Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Почему учиться трудно, или Что такое адаптация к школе?"»
Родительское собрание "Почему учиться трудно, или Что такое адаптация к школе?"
1 класс.
Цели: профилактика школьной дезадаптации, создание оптимальных условий для безболезненного включения детей в школьную жизнь .
- Задачи теоретические: психолого-педагогическое просвещение родителей, знакомство с понятием «адаптация», анализ причин ее возникновения, знакомство со способами преодоления дезадаптации.
- Задачи практические: обучение родителей эффективным формам общения с детьми – первоклассниками, повышение коммуникативной компетентности.
В первую очередь проявите максимум терпения и доброжелательности к своему чаду:
- будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос;
- придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают;
- встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и не в коем случае, не ругайте – ведь пока еще не за что.
Что же делать, если появились первые трудности?
- будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу;
- не в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе;
- серьезно, по-взрослому объясняйте ребенку правила поведения в школе. Можно посетовать на огорчение, которое он доставляет вам плохим поведением, но обязательное правило – делайте это наедине, не ставьте ребенка в неловкое поведение ни перед другими взрослыми, ни перед сверстниками (особого внимания в этом отношении требуют дети, которые не посещали детский сад, а воспитывались дома). Ребенок должен знать, что у вас он всегда найдет поддержку, сочувствие, должен быть уверенным, что вы поможете ему найти выход из любой трудной ситуации.
тренинг «Доброе начало»
- В первой части нашего собрания мы говорили о том, что может затруднить адаптацию детей к школе, и чем мы можем им помочь. В том числе мы поняли, как важно правильно общаться с ребенком и своевременно прививать ему простые, но необходимые правила взаимодействия с окружающими. Мы выяснили, что трудности адаптации к школьной жизни, к систематическому обучению могут быть обусловлены недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими детьми и взрослыми. Согласитесь, что, по сути, сам процесс обучения это и есть общение между учеником и учителем. А теперь мы от теории перейдем к практическим упражнениям, которые помогут нам лучше усвоить полученные советы и рекомендации.
Упражнение «История имени»
- Цель: активизировать эмоциональный опыт родителей, настроить на работу.
- Начнем со знакомства. Но мы не просто будем называть свои имена, но и коротко рассказывать об истории своего имени, его значении, о том, кто нам дал его и нашем отношении к собственному имени. Говорит тот, у кого в руках оказывается мяч. После рассказа о своем имени вы передаете мяч соседу справа, который должен назвать одну из форм употребления названного имени. Например: Катя, Катерина, Катенька, Катюша и т.д. Тот, кто не сможет назвать очередную форму имени, начинает рассказывать о своем имени. Я начну …
Вопросы для обсуждения: какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения? Приятно ли было вам, когда вас называли ласково? Трудно ли было находиться в центре внимания? Узнали ли вы что-либо новое о говорящих?
- Комментарий: уважаемые родители, упражнение дало нам возможность на личном опыте почувствовать, как важен для нас звук собственного имени. Как много эмоций можно пережить в связи с тем как именно нас зовут окружающие. Помните об этом и старайтесь называть своих детей по имени. Это способствует повышению их самооценки. Не заменяйте имена местоимениями или прозвищами. Не употребляйте выражения типа «мой оболтус», «наша принцесса», даже если вы говорите с безобидной иронией. Негативное отношение ребенка к себе, может спровоцировать трудности в адаптации, особенно на первых порах обучения в школе.
Упражнение «Кто я? Какой я?»
- Цель: способствовать рефлексии, раскрытию собственной индивидуальности, осознанию многообразия своих социальных ролей.
- листочки, которые разделены на две половинки. Каждая половина содержит вопрос, на который ниже нужно будет написать по 8 ответов. Вот так:
- Кто я? Какой я?
- женщина 1. счастливая
- дочь 2. умная
- мать 3. голубоглазая
- .... 4. ....
- Даю вам 5 – 7 минут на выполнение. А теперь давайте прочтем, какие качества вам удалось в себе обнаружить.
Комментарий: итак, мы попытались заглянуть в собственную индивидуальность. Оказывается, мы все очень разные и освоили в своей жизни не менее 8 социальных ролей. Лучше всего нами освоены «взрослые» роли, но давайте вспомним про то, что и мы сами были когда-то детьми.
Упражнение «Детское фото» Цель: актуализация детских впечатлений, осмысление своего детского опыта.
- Вы принесли с собой свои детские фотографии. Посмотрите внимательно на них. Постарайтесь вспомнить этот период вашей жизни, ваших родителей, то, какими они были. Вашу первую учительницу, ваше самое первое сентября. За какой партой вы сидели, с кем дружили? Припомните, чего вы ждали от школы, с чем были связаны ваши надежды и страхи. Важно ли было для вас, гордятся ли вами ваши родители? Какой поддержки вы ждали от них? Что делало вас счастливыми и что вас огорчало? Вспомните ваши первые победы и разочарования. Погрузитесь на время в ваше детство. Можете закрыть глаза.
- Включается спокойная музыка на 5 – 8 минут.
Комментарий: итак, вы пережили вновь ваши детские впечатления. Подумайте, похожи ли на вас ваши дети? Схожи ли чувства, которые они сейчас испытывают. Вы знаете, все мы давно выросли, но порою очень важно ощущать то, что внутри нас продолжает жить маленький ребенок со своими страхами и обидами, счастливыми моментами и трагедиями. Вспоминайте чаще себя в детстве. Это поможет вам лучше понимать своих детей. У них ролевой репертуар тоже достаточно широк (они дочери или сыновья, внуки, ученики, друзья и т.д.), но у многих еще не установилась самооценка. Мы можем помочь детям в формировании и того и другого. Давайте им обратную связь, не оставляйте без ответа их вербальные или невербальные запросы, оказывайте им поддержку и помощь.
- В заключении, я хотела бы коротко подвести итог и сформулировать рекомендации, в справедливости которых мы только что убедились: Если мы хотим, чтобы у нашего ребенка было много друзей, и он не боялся общения со взрослыми – будем ему примером в общении. Чтобы лучше понимать ребенка, будем чаще вспоминать себя в его возрасте. Будем помнить, что звук собственного имени – самый главный звук для человека. Будем видеть хорошее в других людях, а не только недостатки. Тогда мир не покажется нашему ребенку враждебным, и он научится доверять.
Приложение 1.
- Памятка для родителей первоклассников
- будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос;
- не торопите ребенка: рассчитать время – ваша задача;
- не отправляйте малыша в школу без завтрака;
- пожелайте ребенку удачи, подбодрите;
- встречайте ребенка после школы спокойно, забудьте фразу: «Что получил?», вспомните, как вы сами себя чувствуете после рабочего дня, – дайте ребенку расслабиться;
- не торопитесь посадить ребенка за уроки – ему необходимо 2 – 3 часа отдыха (сон, прогулка);
- помните, что после 15 – 20 минут занятий необходимо делать 10 – 15 минутные подвижные переменки;
- имейте в виду, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность: это первые 4 – 6 недель, конец II четверти, первая неделя после каникул, середина III четверти;
- не забывайте, что дети любят послушать сказку перед сном; ласковое поглаживание успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть; не вспоминайте перед сном неприятностей, не выясняйте отношения.
Приложение 2.
- Примерный режим дня младшего школьника
- Подъем 7 : 00
- Утренняя зарядка , водные процедуры,
- уборка постели, туалет 7 : 00 – 7 : 15
- Завтрак 7 : 15 – 7 : 25
- Дорога в школу 7 : 30 – 7 : 50
- Занятия в школе 8 : 00 – 12 : 30
- Горячий завтрак в школе 9 : 30 – 9 : 45
- Дорога из школы или прогулка после занятий 12 : 30 – 13 : 00
- Обед 13 : 30 – 14 : 00
- Послеобеденный сон или отдых 14 : 00 – 15 : 00
- Прогулка или игры на воздухе, помощь семье 15 : 00 – 16 : 00
- Полдник 16 : 00 – 16 : 15
- Выполнение домашних заданий 16 : 15 – 17 : 30
- Прогулка, общественно полезный труд 17 : 30 – 19 : 00
- Ужин и свободные занятия, помощь семье,
- ручной труд, тихие игры 19 : 00 – 20 : 00
- Приготовление ко сну 20 : 00 – 20 : 30
- Сон 20 : 30 – 7 : 00