СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль человека в биосфере. Глобальные экологические проблемы»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

вапрпрьрльб

Просмотр содержимого документа
««Роль человека в биосфере. Глобальные экологические проблемы»»

Мастер-класс по математике во 2 классе

МОУ лицея №1 п. Добринка

Учитель:

Тема: Современная структура урока начальной школы с позиции формирования учебных действий.

Цель: трансляция опыта и передача знаний по использованию универсальных учебных действий в процессе реализации ФГОС. 

.

Форма работы: групповая деятельность участников мастер - класса.

Ход занятия:

I.  Теоретическая часть.

- Цель проведения этого «Мастер - класса» я вижу в следующем: показать, как можно использовать универсальные учебные действия в процессе реализации новых образовательных стандартов через УМК «Начальная школа ХХI века», в частности на уроках математики по учебникам , .

В течение мастер – класса мы попытаемся проследить за выполнением всех видов универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Системно-деятельностный подход является ведущим в обучении  в соответствии с требованиями нового стандарта.

Создание проблемной ситуации на уроке математики является одним из важных способов развития познавательной деятельности учащихся, их творческого мышления. Мы видим постепенное угасание стремления учащихся к самостоятельной деятельности, отсутствие какого-либо интереса к познанию неизвестного.

Для развития у младшего школьника познавательного интереса необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство повторил путь человечества в познание. Только через преодоление трудностей, решение проблем ребёнок может войти в мир творчества.

Считаю, что математика начинается не со счёта, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Начиная с 1 класса, учащиеся сталкиваются с проблемными ситуациями на уроках. Я продемонстрирую, каким образом на уроке математики можно создать проблемную ситуацию, найти пути решения проблемы и тем самым способствовать развитию познавательного интереса у младших школьников.

Для развития познавательного интереса у учащихся я использую известные методы обучения:

- репродуктивный. Основное назначение метода – формирование навыков и умений использования полученных знаний.

- эвристический, или частично-поисковый метод. Основное назначение метода –

Подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.

- проблемный. Основное назначение метода - раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения.

- объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептный). Основное назначение метода – организация усвоения информации учащимися путём сообщения им учебного материала и обеспечение успешного восприятия.

Уважаемые коллеги! Выберите метод или методы, которые наиболее сочетаются с темой сегодняшнего мастер – класса, а остальные исключите.

Вы совершенно верно выбрали проблемный и частично – поисковый методы.

Для усвоения нового материала необходимы самостоятельные поиски, связанные с исследованием предметов и явлений, с выявлением их связей, т. е. возникает проблемная ситуация и требует напряжения умственной деятельности, применения частично-поискового метода для её решения.

Мастер-класс проведём по презентации урока математики.

II. Практическая часть.

Тема: Окружность, её центр и радиус.

Цель:

1.  Закрепить понятия “окружность”, “центр окружности”, “радиус”.

2.  Учить чертить окружность с помощью циркуля.

Задачи:

1.  Обобщить знания учащихся о геометрических фигурах, учить умениям доказывать; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

2.  Развивать практические навыки выполнения построения окружности с помощью циркуля, логическое мышление учащихся.

3.  Воспитывать трудолюбие, ответственность и интерес к геометрии, самостоятельность, умение оценивать свою работу и работу одноклассников.

Оборудование:

электронная презентация урока, опоры-таблицы «Решение задач», ,разноуровневая сигналы «светофор», циркули, линейки, медали «Лучший математик», тесты по теме «Письменное сложение и вычитание», карточка-помощница для решения задачи, перфокарты, металлическая крышка для консервирования, фонограмма, аппликации.

1. Сообщение цели практической части мастер - класса:

- Сегодня я приглашаю вас в увлекательный мир математики. Тему урока вы узнаете в процессе работы.

2. Самоопределение к деятельности:

Чтобы получить удовольствие от работы у всех должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу во время работы, и тогда наши совместные действия дадут положительный результат. Давайте в течение несколько минут представим себя детьми, ведь только дети умеют правильно оценить наш с вами труд. Но не забываем об основной цели нашего мастер - класса: использование универсальных учебных действий в процессе реализации ФГОС. 

-Урок, как правило, начинаем с организационного момента.



Этапы урока

Реализация видов УУД



I. Организационный момент.

(Слайд №4)

Поприветствуем гостей,

Скажем: «Здравствуйте!» -

смелей.

А поможет нам девиз,

Он для нас ведь не сюрприз!

(Учитель произносит слова шепотом, учащиеся повторяют их хором вслух:)

Мы - умные!

Мы - дружные!

Мы - внимательные!

Мы - старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

1.Организационный этап.

Личностные УУД

Эмоциональный настрой учащихся, их быстрое включение в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.



II. Устный счёт.

(Слайд №5)

Отдохнуть мы все успели,

А теперь пора за дело.

Математика нас ждёт

Начинаем устный счёт

1. Игра «Помоги самолёту прилететь к намеченной цели».

(Слайд №6).

(Одновременно с игрой «Помоги самолёту» проводится работа с учетом индивидуальности детей.)

1-й уровень: 10 + 20 = о 20 + 18 = р 37 + 50 = т

2-й уровень: 75 – 30 = ж 99 – 60 = у 90 – 20 = н

3-й уровень: 68 – 32 = к = о 47 + 33 = с 56 + 44 = ь

2. Игра «Угадай, сколько треугольников?»

- Представьте себе, что вы гуляете по улицам города, в котором живут геометрические фигуры. Какой дом про себя может сказать: у меня три стороны, три угла, три вершины.

- Треугольник.

- Докажи!

(Слайд №7).

- Сколько на рисунке треугольников?

3. Подготовка к умножению. Составление и решение задачи.

Без задачек нам, друзья,

В математике нельзя.

(Слайд №8).

- Составьте задачу по рисунку. Сколько яблок несли ежи? Каким действием решали задачу? Кто решил по-другому? Какой способ рациональнее? Почему?

2.Этап всесторонней проверки ЗУН (Актуализация знаний)

Личностные, познавательные, регулятивные УУД.

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, разноуровневое обучение, развитие умения доказывать свои ответы, находить рациональные способы решения.



4. Пальчиковая гимнастика.

(Слайд №9).

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Запись числа, классной работы.

Здоровьесберегающие технологии



III. Работа над темой урока. (Слайд №10).

Продолжаем мы опять

Считать, разгадывать, смекать!

1. Постановка темы и целей урока.

- Продолжаем работать. На доске записана тема урока (закрыта). Мы должны ее узнать и поставить перед собой задачи.

Тему нашего урока вы узнаете, проверив ответы в решениях ваших товарищей. Расшифруйте запись, и вы узнаете слово.

(Слайд №10).

- Как записаны числа в таблице? (Числа записаны в порядке возрастания.)

- Приготовьте сигналы «светофоры».

(1 и 2-й уровень проверяют учащиеся, последний – учитель; результаты вписываю в таблицу.)

30

36

38

39

45

70


80

87

100











1-й уровень: 10 + 20 = о 20 + 18 = р 37 + 50 = т

- Каким правилом воспользовались, находя сумму?

2-й уровень: 75 – 30 = ж 99 – 60 = у 90 – 20 = н

- Каким правилом воспользовались, находя разность?

3-й уровень: 68 – 32 = к = о 47 + 33 = с 56 + 44 = ь

- Кто догадался, какая тема урока? (Дети называют.)

- Окружность.

- Правильно, окружность.

(Слайд № 11, и запись на доске открывается.)

- Какие цели вы поставите себе на уроке?

- Молодцы, ребята! Вы правильно догадались. Сегодня будем продолжать учиться пользоваться циркулем для вычерчивания окружности, закрепим понятия: радиус и центр окружности, вычислительные навыки.

Проблема! А для чего надо уметь чертить окружности? Где это умение вам может пригодиться?

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные УУД

Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся с использованием средств обратной связи (сигналы «светофор»).

Привлечение всех учащихся к активному участию в поиске названия темы урока, постановке учебной проблемы, показ практической значимости цели урока.





2. Повторение знаний об окружности.

1).Работа по учебнику

- Откройте учебники стр. 73, №6

(Слайд № 12)

- У нас проблема! Для чего нарисованы очки? Чем отличается окружность от круга? (Дети высказывают свои предположения: окружность представляет границу круга, а круг - это окружность вместе с внутренней областью, ограниченной этой окружностью)

2). Использование наблюдений учащихся.

-С кругом вы знакомы с детства. Где мы можем встретить круг?

- Правильно, ребята. Но у нас снова проблема! Угадайте, зачем я принесла крышку для консервирования?

-Докажите! (Если ученик угадал, с какой целью принесена крышка.)

(Обобщение ответов учащихся).

- Консервная крышка тоже имеет форму круга. (Показываю.) Границы любого круга – это окружность. Резинка, которую можно вынуть из консервной крышки (показываю) – это “окружность”.

- Кто же может ответить, что такое окружность?

Прочитайте правило об окружности на слайде и скажите, что вы о ней узнали.

(Слайд №13).

(Окружность - это кривая, все точки которой равноудалены от центра.

Окружность - это граница круга.)

- Кто сможет ответить, что такое окружность?

(Слайд №14).

- Покажите указкой окружность, центр окружности.

- Постройте радиус окружности. Что сначала надо выбрать на окружности для его построения?

- Какой чертёжный инструмент потребуется?

(Слайд №15).

3). Самостоятельная работа. Работа в рабочей тетради «Математика»

(Слайд №16).

- № 000 с. 32 (рабочая тетрадь),

- № 000 с. 33(рабочая тетрадь),

* Что такое радиус?

* Сколько радиусов можно провести в окружности?

* Что ещё знаете о радиусе?

(* обозначены задания для учащихся, которые выполнили задания раньше других.)

( Проверка по интерактивной доске).

(Слайд №17).

Этап усвоения новых знаний

Коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные УУД.

Привлечение учащихся к активному участию в поиске полных и правильных ответов на поставленные вопросы, использование проблемного обучения, частично-поискового метода, нестандартной ситуации.

Активизация личного опыта учащихся и опорных знаний, использование средств наглядности, интерактивной доски.

Активизация деятельности учащихся в процессе беседы и при подведении итогов самостоятельной работы

Преобладание самостоятельной познавательной деятельности.

Дифференциация обучения.

Самооценка.





Гимнастика для глаз.

(Слайды №18 -23).

- Ребята, давайте представим, что мы на лугу, и немного отдохнём. Сядьте прямо, руки свободно положите на колени или на стол. Выполняем движения только глазами.

Чтобы нам не уставать,
Нужно малость пробежать.
По прямым дорожкам длинным:
Влево - вправо, влево - вправо.
Ох, забот у нас немало


Зоркость, чтоб развить немножко,
Пойдем по красной мы дорожке,


А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом…

- Берегите зрение!

Здоровьесберегающие технологии





3. Практическая работа.

1). Беседа о циркуле. Правила техники безопасности: “Правила пользования циркулем ”.

- Расскажите правила пользования циркулем.

(Дети рассказывают.)

(Слайд №24).

Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. Нельзя подносить иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед”.

- Какая ножка циркуля стоит в центре окружности – игла или грифель?

- Конечно игла, потому что грифель должен рисовать.

- Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку.

(Учитель показывает на рисунке.)

2)Практическая работа.

-Давайте вспомним алгоритм построения окружности.

(Слайд №25).

1. Отметь произвольную точку … – центр окружности. (Показ учителем на доске).

2.Установи расстояние между ножками циркуля, равное … см, то есть равное длине радиуса окружности.

3. Выполни построение, придерживая свободной рукой тетрадь.

- Людям каких профессий необходимо правильно чертить окружность? Как они чертят окружности?

Представьте, что вы инженеры, выполните

5 с.73 (учебник)

(Слайд № 26).

- Проверьте свои работы и оцените отметкой на полях.

3).Самостоятельная работа

(Слайд №27)

000 с. 33 (рабочая тетрадь)

*№ 000 с33 (рабочая тетрадь)

- Проверим вашу работу. Сколько окружностей можно построить?

- Кто выполнил № 000? Чему равна длина радиуса? Оцените свою работу.

Этап закрепления нового материала

Коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные УУД.

Систематизация и обобщение материала, алгоритмизация и дифференциация процесса обучения, использование приемов, усиливающих восприятие изучаемого материала, разнообразие заданий, их практическая направленность.

Создание атмосферы важности работы, развитие умения правильно и аккуратно чертить окружность.

Обеспечение контроля и

самоконтроля при выполнении заданий. Самооценка.





III.Физкультминутка (под фонограмму).

(Слайд №28).

1. Игра – профилактика гриппа.

« Тили-тили-тили-бом,

Сбил сосну зайчишка лбом»

(ребром ладони потереть активные точки над бровями)

«Жалко нам зайчишку,

носит зайка шишку»

(кулачком массировать активные точки около переносицы и на крыльях носа)

«Поскорее сбегать в лес,

сделать заиньке компресс.»

(Указательным и средним пальцами массировать за ухом и возле уха.)

Здоровьесберегающие технологии





VI.Повторение пройденного материала.

- Итак, ребята, мы отдохнули. Настроение веселое, бодрое, продолжаем работать.

1.Решение задачи.

№ 000 с.34 (рабочая тетрадь).

(Слайд №29)

- Какие вещи стоят на весах?

- Составь задачу по краткой записи.

- Что известно в задаче?

- Что нужно найти?

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Составьте план решения задачи, с использованием алгоритма.

(Один ученик называет план решения, остальные оценивают его ответ сигналами.)

- Запишите решение самостоятельно. ( Один ученик решает на интерактивной доске, два – на классной доске.)

* Попробуйте найти разные способы решения.

- Кому нужна карточка-помощница.

- Проверим решения, приготовьте сигналы. Оцените работу.

-Кто решил другим способом? (Проверяет учитель во время самостоятельной работы, даёт фишку за правильное решение.)

2. Сложение и вычитание двузначных чисел.

(Слайд № 30)

000 с. 34 (рабочая тетрадь). (Два ученика решают на доске.)

Взаимопроверка по интерактивной доске.

3. Проверка самостоятельной работы (тестов).Работа в парах.

- Обменяйтесь тестами, возьмите ручку с зеленым стержнем, проверьте и оцените работу соседа, а компьютер снова поможет вам. Поставьте на полях отметку.

(Слайд №31)

- Покажите сигналами, как оценили работу соседа.

Этап повторения пройденного материала

Коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные УУД.

Разнообразие заданий, алгоритмизация процесса обучения, разноуровневое обучение, использование карточек - помощниц для индивидуальной работы со слабыми учащимися.

Взаимопроверка, использование средств обратной с



Этап повторения пройденного материала

Коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные УУД.

Разнообразие заданий, алгоритмизация процесса обучения, разноуровневое обучение, использование карточек - помощниц для индивидуальной работы со слабыми учащимися.

Взаимопроверка, использование средств обратной связи.



V. Подведение итогов урока.

1. (Слайд №32)

Чтоб закончить наш урок,

Надо подвести итог.

- У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность.
Она идет по краю круга
И называется …

(Слайд №33)

- С чем сравнить окружность?

(С обручем, баранкой, кольцом…)

Много интересного об этой геометрической фигуре вам предстоит еще узнать. А сейчас поговорим о наших достижениях.

(Слайд №34)

2. Наши достижения

v  Мне больше всего удалось…

v  Я могу похвалить себя (соседа) за …

v  Я могу похвалить …

v  Это было …

v  Я очень хорошо умею …, но нужно поработать над …

v  Во время урока я чувствовал себя…

3.Оценка деятельности учащихся учителем.

В течение урока вы бережно относились ко времени, выполнили много заданий. - Отметку «пять» и медаль «Лучший математик» получают… У кого сегодня встретились трудности в выполнении построения окружности и решении задач, завтра вы сможете закрепить свои знания. Не огорчайтесь!

Подведение итогов урока.

Коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные УУД.

Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников (использование познавательной, социальной, психологической рефлексии).



VІ. Домашнее задание.

(Слайды №3

№ 000 с. 33 (рабочая тетрадь)

- Что такое орнамент?

-На альбомном листе нарисовать орнамент с помощью циркуля, сделать аппликации из кругов. (Показ образцов.)

Начерти и вырежи круг любого радиуса. Раскрась его желтым цветом. На что похоже? Преврати свой круг в солнце, передав ему своё настроение (веселое, спокойное, грустное).

(Слайд №37)

-Молодцы! Благодарю за урок!

Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Коммуникативные, личностные УУД.

Межпредметная связь, предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения. Повышение интереса к домашнему заданию.

Уважаемые коллеги! Спасибо. Наш мастер – класс подходит к завершению. В начале мастер - класса перед нами стояла цель. Подведение итогов – один из важных моментов работы. Я хотела бы услышать ваши комментарии по поводу проведённого мастер - класса.

И в завершение мастер - класса я хотела бы поблагодарить вас за активную работу и добрые слова.