РЕЦЕНЗИЯ
на учебное пособие для учащихся средних специальных учебных заведений «Архивоведение» . Иванова О.С., Шумейко М.Ф.
Учебное пособие для учащихся средних специальных учебных заведений «Архивоведение» адресовано обучающимся по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления». Учебное пособие написано в соответствии с Типовой учебной программой курса «Архивоведение» Республиканского института профессионального образования 2008г. , носит базовый характер, в нем рассматриваются все основные разделы современного архивоведения.
Вместе с тем, авторы не смогли уйти от некоторых стереотипов, не всегда четко определяли понятия и термины, не смогли учесть новые требования нормативных документов, указывали старые, что не даёт четкости восприятия и понимания учащимися основных понятий. Не ставлю под сомнение компетентность авторов, однако отсутствие сравнений с новыми нормативными документами, их сопоставления со старыми не помогают учащимся усвоить требования к ним. Страдают простотой и механическим заполнением образцов документов, прилагаемые практические задания. Тем не менее, следует отметить богатую информационную часть раздела истории развития архивного дела, четкое изложение организации государственной архивной службы, комплектование архивов, учет, использование и хранение в них документов. При устранении ниже перечисленных недостатков, учебное пособие можно рекомендовать для издания.
Не считаю необходимым публиковать главу «Предисловие», т.к. это учебное пособие и программа курса не предусматривает её наличие. Вместо этого следует добавить раздел «Введение», что и есть в программе. Обозначить - «Введение. Основы архивоведения», а историю развития архивного дела в Беларуси отметить как раздел 1, что требует программа курса. Основные положения «Предисловия» перенести во «Введение», но руководствоваться при применении терминов и определений требованиями стандарта и четким разъяснением их применительно Закона (2011г.). Изменить нумерацию разделов. Смотреть поправки в рукописи стр. 5-14.
Глава 3.4., обозначенная авторами «Архивы организаций(«ведомственные архивы»), должна называться в соответствии с новыми требованиями – «Архивы государственных органов и иных организаций». Разъяснения устаревшего понятия «ведомственные архивы» можно дать в тексте. Только необходимо в ссылке указывать правильное название документа 2012г. Смотреть поправки на стр.58 рукописи. Убрать понятия – краткосрочное и длительное хранение, каковых нет. Применить понятия – временное хранение до 10 лет включительно, временное хранение свыше 10 лет и постоянное хранение документов. На стр. 59 убрать определение, что документы с постоянным сроком хранения имеют право хранить ведомственные и отраслевые архивы. Дать разъяснение по отраслевым архивам и определить к какой категории архивов они относятся. Такие же поправки внести на стр.60,85 и дать определение архивам на основании Закона 2011г.
В связи с тем, что в ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОМИТЕТА ПО АРХИВАМ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 25 ноября 2005 года №7
Об утверждении Правил работы государственных архивов Республики Беларусь внесено много изменений после принятия Правил 2012г., есть предложение его не указывать, а основываться только на правилах 2012г.(стр.86-87).
Необходимо даже в примерах стараться придерживаться требований по формированию и оформлению дел. Дело должно быть оформлено не более 300стр., а в примере на стр.122 есть дело с количеством листов 818.
Существенной переработки требуют практические задания. Необходимо отойти от схематичного заполнения документов по шаблонам. Следует исходить из того, чтобы практические занятия служили закреплению теоретических знаний, активизации работы учащихся в ходе изучения «Архивоведения», развитию навыков самостоятельной деятельности, умению работать с учебной литературой и приложениями к Инструкции(2009г.) и Правилам работы архивов(2012г.). Целесообразно задания к практическим занятиям располагать после изученной темы и по возможности в нескольких вариантах.
Учебное пособие станет помощником для учащихся учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» в изучении курса архивоведения. Авторам учебного пособия удалось компактно, доступно и четко изложить вопросы развития архивного дела и архивоведения в стране, показать новые направления в архивоведении, представить современные технологии работы с архивными документами.
Авторы пособия старались показать архивоведение как комплексную научную дисциплину, выделили составляющие ее компоненты и связь с гуманитарными и естественными науками и научными дисциплинами, изложены методы системного, функционального, ретроспективного и информационного анализа архивных документов.
Рецензия обсуждена на заседании Цикловой комиссии русского, белорусского языков и литературы. Протокол № от 2016.
Преподаватель документационного
обеспечения управления и архивоведения
Лингвогуманитарного колледжа
Минского государственного
Лингвистического университета,
высшая категория А.И.Румянцев
28.09.2016