СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родители и дети

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родители и дети»

Хасанова Д.Ф.

студентка

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Елабужский институт (филиал)

E-mail: [email protected]

Научный руководитель: Асхадуллина Н.Н.

ассистент кафедры педагогики

KhasanovaD.F.

Student

KazanFederalUniversity

YelabugaInstitute (branch)



Анализ педагогических взглядов Я. Корчака в решении проблемы отторжения детей цифровой эпохи от реальных взаимоотношений с родителями в семье как первичной ячейке общества


Аннотация. Статья посвящена проблеме семейного воспитания в условиях массовой цифровизации современного общества. Выделены достоинства и недостатки использования цифровых гаджетов на развитие подрастающего поколения. Проведен анализ идей польского педагога Я. Корчака в свете решения проблемы отторжения детей цифровой эпохи (поколения Z) от реальных взаимоотношений с родителями в семье как первичной ячейке социума, на основе которых сформирован перечень рекомендаций для современных родителей в воспитании и развитии своего потомства.

Ключевые слова: цифровая эпоха, цифровые технологии, дети поколения Z, первичная ячейкасоциума, семейное воспитание, методы воспитания.

Annotation: The article is devoted to the problem of family education in the context of mass digitalization of modern society. The advantages and disadvantages of using digital gadgets for the development of the younger generation are highlighted. The analysis of the ideas of the Polish teacher Y. Korczak is carried out in the light of solving the problem of the exclusion of children of the digital age (generation Z) from real relationships with parents in the family as the primary unit of society, on the basis of which a list of recommendations for modern parents in the upbringing and development of their offspring is formed.

Keywords: digital era, digital technologies, children of generation Z, the primary cell of society, family education, methods of education.

Основной текст статьи

XXI век –эпоха активного использования человекомцифровых технологий,оказывающих как положительное, так и негативное влияние на его психоэмоциональное состояние и сферу взаимоотношений с окружающими. Достоинствами современнойцифровой эпохи являются доступность информации, возможность быстрой и удобной коммуникации на больших расстояниях. Однако какими бы положительными характеристиками не обладала современная эпоха, насущной проблемой встает проблема отчуждения родителей и детей. Вместо привычного общения детей с родителями можно видеть совсем иную картину. Дети поколения Z поглощены гаджетами. Живое общение заменено виртуальным. Вместо подвижных игр – игры компьютерные, игры на смартфонах. При этом родители также поглощены какими-то «важными» делами в своих мобильных телефонах. Дети не беспокоят их своими вопросами. Они научились искать ответы в интернете. Родители спокойны, ведь их ребенок занят. Не нужно искать способы их занять полезными делами. О последствиях такого поведения детей родители зачастую не беспокоятся, но со временем осознают, что в семье растет совершенно безучастный к делам семьи ребенок.

Становясь зависимым от гаджета, он не способен уделить внимание своим родителям. У ребёнка пропадает интерес к реальной жизни. Отношения с родителями отходят на второй план. Вместо совместного времяпровождения с родителями он предпочтет спозировать перед телефоном и выложить свое видео в сеть для того, чтобы получить заветные «лайки».

Вышесказанное свидетельствует о кризисе детско-родительских отношений в семье. Во взаимоотношениях взрослых и их детей возрастает отчужденность, конфликтность, барьеры в общении, образуется эмоциональный вакуум, в которыйпопадают многие дети [Россова, Тимофеева].

К большому сожалению, в современном обществе семейные отношения родителей с детьми не признаются значимыми как общечеловеческие ценности, для родителей в приоритете поиск высоких источников дохода для обеспечения «благополучия» своих детей. Но в этом то и вся проблема. Семья – это первичный социальный институт, в котором у ребенка должна реализоваться потребность в человеческих связях. У каждого члена семьи должно быть ощущение привязанности к своим близким, потребность в самоутверждении с опорой на сильный семейный тыл. В процессе живого, искреннего, полноценного общения родителей со своими детьми у последних формируется культура общения и поведения в обществе.

Искренние отношения между детьми и взрослыми, непосредственность чувств друг к другу, положительное эмоциональное общение являются источником формирования гармоничной, самодостаточной личности ребенка [Котлярова, 406 c.]Болезненный опыт семейныхотношений отягощает внутренниймир ребенка, создает постоянное внутреннее напряжение [Россова].

Актуальность проблемыотторжения детей цифровой эпохи (поколения Z) от реальных взаимоотношений с родителями в семье определяет необходимость обращения взора на опыт педагогов прошлых эпох, которым, несмотря на сложные исторические переломные этапы, удалось передать нам уникальные воспитательные системы (Я. Корчака, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого и др.).

Родители должны выстроить план развития своего ребёнка и в сфере интеллекта, и в сфере нравственности. Каждый родитель в душе должен быть педагогом и знать детскую психологию. Обязанность воспитания всесторонне развитой личности лежит в первую очередь на родителях. Воспитание личности, развитой, креативной и многосторонней – это умение разобраться во множестве самых сложных и как будто незаметных на первый взгляд зависимостей. Быть мудрым родителем-воспитателем – значит, прежде всего понимать причинно-следственные связи во всём, что мы повседневно видим, делаем, ожидаем. Как отмечает В.А. Сухомлинский, родителям необходимо развивать ребёнка во всех аспектах: и в моральном, и в идейном, гражданском, и умственном, и творческом, и трудовом, и эстетическом, и эмоциональном, и физическом.[Сухомлинский, 78 с.].

Важно своевременное осознание родителями своих педагогических, деструктивных установок, паттернов собственного поведения и непосредственное их влияние на воспитательный процесс и личность ребенка в целом [Шавардак, 12 с.].

Только системная и планомерная работа с детьми может дать результаты. Чтобы воспитать полноценную, духовно-целостную личность, необходимо наблюдать за человеком, изучать его, нужно общаться, искать общий язык, а не оставлять ребёнка на произвол судьбы. Современные родители должны знать способы изучения своих детей, т.е. уметь диагностировать состояние своего ребенка для определения траектории его личностного развития. В определении методов диагностики личности ребенка нам могут помочь идеи известного польского педагога-психологаЯнуша Корчака, использование которых позволит родителю оценить степень достижения им целей воспитательного процесса [Сафаргалиев, 407 с.]. На наш взгляд, эти методы не потеряли своей актуальности и на сегодняшний день.

Остановимся на некоторых концептуальных положениях педагогической системы Я. Корчака. По его мнению,взрослым необходимо понимать, что дети «думают сердцем, не умом» [Корчак, с. 200]. Не следует подбирать слова при общении с ребёнком, важно – говорить искренне, с чувством, не лукавить никогда. Для этого нужно уметь внимательно наблюдать за ребенком, давать оценку результатам взаимодействия.

Одним из необходимых диагностических методов изучения личности воспитанников является метод анализа продуктов их деятельности. Использование данного метода диагностики давало возможность Я. Корчаку выявлять трудности, с которыми сталкиваются воспитанники, задумываться над их будущим и определять их жизненные ориентиры.

На основе данных, которые получал Я. Корчак в ходе беседы с ребенком, ему удавалось находить эффективные воспитательные средства для формирования мировоззрения воспитанников, их взглядов, мыслей, чувств.

Я. Корчак указывал на то, что важными чертами разумного воспитания являются не только понимание, но и терпимость педагога во взаимоотношениях с детьми, его умения прощать их вследствие этого понимания [Сиразетдинова].

Я. Корчак в своей жизни сталкивался с множеством трудностей - непонимание, злоба, голод, разочарование. Однако это не сломило педагога, он продолжал воспитывать детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Я. Корчак указывал на то, что важными чертами разумного воспитания являются не только понимание, но и терпимость педагога во взаимоотношениях с детьми, его умения прощать их вследствие этого понимания. Я. Корчак был одним из величайших педагогов-воспитателей своей эпохи, отдавший всю свою душу и энтузиазм воспитанию детей-сирот.

Предложенные Я. Корчаком методы диагностики личности ребенка позволяют по-новому посмотреть на ситуацию взаимоотношения родителей с детьми цифровой эпохи. Родителям необходимо научиться понимать нежные струны детской души и беречь их. Они обязаны быть знатоками психики, не сердиться беспричинно, если ребенок не выполнил их поручения, тем более наказывать и деструктивно критиковать своего ребенка.

На основе предложенных Я. Корчаком методов диагностики личности ребенка следует выделить критерии хороших родителей. Во-первых, это должны быть мудрые воспитатели; во-вторых, прекрасные знатоки детской души; в-третьих, искусные художники, на которых лежит ответственная миссия –помочь ребенку стать креативной, успешной, целеустремлённой, деловой и творческой личностью на основе выявленных потребностей и возможностей своего чада. Для создания такого «шедевра» нужно умело использовать "кисть" и "подбирать краски", т.е. обеспечить благоприятные и достойные условия для обучения, воспитания и развития детей.

Необдуманные действия по отношению к своему ребенку, безразличие и отсутствие интереса к нему ведут к печальным последствиям.

В заключение следует выделить советы, которых необходимо придерживаться современным родителям. Общение с детьми должно стать живым, непосредственным. Нужно больше проводить времени с ребёнком, которое должно быть направлено на пополнение знаний, развитие умений и совершенство навыков. Использование гаджетов и компьютеров не должно стать средством"убийства времени". Их нужно использовать во благо развития своего ребенка.

Нужно научиться ценить каждую минуту своей жизни. Новый век – не время «зависать» в интернете, играть в виртуальные игры, за которыми кроется пустота, а время развития своих талантов, раскрытия своего потенциала, интеллектуального и физического совершенства.

Следует помнить, что дети – чистый лист бумаги[Локк]. Они жадно поглощают всё, что видят вокруг. Они не знают, как использовать время для чего-то важного и главного. Помочь определиться детям найти свое предназначение в этом мире должны родители. Однако нужно родителям ставить осознанные цели в воспитании своих детей, уметь оцениватьсвою воспитательную деятельность, анализировать результаты. Цените каждую минуту, проведённую со своими детьми, работайте и совершенствуйтесь вместе. Завтра может быть поздно. Ибо время – единственный и невосполнимый ресурс.


Литература:

  1. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Сочинения: В 3-х томах. Т.1/ Под ред. И.С. Нарского. – М.: Мысль, 1985. – 623 с.

  2. Корчак, Я. Как любить ребёнка: книга о воспитании: пер. с польск. – М.: Политиздат, 1990. – 493 с.

  3. Котлярова, В.В. Взаимоотношение родителей и детей в семье: философско-психологические, социальные и педагогические аспекты проблемы [Электронный ресурс] / В.В. Котлярова,В.Д. Медведь, Ю.А. Проскурякова // Молодой ученый. – 2017. – №1. – С. 404-407. –URLhttps://moluch.ru/archive/135/37893/ (дата обращения: 27.12.2019).

  4. Россова, Ю.И. Культура толерантных отношений в сфере «родитель-ребёнок» (для бесед с родителями) – Изд-во: ИП Ерегина Тамара Николаевна, 2011. – 76-86 с.

  5. Сафаргалиев, Э.Р. Проектирование, внедрение и оценка эффективности воспитательной деятельности в образовательной организации: учебно-методическое пособие. – Ульяновск: изд-во Зебра, 2018. – 448 с.

  6. Сиразетдинова,Э.И. Януш Корчак и его концепция любви к детям//Молодёжь и наука. – 2014. – № 3. – С.53.

  7. Сухомлинский, В.А. Избранные произведения: в 5-ти т./Редкол. А.Г. Дзеверин и др. – Рад. Школа, 1979 . – 686 с.

  8. Тимофеева, А.М. Влияние современных гаджетов на детей и подростков. – Чебоксары: Изд-во ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив-плюс»», 2017. – 178-179 с.

  9. Шавардак, А.Д. Программа тренинга для родителей «Я – успешный родитель» - Прага: Изд-во VedeckovydavatelskecentrumSociosfera-CZs.r.o., 2018. – с. 12-18.