Мастер-класс по математике во 2 классе
МОУ лицея №1 п. Добринка
Учитель:
Тема: Современная структура урока начальной школы с позиции формирования учебных действий.
Цель: трансляция опыта и передача знаний по использованию универсальных учебных действий в процессе реализации ФГОС.
.
Форма работы: групповая деятельность участников мастер - класса.
Ход занятия:
I. Теоретическая часть.
- Цель проведения этого «Мастер - класса» я вижу в следующем: показать, как можно использовать универсальные учебные действия в процессе реализации новых образовательных стандартов через УМК «Начальная школа ХХI века», в частности на уроках математики по учебникам , .
В течение мастер – класса мы попытаемся проследить за выполнением всех видов универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Системно-деятельностный подход является ведущим в обучении в соответствии с требованиями нового стандарта.
Создание проблемной ситуации на уроке математики является одним из важных способов развития познавательной деятельности учащихся, их творческого мышления. Мы видим постепенное угасание стремления учащихся к самостоятельной деятельности, отсутствие какого-либо интереса к познанию неизвестного.
Для развития у младшего школьника познавательного интереса необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство повторил путь человечества в познание. Только через преодоление трудностей, решение проблем ребёнок может войти в мир творчества.
Считаю, что математика начинается не со счёта, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Начиная с 1 класса, учащиеся сталкиваются с проблемными ситуациями на уроках. Я продемонстрирую, каким образом на уроке математики можно создать проблемную ситуацию, найти пути решения проблемы и тем самым способствовать развитию познавательного интереса у младших школьников.
Для развития познавательного интереса у учащихся я использую известные методы обучения:
- репродуктивный. Основное назначение метода – формирование навыков и умений использования полученных знаний.
- эвристический, или частично-поисковый метод. Основное назначение метода –
Подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.
- проблемный. Основное назначение метода - раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения.
- объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептный). Основное назначение метода – организация усвоения информации учащимися путём сообщения им учебного материала и обеспечение успешного восприятия.
Уважаемые коллеги! Выберите метод или методы, которые наиболее сочетаются с темой сегодняшнего мастер – класса, а остальные исключите.
Вы совершенно верно выбрали проблемный и частично – поисковый методы.
Для усвоения нового материала необходимы самостоятельные поиски, связанные с исследованием предметов и явлений, с выявлением их связей, т. е. возникает проблемная ситуация и требует напряжения умственной деятельности, применения частично-поискового метода для её решения.
Мастер-класс проведём по презентации урока математики.
II. Практическая часть.
Тема: Окружность, её центр и радиус.
Цель:
1. Закрепить понятия “окружность”, “центр окружности”, “радиус”.
2. Учить чертить окружность с помощью циркуля.
Задачи:
1. Обобщить знания учащихся о геометрических фигурах, учить умениям доказывать; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
2. Развивать практические навыки выполнения построения окружности с помощью циркуля, логическое мышление учащихся.
3. Воспитывать трудолюбие, ответственность и интерес к геометрии, самостоятельность, умение оценивать свою работу и работу одноклассников.
Оборудование:
электронная презентация урока, опоры-таблицы «Решение задач», ,разноуровневая сигналы «светофор», циркули, линейки, медали «Лучший математик», тесты по теме «Письменное сложение и вычитание», карточка-помощница для решения задачи, перфокарты, металлическая крышка для консервирования, фонограмма, аппликации.
1. Сообщение цели практической части мастер - класса:
- Сегодня я приглашаю вас в увлекательный мир математики. Тему урока вы узнаете в процессе работы.
2. Самоопределение к деятельности:
Чтобы получить удовольствие от работы у всех должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу во время работы, и тогда наши совместные действия дадут положительный результат. Давайте в течение несколько минут представим себя детьми, ведь только дети умеют правильно оценить наш с вами труд. Но не забываем об основной цели нашего мастер - класса: использование универсальных учебных действий в процессе реализации ФГОС.
-Урок, как правило, начинаем с организационного момента.
| | Этапы урока | Реализация видов УУД |
| | I. Организационный момент. (Слайд №4) Поприветствуем гостей, Скажем: «Здравствуйте!» - смелей. А поможет нам девиз, Он для нас ведь не сюрприз! (Учитель произносит слова шепотом, учащиеся повторяют их хором вслух:) Мы - умные! Мы - дружные! Мы - внимательные! Мы - старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! | 1.Организационный этап. Личностные УУД Эмоциональный настрой учащихся, их быстрое включение в деловой ритм; организация внимания всех учащихся. |
| | II. Устный счёт. (Слайд №5) Отдохнуть мы все успели, А теперь пора за дело. Математика нас ждёт Начинаем устный счёт 1. Игра «Помоги самолёту прилететь к намеченной цели». (Слайд №6). (Одновременно с игрой «Помоги самолёту» проводится работа с учетом индивидуальности детей.) 1-й уровень: 10 + 20 = о 20 + 18 = р 37 + 50 = т 2-й уровень: 75 – 30 = ж 99 – 60 = у 90 – 20 = н 3-й уровень: 68 – 32 = к = о 47 + 33 = с 56 + 44 = ь 2. Игра «Угадай, сколько треугольников?» - Представьте себе, что вы гуляете по улицам города, в котором живут геометрические фигуры. Какой дом про себя может сказать: у меня три стороны, три угла, три вершины. - Треугольник. - Докажи! (Слайд №7). - Сколько на рисунке треугольников? 3. Подготовка к умножению. Составление и решение задачи. Без задачек нам, друзья, В математике нельзя. (Слайд №8). - Составьте задачу по рисунку. Сколько яблок несли ежи? Каким действием решали задачу? Кто решил по-другому? Какой способ рациональнее? Почему? | 2.Этап всесторонней проверки ЗУН (Актуализация знаний) Личностные, познавательные, регулятивные УУД. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, разноуровневое обучение, развитие умения доказывать свои ответы, находить рациональные способы решения. |
| | 4. Пальчиковая гимнастика. (Слайд №9). Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу, Поздороваюсь с ним сильно И вытягивать начну. Руки я затем помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою И тепло поберегу. Выпущу я пальчики, Пусть бегут, как зайчики. Запись числа, классной работы. | Здоровьесберегающие технологии |
| | III. Работа над темой урока. (Слайд №10). Продолжаем мы опять Считать, разгадывать, смекать! 1. Постановка темы и целей урока. - Продолжаем работать. На доске записана тема урока (закрыта). Мы должны ее узнать и поставить перед собой задачи. Тему нашего урока вы узнаете, проверив ответы в решениях ваших товарищей. Расшифруйте запись, и вы узнаете слово. (Слайд №10). - Как записаны числа в таблице? (Числа записаны в порядке возрастания.) - Приготовьте сигналы «светофоры». (1 и 2-й уровень проверяют учащиеся, последний – учитель; результаты вписываю в таблицу.) 30 | 36 | 38 | 39 | 45 | 70 | | 80 | 87 | 100 | | | | | | | | | | | 1-й уровень: 10 + 20 = о 20 + 18 = р 37 + 50 = т - Каким правилом воспользовались, находя сумму? 2-й уровень: 75 – 30 = ж 99 – 60 = у 90 – 20 = н - Каким правилом воспользовались, находя разность? 3-й уровень: 68 – 32 = к = о 47 + 33 = с 56 + 44 = ь - Кто догадался, какая тема урока? (Дети называют.) - Окружность. - Правильно, окружность. (Слайд № 11, и запись на доске открывается.) - Какие цели вы поставите себе на уроке? - Молодцы, ребята! Вы правильно догадались. Сегодня будем продолжать учиться пользоваться циркулем для вычерчивания окружности, закрепим понятия: радиус и центр окружности, вычислительные навыки. Проблема! А для чего надо уметь чертить окружности? Где это умение вам может пригодиться? | 3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные УУД Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся с использованием средств обратной связи (сигналы «светофор»). Привлечение всех учащихся к активному участию в поиске названия темы урока, постановке учебной проблемы, показ практической значимости цели урока. |
| | 2. Повторение знаний об окружности. 1).Работа по учебнику - Откройте учебники стр. 73, №6 (Слайд № 12) - У нас проблема! Для чего нарисованы очки? Чем отличается окружность от круга? (Дети высказывают свои предположения: окружность представляет границу круга, а круг - это окружность вместе с внутренней областью, ограниченной этой окружностью) 2). Использование наблюдений учащихся. -С кругом вы знакомы с детства. Где мы можем встретить круг? - Правильно, ребята. Но у нас снова проблема! Угадайте, зачем я принесла крышку для консервирования? -Докажите! (Если ученик угадал, с какой целью принесена крышка.) (Обобщение ответов учащихся). - Консервная крышка тоже имеет форму круга. (Показываю.) Границы любого круга – это окружность. Резинка, которую можно вынуть из консервной крышки (показываю) – это “окружность”. - Кто же может ответить, что такое окружность? Прочитайте правило об окружности на слайде и скажите, что вы о ней узнали. (Слайд №13). (Окружность - это кривая, все точки которой равноудалены от центра. Окружность - это граница круга.) - Кто сможет ответить, что такое окружность? (Слайд №14). - Покажите указкой окружность, центр окружности. - Постройте радиус окружности. Что сначала надо выбрать на окружности для его построения? - Какой чертёжный инструмент потребуется? (Слайд №15). 3). Самостоятельная работа. Работа в рабочей тетради «Математика» (Слайд №16). - № 000 с. 32 (рабочая тетрадь), - № 000 с. 33(рабочая тетрадь), * Что такое радиус? * Сколько радиусов можно провести в окружности? * Что ещё знаете о радиусе? (* обозначены задания для учащихся, которые выполнили задания раньше других.) ( Проверка по интерактивной доске). (Слайд №17). | Этап усвоения новых знаний Коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные УУД. Привлечение учащихся к активному участию в поиске полных и правильных ответов на поставленные вопросы, использование проблемного обучения, частично-поискового метода, нестандартной ситуации. Активизация личного опыта учащихся и опорных знаний, использование средств наглядности, интерактивной доски. Активизация деятельности учащихся в процессе беседы и при подведении итогов самостоятельной работы Преобладание самостоятельной познавательной деятельности. Дифференциация обучения. Самооценка. |
| | Гимнастика для глаз. (Слайды №18 -23). - Ребята, давайте представим, что мы на лугу, и немного отдохнём. Сядьте прямо, руки свободно положите на колени или на стол. Выполняем движения только глазами. Чтобы нам не уставать, Нужно малость пробежать. По прямым дорожкам длинным: Влево - вправо, влево - вправо. Ох, забот у нас немало Зоркость, чтоб развить немножко, Пойдем по красной мы дорожке, А потом кругом, кругом, Все бегом, бегом, бегом… - Берегите зрение! | Здоровьесберегающие технологии |
| | 3. Практическая работа. 1). Беседа о циркуле. Правила техники безопасности: “Правила пользования циркулем ”. - Расскажите правила пользования циркулем. (Дети рассказывают.) (Слайд №24). Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. Нельзя подносить иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед”. - Какая ножка циркуля стоит в центре окружности – игла или грифель? - Конечно игла, потому что грифель должен рисовать. - Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку. (Учитель показывает на рисунке.) 2)Практическая работа. -Давайте вспомним алгоритм построения окружности. (Слайд №25). 1. Отметь произвольную точку … – центр окружности. (Показ учителем на доске). 2.Установи расстояние между ножками циркуля, равное … см, то есть равное длине радиуса окружности. 3. Выполни построение, придерживая свободной рукой тетрадь. - Людям каких профессий необходимо правильно чертить окружность? Как они чертят окружности? Представьте, что вы инженеры, выполните №5 с.73 (учебник) (Слайд № 26). - Проверьте свои работы и оцените отметкой на полях. 3).Самостоятельная работа (Слайд №27) № 000 с. 33 (рабочая тетрадь) *№ 000 с33 (рабочая тетрадь) - Проверим вашу работу. Сколько окружностей можно построить? - Кто выполнил № 000? Чему равна длина радиуса? Оцените свою работу. | Этап закрепления нового материала Коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные УУД. Систематизация и обобщение материала, алгоритмизация и дифференциация процесса обучения, использование приемов, усиливающих восприятие изучаемого материала, разнообразие заданий, их практическая направленность. Создание атмосферы важности работы, развитие умения правильно и аккуратно чертить окружность. Обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий. Самооценка. |
| | III.Физкультминутка (под фонограмму). (Слайд №28). 1. Игра – профилактика гриппа. « Тили-тили-тили-бом, Сбил сосну зайчишка лбом» (ребром ладони потереть активные точки над бровями) «Жалко нам зайчишку, носит зайка шишку» (кулачком массировать активные точки около переносицы и на крыльях носа) «Поскорее сбегать в лес, сделать заиньке компресс.» (Указательным и средним пальцами массировать за ухом и возле уха.) | Здоровьесберегающие технологии |
| | VI.Повторение пройденного материала. - Итак, ребята, мы отдохнули. Настроение веселое, бодрое, продолжаем работать. 1.Решение задачи. № 000 с.34 (рабочая тетрадь). (Слайд №29) - Какие вещи стоят на весах? - Составь задачу по краткой записи. - Что известно в задаче? - Что нужно найти? - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? - Составьте план решения задачи, с использованием алгоритма. (Один ученик называет план решения, остальные оценивают его ответ сигналами.) - Запишите решение самостоятельно. ( Один ученик решает на интерактивной доске, два – на классной доске.) * Попробуйте найти разные способы решения. - Кому нужна карточка-помощница. - Проверим решения, приготовьте сигналы. Оцените работу. -Кто решил другим способом? (Проверяет учитель во время самостоятельной работы, даёт фишку за правильное решение.) 2. Сложение и вычитание двузначных чисел. (Слайд № 30) № 000 с. 34 (рабочая тетрадь). (Два ученика решают на доске.) Взаимопроверка по интерактивной доске. 3. Проверка самостоятельной работы (тестов).Работа в парах. - Обменяйтесь тестами, возьмите ручку с зеленым стержнем, проверьте и оцените работу соседа, а компьютер снова поможет вам. Поставьте на полях отметку. (Слайд №31) - Покажите сигналами, как оценили работу соседа. | Этап повторения пройденного материала Коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные УУД. Разнообразие заданий, алгоритмизация процесса обучения, разноуровневое обучение, использование карточек - помощниц для индивидуальной работы со слабыми учащимися. Взаимопроверка, использование средств обратной с |
| Этап повторения пройденного материала Коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные УУД. Разнообразие заданий, алгоритмизация процесса обучения, разноуровневое обучение, использование карточек - помощниц для индивидуальной работы со слабыми учащимися. Взаимопроверка, использование средств обратной связи. |
| V. Подведение итогов урока. 1. (Слайд №32) Чтоб закончить наш урок, Надо подвести итог. - У круга есть одна подруга, Знакома всем её наружность. Она идет по краю круга И называется … (Слайд №33) - С чем сравнить окружность? (С обручем, баранкой, кольцом…) Много интересного об этой геометрической фигуре вам предстоит еще узнать. А сейчас поговорим о наших достижениях. (Слайд №34) 2. Наши достижения v Мне больше всего удалось… v Я могу похвалить себя (соседа) за … v Я могу похвалить … v Это было … v Я очень хорошо умею …, но нужно поработать над … v Во время урока я чувствовал себя… 3.Оценка деятельности учащихся учителем. В течение урока вы бережно относились ко времени, выполнили много заданий. - Отметку «пять» и медаль «Лучший математик» получают… У кого сегодня встретились трудности в выполнении построения окружности и решении задач, завтра вы сможете закрепить свои знания. Не огорчайтесь! | Подведение итогов урока. Коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные УУД. Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников (использование познавательной, социальной, психологической рефлексии). |
| VІ. Домашнее задание. (Слайды №3 № 000 с. 33 (рабочая тетрадь) - Что такое орнамент? -На альбомном листе нарисовать орнамент с помощью циркуля, сделать аппликации из кругов. (Показ образцов.) Начерти и вырежи круг любого радиуса. Раскрась его желтым цветом. На что похоже? Преврати свой круг в солнце, передав ему своё настроение (веселое, спокойное, грустное). (Слайд №37) -Молодцы! Благодарю за урок! | Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Коммуникативные, личностные УУД. Межпредметная связь, предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения. Повышение интереса к домашнему заданию. |
Уважаемые коллеги! Спасибо. Наш мастер – класс подходит к завершению. В начале мастер - класса перед нами стояла цель. Подведение итогов – один из важных моментов работы. Я хотела бы услышать ваши комментарии по поводу проведённого мастер - класса.
И в завершение мастер - класса я хотела бы поблагодарить вас за активную работу и добрые слова.