Тема: Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая).
Цель урока: научить рисовать с натуры объемный предмет симметричной формы.
Задачи:
Образовательная: закрепление понятий «осевая линия», «симметричные предметы»; совершенствование навыков рисования предметов с натуры.
Развивающая: развитие умения анализировать конструктивные особенности формы предметов и изображения их на плоскости; развитие пространственного мышления и образного воображения.
Воспитательная: воспитание эстетических чувств и положительной мотивации к изучаемому предмету.
Вид занятий. Рисование с натуры.
Оборудование урока: презентация, ваза керамическая, альбом, пр. карандаш, ластик, краски акварельные, стакан для воды.
Ход урока
Слайд 1.
I. Организационный момент. Проверить готовность к уроку, наличие учащихся.
Психологический настрой учащихся на работу:
- Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые!
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно!
- Ребята, улыбнитесь друг другу, и пусть хорошее настроение будет у вас сегодня весь день.
II. Повторение:
- Ребята, на предыдущих уроках мы с вами знакомились с таким понятием как осевая линия в рисунке, учились рисовать узор на осевых линиях круга, знакомились с симметричными предметами. Скажите, пожалуйста, что же такое осевая линия? Что такое симметричный предмет?
Слайд 2
Осевая линия - это линия, которая располагается в середине формы симметричного предмета.
Симметричный предмет – это предмет, который можно разделить на 2 одинаковые части.
Задание:
Из представленных картинок выберите симметричные предметы и отметьте на них осевую линию. (Картинки вывешиваются на доску, ученику дается линейка и маркер)




Слайд 3.
Словарная работа: Запомни! Слово симметричный пишется с двумя буквами «м». Запишите слово «симметричный» у себя в альбоме.
III. Сообщение новой темы и целей урока.
- Ребята, подскажите мне, какое время года сейчас идет? Чем замечательна осенняя пора?
- Сегодня с утра я получила телеграмму от волшебницы Осень.
Слайд 4.
Вот, что она написала, послушайте: «Дорогие ребята, в этом году был собран большой урожай овощей, фруктов, цветов. Но цветов было собрано так много, что я не знаю, куда их разместить. Помогите мне, пожалуйста, решить мою проблему. С уважением к вам ваша «Осень».
- Ребята, вы согласны помочь волшебнице Осень? Как это можно сделать, вы узнаете немного позже.
Тема нашего урока: Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы. Давайте узнаем этот предмет, отгадав загадку:
Красивый и праздничный этот сосуд.
И если в квартиру цветы принесут,
То тут же обрежут и сразу
Поставят заботливо в … (вазу).
Цель нашего урока: научиться рисовать с натуры объемный предмет симметричной формы примером, которого является керамическая ваза. Если мы справимся с заданием, мы поможем волшебнице Осень решить ее проблему.
Вывесить на доску ключевые слова урока: «Керамическая ваза»
Слайд 5.
Ваза — сосуд изящной формы с живописными или лепными украшениями, сделанный из глины, фарфора, камня, стекла, металла и других материалов.
Слайд 6.
«История вазы»
Ваза древних времен
Ваза древних времен не предназначалась для цветов, в них носили воду, хранили ароматизированные масла, зерно. Ваза с великолепной отделкой (чеканкой или с художественным узором) была сама по себе произведением искусства.
Слайд 7.
Ваза для цветов
Существуют свидетельства, что вазу стали использовать для цветов в 6 веке нашей эры.
Форма вазы, её размер и цвет должен гармонировать с букетом, например:
- высокие вазы (цилиндрической, прямоугольной формы) предназначены для цветов с длинными стеблями;
- круглые вазы великолепно подходят для компактных букетов;
- для вазы с узким горлышком подойдут цветы с тонкими стеблями.
Слайд 8.
Ваза как объект декора
В последнее время ваза снова стала объектом украшения. Две или три вазы разного размера, стоящие рядом, создадут особый уют и настроение дома, придадут особый шарм и стиль комнате.
IV. Физминутка:
По швам руки ОПУСКАЯ,
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
Затем вправо ПРОГИБАЯ,
Головою ПОМОТАВ,
ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ…
ОТДОХНУВ немножко дружно,
Скажем: «Поработать нужно!»
V. Практическая работа.
Слайд 9.
Работать мы будем по плану:
Линейное построение.
Прорисовка контура вазы.
Выполнение работы в цвете (ваза и фон).
- Давайте рассмотрим основные части вазы, т. к. сразу нарисовать вазу будет сложно. Ваза состоит из горлышка, горловины, основной части, которая плавно переходит в основание вазы (дно вазы). При построении вазы воспользуемся осевой линией, вспомогательными линиями и точками. Напоминаю: линейное построение изображения надо вести без нажимов, слегка касаясь карандашом бумаги.
- Индивидуальное задание: Рябцевой Даше, Тищенко Данилу, Воропаеву Сергею.
Задание: обвести вазу по трафарету, нарисовать линию горизонта, раскрасить вазу коричневой цветом, фон желтым цветом.
- Итак, начнем.
Ход построения вазы:
Для начала необходимо правильно разместить наш рисунок, для этого выберем вертикальное положение рабочего листа, т.к. ваза имеет вытянутую форму. Её высота больше ширины в 2 раза.
Затем проведем вертикальную осевую линию, которая поможет правильно изобразить правую и левую стороны вазы.
Дальше с помощью горизонтальных линий наметим основание нашей вазы и высоту, соответственно это будут дно и горлышко. Разделим осевую линию на 4 части. Намечаем ширину вазы. Ширина в 2 раза меньше высоты вазы. Проводим вертикальные линии сверху вниз.
Заметим, что горлышко вазы одного размера с дном, но чуть меньше ширины самой вазы. Отметим это точками. Чтобы горлышко и дно вазы правильно располагались по вертикали, проведем еще две вертикальные прямые линии - от горлышка вниз к дну вазы. Отметим, что горловина вазы имеет переход, отходя от горлышка, она начинает сужаться, а затем, не изменяет свою форму до основной части вазы. Эта часть горловины в половину, уже, чем само горлышко, помечаем это и проводим еще 2 вертикальные линии вниз к основанию вазы.
Начиная сверху вниз, мы с вами отмечаем на осевой линии точками, основные части составляющие форму вазы. Сначала наметим высоту горловины вазы, это будет 4 часть вазы. Через точку проведем горизонтальную линию. Теперь разделим горловину пополам, т. к. начиная от горлышка горловина сужается. От горловины вазы основная часть вазы начинает расширяться, помечаем это прямой и ставим точки. Дальше основная часть вазы начинает сужаться к основанию вазы. Отметим прямой линией то, что основная часть вазы у основания имеет изменения в форме.
Дно у вазы будет более округлой, а горлышко вазы будет видна как прямая линия. Соединяем все точки и четко прорисовываем контуры вазы. Стираем все вспомогательные линии. Рисуем рисунок, который нанесен на вазе.
Рисунок вазы в карандаше построен, можно приступать к работе в цвете.
(По ходу работы над рисунком оказывается индивидуальная помощь ребятам, затрудняющимся в выполнении рисунка)
VII. Закрепление.
- Что такое ваза?
- Для чего предназначены вазы? (сосуд для цветов, жидкости и как украшение)
VIII. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Выставка рисунков.
- Ребята, вы хорошо сегодня поработали, и в наши вазы волшебница Осень с большим удовольствием поставит цветы.
Слайд 10.
Рефлексия:
«БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ»
Предложить учащимся расставить цветы в вазу (белые – непонятно, нужна помощь; розовые – все понятно).





Керамическая ваза
Телеграмма
«Дорогие ребята, в этом году был собран большой урожай овощей, фруктов, цветов. Но цветов было собрано так много, что я не знаю, куда их разместить. Помогите мне, пожалуйста, решить мою проблему. С уважением к вам ваша «Осень».