Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Многопрофильный лицей №1» города Магнитогорска
| Согласовано: Научно-методический совет Шогина С.В./__________/ « » ________ 201 г. Протокол № от « » ______ 2019 г. | Утверждаю: Директор МАОУ «МЛ № 1» г. Магнитогорска Васильева Л.В./___________/ « » 2019г. | | |
| | | | |
Рабочая программа по ритмике
На 2019-2020 учебный год
Разработчик Ивановская Ю.А.
учитель физической культуры,
первая категория
Магнитогорск, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А.Зданевич, М.: Просвещение, 2011) и рабочей программы по физической культуре 1-4 класс (А.П. Матвеев, Москва « Просвещение» 2014г)
В процессе овладения двигательной деятельностью на занятиях укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность, воспитываются нравственные и волевые качества: дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость, выносливость.
Целью программы является формирование осознанных потребностей в физическом самосовершенствовании, улучшение спортивно-физической подготовки учащихся лицея, подготовку лицеистов к соревнованиям по ритмике.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:
Содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
Обучение основам базовых видов двигательных действий;
Дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
Формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
Выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
Углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
Воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями
Формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
Воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности.
Программа рассчитана на 1 год обучения в лицее и опирается на объем знаний и умение, получаемых при изучении программы предмета общего курса обучения в лицее.
Результаты освоения курса
По окончанию изучения курса обучающийся научится:
выражать в движении основные средства музыкальной выразительности
организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных танцевальных движений, сочинять элементы для танцев
составлять танцевальные связки из изученных танцевальных движений, подбирать музыку под эти связки.
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
выполнять комплексы общеразвивающих упражнений
По окончанию изучения курса обучающийся овладеет:
навыками ориентировки в пространстве и приобретать определенный «запас» движений в ритмических и танцевальных упражнениях;
базовыми танцевальными движениями, чувством ритма и музыки.
знаниями по организации и судейству соревнований по ритмической гимнастике.
Содержание курса
Курс состоит из 3 разделов.
I Раздел «Ритмическая гимнастика»
II Раздел «Сопровождение учащихся на соревнования»
III Раздел «Общая физическая подготовка»
Комплексы общеразвивающих упражнений
Упражнения на развитие основных физических качеств
Распределение учебного времени (136 ч)
№ п/п | Содержание | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие: комплектование группы; цели и задачи работы; организационные вопросы. | 1 | 1 | |
2 | Ритмическая гимнастика | 92 | 6 | 86 |
3 | Сопровождение учащихся на соревнования | 10 | | 10 |
4 | Общая физическая подготовка | 33 | | 33 |
Всего | 136 | 7 | 129 |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие: комплектование группы; цели и задачи работы; организационные вопросы. | 1 | 1 | |
| I Ритмическая гимнастика | | | |
| Раздел 1 Теоретическая часть | | | |
2 | Техника безопасности на занятиях | 1 | 1 | |
3 | Ритмическая гимнастика, как вид спорта и средство физического воспитания | 2 | 2 | |
4 | Виды ритмической гимнастики и история их происхождения | 3 | 3 | |
| Раздел 2 Аэробика | | | |
5 | Музыка, музыкальный квадрат | 9 | | 9 |
6 | Шаги | 12 | | 12 |
7 | Танцевальные связки | 12 | | 12 |
8 | Перестроения | 9 | | 9 |
9 | Танец | 12 | | 12 |
| Раздел 3 Танцевальные композиции и упражнения с предметами | | | |
10 | Танцевальные композиции | 16 | | 16 |
11 | Комплексы упражнений с предметами | 16 | | 16 |
12 | II Сопровождение учащихся на соревнования | 10 | | 10 |
| III Общая физическая подготовка | | | |
13 | Комплексы общеразвивающих упражнений | 10 | | 10 |
14 | Упражнения на развитие основных физических качеств (быстрота, гибкость, сила, выносливость, координация) | 23 | | 23 |
Всего | 136 | 7 | 129 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Количество часов |
1 | | Вводное занятие: комплектование группы; цели и задачи работы; организационные вопросы. | 1 |
2 | | Техника безопасности на занятиях | 1 |
3 | | Ритмическая гимнастика, как вид спорта и средство физического воспитания | 1 |
4 | | Ритмическая гимнастика, как вид спорта и средство физического воспитания | 1 |
5 | | Виды ритмической гимнастики и история их происхождения | 1 |
6 | | Виды ритмической гимнастики и история их происхождения | 1 |
7 | | Виды ритмической гимнастики и история их происхождения | 1 |
8 | | Музыка, музыкальный квадрат | 1 |
9 | | Комплексы общеразвивающих упражнений | 1 |
10 | | Музыка, музыкальный квадрат | 1 |
11 | | Комплексы общеразвивающих упражнений | 1 |
12 | | Музыка, музыкальный квадрат | 1 |
13 | | Комплексы общеразвивающих упражнений | 1 |
14 | | Музыка, музыкальный квадрат | 1 |
15 | | Комплексы общеразвивающих упражнений | 1 |
16 | | Музыка, музыкальный квадрат | 1 |
17 | | Комплексы общеразвивающих упражнений | 1 |
18 | | Музыка, музыкальный квадрат | 1 |
19 | | Комплексы общеразвивающих упражнений | 1 |
20 | | Музыка, музыкальный квадрат | 1 |
21 | | Комплексы общеразвивающих упражнений | 1 |
22 | | Музыка, музыкальный квадрат | 1 |
23 | | Комплексы общеразвивающих упражнений | 1 |
24 | | Музыка, музыкальный квадрат | 1 |
25 | | Комплексы общеразвивающих упражнений | 1 |
26 | | Шаги | 1 |
27 | | Комплексы общеразвивающих упражнений | 1 |
28 | | Шаги | 1 |
29 | | Шаги | 1 |
30 | | Упражнения на развитие основных физических качеств | 1 |
31 | | Шаги | 1 |
32 | | Шаги | 1 |
33 | | Упражнения на развитие основных физических качеств | 1 |
34 | | Шаги | 1 |
35 | | Шаги | 1 |
36 | | Упражнения на развитие основных физических качеств | 1 |
37 | | Шаги | 1 |
38 | | Шаги | 1 |
39 | | Упражнения на развитие основных физических качеств | 1 |
40 | | Шаги | 1 |
41 | | Шаги | 1 |
42 | | Упражнения на развитие основных физических качеств | 1 |
43 | | Шаги | 1 |
44 | | Танцевальные связки | 1 |
45 | | Упражнения на развитие основных физических качеств | 1 |
46 | | Танцевальные связки | 1 |
47 | | Танцевальные связки | 1 |
48 | | Упражнения на развитие основных физических качеств | 1 |
49 | | Танцевальные связки | 1 |
50 | | Танцевальные связки | 1 |
51 | | Упражнения на развитие основных физических качеств | 1 |
52 | | Танцевальные связки | 1 |
53 | | Танцевальные связки | 1 |
54 | | Упражнения на развитие основных физических качеств | 1 |
55 | | Танцевальные связки | 1 |
56 | | Танцевальные связки | 1 |
57 | | Упражнения на развитие основных физических качеств | 1 |
58 | | Танцевальные связки | 1 |
59 | | Танцевальные связки | 1 |
60 | | Упражнения на развитие основных физических качеств | 1 |
61 | | Танцевальные связки | 1 |
62 | | Перестроения | 1 |
63 | | Упражнения на развитие основных физических качеств | 1 |
64 | | Перестроения | 1 |
65 | | Перестроения | 1 |
66 | | Упражнения на развитие основных физических качеств | 1 |
67 | | Перестроения | 1 |
68 | | Перестроения | 1 |
69 | | Упражнения на развитие основных физических качеств | 1 |
70 | | Перестроения | 1 |
71 | | Перестроения | 1 |
72 | | Упражнения на развитие основных физических качеств | 1 |
73 | | Перестроения | 1 |
74 | | Перестроения | 1 |
75 | | Упражнения на развитие основных физических качеств | 1 |
76 | | Танец | 1 |
77 | | Танец | 1 |
78 | | Упражнения на развитие основных физических качеств | 1 |
79 | | Танец | 1 |
80 | | Танец | 1 |
81 | | Упражнения на развитие основных физических качеств | 1 |
82 | | Танец | 1 |
83 | | Танец | 1 |
84 | | Упражнения на развитие основных физических качеств | 1 |
85 | | Танец | 1 |
86 | | Танец | 1 |
87 | | Упражнения на развитие основных физических качеств | 1 |
88 | | Танец | 1 |
89 | | Танец | 1 |
90 | | Упражнения на развитие основных физических качеств | 1 |
91 | | Танец | 1 |
92 | | Танец | 1 |
93 | | Упражнения на развитие основных физических качеств | 1 |
94 | | Танцевальные композиции | 1 |
95 | | Танцевальные композиции | 1 |
96 | | Упражнения на развитие основных физических качеств | 1 |
97 | | Танцевальные композиции | 1 |
98 | | Танцевальные композиции | 1 |
99 | | Танцевальные композиции | 1 |
100 | | Танцевальные композиции | 1 |
101 | | Танцевальные композиции | 1 |
102 | | Танцевальные композиции | 1 |
103 | | Танцевальные композиции | 1 |
104 | | Танцевальные композиции | 1 |
105 | | Танцевальные композиции | 1 |
106 | | Танцевальные композиции | 1 |
107 | | Танцевальные композиции | 1 |
108 | | Танцевальные композиции | 1 |
109 | | Танцевальные композиции | 1 |
110 | | Танцевальные композиции | 1 |
111 | | Сопровождение учащихся на соревнования | 1 |
112 | | Сопровождение учащихся на соревнования | 1 |
113 | | Сопровождение учащихся на соревнования | 1 |
114 | | Сопровождение учащихся на соревнования | 1 |
115 | | Сопровождение учащихся на соревнования | 1 |
116 | | Сопровождение учащихся на соревнования | 1 |
117 | | Сопровождение учащихся на соревнования | 1 |
118 | | Сопровождение учащихся на соревнования | 1 |
119 | | Сопровождение учащихся на соревнования | 1 |
120 | | Сопровождение учащихся на соревнования | 1 |
121 | | Комплексы упражнений с предметами | 1 |
122 | | Комплексы упражнений с предметами | 1 |
123 | | Комплексы упражнений с предметами | 1 |
124 | | Комплексы упражнений с предметами | 1 |
125 | | Комплексы упражнений с предметами | 1 |
126 | | Комплексы упражнений с предметами | 1 |
127 | | Комплексы упражнений с предметами | 1 |
128 | | Комплексы упражнений с предметами | 1 |
129 | | Комплексы упражнений с предметами | 1 |
130 | | Комплексы упражнений с предметами | 1 |
131 | | Комплексы упражнений с предметами | 1 |
132 | | Комплексы упражнений с предметами | 1 |
133 | | Комплексы упражнений с предметами | 1 |
134 | | Комплексы упражнений с предметами | 1 |
135 | | Комплексы упражнений с предметами | 1 |
136 | | Комплексы упражнений с предметами | 1 |
Оценочные материалы
Успешность освоения программы курса диагностируется участием обучающихся в соревнованиях различного уровня. Статус участника/ призера/ победителя подтверждается официальными протоколами, грамотами, дипломами, которые составляют портфолио обучающегося.
Оценка общей физической подготовленности
Таблица оценки результатов тестирования уровня физической подготовленности обучающихся 4классов
пол | Челночный бег 4х9 м. (сек) | Подтягивание в висе (м) Подтягивание в висе лёжа (д) | Вставание в сед из положения лёжа на полу за 1 мин. (кол-во раз) | Наклон вперёд из положения сидя (см) | Прыжок в длину с места (см) |
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 |
м | 12,4 | 11,7 | 10,7 | 2 | 4 | 7 | 28 | 40 | 45 | 1 | 5 | 6 | 145 | 155 | 165 |
д | 12,7 | 12,0 | 11,0 | 4 | 8 | 10 | 27 | 32 | 35 | 6 | 11 | 15 | 130 | 145 | 155 |
Описание тестовых упражнений
Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1мин.
Оборудование: Гимнастический мат, секундомер
Описание теста. Поднимание туловища из положения лежа на спине выполняется из исходного положения: лежа на спине на гимнастическом мате, руки за головой, пальцы сцеплены в «замок», лопатки касаются мата, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни прижаты партнером к полу.
Засчитывается количество правильно выполненных подниманий туловища.
Для выполнения испытания создаются пары, один из партнеров выполняет испытание, другой удерживает его ноги за ступни и голени. Затем участники меняются местами.
Ошибки (попытка не засчитывается):
- отсутствие касания локтями бедер (коленей);
- отсутствие касания лопатками мата;
- пальцы разомкнуты из «замка»;
- смещение таза.
Результат. Фиксируется правильно выполненное количество подниманий туловища за 1мин, касаясь локтями бедер (коленей), с последующим возвратом в исходное положение.
Челночный бег 4 x 9 м
Оборудование: Площадка с разметкой 9 м от одной линии до другой, или волейбольная площадка. 2 Кубика 5 x 10 см для каждого испытуемого, секундомер.
Описание теста. По команде «На старт!» принять положение высокого старта у центральной линии волейбольной площадки. По команде «Марш!» бежать с максимальной скоростью до лицевой волейбольной линии, на которой лежат кубики. Взять 1 кубик и вернуться на центральную волейбольную линию положив на неё кубик. Затем опять добежать до лицевой волейбольной линии, взять 2 кубик и вернуться на центральную волейбольную линию положив на неё кубик, финишируя.
Ошибки (попытка не засчитывается)
- кубик брошен на линию
Результат. Время челночного бега 4 x 9 м с точностью до десятой.
Наклон туловища вперёд из положения сидя ноги врозь
Оборудование: Доска или щит (примерный размер 50 x 150 см) с упорами для ног расположенных на расстоянии 20 см и разметкой от «- 10 см» до «+40 см»
Описание теста. Испытуемый садится так, чтобы расстояние между стопами было 20-30 см. Ноги фиксируются в коленных суставах. Большие пальцы в замок, остальные вместе, ладони вниз. Выполняется три медленных предварительных наклона по команде судьи, четвёртый наклон (по команде судьи) выполняется с задержкой не менее 2-х секунд, как зачётный с обязательным касанием кончиками пальцев доски.
Результат. Фиксируется результат с точностью до сантиметра.
Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики)
Оборудование: Высокая перекладина, под перекладиной гимнастический мат, магнезия или мел.
Описание теста. Подтягивание из виса на высокой перекладине выполняется из исходного положения: вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе.
Участник подтягивается так, чтобы подбородок поднялся выше грифа перекладины, затем опускается в вис и, зафиксировав исходное положение на 0,5 с, продолжает выполнение испытания. Засчитывается количество правильно выполненных попыток.
Ошибки (попытка не засчитывается):
- подтягивание рывками или с махами ног (туловища);
- подбородок не поднялся выше грифа перекладины;
- отсутствие фиксации на 0,5 с исходного положения;
- поочередное сгибание рук.
Результат. Фиксируется количество правильно выполненных попыток.
Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа (девочки)
Оборудование: Низкая перекладина, под перекладиной гимнастический мат, магнезия или мел.
Описание теста. Подтягивание на низкой перекладине выполняется из исходного положения: вис лёжа хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, туловище и ноги выпрямлены, ступни вместе.
Участник подтягивается до касания грудью перекладины, затем опускается в вис. Засчитывается количество правильных попыток.
Ошибки (попытка не засчитывается):
- подтягивание рывками или с прогибом туловища;
- отсутствие касания грудью перекладины;
- отсутствие фиксации на 0,5 с исходного положения;
- поочередное сгибание рук.
Результат. Фиксируется количество правильно выполненных попыток.
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (для оценки скоростно-силовых способностей)
Оборудование: ровная поверхность с нескользким покрытием, измерительная сантиметровая лента.
Описание теста. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется в соответствующем секторе для прыжков. Место отталкивания должно обеспечивать
хорошее сцепление с обувью. Пятки на кроссовках мажутся мелом для более чёткой фиксации результата. Испытуемый принимает исходное положение: ноги на ширине плеч, ступни параллельно, носки ног перед линией отталкивания. Одновременным толчком двух ног и махом рук выполняется прыжок вперед.
Измерение производится по перпендикулярной прямой от места отталкивания
любой ногой до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника.
Участнику предоставляются три попытки. В зачет идет лучший результат.
Ошибки (попытка не засчитывается):
- заступ за линию отталкивания или касание ее;
- выполнение отталкивания с предварительного подскока;
- отталкивание ногами поочередно.
Результат. Оценивается длина прыжка в сантиметрах от ограничительной линии до отметки пяткой, ближайшей к стартовой линии.
Критерии итоговой оценки: набранные баллы суммируются, и определяется средний балл, который соотносится с уровнем физической подготовленности.
Уровень физической подготовленности | Средний балл |
Высокий | 5,0 – 4,5 |
Выше среднего | 4,4 – 4,0 |
Средний | 3,8 – 3,5 |
Ниже среднего | 3,4 – 2,5 |
Оценка уровня овладения базовыми танцевальными движениями
Обучающийся должен выучить танцевальную связку под музыкальный квадрат (32 счета) и исполнить её самостоятельно. Музыкальная композиция подбирается из расчета 100-120 такт/мин.
Танцевальная связка
1.
1-4 – марш на месте с правой
5-8 – подскоки на месте с правой
2.
1-4 – «V»-степ с правой, руки наверх, сначала правая, затем левая
5-8 - «V»-степ с левой, руки наверх, сначала левая, затем правая
3.
1-4 – кросс-степ с правой, руки наверх, сначала правая, затем левая
5-8 - кросс-степ с левой, руки наверх, сначала левая, затем правая
4.
1- прыжок на правой, левая вперед на носок, руки на пояс
2 - прыжок на правой, левая в сторону на носок, руки на пояс
3 - прыжок на правой, левая назад на носок, руки на пояс
4 – прыжок на двух, ноги вместе, руки на пояс
5-8 то же с другой ноги.
Критерии оценивания
Допущенные ошибки | Уровень овладения базовыми движениями |
Все движения выполнены верно и в такт, последовательность элементов не нарушена, все элементы присутствуют | Высокий |
Допущена 1 из ошибок: 1 Движение выполнено не верно или последовательность элементов не нарушена, все элементы присутствуют, движения выполняются не в такт музыке или нарушена последовательность элементов или отсутсвует один из элементов | средний |
Допущено более одной ошибки | Низкий |