, сам приходил к опровержению положений, казавшихся вначале бесспорными. Вот к этому и должен стремиться каждый учитель. Так как учащиеся в “Таблице успеха” зафиксировали свои результаты, то учитель знает, сколько учеников справилось с вопросами уровня “А”, сколько – с вопросами уровня “В”, и сколько – с вопросами уровня “С”. Мы начинаем работу с тех учеников, которые ответили на вопросы начального уровня. Именно эти дети (малоговорящие, замкнутые, ленивые) начинают играть роль “первой скрипки”, и это не случайно, так как нам важно внушить ученикам, что все в классе равны и что каждый ответ, каким бы он ни был, заслуживает внимания.
Первоначально очень сложно удерживать тех, кто всегда активнее других. В таком случае перед семинаром очень важно объяснить и правила поведения (уважать говорящего), и роль каждого. А именно: те, кто справился с уровнями “В” и “С”, дополняют ответы, не повторяясь, и корректируют их (то есть следят за тем, как отвечает говорящий и насколько содержателен его ответ). Учить вступать в прения – очень важная задача учителя. Необходимо обращать внимание учеников, что в случае несогласия с выступающим свое мнение надо выражать в корректной форме, например: «Я не совсем согласен с тем, что говорил Петя, но есть в его ответе интересные мысли» или «Все мы ошибаемся, но давайте сделаем попытку разобраться в ситуации» и т.д. Очень важно на каждом уроке заниматься воспитанием. Только тогда мы сможем наших “молчунов” разговорить, когда они почувствуют доброжелательную обстановку на уроке.
Как только заканчивается обсуждение вопросов на “3”, мы приступаем к размышлениям над более сложными вопросами. В это время ученики, освоившие только уровень “3”, слушают ответы своих товарищей и, если у них возникает желание высказаться, то дополняют ответ. Обязательно надо поддерживать таких учеников, отмечать у них даже малейший успех и ставить им оценку “4”. Хорошие ответы можно продиктовать всему классу (повышается мотивация), либо фиксировать их на доске.
Как правило, активно работают те ученики, которые справились с проблемно-поисковыми вопросами. Бывает, что ответы учеников не совпадают с мнением учителя. Не надо навязывать ученикам свою точку зрения. Можно попытаться удивить их, помня, что Аристотель говорил: “Удивление – это начало познания. Это своего рода умственное потрясение, порожденное удивлением”.
Иногда бывает так, что какой-либо вопрос вызывает бурную дискуссию, и учитель не успевает рассмотреть оставшиеся вопросы на уроке. В этом случае целесообразно продолжить разговор на следующем уроке, увеличив количество часов на изучение этой темы.
Рассмотрим проект урока литературы, построенного на основе деятельностного подхода (слайд с проектом). Специфика преподаваемого предмета накладывает на применение подхода свои ограничения.
1)Время. Если на уроках математики или русского языка самостоятельная работа учащихся иногда может занимать весь урок, то на уроках литературы или истории, где ученики должны говорить, самостоятельная работа занимает 40 – 60% времени урока. Обычно это 20 минут.
2) Довольно жесткая структура урока с обязательными этапами, первым и важным является этап целеполагания. Ставить цель, решать для достижения цели задачи и отвечать за результат – это основа деятельностного подхода. Вторым этапом следует самостоятельная работа с заданиями как способ получения новых знаний через работу с текстом, поиск ответов в справочном материале, в поисковых системах. Третий этап – беседа по вопросам. Это именно те вопросы, которые дети только что прорабатывали на предыдущем этапе. Задача учителя – столкнуть мнения, организовать диспут. Четвертый этап очень важен. Это рефлексия. Дети сравнивают предполагаемый результат с полученным. И последний, пятый этап урока, - индивидуальное домашнее задание. Обычно работа на уроке бывает столь насыщенна, что в домашнем задании отпадает всякая необходимость. Домашнее задание уже несет иную функцию. Оно позволяет повысить оценку, полученную на уроке, если ребенок остался ею недоволен.
В Стандартах говорится и о здоровье как о первой и основной потребности любого человека. Физическое, психическое и нравственное здоровье тесно связаны между собой. В результате психолого-педагогических исследований установлено, что дидактические принципы деятельностного метода позволяют системно устранять факторы, негативно влияющие на здоровье детей:
принцип деятельности исключает пассивное восприятие учебного содержания, утомляющее детей, и обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность;
принцип минимакса обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку и возможность успешного освоения учебного содержания по своей индивидуальной образовательной траектории;
принцип творчества ориентирован на формирование у учащихся интереса к обучению, создание для каждого из них условий для самореализации в учебной деятельности.
А теперь обобщим. Что мы имеем при организации урока литературы согласно системно-деятельностному подходу?
а) все дети работают с текстом, участвуют в беседе, отвечают хотя бы на один вопрос (активность);
б) все до единого получают объективную оценку (что на устных предметах достигнуть весьма сложно), причем имея возможность исправить её на более высокую отметку;
с) каждый получает индивидуальную помощь в случае необходимости.
И это еще не всё. При такой работе достигаются следующие результаты. В обычном (неотобранном) классе при 100% успеваемости качество знаний достигает 60-70%. Время активной работы на уроке увеличивается с 15-25% до 80-90%. Это позволяет резко уменьшить объемы домашних заданий и основную работу делать на уроке. Растет время монологической речи учеников и достигает от 5 до 15 минут. Повышается мотивация к изучению литературы. Отсутствие стрессовых ситуаций на уроке также способствует повышению интереса к предмету и к чтению.