СЦЕНАРИЙ
Общие требования:
Автор: Касаткина Наталья Николаевна
Полное название образовательного учреждения
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южноуральский энергетический техникум», город Южноуральск, Челябинская область
Аннотация (не более 10 строк):
Накоплен значительный опыт взаимодействия педагогов с родителями.Большую роль в эффективности просветительской работы родителей в области профориентации играет системный подход к решению проблем профессионального выбора. Целью классного руководителя является через психолого-педагогическое просвещение способствовать установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для выбора ребенком профессии.
Сценарий родительского собрания по теме: "Завтра начинается сегодня" предполагает оказать методическую помощь родителям в решении проблемыкакую профессию выбрать для своего ребенка, а что ему подходит, а какими знаниями и качествами он должен обладать.
Форма проведения выбрана в деловой игры с использованием коуч-технологии, в ходе которого родители обмениваются мнениями и одновременно становятся участниками взаимной консультации, внося свой вклад в решение данной проблемы .
Мероприятие, в рамках которого будет реализован сценарий:Родительское собрание
Возрастная группа (класс):9 класс
Название сценария:«Завтра начинается сегодня»
Цель мероприятия: создание условий для осознания родителями важности проблемы профессионального выбора.
Задачи:
1.Информировать родителей о сознательном выборе профессии.
2. Активизировать родителей
Форма проведения: деловая игра
Подготовительный этап:Подготовка к мероприятию начинается за две недели. В этот период проводится конкурс коллажей обучающимися «Какой я», формируются буклеты о профессиях Южноуральского энергетического техникума, оформляется кабинет.
Оформление зала, сцены, класса и др.: На доске название собрания и лист ватмана, заранее готовятся стикеры и маркеры, колесо баланса для каждой группы, геометрические фигуры разного цвета, на стенах названия профессий, по которым осуществляет подготовку Южноуральский энергетический техникум
Ведущие, выступающие и помощники: преподаватель техникума
Время реализации:45 минут
Авторский медиапродукт:
1. WORD
Ход сценария:
Как вы думаете, с чем связана тема сегодняшнего собрания?
- С выбором профессии детьми
- Как помочь детям в выборе профессии?
О какой профессии для своих детей вы мечтаете?
Чтобы ваши дети выбрали именно такую профессию, какие знания требуются вам, чтобы оказать грамотную помощь.
Вы уже сидите в группах. Обсудите ваши индивидуальные ожидания и напишите одно обобщенное от всей группы(маркерами пишут на стикерах). Через 1 мин. Зачитываем. Разместим их на стенде.
Нам кажется, что наши дети давно уже определились с делом всей жизни. Так ли это?
1задание. Учениками были подготовлены коллажи, в которых они рассказывали о себе, как уникальной личности. Они отражали свои предпочтения и увлечения. Посмотрите на их работы и заполните, пожалуйста, таблицу.
Есть ли в коллаже:
Личностные качества | Профессиональная направленность | Предпочтения | Увлечения |
| | | |
| | | |
Отметьте в таблице наличие или отсутствие выделенных пунктов. Давайте сделаем вывод?
Многие учащиеся, рассказывая о себе, не отражают кто они в будущем, какие черты влияют на выбор профессии. Следовательно, в ближайшийгод мы продолжим работать в этом направлении.
Ответь, пожалуйста, чем в этом направлении можете помочь вы – родители учеников?
Чтобы дать квалифицированный совет своим детям, надо самим быть подкованными в вопросах профориентации. Давайте проверим себя, группы получают задания. Через некоторое время происходит обмен заданиями и подведение итогов.
В разные времена количество профессий значительно менялось. Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями. На сегодняшний день насчитывается более шести тысяч названий профессий. Соответственно, довольно трудно ориентироваться в таком огромном мире. Тем более что сильно меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии, стираются границы между многими из них, а некоторые, напротив, постоянно делятся, дробятся, размножаются. Появляется большое количество новых, непривычных и незнакомых для нас профессий, хотя в более развитых странах они уже давно стали обычными.
2 задание.Азбука редких профессий
Заполните, пожалуйста, таблицу
№ п/п | Профессия | Чем занимаются | Правильность выполнения |
-
| Андеррайтер | | |
-
| Барист | | |
-
| Байер | | |
-
| Бастер | | |
-
| Девелопер | | |
-
| Кавист | | |
-
| Клинингер | | |
-
| Маршал | | |
-
| Пиццейоло | | |
-
| Сомелье | | |
-
| Фумелье | | |
-
| Хостес | | |
А теперь сравните с правильными ответами и укажите правильность.
№ п/п | Профессия | Чем занимаются | Правильность выполнения |
-
| Андеррайтер | Андеррайтер не занимается поиском клиента и продажей страховых услуг — он эти услуги формирует на основе своих знаний и опыта. Именно от него зависит, насколько прибыльной будет сделка для страховой компании. | |
-
| Барист | Бариста —это специалист, который варит кофе на эспрессо-машине. | |
-
| Байер | это специалист по закупкам в магазинах модной одежды и обуви. В его обязанности входит отбор и покупка свежих коллекций одежды или обуви во время презентаций на выставках и показах | |
-
| Бастер | Бастер – юрист, специализирующийся на разрешении трудовых конфликтов со стороны работодателя | |
-
| Девелопер | одна из специализаций профессионала по операциям с недвижимостью (риэлтера). Он заказывает проект, покупает или берет в аренду участок земли, «привязывает» проект к участку, согласовывает подведение всех коммуникаций, строит объект (например, большое офисное здание). Затем он может сдать в аренду или отдельные офисы, или здание целиком. А может продать принадлежащую ему недвижимость. Главное — окупить все затраты и получить прибыль. | |
-
| Кавист | специалист по винам, занимающийся их продажей в специализированных магазинах. В его обязанности входит не только знание различных алкогольных напитков и правил употребления последних, но и умение подбирать их под конкретную ситуацию, вкус клиента | |
-
| Клинингер | специалист, осуществляющий уборку территории и чистку имущества заказчика. Входят в штаты фирмы, предоставляющей уборочные услуги | |
-
| Маршал | сотрудник боулинга, непосредственно осуществляющий обслуживание игроков и контроль за игрой. Именно он предоставляет дорожку и снаряжает игроков всем необходимым для игры. Он должен встретить клиента и переобуть его в специальную обувь для боулинга, в которой и играть удобно, и покрытие не царапается. При необходимости маршалы подбирают подходящие клиенту шары, имеющие разный вес и диаметр, объясняют клиенту, как держать шар, рассказывают правила и т.п. Кроме того, маршал следит за самой игрой. | |
-
| Пиццейоло | это повар-специалист по изготовлению пиццы. Как правило, востребован в заведениях общественного питания, ориентированных на итальянскую кухню или фаст-фуд | |
-
| Сомелье | специалист по винам. Как правило, штатные должности сомелье вводятся в штат серьезных ресторанов, кафе, магазинов вин | |
-
| Фумелье | специалист по сигарам, сигарный сомелье. Термин «фумелье» — производное от «сомелье» и испанского слова «фумо» – курить. Под этим названием подразумевают работника ресторана, одинаково хорошо разбирающегося как в винах, так и в сигарах. | |
-
| Хостес | специалист ресторанной службы, «лицо» ресторана, «хозяйка зала». В обязанности хостес входит встретить посетителей, усадить за стол, предложить меню и т.д. Специалист должен знать ассортимент, предлагаемых блюд, винную карту ресторана, информировать посетителей об акциях, проводимых рестораном, уметь заинтересовать имеющейся кухней, помочь определиться с заказом, поддержать разговор с клиентом, пока к тому не подойдет официант | |
Не надо бояться иностранных слов. Давайте разбираться, что стоит за данным словом и такая уж романтичная работа? Вывод надо изучать мир профессий, расширять горизонты выбора
3 задание
Назовите ошибки, которые совершили родители в данных ситуациях:
1. Светлана ненавидела математику в школе, предмет осваивала с огромным трудом. По окончании обучения она по совету родителей выбрала профессию экономиста, т.к. это престижная, хорошо оплачиваемая и востребованная специальность. По этой специальности девушка получила высшее образование в престижном вузе на коммерческой основе. Экономистом Светлана не стала, она работает продавцом в магазине. Родители огорчены, ведь учеба дочери стоила очень дорого, а работать продавцом можно было и без высшего экономического образования.
2. «Пойду учиться туда, куда возьмут», - так объявил Сергей своим родителям, заканчивая обучение в школе. Результаты экзаменов были средними, и Сергей без труда поступил учиться на инженера. Родители радовались, что сын учится на бюджетной основе. Но Сергей уже в вузе понял: сидеть часами за компьютером, корпеть над чертежами – это не для него. Получив диплом инженера, Сергей пошел работать эвент-менеджером и ведущим свадеб.
*event-менеджер — специалист, который занимается организацией различного рода событий. Это могут быть как частные, так и корпоративные праздники, деловые мероприятия (конференции, семинары), а также специальные акции, направленные, например, на продвижение товара или услуг.
3. Мария, задумываясь о будущей профессии в старших классах, решила, что станет психологом. «Я люблю разговаривать с людьми, могу выслушивать их проблемы», - так аргументировала девушка свой выбор. Родители не препятствовали, Мария начала учиться на психолога. Но вскоре девушка узнала, что деятельность психолога заключается не только в беседах с людьми. Учиться нужно было много и долго. Мария бросила учебу, сказав, что ошиблась в выборе профессии.
4. Юлия в школе была заурядной «троечницей», учеба ее не привлекала, она мечтала стать парикмахером. Родители девушки были с высшим образованием и престижными профессиями юриста и экономиста. Будущее дочери они связывали только с получением высшего образования, считая его основным условием благополучного будущего дочери. Юлия поступила на юридический факультет, учение было долгим и мучительным: постоянные долги по предметам, угроза отчисления из-за неуспеваемости. Родители устроили дочь работать по специальности, но она очень плохо разбиралась в своей деятельности и вскоре была уволена. Юлия вышла замуж, окончила курсы парикмахеров. Сейчас у нее собственный салон, приносящий хороший доход.
5. Владислав с детства слышит от родителей: «Какая специальность? Да, все равно, лишь бы ты поступил учиться в МГУ».
6. Ирина училась в школе на «4» и «5», занималась в музыкальной школе, талантливо рисовала (отец Ирины был художником). По окончании 9 класса три самых близких подруги сказали Ирине, что будут поступать в техникум на бухгалтеров, т.к. ЕГЭ им все равно хорошо не сдать, а учиться платно они не смогут. Ирина решила не отставать от подруг и тоже поступила в техникум. По окончании учебы выяснилось, что работу по специальности ей и ее подругам не найти: везде требуется опыт работы да и вакансий бухгалтеров в их небольшом городке практически нет.
7. Родители и бабушки-дедушки Ольги – педагоги. С детства девочка слышала от родителей, что работа учителя – это каторжный труд и что Ольга не должна повторить их ошибку в выборе профессии. Родители помогли Ольге получить престижную и высокооплачиваемую профессию финансового менеджера. Девушка стала работать по специальности, но ей не нравился внеличностный характер ее профессии. Впоследствии она, хотя и осталась работать в своей корпорации, но, пройдя переподготовку, сменила вид работы: стала менеджером по организационному развитию, что больше подходило к присущей ее личности гуманистической направленности.
Ошибки:
1. Выбор профессии на основании советов авторитетных людей.
2. Учет неизбежного изменения рынка труда в отдалённой перспективе.
3. Престижность профессии.
4. Выбор профессии под влиянием выбора друзей
5. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
6. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
7. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или неумение отличить эти понятия.
8. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
9. Устарелые представления о характере труда.
10. Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации
11. Ориентироваться только на такие признаки, как престижность и/или доходность.
12. Подменять выбор профессии выбором уровня образования или места его получения.
13. Игнорировать собственные способности и интересы.
14 Прислушиваться к мнению людей, не компетентных в вопросах выбора профессии.
Насколько типичны были представлены ошибки выбора?
И так, одна из ошибок была – не учет востребованных профессий в регионе, чтобы этого не происходило необходимо просматривать материала Увельского центра занятости. На этом сайте опубликован рейтинг самых востребованных профессий. Самой нужной профессией является врач более 1000 вакансий, здесь же указан уровень безработных по данной специальности и уровень зарплаты.
А теперь давайте представим, что на машине времени к нам прибыли люди из 17 века. Какие чувства они испытают? А если из 13 века прибыли бы в 17 век? Такие же были потрясения? Практически нет, быт, уклад жизни, ремесла одинаковые. О чем это говорит? Об ускорении колеса прогресса. За последние 30 лет произошло столько изменений, сколько было за предыдущие столетия. Так разве можно выбирать будущее детей так, как выбирали мы с вами? Некоторые профессии живут только 15 лет и исчезают. Каждый год появляются новые. Поэтому я отправляю вас на атлас молодых профессий. На нем вы найдете список умирающих профессий, перспективные и очень молодые.
Уже сейчас люди меняют работу до 12 раз. Поэтому необходимо выбирать направление своего развития, уметь составлять план личностного развития. Давайте подумаем, что влияет на нас?
4 задание
Попробуем создать колесо баланса – набор качеств современного конкурентно-способного, успешного профессионала. Вы вписываете в 5 секторов самые важные качества, необходимые на рынке труда.
Заслушаем группы.
Современным учащимся нужно иметь базовые технологические навыки, уметь управлять проектом и принимать самостоятельно решения, работать в сложных междисциплинарных командах, знать языки, профессии будущего будут находиться на стыках различных сфер, граница между «физиками» и «лириками» будет размываться всё больше – журналист должен уметь писать код, а программист должен грамотно презентовать созданный им продукт.
Вы должны понимать и научить своих детей определять сильные стороны личности, ограниченность: что умеете, а что нет – пройдите тесты, получите объективный замер. Соответственно, сегодняшний путь: осознать своё отставание, измерить его, набросать себе план личностного развития. А дальше человек принимает вызовы, на которые может ответить.
А теперь давайте посмотрим, чьи ожидания сегодня оправдались? Остальные мы попробуем реализовать в дальнейшей работе.
Большое спасибо, уважаемые родители, за вашу активную работу, за ваши идеи, желание сотрудничества.
Заключение, итоги (отзывы):
Каждый человек находит свое счастье в труде. Замечательно, когда он сочетает свои желания, устремления, планы с потребностями общества, с благом людей. В этом случае он испытывает удовлетворение от того, что нужен и полезен людям. Для человека важно не только то, кто он по специальности, но и то, какой он по своим человеческим качествам. В любой профессии мы должны стараться проявлять творческий подход к своему делу. Сегодня каждый из вас показал свои способности, но я думаю, что вы и дальше будете интересоваться миром профессий, не отставайте от научно- технического прогресса, старайтесь сделать больше и лучше. И тогда успех найдет вас, и вы поможете своим детям распахнуть нужную для них дверь в этот удивительный мир- мир профессий!
Вам выдаются буклеты, с которыми вы поработаете вместе с детьми.
Что для вас было ценно на сегодняшнем собрании?
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
1. Родительские собрания Авт.-сост. Л.А. Егорова М. «Вако» 2009
2. Степанов А. Н., Бендюков М. А., Соломин И. Л. Азбука профориентации. СПб., 1995.
3. Поляков В. Технология карьеры. М., 1995.
4. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. М.: ТЦ Сфера, 2006.
5. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь/Авт.-сост. В.И. Зимин, С.Д. Ашурова и др. М.: Школа-Пресс, 1994.