Рекомендации родителям –«Психическое развитие дошкольника»
Подготовил:
Полещукова Т.Н
Воспитатель МБДОУ д/с-к/в №4
Психическое развитие ребенка в каждом периоде взросления имеет свои особенности. Есть они и в дошкольном возрасте. Развитием ребенка от трех до семи лет руководят противоречия. Проявляются они в процессе возникновения множества потребностей. Каждая из них имеет для ребенка особенное значение. Необходимость в общении помогает получить социальный опыт. Поиск внешних впечатлений развивает познавательность. Потребность в физической активности помогает ребенку получить целый набор навыков и знаний.
Эти социальные потребности играют ключевую роль в психическом развитии дошкольников. Но более всего в становлении личности ребенка участвует необходимость в общении со взрослыми и детьми.
Значение общения со взрослыми для психического развития дошкольника
Дошкольник с каждым годом своей жизни становится все более самостоятельным. Благодаря этому он может ближе знакомиться с окружающим миром. Способствует этому общение со взрослыми, которое осуществляется в основном посредством речи. Не случайно детей в младшем дошкольном возрасте называют «почемучками». Их общение называется познавательным. Малыши задают миллион вопросов, и при этом ожидают, что к ним будут относиться со всей серьезностью. Если ребенок не находит понимания – это вызывает у него упрямство и обиду.
Еще один вид общения со взрослыми, необходимый для психического развития дошкольника, – личностное. В таком общении ребенок старается обсудить со взрослыми особенности нравственного поведения окружающих людей. В таком общении малыш, напротив, внимательно слушает и впитывает те знания, которые дает ему взрослый. Это является прототипом модели школьного общения, где говорит учитель, а ученик слушает и запоминает.
Потребность в общении со сверстниками и психическое развитие дошкольника
Общение между детьми разнообразно. Ребенок нуждается в нем с первых дней своей жизни. Урегулированию этих отношений, развитию стремления к взаимопониманию нужно уделять внимание. Если в три года общение ограничивается совместными действиями с игрушками, то в старшем дошкольном возрасте дети умеют чередовать и обсуждать свои действия; вместе совершать один процесс; следить за поступками товарища, поправлять его промахи; приходить на помощь, выслушивать замечания и принимать их к сведению.
В игре они учатся руководить или подчиняться. При этом такое стремление характеризуется не особенностями психического развития дошкольника, а скорее его отношением к игре. Осознанное стремление к командованию детям еще не ведомо.