Министерство образования и науки РД
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Параульская средняя общеобразовательная школа №3»
Карабудахкентский район, РД
Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов
«Науки юношей питают»
Направление: «Мой родной край»
Тема работы:
«Родник Сасибулак»
Автор: Долгатов Муртуз Камалутдинович,
ученик 8 класса МКОУ «Параульская СОШ №3»,
Карабудахкентского района 89282530061
Руководитель: Багавова Джахбат Гасановна,
учитель географии МКОУ «Параульская СОШ №3»,
Карабудахкентского района 89640039104
Новый Параул, 2019г
Содержание
Введение _____________________________________________________ 3
Основная часть
Глава 1. Водные ресурсы
1.1 Вода в природе _____________________________________________5
1.2 Загрязнение воды ___________________________________________5
Глава 2. Родник Сасибулак. Результаты исследования.
2.1 Родник нашей местности______________________________________6
2.2 Географическое положение ____________________________________6
2.3Рельеф и геологическое строение _______________________________6
2.4 Климатические условия _______________________________________7
2.5 Описание источника __________________________________________7
2.6 Влияние родниковых вод на рельеф села ________________________7
2.7 Свойство родниковой воды ____________________________________7
2.8 Использование родниковой воды _______________________________8
2.9 Животный мир вблизи родника _________________________________8
2.10 Проделанная работа учащимися ПСОШ №3______________________9
2.11 Планируемый проект благоустройства родника___________________9
2.12 0храна и благоустройства родника______________________________9
Выводы ______________________________________________________10
Заключение ___________________________________________________11
Список литературы _____________________________________________12
Введение
Вода - самое распространенное вещество на нашей планете, основа всех жизненных процессов, происходящих на Земле.
Воды на планете много, однако, в последнее время крайне актуальной стала проблема загрязнения водных объектов промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами. К сожалению, за многие тысячелетия человечество свыклось с загрязнениями воды и воспринимает это как нечто естественное и неизбежное. Эта проблема является теперь одной из самых глобальных. Во многих регионах России наблюдается просто дефицит чистой воды. Не исключением стал и наш регион.
Поэтому объект для исследования нами выбран был не случайно, так как эта проблема - качество питьевой воды - давно перешла в фазу глобальных проблем человечества. Но нас всегда тревожит проблема: чистая или грязная вода в роднике, можно ли ее пить, и насколько она полезна.
Думаем, что это очень волнует не только нас, как жителей села и юных краеведов-экологов, но и всех параульцев, а это около 2000 человек. Если воду родника не охранять, не очищать, то он может превратиться в яму различных отходов, источник болезней.
По этим причинам мы решили исследовать состояние родника, которая является источником питьевой воды Нового Параула, где мы проживаем, а также изучить роль родника Сасибулак в жизни села.
Объект изучения: Объектом нашего исследования является родник – источник под названием «Сасибулак», расположенный в селе Новый Параул Карабудахкентского района Республики Дагестан, который используется населением.
Предмет исследования: состояние воды родника Сасибулак и окружающей местности
Цель исследовательского проекта: дать физико-географическое описание источнику, определить качество воды, оценить экологическое состояние источника, выработать рекомендации по сохранению родника и улучшению его экологического состояния; принять участие в мероприятиях по очистке источника и его благоустройству
Задачи исследовательского проекта:
1. Составить физико-географическое описание источника: описать рельеф, геологическое строение, климат.
2. Провести исследования водного объекта (родника).
3. Составить рекомендации по охране родника.
Методы: полевой, литературно – поисковый, статистический, метод наблюдений
Основная часть
Глава 1. Водные ресурсы
1.1 Вода в природе
Всякий раз, когда речь заходит о возможности жизни на других планетах, нас интересует на них присутствие воды. Без воды существование жизни невозможно. По словам учёного Э.Х. Фрицмана: «Вода есть то, из чего происходит всё».
Вода - самое распространённое на Земле вещество. Она занимает около 70% всей поверхности и содержится в океанах, морях, озёрах, реках, водохранилищах, подземных водах, почве, ледниках.
Объёмы воды (в км3) в природе (по М.И. Львовичу)
Мировой океан 1370000; Подземные воды 60.000; Вода земной коры 340.000; Ледники30.000; Озёра 750; Почвенные воды 75; Речные воды 1,2
Однако возможность жизни на суше определяется наличием пресной воды, содержащей очень малое количество солей (не более 0,01 %). Сегодня пресной воды на земном шаре совсем немного, не более 1% от всего запаса влаги. Поэтому пресная вода - очень ценный природный ресурс, который человечество часто безумно растрачивает и загрязняет.
1.2 Загрязнение воды
Чем более развитым становится человечество, тем больше воды оно
использует для самых разнообразных нужд. С ростом населения и развитием хозяйства происходит и возрастающее загрязнение вод.
Загрязнение – это насыщение вод такими веществами и в таких количествах, которое ухудшает качество воды и влечёт различные неблагоприятные последствия: причинение вреда здоровью людей, уменьшение рыбных запасов затруднение в снабжении водой населения и народного хозяйства и прочее.
Деятельность человека сильно изменила земную поверхность. Это и асфальтирование территорий, это дороги, свалки отходов, техногенные образования, распаханные поля и пастбища для выпаса скота. Поэтому поверхностный сток крайне загрязнён. Он включает в себя все виды загрязняющих землю материалов: смытую почву, удобрения, экскременты животных; пестициды, используемые в сельском хозяйстве; сажа, пыль от транспорта, остатки нефти и горюче-смазочных веществ, бытовой мусор и т.д.
Глава 2. Родник Сасибулак - источник питьевой воды нашего поселка
2.1 Родник нашей местности
Село Новый Параул расположен в 4 км. к югу от г. Махачкалы и в 40 км. от районного центра. В нем проживает более 2000 человек.
Главным источником питьевой воды нашего села является родник - Сасибулак. Родник расположен на окраине Нового Параула и имеет огромное значение для жителей, так как в поселке нет рек, озер. Вода в роднике не только вкусная, но и обладает лечебными свойствами. За лечебной водой приезжают жители из разных уголков Дагестана.
2.2 Географическое положение источника
Источник находится на юго-востоке села Новый Параул, Карабудахкентского района Республики Дагестан. Объект исследования расположен на южной стороне холма Черепашьи скалы на местности Сасибулак (отсюда и название родника).
Вид угодий:
Склон с кустарниковой и травянистой растительностью. Преобладают такие культуры, как карагач, мушмула, боярышник, шиповник, кизил, дуб.
2.3 Рельеф и геологическое строение исследуемой территории
В связи с нарастающей сухостью климата и засоленностью почвообразующих пород в подзоне южных чернозёмов и тёмно-каштановых почв, большое распространение получили малоразвитые почвы и выходы горных пород. Встречаются песчаные и недоразвитые почвы. Описываемый источник находится на склоне небольшого холма Черепашьих скал. Водоупорным слоем служит глина, ил, а водоносная порода - это песок.
2.4 Климатические условия исследуемой территории.
Новый Параул расположен на юго-востоке Махачкалы, вблизи Каспийского моря, поэтому климат в этой местности умеренно-морской, с холодной, малоснежной зимой и продолжительным жарким и сухим летом. Годовое количество осадков 200 – 400 мм. Две трети осадков приходится на теплый период, но летом испаряемость очень высокая, поэтому лето нередко бывает засушливым. Часто малые реки пересыхают. Таким образом, территория исследуемого района находится в засушливой зоне.
2.5 Описание источника
Сасибулак - это поистине уникальный уголок села Новый Параул, привлекающий к себе людей разного возраста, разных интересов, социальных слоев.
Родник спрятался под склоном Черепашьих скал и окружен со всех сторон холмами. Вода струится из-под земли, пробивая себе путь-дорожку, которая выходит из нижней части склона; рядом стоит колышек, на котором висит кружка для питья чудесной водицы.
2.6 Влияние родниковых вод на рельеф
Текучие воды оказывают большое влияние на рельеф. Наш источник большого разрушительного действия на рельеф не оказал, но вода из водоносного слоя уносит за собой обломочный материал: это песчинки, частички глины. Во время сильных дождей, активного весеннего снеготаяния на склоне можно наблюдать небольшие размывы. В некоторых местах, куда впадает родник, наблюдается небольшое заболачивание, признаками которого является избыточное увлажнение.
2.7 Свойства родниковой воды
Для определения свойств воды родника Сасибулак нами было проведено исследование, начиная с апреля 2018 года по декабрь 2018 года. В ходе исследования мы определили органолептические показатели воды.
Вывод: Исследуя воду из Сасибулакского родника с апреля 2018 – по декабрь 2018 года, я пришел к выводу, что вода имеет постоянные органолептические показатели. Вода на поверхность земли вытекает спокойно, так как отсутствует напор. Вода выходит наружу только под влиянием силы тяжести. Исследуемый источник находится на глубине 20-ти метров, выход воды осуществляется из водоносного слоя, состоящего из песка. Режим течения источника – постоянный. Вода в роднике никогда не замерзает. Она не зависит от времени года и погодных условий и соответствует установленным нормам ГОСТ на питьевую воду. Наблюдалось незначительное колебание температуры родниковой воды. В зависимости от температуры воздуха она была от +3C до +7.
Органолептические характеристики родниковой воды показали, что вода прозрачная, чистая, бесцветная, вкус и привкус не ощущаются, запах не обнаруживается. Таким образом, интенсивность вкуса, привкуса и запаха равна нулю.
Живая вода обладает огромной энергией, способствует удалению песка и камней в почках. Вода долго может храниться и ее свойства не теряются.
2.8 Использование родника
За 1 час (с 16.00 до 17.00), в обычный осенний день (пятница), проведённый нами у родника, за водой и просто посетить это место приходили люди разного возраста. В течение часа родник посетили 7 человек. Некоторые из них тут же пили родниковую воду, кто-то умывался и обливался холодной родниковой водой, старые люди промывали водой глаза. Люди приходили сюда за водой с канистрами и пластиковыми бутылками разных размеров. Большинство людей, посетивших родник, бывают здесь довольно часто.
2.9 Животный мир вблизи родника
Животный мир очень разнообразен. Водятся лягушки, ужи, насекомые. Из птиц можно увидеть сорок, кукушек, воробьев, удодов, голубей, ворон, чаек, домашних уток и гусей. Около родника обитает много лягушек - травяная и остромордая. Около родника много лисьих и заячьих следов.
2.10 Проделанная работа учащихся «Параульская СОШ №3»
Мы также продолжили исследования и эколого-образовательную деятельность на территории родника; включили в работу и учеников начальной школы, организовав для них цикл бесед и провели экскурсии, а также проведение экологических акций по очистке и уборке мусора на территории родника. Также учащимися ПСОШ №3 был снят видеоматериал о роднике.
2.11 Планируемый проект благоустройства родника «Сасибулак»
Описание данного сооружения:
-открытая беседка с витыми перилами;
-каменные ступеньки;
- бетонное кольцо с водостоком;
- крышка-колпак из оцинкованного железа;
-обустройство прилегающей территории.
2.12 Предложения по охране родника (практические рекомендации):
принять меры против эрозии почвы; посадить на склоне кустарники и деревья для укрепления склона; регулярно проводить акции по чистке родника; периодически (2 раза в сезон) проводить анализ выхода воды в роднике; обратиться к жителям села с предложением о разумном и экономном использовании воды, особенно в летнее время, и бережном отношении прилегающей территории; в школе провести беседы на тему «Что дает нам вода»; соорудить около родника деревянную лавочку для пожилых людей; организовать и провести экскурсию на родник для учащихся 1- 4-ых классов школы; ежегодно, весной, проводить операцию «Живи, родник!» для учащихся 5-11-ых классов с целью очистки родника.
Выводы
Исследованию экологического состояния водных ресурсов села отводится особое место в ходе выполнения исследовательской работы.
На основании изученного материала была разработана программа по исследованию состояния воды в роднике Сасибулак. Было проведено экологическое исследование данного водного объекта. Вода в роднике «Сасибулак» изучена нами – прозрачная, без запаха и вкуса, прозрачная и чистая. За родником ухаживаем.
В первую очередь необходимо вести разъяснительную работу с населением нашего села. Привлечь к обустройству родника общественность села, руководителей администрации с. Параул.
Вода – основа жизни на Земле. И нам необходимо беречь водные ресурсы своего села.
Заключение
Чистой воды на Земле становится все меньше и меньше. Недостаток ее уже ощущается в некоторых странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения.
Заводы, фабрики и электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют ее различными продуктами отходов. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества.
Воду надо беречь!
Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Защита водных ресурсов от истощения и загрязнения и их рационального использования для нужд народного хозяйства – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.
Таким образом, рациональное использование водных ресурсов – это одно из звеньев комплексной мировой проблемы охраны природы.
Список литературы:
1. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы. - М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000.
2. Михеев А.В., Константинов В.М. Охрана природы. М.: Высшая школа, 1986.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.:Азбуковник, 1997.
4. Н.Г. Алексеев, М.В. Гущина. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Народное образование , 2001.
5. Дерпгольц В.Ф. Мир воды – Ленинград: Недра, 1979