СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание в 4 классе на тему: «Психологические особенности четвероклассников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в 4 классе на тему: «Психологические особенности четвероклассников»»

Родительское собрание в 4 классе на тему: «Психологические особенности четвероклассников»


Цель: ознакомление родителей с особенностями возраста ребенка и необходимостью индивидуального подхода в обучении и воспитании детей.


Добрый вечер, дорогие родители! Я рада тому, что, Вы, не смотря на свои многочисленные хлопоты и заботы, несмотря ни на что, пришли сюда.

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. В это время у детей заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте.


Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.


Упражнение «Снежинка»


Сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. Перед Вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию:

- сложите лист пополам- оторвите правый верхний уголок- опять сложите пополам- снова оторвите правый верхний уголок- сложите лист пополам- оторвите правый верхний уголок. Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я попрошу Вас найти и среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые. Нашли? А почему? Как вы думаете?

Вывод: дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.


К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних заданий.


Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д. Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно. Какие же общие умения важны для успешного обучения?


Среди них можно выделить следующие умения:


–слушать учителя; – выделять главную мысль; – связно пересказывать содержание текста; – отвечать на вопросы к тексту; – ставить вопросы к тексту; – делать содержательные выводы на основе полученной информации; – письменно выражать свою мысль; – привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой и интернетом.); – адекватно оценивать результаты собственной работы.


Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы. Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован.

Какой ведущий вид деятельности школьников 4 класса?

Ведущий вид деятельности:


В четвертом классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. В это время у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.


Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности и т.д.


Рекомендация: - Пожалуйста, поддерживайте у ребенка именно такие склонности.


Также помните, что его жизнь не ограничивается стенами школы. За ее пределами он может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свои способности, добиться успеха, обрести уверенность в себе.


Эмоциональное развитие представлено следующим:


Резко выражает свои чувства, сначала говорит, а потом думает;


Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры;


Начинает развивать чувства юмора. Желает рассказывать смешные истории.


В этом возрасте могут развиваться социально-скрытые страхи (боязнь не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения), может повыситься эмоциональное реагирование на трудности, может появиться чувство одиночества, ощущения собственной ненужности.


Социальная ситуация развития:


Четвероклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними. Рекомендация: контролируйте своего ребенка, не забывайте хвалить почаще. Только успех порождает новый успех. А для этого он должен верить в свои силы.


Мотивация:


В четвертом классе у ребенка окончательно закрепляется мотивация к школе.


Мотивация к школе бывает:


 Негативная (низкая школьная мотивация). Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.


 Формальная (внешняя, то есть средняя школьная мотивация). Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.


 Содержательная (высокая школьная мотивация). Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.

Какая мотивация к школе у вашего ребенка?


Трудности, которые связаны с отрицательным отношением к школе и нежеланием учиться:


У ребенка сформирована установка на отказ от усилий;


Дома заранее сформировали страх перед школой;


Когда рисуют школьную жизнь и успехи ребенка в радужных тонах, а реальность оказывается совершенно другой.


Анкета для родителей «Всё ли благополучно у вашего ребёнка?» Попробуйте определить, есть ли у вашего ребёнка проблемы в школе. Если согласны с утверждением, то поставьте «+»Если утверждения к вам не относятся, то поставьте «-»

1. Моему ребёнку нравится учиться в школе.

2. Я думаю, что мой ребёнок охотно перешёл бы в другую школу.

3. Если бы был выбор, он хотел бы учиться дома.

4. К сожалению, мой ребёнок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.

5. В классе у него много друзей.

6. Ему мало нравятся учителя в школе.

7. Он активно участвует во всех внеклассных мероприятиях.

8. Мой ребёнок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или другой причине).

9. Мой ребёнок редко делает уроки без напоминания.

10. Другие интересы и хобби не мешают его учёбе в школе.

Подсчитайте количество совпадений:1) + 2) — 3) + 4) — 5) + 6) — 7) + 8) — 9) — 10) +

8-10 баллов – У Вашего ребёнка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, всё ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.

6-7 баллов – В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребёнку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.

4-5 баллов — Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чём или ком источник школьных переживаний вашего ребёнка.

1-2 балла – Ребёнку крайне необходима Ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителем, психологом и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.


Вот ответы ваших детей на вопрос: «Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с плохой отметкой?»


Спрашивают;


Ругают;


Просят переделать;


Запрещают;


Заставляют делать дела по дому;


Спокойно разговаривают.

Психолог объяснила, как родителям правильно реагировать на плохую успеваемость ребенка

Если ребенок получил плохую оценку, то родителям ни в коем случае не стоит его ругать, ведь это не будет стимулировать к знаниям, а приведет только к страху перед родителями, лжи и недоверию.


Успеваемость ребенка очень важна, однако с точки зрения психологии, система оценок в современной школе, где фактически используются только три оценки, не отражает ни уровень знаний, ни прогресс в учебе.


Нужно спросить у ребенка, нужна ли ему помощь: может быть, стоит найти репетитора или помочь ему разобраться в сложной теме.


Для успешной адаптации ребенка к несколько иной, более серьезной школьной жизни, родителям необходимо оказывать эмоциональную и психологическую поддержку.


Предлагается перечень характерных особенностей младшего подростка, о котором следовало бы знать:


Стремление к взрослению.


Потребность в достойном положении в группе сверстников.


Любознательность к миру взрослых.


Спектр эмоциональных реакций.


Требовательность к своим словам и поступкам.


Устойчивость первого впечатления.


Недостаточное сформирование интеллектуальных навыков и умений.


В школе предъявляются новые требования:


В средней школе они снова – самые маленькие, а в начальной школе были уже большими.


Увеличение недельной нагрузки. Непривычное расписание (новый режим).


Увеличение количества преподавателей. У каждого учителя свои методы подачи материала, темп речи, темп урока, способ конспектирования, требования к орфографическому режиму. Другие нормы оценок. Новые, непривычные требования к оформлению работ. Необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.


Новый классный руководитель.


Расширение школьного пространства. Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены.


Новый стиль общения. Ребенок входит в новые отношения со сверстниками: мнение сверстников становится значимым. Учеба уходит на второй план. Главным видом деятельности становится общение. Новые дети в классе.




РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ УСПЕШНОГО ПЕРЕХОДА В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ:


Не нагнетать страха перед новыми трудностями.


Подвергать критике и анализу только поступки и действия школьника, а не его личность в целом.


Не сравнивать ребенка с другими учащимися, а только с ним самим.


Замечать даже мелкий успех в учении и на нем акцентировать внимание.


Установить контакт с учителями, проявляя живой интерес к школьным делам.


Развивать самостоятельность во всех делах младшего подростка, поддерживать гибкий режим труда и отдыха.


Относиться к детям соответственно их возрасту, предъявлять требования, соответственно их возрасту и способностям. (Завышенные требования ведут к повышению уровня тревожности, заниженные – к понижению мотивации и успеваемости).


Учитывать психологические особенности ребенка, его эмоциональное состояние, тип их восприятия мира, тип темперамента.


Способствовать снижению тревожности и страхов.


Общаясь с ребенком, не подрывать авторитет других значимых для него людей.


Формировать у детей позитивное отношение к школе, учителям и одноклассникам.


Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помочь ему и оказывать поддержку, а при достижении даже малейших успехов помнить о похвале.


Доверять ребенку, быть с ним честными и принимать таким, какой он есть.


Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выбрать для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.


Чаще общаться с ребенком, помогать делать уроки, играть, рисовать.


Быть последовательными в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.


Способствовать повышению уверенности в себе и своих возможностях.


Пересмотреть свое отношение к ребенку и исключить гиперопеку и эмоциональную прохладность.

Вывод: наши дети войдут в этот возраст, будут ли успешны в учебе и в жизни в целом, лежит ответственность на нас, взрослых-педагогах и родителях.