РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ:
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА»
Автор составитель:
воспитатель Казанцева Татьяна Михайловна
«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой-равнодушие к нашему общему Дому, к Природе»
В.А. Алексеев.
Цель: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее.
Задачи:
Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Расширить представление родителей о формах деятельности с детьми по экологическому воспитанию.
Повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
Привлекать родителей к сотрудничеству по формированию экологической культуры дошкольников.
Подготовка к родительскому собранию:
Подготовить анкеты и провести анкетирование родителей.
Выставка рисунков «Дети и природа».
Оформить выставку пособий, дидактических игр, экологических сказок по экологическому воспитанию.
Подобрать музыкальное сопровождение, создать слайды по теме собрания.
Пока родители собираются, звучит музыка о природе, на экране –
слайды с фотографиями детей «Мир природы»
1. Вступление (звучит музыка, голос)
«Что значишь ты, без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец?»
звучит музыка «В мире животных – танец
выходят дети второй младшей группы в костюмах
с рисунками «Зеленая планета»
читают стихотворение «Живая азбука»
1 Ведущий:
- Добрый вечер, уважаемые родители!
Мы рады Вам, рады, что Вы откликнулись на наше предложение пообщаться, ведь только совместными усилиями можно добиться желаемых результатов.
2 Ведущий:
Сегодня мы собрались, чтобы вместе обсудить вопросы воспитания наших детей. Тема нашей сегодняшней встречи «Экологическое воспитание в семье. Экология и мы».
1 Ведущий:
Сегодня мы поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное - вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитывать у детей чувство любви к этому миру.
2 Ведущий:
- Как Вы считаете, что такое семья и чем является она для человека?
- Семья - это ячейка общества.
- Семья - это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека.
- Семья для ребёнка - это модель общества, с помощью которой он входит в мир.
- Семье принадлежит ведущее место в развитии ребёнка, поэтому в воспитании ребёнка приоритет принадлежит семье.
1 Ведущий:
- Да, мы согласны с вами.
"Семья - это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро", - говорил В. А. Сухомлинский.
2 Ведущий:
- В семье осуществляется преемственность поколений, происходит передача социальных норм и ценностей, образцов поведения. При этом решающую роль играет весь уклад жизни семьи, социальные установки родителей, уровень общения между членами семьи.
1 Ведущий:
- Детский сад детей воспитывает, а в семье с родителями они живут, выполняют "общую работу". Отец и мать - самые близкие и самые убедительные "образцы", по которым растущий человек проверяет и строит своё поведение.
2 Ведущий:
- Детство - самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребёнка. Уйдя в школу, он унесёт в душе росток добра и зла. Он расстанется с воспитателем, но при этом навсегда останется с родителем.
1 Ведущий:
- А вот когда ребёнок вырастет, кого увидят состарившиеся родители рядом с собой: доброго, заботливого или жестокого, равнодушного человека? Это, прежде всего, зависит от самих родителей.
Недаром пословица гласит: "Умел дитя родить, умей и научить".
2 Ведущий:
- Родители должны определить для себя цель воспитания, каким они хотят видеть своего ребёнка?
звучит спокойная музыка
1 Ведущий:
- А начнем мы наше собрание с небольшой игры «Передай яблоко» (по типу игры «Города») – все вы эту игру знаете, все в нее когда-нибудь играли, чтобы настроиться на дружескую и непринужденную обстановку.
Игра «Передай яблоко» (по типу игры «Города»)
Вам необходимо буде назвать слово на последнюю букву предыдущего слова на экологическую тему, связанные с природой, животным и растительным миром.
Игра «Острое блюдо»
2 Ведущий:
- Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли».
Под музыкальное сопровождение родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания. Дается время для ответа (1-3 минуты).
1 Ведущий:
- Вот как писал Б. Рябинин в своей книге «О любви к живому»:
«Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая их. Ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его бояться, и вот тут- то, как говориться, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».
2 Ведущий:
- В первую очередь, взрослые должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого – либо правила поведения, если сами не всегда следуют этому. Сложно объяснить детям, что надо беречь природу, если сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у ребенка растерянность, обиду или даже агрессию.
1 Ведущий:
- Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Нам необходимо прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.
звучит музыка
2 Ведущий:
- Русская природа. Эти слова сразу же вызывают в памяти каждого человека разнообразные картины: это и стройный сосновый лес, весёлая берёзовая роща, заливные луга, золотые хлебные поля.
(Показ картин на экране)
1 Ведущий:
- Трудно найти человека, равнодушного к родной природе. С помощью природной среды взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребёнка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязь в природе, вовлекая детей в совместную деятельность, давая посильные поручения, побуждая ребёнка к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помогать делом.
2 Ведущий:
- У природы человек учится красоте, чувству меры, добра, справедливости.
Сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребёнка на природу, пока не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.
1 Ведущий:
- Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, с развития понимания красоты природы, любви к ней, ориентации на доброе и прекрасное, что в ней заложено.
Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей.
2 Ведущий:
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI в.
звучи набат колокола
1 Ведущий:
«Дин - дон, дин - дон – слышит лес, слышит дол то ли вздох, то ли стон…» Это старый колокол, возвещающий мир о самых значительных и важных событиях и происшествиях. Тревожным набатом поднимал народ колокол — вестник беды. О чем сейчас звучит колокол?
2 Ведущий:
Он звучит о судьбе природы. Природа – единственный дом человечества в безбрежных пространствах Вселенной. Нет такого человека, которого бы не волновала судьба окружающей природы и, соответственно, его собственная судьба.
1 Ведущий:
- Просим вашего внимания, посмотреть видеоролик, о том «Как появилась наша планета!»
Просмотр видеоролика «Как появилась наша планета!»
родитель читает стихотворение
«Родная, Живая планета Земля!
Ты - Мать дорогая, что кормит меня!
Чудесны равнины, пустыни и степи
Прекрасны моря, океаны и реки,
Предгорья и горы, пески, ледники!
Нигде нет волшебней и лучше Земли!
Весной расцветаешь как юная леди,
А летом роскошней тебя нет на свете!
Ты осенью в золото облачаешься
И в платину в зиму переодеваешься!
Ты так многолика и так величава..
И всё же "малышку" тебя покачала,
Прижала к груди своей нежно -принежно..
Беречь тебя буду всегда и прилежно!
Лелеять, заботиться, крепко любить
И никому не позволю убить!!!»
З. Горловецкая
1 Ведущий:
- Сегодня от нас с вами зависит дальнейшее существование жизни на земле.
звучит музыка
2 Ведущий:
- Предлагаем Вашему вниманию десять интересных фактов об экологии.
1 Ведущий:
10 место.
Город без автомобилей
Швейцарский маленький городок Церматт закрыт для автомобилей с выхлопом. По нему можно передвигаться только на велосипеде, гужевом транспорте или электромобиле. Между тем, среднестатистический автомобиль вырабатывает около полкилограмма газообразных отходов на каждые сорок километров пути.
2 Ведущий:
9 место.
Выбросы от Интернета
На пересылку спама ежегодно расходуется 33 миллиардов кВт/ч электроэнергии, что сопровождается выбросом в атмосферу около 17 миллионов тонн углекислого газа, что равносильно трем миллионам автомобилей. Такого количества электроэнергии достаточно для электроснабжения 2,4 миллионов домов. На сегодняшний день информационные технологии уже являются причиной поступления 2% углекислого газа в атмосферу Земли. Прогнозируют, что к 2020 году на Интернет будет приходиться 20% всей эмиссии CO2.
1 Ведущий:
8 место.
Устойчивое сельское хозяйство
Современное сельское хозяйство производит в два раза больше продуктов, чем необходимо людям. Более 50% зерна, реализуемого по всему миру, идёт на корм скоту или применяется для получения биотоплива.
2 Ведущий:
7 место.
Вода, кругом вода
70% пригодной к употреблению пресной воды расходуется на сельское хозяйство, 22% забирает промышленность и только 0,08% используется в повседневной жизни.
1 Ведущий:
6 место.
Альтернативные источники энергии
Крематорий в шведском городе Хельсингборг снабжает теплом 60 000 домов, что составляет 10% вырабатываемой энергии местной энергетической компании.
5 место. Корм для рыбы.
На огромных океанских лайнерах бизнес-класса есть поля для гольфа. Основной проблемой этой игры является то, что мячи частенько улетают за борт. Одно немецкое предприятие стало выпускать специальные мячи в виде спрессованного рыбьего корма для игроков, которым не чужда забота о живом.
2 Ведущий:
4 место.
Кенгуру не умеют портить воздух.
Кенгуру уникальные животные — они не способны пускать газы. Образуемый в желудке этих животных метан беспрерывно перерабатывается и всасывается обратно. Ученые ищут ген, ответственный за такое поведение, чтобы снабдить им коров, и в итоге уменьшить выбросы газов в атмосферу.
1 Ведущий:
3 место.
И бумага тоже бывает вредной.
Бумажные пакеты не менее вредны для природы, чем пластиковые. Они занимают много места, требуют больше энергии для их переработки и производства, а на свалке из-за послойного расположения разлагаются не быстрее, чем их полиэтиленовые аналоги.
2 Ведущий:
2 место.
Новая система освещения.
Заботой о сбережении энергии озадачились в китайском городе Донгтан. Проблему разрешила фирма Philips: ночью улица в этом городе освещается минимально, но как только на ней возникает велосипедист или машина, мгновенно включается освещение.
1 Ведущий:
1 место.
Популяция животных сокращается.
По словам знаменитого Гарвадского биолога Уилсона ежегодно исчезает около 30 000 видов живых организмов. К концу этого столетия планета Земля лишится около половины своего нынешнего биоразнообразия.
2 Ведущий:
Прогнозируют, что к 2050 году четверть всех видов живых организмов будет находиться под угрозой исчезновения.
1 Ведущий:
- Современные наболевшие проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой, возможно, решить только при условии сформированности экологического мировоззрения всех людей.
2 Ведущий:
За последние десятилетия мир очень сильно изменился. Ни для кого не секрет, что на Земле существуют экологические проблемы, угрожающие здоровью и жизни людей.
1 Ведущий:
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?
2 Ведущий:
Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
(картинка с экологическими проблемами проецируется на экране)
1 Ведущий:
Дошкольников крайне важно подключать к проблемам уже с ранних лет. Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.
2 Ведущий:
- Предлагаем вам посмотреть экологическую сказку «Как спасали реку Десну»
просмотр ЭКО-сказки «Как спасали Десну»
2 Ведущий:
На протяжение нескольких лет наше дошкольное учреждение неоднократно становилось победителем и призером областных конкурсов «Зелёная планета», «Юные экологи Брянщины», «Белая книга леса» и природоохранных акций «Покормите птиц».
1 Ведущий:
Научить детей с раннего возраста любить, беречь и охранять природу – основная задача взрослого – родителя и педагога.
2 Ведущий:
Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой.
1 Ведущий:
Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев, песнь кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе. Услышал, и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Как же и нам научиться правильно слушать и слышать?
2 Ведущий:
Научить слушать и слышать наших детей. Слово играет большую роль. Как мы говорим, как требуем от детей, как правильно ставим вопросы. Взрослые своим примером обучают ребенка правилам поведения. В возрасте 3х-4х лет у малыша осуществляется запечатление образа в поведении и взаимодействия окружающих.
1 Ведущий:
Поэтому во взаимоотношениях должна быть экология: чуткость, вежливость, забота и внимание, бережное отношение к чувствам другого, бережное отношение к вещам и предметам.
2 Ведущий:
Экология пространства - новый термин в педагогике является обучающей ситуацией: не сорить, не шуметь, эстетическое оформление в помещении, не зашумленная обстановка, (гармония линий, красок, стиля; чистота и порядок, отсутствие лишних вещей и предметов).
1 Ведущий:
Воспитывает наших детей не столько отрицательное, сколько положительное подкрепление. И эти аспекты составляют экологию отношений (воспитания).
Проводится игра «Директива»
(это скрытое приказание, неправильно сформулированное родителями, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно - собственным чувством вины перед родителем)
- Один родитель зачитывает неверное высказывание, другой - дает правильный ответ.
(высказывания проецируются на экране)
1. «Не ломай, бесстыдник» - «Сынок береги дерево, ведь оно же нас радует день за днем».
2. « Ты опять потерял рукавицы? Где была твоя голова?» - «Малыш, мы обязательной найдем твои рукавицы. А давай посмотрим на детской площадке?»
3. «Куда бежишь как сумасшедший? Здесь же дорога!!» - «Пойдем медленнее. Дорога. Вспомним правила поведения на дороге».
4. «Глаза бы мои на тебя не глядели, опять весь мокрый недотепа.» - «Будь повнимательнее, в следующий раз - обходи лужу».
2 Ведущий:
- Родители, согласны ли вы, что именно с этих неправильных фраз зарождается наше «воспитание» к окружающему, к окружающим, к самому себе».
1 Ведущий:
- Ребенок познает мир чувствами, еще не всегда умеет справляться с ними. Помочь ему в этом могут родители. Быть родителями - это огромная работа, это уникальный труд.
2 Ведущий:
Для ребенка родители - это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают!
1 Ведущий:
- Наши ребята подготовили вопросы, на которые вы, родители, должны ответить.
- Внимание, на экран!!
Видео-вопросы от детей
1. Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Потому что молодые)
2.Какие черные ягоды вы знаете? (Черёмуха, черника, ежевика, черноплодная рябина, черная смородина.)
3. Никто не ругает, а она дрожит. Кто и почему? (Осина, потому что длинная ножка листа)
4. Растение, которое связывают со звоном? (Колокольчик)
5. Название, какого растения состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка)
6. Назовите фамилии, которые произошли от названий животных.
(Зверевы, Волковы, Кошкины, Кротовы, Зайцевы, Карповы, Козловы)
7. Назовите дикие съедобные растения. (Крапива, щавель, лопух, мята, душица, шиповник, зверобой)
8. Название, каких животных состоит их 2 букв? (Ёж, уж, як)
9. Назовите растения, которые носят человеческие имена. (Роза, вероника, Иван-да-Марья, маргаритка, Иван-чай, василёк и т.д)
10. У кого есть уши на ногах? (У кузнечика)
1 Ведущий:
- В детском саду помогут специалисты. Ответят на вопросы родителей, детей, помогут в воспитании экологической культуры.
ОКНО – очень короткие новости:
SOS новости:
Кострище не зарастает 5-7 лет;
Ландыш зацветает на 6-й год, купавница — на 8-й год;
Одна береза, поврежденная топором – это 20 литров сока.
Занимательные новости:
чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков;
крокодил обладает самым сильным голосом;
змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи;
крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди;
у улитки около 25 000 зубов;
животное с самым большим мозгом по отношению к телу — муравей.
2 Ведущий:
- Эти факты будет интересно узнать, как взрослым, так и детям.
1 Ведущий:
- Хотите занять своего ребенка — почитайте ему эти интересные факты о природе растений, животных и человека — заодно и сами узнаете кое-что новенькое.
2 Ведущий:
Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг взрослых: родителей и педагогов – ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу.
2.Вспомним правила поведения в природе взрослых и детей!
Заповедь первая
Муравьи — лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Заповедь вторая.
НЕ ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка
Для дерева - деточка.
Заповедь третья
Для ёжиков и белок
Лес — это дом родной.
Поэтому не стоит
Их в город забирать с собой
Заповедь четвертая
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки…
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Заповедь пятая.
Ты хотя ещё ребёнок,
Но ведь ты не поросёнок,
На поляне не сори,
За собой всё убери!
Заповедь шестая.
Не шумите в лесу, ребята,
Лесным жителям это неприятно!
Соблюдайте тишину,
Шум не нужен никому.
Заповедь седьмая.
Огонь в лесу не разводи,
Лес от пожара береги,
А коль развёл, учти:
Перед уходом затуши!
Заповедь восьмая.
НЕ рвите в лесу букеты,
Запомнить надо про это.
Пусть цветы растут в лесу!
Леса береги красу!
Заповедь девятая.
Птичьих гнёзд не разоряй!
И другим не позволяй!
Заповедь десятая.
НЕ топчи грибы ногами,
Пусть их много перед вами.
Гриб съедобный забирай,
Несъедобный - оставляй!
Заповедь одиннадцатая
У леса музыка своя…
Ее послушайте, друзья!
В лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать!
Заповедь двенадцатая
Нельзя стекло в лесу кидать,
Нельзя бутылки разбивать;
Осколки острые опасны –
О них порежешься ужасно
Заповедь 13
Без взрослых с огнем развлекаться опасно –
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костер обернется серьезной бедой!
3. Они нас лечат.
1 Ведущий: Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, Нужно только научиться. Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.
-Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).
— Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).
— Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).
— Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)
— Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).
Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля).
Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.
2 Ведущий: Ситуации.
«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;
«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?»;
«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;
«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал
«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя» и другие.
Подведение итогов.
Земля – наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.
Решение родительского собрания:
Считать воспитание у детей любви к природе важнейшим направлением совместной деятельности педагогов и родителей.
Родителям вместе с детьми принимать активное участия во всех мероприятиях группы и сада по воспитанию экологически грамотного гражданина нашей станы.
До новых встреч!
17