СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РЕЦЕНЗИЯ на учебное пособие для учащихся средних специальных учебных заведений «Архивоведение» . Иванова О.С., Шумейко М.Ф.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

РЕЦЕНЗИЯ

 на учебное пособие для учащихся средних специальных учебных заведений «Архивоведение» . Иванова О.С., Шумейко М.Ф.

         Учебное пособие для учащихся средних специальных учебных заведений «Архивоведение» адресовано обучающимся по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления». 

Просмотр содержимого документа
«РЕЦЕНЗИЯ на учебное пособие для учащихся средних специальных учебных заведений «Архивоведение» . Иванова О.С., Шумейко М.Ф.»

РЕЦЕНЗИЯ

на учебное пособие для учащихся средних специальных учебных заведений «Архивоведение» . Иванова О.С., Шумейко М.Ф.

Учебное пособие для учащихся средних специальных учебных заведений «Архивоведение» адресовано обучающимся по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления». Учебное пособие написано в соответствии с Типовой учебной программой курса «Архивоведение» Республиканского института профессионального образования 2008г. , носит базовый характер, в нем рассматриваются все основные разделы современного архивоведения.

Вместе с тем, авторы не смогли уйти от некоторых стереотипов, не всегда четко определяли понятия и термины, не смогли учесть новые требования нормативных документов, указывали старые, что не даёт четкости восприятия и понимания учащимися основных понятий. Не ставлю под сомнение компетентность авторов, однако отсутствие сравнений с новыми нормативными документами, их сопоставления со старыми не помогают учащимся усвоить требования к ним. Страдают простотой и механическим заполнением образцов документов, прилагаемые практические задания. Тем не менее, следует отметить богатую информационную часть раздела истории развития архивного дела, четкое изложение организации государственной архивной службы, комплектование архивов, учет, использование и хранение в них документов. При устранении ниже перечисленных недостатков, учебное пособие можно рекомендовать для издания.

Не считаю необходимым публиковать главу «Предисловие», т.к. это учебное пособие и программа курса не предусматривает её наличие. Вместо этого следует добавить раздел «Введение», что и есть в программе. Обозначить - «Введение. Основы архивоведения», а историю развития архивного дела в Беларуси отметить как раздел 1, что требует программа курса. Основные положения «Предисловия» перенести во «Введение», но руководствоваться при применении терминов и определений требованиями стандарта и четким разъяснением их применительно Закона (2011г.). Изменить нумерацию разделов. Смотреть поправки в рукописи стр. 5-14.

Глава 3.4., обозначенная авторами «Архивы организаций(«ведомственные архивы»), должна называться в соответствии с новыми требованиями – «Архивы государственных органов и иных организаций». Разъяснения устаревшего понятия «ведомственные архивы» можно дать в тексте. Только необходимо в ссылке указывать правильное название документа 2012г. Смотреть поправки на стр.58 рукописи. Убрать понятия – краткосрочное и длительное хранение, каковых нет. Применить понятия – временное хранение до 10 лет включительно, временное хранение свыше 10 лет и постоянное хранение документов. На стр. 59 убрать определение, что документы с постоянным сроком хранения имеют право хранить ведомственные и отраслевые архивы. Дать разъяснение по отраслевым архивам и определить к какой категории архивов они относятся. Такие же поправки внести на стр.60,85 и дать определение архивам на основании Закона 2011г.

В связи с тем, что в ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОМИТЕТА ПО АРХИВАМ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 25 ноября 2005 года №7

Об утверждении Правил работы государственных архивов Республики Беларусь внесено много изменений после принятия Правил 2012г., есть предложение его не указывать, а основываться только на правилах 2012г.(стр.86-87).

Необходимо даже в примерах стараться придерживаться требований по формированию и оформлению дел. Дело должно быть оформлено не более 300стр., а в примере на стр.122 есть дело с количеством листов 818.

Существенной переработки требуют практические задания. Необходимо отойти от схематичного заполнения документов по шаблонам. Следует исходить из того, чтобы практические занятия служили закреплению теоретических знаний, активизации работы учащихся в ходе изучения «Архивоведения», развитию навыков самостоятельной деятельности, умению работать с учебной литературой и приложениями к Инструкции(2009г.) и Правилам работы архивов(2012г.). Целесообразно задания к практическим занятиям располагать после изученной темы и по возможности в нескольких вариантах.


Учебное пособие станет помощ­ником для учащихся учреждений среднего профессионального обра­зования, обучающихся по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» в изучении курса архивоведения. Авторам учебного пособия удалось компактно, доступно и четко изложить вопросы развития архив­ного дела и архивоведения в стране, пока­зать новые направления в архивоведении, представить современные технологии ра­боты с архивными документами.

Авторы пособия старались показать архивове­дение как комплексную научную дисцип­лину, выделили составляющие ее компо­ненты и связь с гуманитарными и естест­венными науками и научными дисципли­нами, изложены методы системного, функ­ционального, ретроспективного и инфор­мационного анализа архивных докумен­тов.


Рецензия обсуждена на заседании Цикловой комиссии русского, белорусского языков и литературы. Протокол № от 2016.



Преподаватель документационного

обеспечения управления и архивоведения

Лингвогуманитарного колледжа

Минского государственного

Лингвистического университета,

высшая категория А.И.Румянцев


28.09.2016