Родительское собрание №2
«Родители успешного ученика».
Цель: Расширить информационное поле родителей о воспитании и о понятии «успешный ученик», познакомить родителей с идеей гуманной педагогики и попробовать применить ее к себе, расширить психологические знания родителей; дать родителям возможность поделиться своим опытом воспитания детей.
Оборудование: презентация, карточки, сердечки, смайлики, ленточка.
Форма проведения: тренинг, ролевая игра.
Участники: классный руководитель, родители.
Оформление: классная доска – выставка фото.
Музыкальное оформление: песня «Неразлучные друзья»
Ход собрания:
-Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада вас видеть.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
- Наше собрание я начала с известной басни И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука» совсем не случайно, в роли главных героев на нашем собрании будут выступать три слагаемых важнейшего направления в воспитательном процессе: ученик – учитель – родители.
- Родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя, принимая первый класс, мечтают о том же: об успехах своих первоклашек. Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой жизни только хорошее.
- Школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения. Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
- В семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
- Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские и может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй.
- Никому не секрет, что каждый знает, как воспитывать своего ребёнка. Но всегда ли мы понимаем ребёнка? Всегда ли правы? Прислушиваемся к его пожеланиям, выслушиваем его, ведём беседы, терпеливо объясняя, как нужно делать и поступать вместо окриков и шлепков?
- Горе ты мое! Что за наказание! У всех дети как дети, а ты на кого похож? Я что, стенке говорю? Оглох, что ли? …
- Поднимите руки, кто ни разу в жизни не произнёс эти слова?
- А ведь это ваши дети, и похожи они на вас.
- Как избежать ошибок в воспитании?
- Представьте, что сейчас речь пойдет о вашем ребенке. Вам знакома ситуация…
- когда вы видите своего ребенка, который делает не то, что вы от него ожидали?
- находится не там, и не с теми, с кем бы вам хотелось?
- говорит не так и не то, что вы надеялись от него услышать?
(предполагаемые ответы родителей – «Да»)
- Усложним ситуацию. Об этом вам говорит классный руководитель, уважаемая вами соседка, бабушка, ваша собственная мама или свекровь. И восприятие становится совсем искаженным, через третьи руки. Какова ваша реакция?
(предполагаемые ответы родителей – «Страх, гнев, агрессия, стыд»)
- Все эти чувства мы кому адресуем?
- Правильно, все это мы выливаем на ребенка! Вас уже завели. И, кроме того, ведь это вы увидели или услышали что-то нелицеприятное, но на себя-то вы накричать не можете!
- Наша с вами цель сегодня – найти решение проблемы, и при этом наладить, а лучше не потерять контакт с ребенком.
- Отсутствие времени – это серьезно. Но, как известно, кто не хочет, ищет причины для оправдания, а кто хочет, всегда ищет возможности. А давайте попробуем! Не устроить ли нам прямо сейчас мини-практикум!? Для этого мне нужен один доброволец, который будет моим ребёнком. Согласны?
(родитель садится на стул в центре круга)
- Сегодня так не спокойно, кругом так много разных дорог, соблазнов, которые заведут тебя, неизвестно куда. Посиди-ка ты лучше дома, а я поищу подходящую для тебя компанию. (Учитель завязывает «своему ребенку» ноги).
- Как вам такая ситуация и как быть?
- Ты конечно, молодец, и скоро научишься своими руками делать все хорошо. Но сейчас у меня нет времени ждать, пока ты все испортишь, и мне придется все переделывать. Ты посиди, а я все сделаю сама. (Учитель связывает «своему ребенку» руки).
- Как вам такая ситуация?
- Меня не будет некоторое время, а компьютер и телевизор, и все что они показывают, не внушают мне доверия. Я лучше включу тебе аудиодиск с полезной для тебя информацией. (Учитель завязывает «своему ребенку» глаза и уши платком).
- Как ты себя чувствуешь, доченька (сынок)?!
(предполагаемый ответ «ребенка») Желание сбросить все немедленно и убежать навсегда, так как мне очень неуютно в таком виде.
(учитель снимает платки с родителя, и родитель возвращается на свое место)
- Вот!!! Именно так ощущают себя наши дети, когда мы своим вечным недовольством, а главное, своим желанием сделать, как лучше, порой вредим своему ребёнку. Все имеющееся у нас драгоценное свободное время мы тратим на запреты, на профилактическую ругань, и все это, заметьте, с самыми благими намерениями… Мы ругаем детей, а сами уставшие и замотанные этой жизнью, очень часто не замечаем главного. Мы молчим, когда нужно говорить, и говорим, когда следовало бы промолчать. Каждый в жизни проходит свой путь: со своими ошибками, промахами и неудачами. И очень важно направлять, а не указывать!
- Спасибо!
- Сейчас я предлагаю вам сказочное перевоплощение. У вас есть уникальная возможность побывать в волшебной лавке, где я смогу вручить вам самую главную вещь для взаимопонимания и общения. Я буду продавцом этой лавки и не потребую от вас взамен ни волшебных, ни настоящих денег. Однако каждому из вас придется отдать мне самое главное чувство, которое вам мешает в общении с вашими близкими.
(Даны карточки: страх, гнев, нетерпимость, злость, раздражительность, обида, зависть, угрюмость, насмешки, недоверие, осуждение, обвинение, критика, вражда, упрёк)
- Итак, я навсегда забираю то, что вы мне отдали. А взамен отдаю вам сердце (родители читают надпись) открытое, чистое, незлобивое, верующее, любящее, щедрое, мудрое, верующее, способное принять, понять, помочь. (Учитель раздаёт сердечки с подписями).
- Самая главная задача: для учителя, родителей и ученика - успешное обучение.
- Но в чём заключается «успешность»? Какими качествами должен обладать успешный ученик?
- Ученик должен получать удовольствие от учёбы. Когда мы удовлетворены – мы счастливы. Когда мы счастливы — мы достигаем желаемого. Достигнув желаемого — мы успешны.
Согласно Толковому словарю В. Даля под успехом понимается: достижение целей, решение задачи; удача.
Успех - это умение добиваться поставленных целей, получая от этого удовольствие.
- У каждого из Вас есть своё представление об успешном человеке. Сейчас мы с Вами будем рисовать его портрет. Каков он? Что его окружает? На эти вопросы Вам придется ответить.
(Каждая группа рисует свой «портрет успешного человека» и отвечает на вопрос).
1. Какой он – успешный ученик? Какими качествами он должен обладать?
2.Какие условия нужно создать для ребенка, чтобы он вырос успешным?
3. Что вы делаете или уже сделали для развития успешности своих детей?
4.Какими качествами должен обладать учитель, чтобы воспитать успешного ученика?
- Успешный ученик счастлив, здоров физически, нравственно и душевно, хорошо учится, получит самое лучшее образование, приобретёт профессию, обеспечивающую материальный достаток и социальный статус, будет счастлив в семейной жизни, окружен верными друзьями, пользуется всеобщим уважением.
Заключение.
- Теперь все ваши пожелания перемешаем, и получится рецепт воспитания успешного ученика. Слайд.
Возьмите чашу терпения, влейте туда полное сердце Любви, бросьте две пригоршни Щедрости, плесните туда же Юмора, посыпьте Добротой, добавьте как можно больше Веры и Надежды, всё хорошо перемешайте. Затем полученный состав положите на отрезок отведенной вам жизни и щедро делитесь со всеми окружающими вас людьми!
- Если мы все (учителя, родители, ученики) будем применять этот рецепт, то наш воз сдвинется с места к цели «Успешный ученик».
Слайд с песней «Неразлучные друзья».
Презентация «Знаменитые двоечники и знаменитые отличники».
Рефлексия.
Родителям предлагается оценить информацию, полученную на собрании одним из трех квадратиков красного, синего, зеленого цвета.
зеленый цвет – «считаю информацию, полученную на собрании полезной»;
синий цвет – «считаю информацию, полученную на собрании недостаточно полезной»;
красный цвет – « мне на собрании было не интересно».
Заповедь для родителей:
если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
если ребенка хвалят, он учится быть благородным;
если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.