СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль компьютера в жизни лицеиста

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Долгое время единственным и основным источником знаний школьников оставалась книга. Мы приникали к ней, как к роднику, наполняя душу живительной влагой. Однако, постоянно развиваясь и совершенствуя технологии, человек стал больше опираться на новые технические средства. Еще совсем недавно компьютер воспринимался как диковинка; сегодня же школьники очень много общаются с ним. Из экзотического и крайне дорогого устройства компьютер превратился в постоянного спутника человека. 

Целью работы является изучение и анализ роли компьютера в жизни лицеиста.

Просмотр содержимого документа
«Роль компьютера в жизни лицеиста»




Роль компьютера в жизни лицеиста



Автор:

Татаринов Марк

Руководитель:

Побединская Татьяна Викторовна,

учитель информатики


Оглавление


Содержание

Стр.


Введение

4


Основная часть


6

I.


Значение компьютера в умственном развитии лицеиста

6



1. Компьютерные обучающие программы


6



2. Использование сети Интернет

7

II.


Проблемы использования компьютера

8


1. Нарушения физического здоровья

8


2. Психические проблемы. Игромания

9

III.


Опытно-экспериментальная работа

10


1. Опрос лицеистов

11





2. Эксперимент «Переведём стрелки на 20 лет назад.

Моя жизнь без компьютера»


12

IV.

Рекомендации лицеистам по рациональному использованию компьютера


13


Заключение и выводы.


14


Библиография

15


Приложение

16


Список сокращений, принятых в тексте.

ГОАУ КЭПЛ – государственное образовательное автономное учреждение кировский экономико-правовой лицей. ● ч – часы(ов)

КЛЕН – Кировский лицей естественных наук.

КФМЛ – Кировский физико-математический лицей.

ВТЛ – Вятский технический лицей.

т. е. – то есть.

и др. – и другое (другие).

с. / стр. – страница (страниц(ы)).

г. – город / год.

гг. – года.




Введение

Компьютер – это резонатор того интеллекта,

с которым человек к нему обращается.

В. Г.Кротов


Долгое время единственным и основным источником знаний школьников оставалась книга. Мы приникали к ней, как к роднику, наполняя душу живительной влагой. Однако, постоянно развиваясь и совершенствуя технологии, человек стал больше опираться на новые технические средства. Еще совсем недавно компьютер воспринимался как диковинка; сегодня же школьники очень много общаются с ним. Из экзотического и крайне дорогого устройства компьютер превратился в постоянного спутника человека.

Многие ученые уверены, что в эпоху информационных технологий компьютер положительно влияет на умственное развитие детей, приводя в пример его расширяющиеся возможности для обучения (Р. О. Агапова, Е. С. Буцин, Е. Ю. Заничковский, Т. М. Клейман, Г. М. Коджаспирова, Р. М. Луцкий, К. В. Петров, А. Ю. Уваров и др.). Пожалуй, самое главное достоинство современного компьютера – то, что он является средством связи. Приобретя модем и включив компьютер в телефонную розетку, мы можем связаться с любым другим компьютером с модемом в любой части света, обменяться программами, текстами или поиграть в сетевые игры и даже поговорить «вживую», если у нас и нашего абонента компьютеры оборудованы микрофоном. Можно использовать компьютер как факс и автоответчик [1; с. 48-50].

Компьютер, оборудованный средствами мультимедиа способен с довольно высоким качеством воспроизводить, записывать и обрабатывать музыку и видео, принимать и записывать радио- и телевизионные программы, служить мольбертом художника и партитурным листом композитора, а также работать с фотографиями. Современные программы позволяют делать это даже человеку, незнакомому с программированием. Телефон, музыкальный и видеоцентр, пишущая машинка, видеоприставка, записная книжка, справочник, энциклопедия – это лишь малая часть функций, которые способен выполнять компьютер. Наконец, перед нами может открыться самое колоссальное на Земле хранилище информации – Интернет. С помощью компьютерных технологий, и, в первую очередь, Интернета, снимается различие между центром и провинцией: современные обучающие технологии предоставляют доступ к информации любому пользователю, вне зависимости от того, живет ли он в Москве, Лондоне или маленьком городе (И. Г. Белавина, В. И. Варченко, А. И. Глушко, В. В. Грамолин, Г. П. Зинченко, Дж. Кржен, С. П. Первин и др.). Но нельзя не замечать того, что, несмотря на весь тот вклад, который сделала компьютерная техника в развитие цивилизации, она оставила «тёмный» отпечаток на здоровье человека, особенно в индустриально развитых странах, где компьютер широко распространён среди населения [13].

Несомненно, компьютер становится неотъемлемой частью и нашей лицейской жизни. Особенности учебно-воспитательной системы в ГОАУ КЭПЛ предполагают, что без знания компьютера здесь просто не обойтись:

− увеличивается объём ежедневной учебной нагрузки лицеиста. Неслучайно говорится, что лицеист – это труженик, работающий, когда все отдыхают;

− уроки проводятся по принципу лекций и семинаров;

− велика доля самообразования (подготовка рефератов, докладов, курсовых работ);

− традицией стало регулярное проведение интеллектуальных марафонов и олимпиад самого разного уровня, в том числе дистанционных, в режиме on-line;

серьёзное внимание уделяется развитию проектно-исследовательских навыков учащихся. Результатом исследовательской работы педагогов и лицеистов является представление научных исследований и проектов на лицейской научно-практической конференции «Сотрудничество. Поиск. Исследования»;

− с 8 класса вводится обучение по профилям;

− помимо основного курса предметов, существуют дополнительные факультативы, например, математика и искусствоведение;

− особая роль отводится развитию умений лицеистов работать в команде, продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе групповой работы.

Всё вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что обучение в лицее ориентировано на последующее получение высшего профессионального образования. Это требует наличия у лицеистов умений получать, оценивать и интерпретировать большое количество данных [11]. В связи с этим основным средством получения информации и общения и становится компьютер.

Целью работы является изучение и анализ роли компьютера в жизни лицеиста КЭПЛ.

Для достижения цели предполагается решение следующих задач:

1) охарактеризовать значение компьютера в умственном и эмоциональном развитии лицеиста;

2) изучить проблемы использования компьютера лицеистами;

3) провести опытно-экспериментальное исследование роли компьютера в жизни лицеистов КЭПЛ и других лицеев г. Кирова;

4) дать рекомендации лицеистам по рациональному использованию компьютера.

Объект исследования: информационное пространство лицея.

Предмет исследования: компьютер как средство получения информации и общения лицеистов КЭПЛ.

Методы исследования:

1)синтез и анализ информации по проблеме исследования;

2) беседа;

3) опрос, анкетирование;

4) эксперимент;

5) обобщение и систематизация материала;

6) табличное и графическое представление информации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что работа содержит рекомендации по рациональному использованию компьютера, а также памятки родителям лицеистов. Они включают перечень симптомов, которые свидетельствуют о компьютерной зависимости у ребёнка, и того, что нужно делать, чтобы предотвратить попадание подростка в плен компьютерных игр. Кроме того, к исследованию прилагается описание комплекса упражнений для снижения утомляемости глаз, возникающей в результате длительного сидения за монитором.

Структура исследования. Работа состоит из введения, основной части, состоящей из 5 разделов, выводов и заключения, а также приложения. В основной части представлены сведения из истории компьютерного обеспечения КЭПЛ, описано значение компьютера в умственном развитии лицеиста, проблемы, возникающие в результате чрезмерно активного пользования достижением научно-технического прогресса, проанализированы результаты анкетирования лицеистов, а также даны рекомендации по рациональному использованию компьютера. Приложение содержит 3 памятки и 13 диаграмм, отражающих количественные результаты опытно-экспериментальной работы. Список литературы представлен 20 наименованиями на русском языке.







Основная часть.

I. Значение компьютера в умственном развитии лицеиста.

В данном разделе исследовательской работы мы поговорим о пользе компьютера в жизни лицеиста. Любой педагог подтвердит, что владение компьютером даст качественный скачок в освоении знаний. А удовольствие оттого, что «стал умнее», испытывает, прежде всего, сам лицеист. Учащиеся любят общаться с компьютером, потому что он позволяет выбирать нужный интеллектуальный уровень разговора, бесконечно терпелив к ошибкам, не устает от глупостей и несуразных вопросов, а при умелом обращении и эмоции может проявлять в соответствии с действиями человека [9; с. 3 ].


1. Компьютерные обучающие программы.

Сегодня создано и создается множество специальных обучающих программ для школьников. Замечено, что умственными навыками, например, счета, чтения, анализа географических карт с помощью компьютера дети овладевают быстрее и нередко лучше, чем при обычном обучении. Что же такое компьютерные программы для учащихся? В чем их польза и недостатки? При использовании компьютерных обучающих игр на экране дисплея оживают любые фантазии школьника, герои книг и сказок, предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную обучающую игру, мы можем создать особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него. Компьютерные игры составлены так, чтобы учащийся мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у лицеистов развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация.

Не только психологи, но и родители, и педагоги, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. Маленькие лицеисты запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь незаменимым помощником является компьютер, так как он делает содержание материала значимым и ярким, что не только ускоряет запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным [6; с. 10].

В связи с этим определённую ценность для школьника представляют стратегические игры. Они дают возможность лицеисту идентифицировать себя с руководителем. Главным их достоинством, которое отмечают исследователи, является развитие навыка системного мышления. Так называемые логические игры способствуют развитию формально-логического, комбинаторного мышления. Спортивные и конвейерные игры («Тетрис») развивают сенсомоторную координацию, концентрацию внимания [2; с. 10].

Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, т. е. для формирования моторной координации. Почти все родители знают, как трудно бывает усадить ребёнка за занятия. На компьютере школьник упражняется с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка [4; с. 93]. Результаты исследований показали, что существуют отчетливые половые различия в предпочтении игр. Мальчики чаще играют в игры, связанные с борьбой и соревнованиями, затем идут игры на ловкость, игры – приключения, стратегические игры, на последнем месте – игры логические. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем логические, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованием, и последними идут игры-стратегии.

И так, при условии разумного использования компьютеры могут помочь детям в развитии моторики, координации рук и глаз, а также других способностей. Он играет важную роль в развитии интеллекта, памяти, внимания, повышает мотивацию школьника к учению, создаёт психологически благоприятную атмосферу усвоения нового.

2. Использование сети Интернет.

В учебном процессе лицея всё шире используется Интернет. Его активное распространение, с одной стороны, облегчает школьникам доступ к разнообразной информации, с другой – повышает уровень требований к качеству её усвоения. К сожалению, не все лицеисты еще обладают достаточным опытом, необходимым для успешной работы в сети. Определим основные мотивы использования Интернета лицеистами [10; 14; с. 35-37]:

  • получение информации по нескольким темам;

  • доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках;

  • постоянное обновление предоставляемых данных, возможность виртуальных путешествий по музеям, библиотекам, городам, другим странам;

  • участие в глобальных детских сетевых проектах и интерактивный режим общения со своими сверстниками.

Учащиеся могут подобрать в сети информацию по проекту или проблеме, которая подлежит в данный период времени обсуждению, исследованию. При работе над проектом задействуются самые разнообразные возможности и ресурсы Интернет:

  • виртуальные библиотеки,

  • виртуальные музеи,

  • различные информационные образовательные серверы;

  • сайты средств массовой информации;

  • энциклопедии и справочники.

Необходимость живого общения с реальными партнерами обращает его участников к возможностям телеконференций, чат-технологий. Можно организовать общение в чате со специалистами, если у них установлен Интернет.

В лицее пользуется популярностью самостоятельное выполнение школьниками практического задания, контрольной работы, теста с последующей отправкой на электронный адрес учителя. Работа лицеистов в классе с использованием ресурсов сети Интернет может быть организована следующим образом [20; с. 8-10]:

  • фронтально (виртуальные путешествия, глобальный сетевой проект);

  • индивидуально (поиск, отбор и анализ учебной информации);

  • в группах (выполнение общего учебного проекта).

Учитель на уроке выступает в качестве консультанта по поиску в cети и использованию различного рода учебной информации. Итоговым продуктом деятельности в использовании и систематизации Интернет-ресурсов может быть создание Webлиографии.

Кроме поиска информации по заданию учителя, можно предложить и более сложный вид работы с ресурсам cети. Давая список Web-сайтов, которые надо посетить, педагог может попросить лицеистов познакомиться с представленной там информацией и дать оценку сайтам с точки зрения качества найденного материала. Этот вид задания требует не просто нахождения информации, но и принятия решения, высказывания своего мнения и его обоснования. Лицеисты могут обмениваться полученными знаниями, объединяться с другими классами, осмысливать полученные данные и публиковать свои авторские материалы в Интернет.

Иными словами, обучение с помощью ресурсов сети неизбежно приводит лицеистов и педагогов к выходу за рамки урока и предмета. К сожалению, в Интернете есть и множество бесполезной, поверхностной информации: навязчивая реклама, вздорные измышления и т. д. Роль лицея и родителей – контролировать и направлять детей в этом огромном, бурном море информации, научить школьников делать отбор нужных и полезных сведений, которые повышали бы мотивацию к обучению, расширяли наш кругозор, решали задачи дополнительного образования учащихся.

П одводя итог сказанному, мы делаем вывод, что при умелом использовании компьютер поможет лицеисту самоутвердиться во многих жизненных планах: от хороших оценок до удовлетворенности собственной ловкостью и смекалкой, от общения со сверстниками на другом конце Земли до осознанного выбора будущей профессии.


II. Проблемы использования компьютера.

К сожалению, говоря о роли компьютера в жизни лицеиста, мы обязаны посмотреть на медаль и с оборотной стороны и рассмотреть вопросы негативных последствий, в том числе зависимости от компьютерных игр [8; с.5-6]. К сожалению, помимо подстерегающей детей компьютеромании, существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Многие изменения можно сразу и не заметить невооруженным глазом – их сможет определить только опытный педагог или психолог.


1. Нарушения физического здоровья.

Страх, что лицеист, работая на компьютере, испортит себе зрение, пожалуй, является самым главным страхом всех родителей. Офтальмологи в связи с глобальной компьютеризацией забили тревогу и даже придумали специальный термин – «компьютерный зрительный синдром», который встречается практически у всех пользователей, как маленьких, так и больших. Это заболевание крайне неприятно, оно предполагает появление ощущения усталости глаз, учащение моргания, чувство тяжести на веках или «песка» в глазах, покраснение глаз, ощущение пелены перед глазами. При ухудшении состояния может наблюдаться слезотечение, повышенная чувствительность к свету и даже раздвоение изображения [15].

Во-первых, вредны «подергивания» изображения из-за низкого качества pазвёpтки монитоpа. Второй по значимости фактор утомляемости глаз – это содержание изображения. Легче всего глаз воспринимает статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Хуже воспринимается рисование на компьютере. Здесь звук уже не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняет глаз. Намного тяжелее приходится зрению в том случае, когда пользователь вынужден читать с экрана текст. Поэтому Интернет – штука достаточно опасная, поскольку здесь приходится много и быстро читать. Ну и, наконец, настоящие убийцы зрения – это игры. Движущееся изображение, мелкие элементы – все это приводит к сильному переутомлению, которое снимается очень нескоро.

Итак, компьютер опасен для зрения. Сравнивая его с телевизором, следует помнить, что разрешение монитора компьютера и его качество во много раз выше качества телевизионной трубки. Однако дисплей, как правило, ближе. И можно считать, что нагрузка на глаз от монитора сравнима с нагрузкой от телевизора. Поэтому время, проведенное за компьютером, и время, поведенное перед телевизором, следует суммировать. Из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у учащегося возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Однако при грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть существенно снижена.

Нагрузка на глаза – не единственная проблема, с которой может столкнуться пользователь. Работа за компьютером заставляет ученика длительное время смотреть на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или работать мышью. В результате приходится долго сидеть в неподвижном состоянии, а это чревато появлением боли в мышцах шеи, спины, суставах кистей рук, головных болей. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться.

Ч еловеческое тело не приспособлено для того, чтобы проводить долгие часы в фиксированном положении. Длительные периоды неподвижности снижают приток крови к мышцам. Если этот застой случается в мышцах плеч, спины или шеи, может возникнуть головная боль, поскольку мышцы передают «сигналы дискомфорта» нервам чувствительных тканей лица, головы и кожи черепа. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, особенно у детей младшего возраста. Иногда возникает искривление позвоночника. Возможность заболевания суставов кистей рук существует потому, что при работе за компьютером рука человека вынуждена совершать множество мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания. Затрудненное дыхание – самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным проявлениям.


2. Психические проблемы. Игромания.

Психологи утверждают, что компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей [18; с. 10-12 ]. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность. Они имеют большие трудности в общении, не уверены в себе, закомплексованы и застенчивы. Одновременно они культивируют в себе неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, самоизоляцию, потерю ценностей, внутренних ориентиров, наплевательское отношение к близким. К сожалению, это далеко не полный список психических проблем, возникающих у лицеистов от долгого общения с компьютером. Влияя на эмоциональный уровень ребенка, это техническое новшество также может стать причиной повышенной агрессивности подростка или даже вспышек насилия. Кроме того, дети перестают фантазировать, не думают самостоятельно.

Кроме того, проблема, с которой пытаются бороться во всем мире – это компьютерная зависимость. Производство игр для компьютеров – это мощная индустрия, и, к сожалению, наши лицеисты тоже попадают в ее сети, заражаясь игроманией. Игромания – это психологическая зависимость человека от компьютерных и других игр, которая влияет на его физическое и психическое здоровье. Первое и необходимое условие формирования игровой зависимости – чувство внутренней тревоги и неудовлетворенности. Есть два пути для выхода из состояния тревоги: человек либо становится агрессивным (может, например, ломать предметы, вымещать зло на посторонних людях вплоть до преступлений), либо стремится «уйти» в алкоголизм, наркоманию, религиозные секты и, наконец, в игру.

Игроманы постоянно находятся в состоянии тревоги, часто бывают агрессивными, особенно если что-то или кто-то мешает им заняться «любимым» делом, то есть игрой. Выигрывая, они находятся в состоянии эйфории, которое очень скоро сменяется тревогой: нужно снова сыграть, чтобы получить энергетическую «подпитку». Игроманы могут проводить за компьютером все свое свободное время (иногда по 10 часов в день), перестают интересоваться всем, что не имеет отношения к игре. Из-за этого начинают рушиться отношения с близкими, друзьями, одноклассниками, коллегами. Подросток «уходит» в виртуальные, придуманные миры, в которых сам является выдуманным персонажем.

Наблюдения за одноклассниками позволяют утверждать, что многие из нас в свободное время часами играют в компьютерные игры, посещают интернет-кафе, игровые клубы. В компьютерной игре человек может одновременно и «выплеснуть» свою агрессию на виртуальных персонажей, и укрыться от безрадостной для него реальности. Но откуда же возникает повышенная тревога и неудовлетворенность? Часто поводом становятся проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком, «заброшенность» некоторых детей, завышенные требования, которые им предъявляют в лицее.

В торое условие формирования игровой зависимости – удовольствие. Во что бы человек ни играл, в солдатики или «стрелялки», во время игры происходит выброс адреналина. А если он еще и побеждает, организм вырабатывает гормоны радости – эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь и вновь, т. е повторить игру. Так возникает зависимость. Но почему одни становятся игроманами, а другие – нет? Во многом это зависит от особенностей характера человека. Компьютерной зависимости больше подвержены подростки с низкой самооценкой, которые с помощью игры стремятся самоутвердиться: либо выиграть огромную сумму денег, либо почувствовать себя в роли героя-победителя в виртуальной битве. Есть еще один фактор, который может породить игровую зависимость, – степень внушаемости подростка, его готовность подчиниться чужой воле. Обычно в сети компьютерных «стрелялок» попадают подростки, которым не хватает самостоятельности, которые испытывают трудности в принятии решений, готовы подчиниться сильному лидеру.

Лицеисты, которые сталкиваются с подобными проблемами, стараются компенсировать недостаток реального общения за счет переписки в Интернете, общения на различных форумах, в чатах под вымышленным именем. Часто подростки даже выдают себя за других людей, моделируют свою судьбу. С одной стороны, это неплохо, ведь школьник перевоплощается, открывает в себе новые способности, что может пригодиться в реальной жизни. Но, к сожалению, если лицеист уделяет время только виртуальным друзьям, это обедняет его жизнь и постепенно приводит к потере реальных отношений. В «группе риска» находятся и те лицеисты, которые мечтают стать лидерами, но так и не становятся ими. Именно они могут сутками просиживать за компьютером, воображая себя властителями галактик. Им непременно надо помочь реализовать свой потенциал: поддерживать любые их начинания, развивать их таланты и способности [17; с. 16-18].

Тем не менее, разработчики веб-сайтов и программ для детей не видят ничего плохого в приобщении детей к высоким технологиям в совсем юном возрасте, если это происходит постепенно и в разумных пределах. Психологи описали особого рода симптомы, которые свидетельствуют о компьютерной зависимости у ребёнка (см. приложение 1) и то, как можно предотвратить их появление (см. приложение 2).

Итак, основные проблемы лицеистов, периодически или постоянно общающихся с компьютером, – это нарушения зрения, появление болей в мышцах шеи, спины, суставах кистей рук, головных болей, приступов астмы, кашля, нарушений интеллекта и психики, появление игромании. В разделе IV нашей исследовательской работы будут даны рекомендации по рациональному использованию компьютера.


III. Анкетирование

В предыдущих, теоретических разделах нашей исследовательской работы мы изучили вопросы компьютерного обеспечения КЭПЛ, положительного и отрицательного влияния компьютера на жизнь лицеиста. Приступая к экспериментальной части исследования, мы решили методом письменного опроса (анкетирования) найти подтверждение вышеизложенным фактам. Для этого мы сначала разработали план опытно-экспериментальной работы в рамках предложенной для исследования темы:

1) разработка анкет для опроса лицеистов и родителей (апрель-май 2011 г.);

2) проведение анкетирования (май и сентябрь 2011 г.);

3) анализ обработка анкетных данных (лето-осень 2011 г.);

4) табличное и графическое представление результатов опроса (лето-осень 2011 г.);

5) эксперимент «Переведём стрелки на 20 лет назад. Моя жизнь без компьютера» (май, 2011 г.);

6) выводы по результатам эксперимента (август-сентябрь 2011 г.).

Приступаем к изложению хода и результатов опытно-экспериментальной работы.





1. Опрос лицеистов г. Кирова.

Мы провели анкетирование среди учащихся КЭПЛ, КЛЕН, ФМЛ и ВТЛ (100 чел., по 25 человек из каждого учебного заведения). Возраст опрошенных – от 13 до 16 лет.

По результатам анкетирования выяснилось, что 67% учащихся имеют дома компьютер; 85% умеют работать на нем, при этом 8% учащихся начали работать на компьютере с 4–5 лет, 32,5% – с 6–9 лет, 33% – с 10–12 лет, 21,5% – с 13–14 лет, 5% – с 15–16 лет.

● Как известно, нормой считается, если ученик проводит за компьютером 2–3 ч в день. Среди участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером не более 3 ч 63,4%, от 4 до 10 ч в день – 28,6%; не работают за компьютером 8% опрошенных.

● Компьютером пользуется лишь для учебы 32 % опрошенных лицеистов; для учебы и развлечений – 57 %; только для развлечений компьютером пользуется 11 % опрошенных.

● В компьютерные игры играют 80% учащихся, постоянно играют 68,6%, от 4 до 6 ч в день – 12% и от 6 до 10 ч – 6,1%. О постоянном желании играть в компьютерные игры сообщили 5,5% учеников. Существенно, что 22% любят игры, в которых присутствуют террор и насилие, а 3,2% учащихся играют на компьютере в карты.

● Среди опрошенных 36% заявили, что им трудно оторваться от компьютерной игры. Это может свидетельствовать о возможности возникновения компьютерной зависимости.

● Около 23% ответили, что они посещают игровые залы, где проводят от 0,5 до 3 ч, 4,9% учащихся – от 3 до 10 ч в день. Это тоже указывает на то, что появилась зависимость от компьютера.

● Компьютер предпочли спорту 30,5% опрошенных, а общению с другом – 13,3%; 45,4% учащихся выбрали чтение книги и 83,7% – прогулку вместо компьютера; 18,6% лицеистов ответили, что непосредственному общению они предпочитает общение через компьютер.

● Нарушения зрения наблюдаются у 25% учащихся. Гимнастику для глаз делают только 46,6%, из них 17,2% делают ее один раз в день, 5,5% – два раза, 3,7% – три раза в день.

● Лишь 10 человек знают свои возрастные нормы работы за компьютером. Вред компьютера лицеисты видят в том, что в сети размещено слишком много различных вредоносных программ (64 %); головные боли испытывают 32% опрошенных. Лишь 5 человек считают, что вредных факторов использования компьютера нет.

Диаграммы 1-13 (см. приложение 5) отражают результаты количественного анализа ответов лицеистов г. Кирова на вопросы анкеты.

Выводы:

Во всех четырёх лицеях г. Кирова (КЭПЛ, КЛЕН, КФМЛ, ВТЛ) прослеживается примерно одинаковая процентная динамика ответов на вопросы анкеты. Результаты анкетирования доказывают, что компьютер играет важную и многогранную роль в жизни современного лицеиста. При этом

– большинство школьников, имея персональный компьютер и с детства владея навыками работы на нём, не знают норм ежедневного «общения» с компьютером;

– учащиеся используют компьютер для развлечений даже чаще, чем для учёбы, многие увлекаются посещением игровых залов;

– лицеисты недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических, склонность к которым проявило более трети опрошенных.

В одном из последующих разделов исследовательской работы мы приведём рекомендации по рациональному пользованию компьютером, которые позволят максимально снизить вред от общения с ним.


2. Эксперимент «Переведём стрелки на 20 лет назад.

Моя жизнь без компьютера».

В предыдущих разделах исследовательской работы мы теоретически обосновали и с помощью результатов анкетирования подтвердили, что современный компьютер для большинства из нас уже давно не является атрибутом роскоши: значительную часть времени мы проводим перед его монитором. Нам стало интересно: а как же жили наши родители, бабушки и дедушки без компьютера 15-20 лет назад? Беседы с представителями старшего поколения убедили нас в том, что им это неплохо удавалось: люди посылали письма по почте, ходили в кино, фотографировались в ателье, слушали кассетные магнитофоны или даже пластинки, а информацию для рефератов находили в библиотечных энциклопедиях. Многие находили то время более простым и романтичным. Так, следующим шагом достижения цели исследования стал эксперимент «Переведём стрелки на 20 лет назад. Моя жизнь без компьютера», который был проведён в мае 2011. В работе мы предлагаем дневник, который вели в течение 5 дней.

День первый. Просыпаюсь утром и, как обычно, спешу посмотреть прогноз погоды в моём любимом «Яндексе». Вспоминаю, что участвую в эксперименте и отказываюсь от этой идеи. Смотрю на градусники в гостиной и спальне. Показатели отличаются градусов на 7. Что же всё-таки надеть? А будет ли дождик?.. В неведении отправляюсь в лицей и … понимаю, что куртку надел зря: изнываю от жары! Но возвращаться домой уже нет времени.

День второй. Получаю в лицее задание: подготовить сообщение на тему «Северное Возрождение». В унынии отправляюсь в библиотеку, которая находится в моём микрорайоне. Однако там очень мало материала по этой теме. Я в отчаянии. Еду в библиотеку им. Грина, где часа три конспектирую нужные сведения. Голодный и уставший, с трудом добираюсь до дома.

День третий. Где же и как напечатать реферат по Северному Возрождению без компьютера? В письменном виде такие вещи уже никто не сдаёт, и одноклассники будут смеяться надо мной, если я это сделаю. Договариваюсь с мамой: у неё на работе есть старая печатная машинка. Правда, там мало кто помнит, как на ней работать. Наконец, совместными усилиями мы в этом разбираемся. Аппарат слегка заржавел, и работает «со скрипом». Кто-то вспоминает, что последний раз его использовали в 2000 г. Печатаю с ошибками, многократно перепечатывая и трачу на это раз в пять больше времени, чем если бы прибегнул к помощи компьютера…

День четвёртый. Я в отчаянии. Сегодня попытался сдать реферат по искусству. Но педагог сказал, что материал следовало отправить ей на электронную почту ещё два дня назад и напротив моей фамилии уже стоит «двойка». Кроме того, пока я возился со злополучным рефератом, образовалось ещё несколько «хвостов» по разным предметам! Как всё успеть? В довершение всех бед, девочка из параллельного класса не разговаривает со мной. Обиделась, ведь я уже несколько дней не отвечаю на её сообщения в контакте.

День пятый. Наконец-то выходной. После всех перипетий с рефератом я решил немного отдохнуть. Почитал книгу о Робинзоне Крузо и захотел позвать друзей на стадион. Но спортом они заниматься не захотели и сказали, что договорились пойти в компьютерный клуб. Пригласили меня присоединиться к их компании. С сожалением отказываюсь и в полном одиночестве брожу пор двору. С грустью вспоминаю, что пять дней не проверял электронную почту и не заходил в контакт. Сколько же там скопилось сообщений! Решительно прекращаю эксперимент и … бегу к любимому, самому надёжному другу и помощнику. Сколько же у нас общих дел, полезных и приятных!

Д елаю вывод: без компьютера я с трудом смог прожить неполных пять дней. Значит, стрелки часов никогда не повернуть назад. Да, наши бабушки счастливо пожили всю жизнь без компьютера, и обойтись без него им сущий пустяк. А для меня это наркотик, но в отличие от настоящих наркотических средств он всё же облегчает, а не усложняет жизнь. Он помогает мне делать качественные рефераты, вовремя выполнять все домашние задания и сдавать их учителю, играть в свободное время в любимые компьютерные игры и без проблем общаться с человеком, живущим даже на другом конце земного шара!

Результаты эксперимента подтверждают: без компьютера современному лицеисту не обойтись ни в учёбе, ни даже в часы отдыха.


IV. Рекомендации лицеистам по рациональному

использованию компьютера.

Результаты изучения литературы по теме исследования и анализа данных, полученных в результате опроса лицеистов и их родителей позволят нам ответить на вопрос: как же уменьшить вредные факторы влияния компьютера? Дадим несколько практических рекомендаций по рациональному пользованию компьютером [16; с.40-45].

1) Для того, чтобы помочь уменьшить вредное влияние стесненной позы, следует сидеть в максимально удобном положении в максимально удобном кресле. Спина должна сохранять ровное положение, ноги должны прочно опираться на пол, а голову следует держать ровно, а не выпячивать вперед. Кресло должно быть твердым, но обеспечивать достаточную опору в области поясницы. Cамое важное в уменьшении нагрузки – это правильно подобранная мебель. И столы, и стулья, и прочие аксессуары должны быть специально подобраны для детей определённого возраста. Специальный операторский стул на роликах, с регулируемой спинкой, без подлокотников и вращающийся вокруг своей оси позволяет ребенку изменять позу во время работы, их грудная клетка и позвоночник работают. Газовый патрон дает возможность регулировать высоту строго индивидуально, и это так же снимает утомление.

2) Стол должен быть только специализированным, с выдвижной доской под клавиатуру. Дело в том, что когда учащийся пишет, рисует, работает мышкой или играет, ему нужен высокий стол. Для печатания клавиатура должна быть расположена на 7-10 см ниже. Выдвижная доска позволяет соблюсти все требования, и плюс к тому заставляет ребенка периодически изменять позу.

3) Третий по важности фактор – это психическая нагрузка. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область весьма мало изученная, поскольку современная мультимедиа-техника появилась лишь недавно. И все же можно психическую нагрузку уменьшить:

● в работе следует делать перерывы. На уроке за этим следит учитель, дома на компьютере можно установить программу-таймер. Каждые 30 минут – перерыв на 15 минут. Во время перерыва необходимо делать упражнения для зрения и на расслабление, описанные в приложении 3;

● используйте хороший монитор, учитывать его положение и расстояние от глаз до дисплея (45-60 см);

● чтобы избавиться от бликов на экpане от дополнительных источников света они должны использоваться только для подсветки документов. Естественный свет должен падать сбоку (слева).

● также не стоит забывать о проветривании помещения, где находится компьютер.

И так, все хорошо в меру. А как раз с мерой у нас в подростковом возрасте плохо. Тут должен прийти на помощь педагогический опыт. Кому-то годятся жесткие запретительные меры: при ухудшении зрения компьютер будет продан, занимайся гимнастикой для глаз, сутулишься – вот тебе комплекс упражнений, выполняй три раза в день. Другим подходит не кнут, а пряник – поощрения за правильное поведение с компьютером. Но одно бесспорно: родителям нельзя делать из компьютера врага, который «дурно влияет» на ребенка. Бороться с компьютером так же нелепо, как сражаться с ветряными мельницами. А вот сделать из него помощника в воспитании – реально. Конечно, лучший вариант, когда родители что-то смыслят в компьютерах. Тогда они смогут запрограммировать машину так, что она будет в нужное время напоминать о завершении «сеанса», отправлять на прогулку, проверять меру утомления (по количеству ошибок).

Однако не каждому это под силу – нет возможности, да и желания осваивать мудреную технику. А вот направлять компьютерное общение школьника нужно. У взрослых могут быть дела, иногда им нужно отдохнуть, а ребенку хочется именно сейчас задать кучу вопросов. Вот и приходит на помощь умная игрушка. Умная в том смысле, что она умеет запоминать, отвечать и подсказывать. Хочется подчеркнуть, что ничто не может заменить человеческого общения, а компьютер в семейном воспитании может стать помощником, тем средством, которое может сблизить родителей с детьми.

Можно очень долго рассуждать на тему пользы и вреда компьютера и компьютерных игр. Однако самое смешное в том, что сами они не обладают ни признаком вредности, ни признаком полезности. Дело не в компьютере, а в том как, с какой целью он используется [12; с. 79]. Подводя итог сказанному, следует отметить, что для того, чтобы снизить отрицательное влияние компьютера на лицеиста, нужно знать меру в общении с этим «благом цивилизации», следовать предложенным выше рекомендациям.


Заключение и выводы.

В ходе исследования была достигнута его цель, а именно изучена и проанализирована роль компьютера в жизни лицеиста КЭПЛ. Для достижения цели мы решали ряд сопутствующих задач и пришли к следующим выводам.

1) Компьютер имеет существенное значение для развития интеллекта, памяти, внимания, моторики, повышения мотивации лицеистов к учению. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Современные обучающие программы для школьников помогают быстрее и эффективнее овладеть некоторыми умственными навыками: счета, чтения, анализа географических карт и др. Компьютер даёт возможность запоминать яркие, эмоциональные детали, делает содержание материала личностно значимым, что не только ускоряет запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным. Активное использование в учебном процессе лицея возможностей сети Интернет не только облегчает школьникам доступ к разнообразной информации, но и повышает уровень требований к качеству её усвоения. Учитель в таких условиях становится консультантом по поиску в cети и использованию различного рода учебной информации.

2) С другой стороны, наблюдается и немало негативных последствий долгого и активного «общения» лицеиста с компьютером, который может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. Прежде всего, это может отражаться на их эмоциональном состоянии: наблюдается повышенная агрессивность, вспышки насилия. Чувство самосохранения у ребенка притуплено или вовсе отсутствует после постоянного контакта со смертью на экране. Кроме того, дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается психическая незрелость, безответственность. Некоторые ученые высказывают мнение, что чрезмерное развитие визуального восприятия у детей может нанести значимый ущерб осязанию и слуху. У ребенка быстро формируется психологическая зависимость от игры, он отдаляется от общения с взрослыми в семье, со сверстниками, живет в иллюзорном мире и не принимает реальной жизни, требующей от учащихся лицея самоотдачи, целеустремленности. Реальный мир становится куда обременительнее виртуального, и школьник отказывается возвращаться туда.

3 ) Результаты анкетирования лицеистов г. Кирова и эксперимента ««Переведём стрелки на 20 лет назад. Моя жизнь без компьютера» подтверждают изложенные в работе теоретические сведения о роли компьютера в жизни лицеиста. Так, компьютер дома имеют 67% опрошенных, а пользоваться им умеют 85%. Характерно, что 8% лицеистов научились работать на компьютере с 4–5 лет, и лишь 5% – с 15-16 лет. Если нормой считается, когда ученик-подросток проводит за компьютером 2-3 ч в день, то об этом знают лишь 10% опрошенных, и почти 30% ежедневно проводят за ним значительно больше времени – 4 до 10 ч в день. Как следствие, более 10% умеющих работать на компьютере пользуются им исключительно для развлечений, хотя 32% – для учёбы.

Опасны тенденции увлечений лицеистов компьютерными играми: в них играют 80% учащихся, из них 68,6% – постоянно, в том числе от 6 до 10 ч в день – 6,1%. 23% опрошенных посещают компьютерные залы. В результате, у 36% школьников мы выявили симптомы компьютерной зависимости. Почти 25% опрошенных предпочитают вредные для неокрепшей психики подростка игры, в которых присутствуют террор и насилие, и карточные игры.

Школьники отмечают, что испытывают отрицательные последствия от большого количества вредоносных программ в сети, страдают от головных болей и ухудшения зрения. Лишь 5 % респондентов ничего не знают о вреде чрезмерного пребывания за компьютером. Около половины маленьких пользователей делают гимнастику для глаз (см. приложение 3).Следует также отметить, что во всех четырёх лицеях г. Кирова (КЭПЛ, КЛЕН, КФМЛ, ВТЛ) прослеживается примерно одинаковое процентное соотношение описанных выше фактов.

4) Результаты эксперимента «Переведём стрелки на 20 лет назад. Моя жизнь без компьютера» показали, что без компьютера я едва прожил пять дней. Невозможно было делать качественные рефераты, не хватало информации, чтобы вовремя выполнять все домашние задания и сдавать их, а свободное время зачастую нечем было заполнить. Результаты эксперимента подтверждают, что стрелки часов никогда не повернуть назад, и без компьютера современному лицеисту не обойтись ни в учёбе, ни в часы отдыха.

5) Вред и польза компьютера является одним из тех вопросов, на которые невозможно дать однозначный ответ. Рекомендации лицеистам по рациональному использованию компьютера – в плане как физических, так и психических нагрузок – позволяют минимизировать отрицательные последствия. Очевидно одно: все хорошо в меру, и каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь, знать, что для него вредно и гибельно, а что идет на пользу. Родители, приобретая своим детям компьютеры, открывают для них путь в интересный и увлекательный мир. Но идти по этому пути, конечно же, лучше вместе.

Перспективные линии исследования. В будущем исследование может быть продолжено в рамках изучения образовательных возможностей конкретных обучающих программ, сайтов, Интернет-технологий.


Библиография.

1. Агапова, Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе [Текст] / Р. Агапова // Информатика и образование. –2004. – №2.- С.47-53.

2. Белавина, И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр [Текст] / И. Г. Белавина // Вопросы психологии. – 2003. – №3. – С.3-38.

3. Буцин, Е. С. Обучение младших школьников началам информатики [Текст] / Е. С. Буцин //Информатика и образование. – 2001. – №3. – С. 10-15.

4. Варченко, В. И. Радуга в компьютере [Текст] / В. И. Варченко // Начальная школа. – 2005. – №10. – С. 92-96.

5. Гимнастика для глаз. Упражнения для восстановления зрения [Электронный ресурс] / URL: excimerclinic.ru›Гимнастика для глаз

6. Глушко, А. И. Компьютерный класс в школе [Текст] / А. И. Глушко // Информатика и образование. – 1994. – №4. – С.10-14.

7 . Грамолин, В. В. Обучающие компьютерные игры [Текст] / В. В. Грамолин // Информатика и образование. – 1994. – №4. – С.89-95.

8. Заничковский, Е. Ю. Проблемы информатики – проблемы интеллектуального развития общества [Текст] / Е. Ю. Заничковский // Информатика и образование. – 2004. – 2. – C.5-6.

9. Зинченко, Г. П. ЭВМ в начальной школе [Текст] / Г. П. Зинченко // Информатика и образование. –1999. – №3. – C.38-44.

10. Использование ресурсов сети Интернет на уроке [Электронный ресурс] / URL: 59209s018.edusite.ruDswMedia/ispol…

11. Кировский экономико-правовой лицей [Электронный ресурс] / URL: www.kell.ru

12. Клейман, Т. М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения [Текст] / Т. М. Клейман. – М.: Радио и связь, 1997. – 85 с.

13. Ковалевская, О. И. Компьютер и здоровье школьника [Электронный ресурс] / bio.1september.ru›articlef.php

14. Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования [Текст] / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. – М., 2005. – 352с.

15. Компьютер в жизни школьника [Электронный ресурс] / URL: www.referat.ru/referats/view/28966

16. Кржен, Дж. Компьютер дома [Текст] / Дж. Кржен. – М., 1996. – 58 с.

17. Луцкий, Р. М. Графика «Агата» – новые возможности [Текст] / Р. М. Луцкий // Информатика и образование. – 1992. – №1. – С. 15-19.

18. Первин, С. П. Дети, компьютеры и коммуникации [Текст] / С. П. Первин // Информатика и образование. –1994. – №4. – С.9-13.

19. Сутирин, Б., Житомирский В. Компьютер в школе сегодня и завтра [Текст] / Б. Сутирин, В. Житомирский // Народное образование. – 1986. – №3. – С 21-23.

20. Уваров, А. Ю. Новые информационные технологии и реформа образования [Текст] / А. Ю. Уваров // Информатика и образование, 1994. – С. 3-10.



Приложения.

Приложение 1

Памятка 1 для родителей лицеистов


Многие родители, услышав о том, что их ребёнок всерьёз увлёкся компьютером, зачастую не осознают серьёзность проблемы, путая стремление к наукам со способом ухода от реальности. Нередко приходится слышать заявления родителей, которые на вопрос, чем увлекаются их дети, высокомерно отвечают: «Компьютерами!» - и не менее гордо: «Он за ним круглые сутки сидит!». Такие родители подразумевают, что ребёнок изучает что-нибудь новое и полезное, а ребёнок в это время с помощью всего лишь пяти клавиш управления (вверх, вниз, влево, вправо, «огонь») совершенствует ловкость рук и рефлексы головного мозга. «Лишь бы не курил, не пил, наркотики не употреблял!» – так очень часто говорят родители [19; с. 21].


Симптомы, которые свидетельствуют о компьютерной зависимости

у Вашего ребёнка.

  1. Большую часть свободного времени (6-10 часов в день) ребенок проводит за компьютером. У него практически нет реальных друзей, зато много виртуальных.

  1. Если на ваш запрет сидеть за компьютером школьник реагирует агрессивно или становится тревожным.

  1. Ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам.

  1. В о время игры подросток начинает разговаривать сам с собой или с героями игры так, как будто они реальны. Он становится более агрессивным.

  1. Ребенок, увлеченный игрой или общением в Интернете, забывает про еду и личную гигиену.

  1. Лицеист трудно встает по утрам, просыпается в подавленном состоянии. Настроение повышается только тогда, когда ребенок садится за компьютер.


Приложение 2

Памятка 2 для родителей лицеистов


Что нужно делать, чтобы предотвратить попадание ребенка

в плен компьютерных игр?

1. Чтобы предотвратить появление компьютерной зависимости у Вашего ребёнка, общайтесь с ним «на одной волне». С самого раннего детства делайте его своим союзником в семейных делах. Обсуждайте, а не замалчивайте проблемы. Беседуя с ребенком, интересуйтесь его мнением. Ежедневно рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного в его жизни.

2. Обязательно разрешайте подростку приглашать в дом друзей, спрашивайте о том, как он общается со своими ровесниками.

3. Делитесь собственным детским опытом, чтобы помочь ему решить его проблемы. Помните, что для подростка очень важно, как воспринимают его самые близкие люди. Это основа самооценки, и при таком стиле общения она будет оставаться адекватной.

4. Ограничьте время за компьютером. В возрасте 7-12 лет ребенку можно сидеть за компьютером 1-2 часа, но не ночью. После 12 лет наступает менее опасный период, поскольку у подростка формируется способность различать виртуальные и реальные образы. Однако нельзя забывать, что все дети развиваются по-разному. Поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Но главное - не позволяйте ребёнку играть в компьютер за 1,5-2 часа до сна и особенно ночью.

5. Следуйте правилу: «Компьютер – во благо!» Важно научить ребенка использовать компьютер и Интернет в помощь учебе. Например, уже пятиклассники могут готовить небольшие доклады для урока, используя информацию из Интернета.

6. Следите, в какие игры играет ребенок. Старайтесь держать в домашнем компьютере «добрые» игры или те, которые развивают логическое мышление. Они могут быть не менее интересными, чем «бродилки» и «стрелялки». Если у вас дома есть и агрессивные игры, то ограничьте их время до 40-50 минут в день.

7. Если вы заметили, что ребенок начинает разговаривать с персонажами игр, не подпускайте его и близко к монитору. Старайтесь развивать в ребенке другие интересы, кроме компьютерных игр. Секция, кружок может быть любой направленности, главное – чтобы в жизни ребенка появился какой-либо интерес, будь то театр, космос, динозавры, все что угодно!

8. Достаточно часто встает вопрос, какую именно информацию получил ребенок из Интернета и чем он занимается на компьютере. Когда ребенок работает, изредка смотрите на содержимое экрана. Как ни прост этот совет, многие родители, оставляя ребенка наедине с компьютером, напрочь забывают о нем. Если ребенок стал отдельным пользователем на компьютере, посмотрите, какие игрушки находятся на рабочем столе [3; с. 13].


П омните: при разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Собственный компьютер – это, можно сказать, личное пространство ребёнка, и оно необходимо каждой формирующейся личности [7; с. 95].

П риложение 3

Памятка для лицеистов


Гимнастика для глаз.

1) Горизонтальные движения глаз: направо-налево.

2) Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

3) Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.

4) Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.

5) Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.

6) Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него – глаза легко «соединятся».

7) Частое моргание глазами.

8) Работа глаз «на расстояние». Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении [5].



Приложение 4


Анкета «Роль компьютера в моей жизни»

1. Есть ли у вас дома компьютер?

2. Умеете ли вы работать на компьютере?

3. В каком возрасте вы начали работать на компьютере?

4. Сколько часов в день в среднем вы проводите за компьютером?

5. Для чего вы используете компьютер?

6. Есть ли у вас постоянное желание играть?

7. В какие игры вы любите играть?

8. Легко ли вы отрываетесь от игры?

9. Посещаете ли вы игровые залы?

10. Сколько времени вы проводите в игровом зале?

11. Чему вы отдадите предпочтение: компьютеру или спорту?

12. Чему вы отдадите предпочтение: общению с другом или с компьютером?

13. Что вас больше интересует: компьютер или чтение книги?

14. Что вы предпочтете: прогулку на свежем воздухе или компьютер?

15. Как вы думаете, какое общение с другом лучше: по компьютеру или непосредственно?

16. Устают ли у вас глаза при работе с компьютером?

17. Делаете ли вы гимнастику для глаз?

18. Как часто вы проводите гимнастику для глаз?

19. Как вы думаете, сколько часов в день можно работать за компьютером?

20. Отмечаете ли вы вредные факторы использования компьютера? Какие?

Диаграммы 1-13 (см. приложение 3) отражают результаты количественного анализа ответов лицеистов г. Кирова на вопросы анкеты.






Приложение 5


Результаты анкетирования лицеистов г. Кирова по теме

«Роль компьютера в моей жизни»



Диаграмма 1

Наличие персонального компьютера у лицеистов


Диаграмма 2


Владение лицеистами навыками работы на компьютере

Диаграмма 3


Возраст начала «общения» лицеистов с компьютером






Диаграмма 4


Время ежедневного «общения» лицеистов с компьютером

Диаграмма 5


Назначение компьютера

Диаграмма 6


Увлечение лицеистов компьютерными играми



Диаграмма 7

Наличие компьютерной зависимости у лицеистов


Диаграмма 8


Посещение компьютерных залов













Д иаграмма 9

Предпочтения лицеистов, связанные с компьютером

Диаграмма 10

Вред от «общения» с компьютером

Д иаграмма 11


Проведение гимнастики для глаз

Диаграмма 12


Частота проведения гимнастики для глаз

Диаграмма 13


Знание лицеистами возрастных норм работы на компьютере


28