Родительское собрание
на тему:
«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»
Слайд 2. В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из этой семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья - колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Зачастую семья, в которой вырос ребенок, становится моделью его будущей семьи. Хотелось бы привести пример одной семьи.
Слайд 3. Семейные ценности
Это была самая обычная семья: отец, мать и три дочери. Большого материального достатка в семье не было. Но каждый год для детей устраивали праздник. В середине самой большой комнаты ставили нарядную елку, писали сценарий, готовили подарки. И вот наступал долгожданный новый год. На праздник приходили друзья девочек. Дети пели под баян, рассказывали стихи, водили хороводы вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой. В конце праздника Дед Мороз привозил большой мешок, доставал из него подарки и раздавал детям.
Гасли огни елки, расходились по домам гости, и все с нетерпением ждали нового праздника.
С тех пор прошло много лет. На месте старого дома стоит новый. Нет в живых отца и других участников праздника, старенькой стала мама, а у девочек уже свои взрослые дети. Но в памяти до сих пор хранится и тот дом, и елка, и друзья детства, и родители, подарившие девочкам прекрасные праздники, замечательную семейную традицию.
И совсем противоположный пример семьи, где праздники не такие светлые, радостные.
«В детском саду девчушка, играя в дочки - матери, объясняет «папе» его роль:
- Ты будешь ходить на работу, а потом будешь приходить с работы и пить водку.
-Но я не хочу пить водку!- протестует тот.
-Надо. Все папы так делают!- уверенно заявляет маленькая хозяйка»
К сожалению, во многих семьях можно наблюдать таких отцов, да и мам впрочем тоже. И такое представление о семье будет царить в будущем и в семьях детей.
Как мы видим из этих примеров, Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботиться столько о нем. И вместе с тем никакой другой институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Тоже приведу такой пример.
Обычная семья. Родители вроде бы учат ребенка хорошим манерам, занимаются воспитанием, прививают положительные качества ребенку, но происходит это от случая к случаю. Однажды папу, маму и их ребенка Саньку пригласили в гости в приличный, как говорится дом. Папа наставлял Саньку: «Веди себя так, как будто тебя вовсе нет. И, пожалуйста, рот не раскрывай. Спросят - ответь, но в рассуждения не пускайся. Ясно?»
И надо сказать, держался он молодцом. Пока не сели за стол.
Саньку ошеломило обилие салфеток, ножей, вилок, тарелок. Но у него хватило соображения не спешить, а подражать взрослым. Напряжение было велико. И тут хозяйка обратилась к Саньке с пустяковым вопросом. Санька начал отвечать и немного расслабился. И вот произнеся монолог, он небрежно взял рукой кусок мяса с тарелки и основательно насадила его на вилку. Мама от стыда, уронила свою вилку на тарелку, папа закашлялся. А где собственно Санька мог учится хорошим манерам? Мама после этого случая, решила налаживать светское воспитание сына по субботам и воскресеньям.
К обеду на стол кладутся салфетки, ножи и вилки, извлекаются красивые тарелки из сервиза и начинается обед:
-Спину держи прямо! Не бери вилку в кулак. Не чавкай. Прожуй- потом говори.
И вечерами когда семейство в сборе, ужин- с ножами и вилками.
И вот папа прилетает с работы, мамы еще нет. Сооружается какой- нибудь ужин на скорую руку, и никто не спешит доставать ножи и салфетки.
-Папа, давай сегодня без церемоний, а?
Ладно, -машет рукой папа.- Только постарайся не чавкать.
-А если очень вкусно?
-Все равно постарайся.
Из всех приведенных примеров можно сделать один вывод: в семье все должно быть построено на взаимо-выручке, понимание уважение, любви и согласии.
Слайд 4. Общение в семье
Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой и т.д.
При нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи.
Однако не бывает идеального общения в семье, т.е. общения, состоящего только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры, конфликты, и т.д.
Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя! Сколько больших и малых драм не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать и любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью - природой.
Слайд 5. Задачи родителей
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. Главное требование к семейному воспитанию- это требование любви. Но здесь важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих условиях по его воспитанию, необходимо чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты не возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. У многих наверно бывали такие случаи, когда после ссоры с супругом, нам становится не до детей или еще хуже мы начинаем вымещать на них свое зло, плохое настроение. Ребенок страдает от этих скандалов и ему тоже очень плохо. Дети стараются именно в эти минуты быть ближе к маме, рассказать ей что-нибудь. а в ответ от мамы можно услышать такие обидные слова «отстань от меня, ты видишь мне не до тебя, уйди в свою комнату и не лезь ко мне. Как вы мне все надоели. Как я устала от вас, от этой жизни и т.п.». Ребенок начинает чувствовать себя ненужным, замыкается в себе, и потом уже навряд ли захочется ему подойти и рассказать что то маме, отцу.
Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, что это мол приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат.
Следующее требование семейного воспитания - это постоянный психологический контакт с ребенком. Контакт не может возникнуть сам с собой, его нужно строить даже с младенцем. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется ввиду некий диалог, который должен строиться на равенстве позиций ребенка и взрослого. Достичь этого трудно. Обычно возникает позиция взрослого - это позиция «над ребенком». Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства». Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир глазами своих детей. Контакт следует строить основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Необходимо принимать ребенка таким какой он есть. Признать право ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе и непохожесть на родителей.
Прежде всего , необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа «Вот бестолковый! Сколько раз тебе нужно объяснять!», «Да зачем же я тебя только на свет родила упрямец, негодник!», «Любой дурак бы на твоем месте понял бы как поступить!». Вы должны понять, что высказывание такого рода наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно своего ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный необдуманный проступок.
Слайд 6. Формула истинной родительской любви.
Формула истиной родительской любви не «люблю потому что ты хороший», а «люблю потому что ты есть». Возможно родители любят ребенка, когда он соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям , то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества. Ребенок может вообще не приниматься родителями, быть безразличен и может даже отвергаться ими (например семья алкоголиков). Но такое может быть и в хорошей благополучной семье (например, ребенок не долгожданный, или например, мама красивая, а дочь некрасива, и замкнута, ребенок раздражает мать, и т.д.)
Слайд 7. Разновидности любви.
Самое главное для ребенка, чтобы его любили. Но любовь должна быть мудрой, должна приносить только благо ребенку.
Рассмотрим несколько видов родительской любви (Подумайте, а какой любовью любите вы своего ребенка):
Любовь умиления самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Любовь деспотическая Эта форма — одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренний мир, силы, желания быть хорошим.
Любовь откупа Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один родитель не уделяет достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Действенная любовь (симпатия, уважение, близость) формула воспитания при этом такова: хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом. Действенная любовь включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение
Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении) воспитание осуществляется по формуле: смотрите какой у меня ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним. Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь в его проблемах.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь?
Подлинная родительская любовь проявляется в умении видеть неповторимую личность. Готовность познать внутренний мир своего ребенка, видеть окружающее его глазами, совместными усилиями создавать ту общность, которую мы зовем семьей – это и есть истинное воспитание!
Слайд 8.Игра «Закончи предложение»
Ребенка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть)
Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным)
Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины)
Ребенок растет в терпимости, он учится...(понимать других)
Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным)
Ребенок растет в честности, он учится…(быть справедливым)
Ребенок растет в безопасности, он учится ...(верить в людей)
Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя)
Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым)
Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире)
Слайд 9. Памятка для родителей.
Правило 1. признание личности ребенка и его неприкосновенности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери.
Правило 2. формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения, считает себя недостаточным. Формирование самооценки зависит от оценки его родителями, т.к. в раннем возрасте ребенок не может сам себя оценивать
Правило 3. приобщать к реальным делам семьи. Совместно планировать семейные дела.
Правило 4 развивать силу воли ребенка. Научить проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учить прилагать усилия для достижения цели.
Правило 5. учить планировать. Составлять план действий.
Правило 6. с малых лет приобщать к труду. Требовать выполнение домашних обязанностей, поручений.
Правило 7. научить общаться с другими детьми, людьми.
Правило 8. формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.
Слайд 10.
Хотелось бы закончить свое выступление китайской притчей «Ладная семья»
Жила - была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая. Мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что- то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:
-И все?
-Да,- ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил:- И мира тоже».
7