РОЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Technology is just a tool.
In terms of getting the kids working together
and motivating them,
the teacher is the most important.
Технологии — всего лишь инструмент.
Когда дело касается того,
чтобы побуждать детей работать вместе
и мотивировать их,
учитель играет самую важную роль.
Уильям Генри Гейтс
Проблема привития и поддержания интереса к изучению иностранного языка на разных ступенях обучения в средней школе является актуальной и волнует каждого педагога. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения нацеливает учителя на формирование у обучаемых универсальных учебных действий, связанных с иноязычной коммуникативной компетенцией. В рамках ФГОС второго поколения перед учителем стоят задачи, требующие новых подходов к организации учебного процесса и технологиям обучения. Новая современная образовательная среда должна отвечать потребностям и запросам нашего общества. Основное требование современной жизни предъявляется к уровню владения иностранными языками выпускниками средней школы. Важно, чтобы иностранный язык стал способом саморазвития, чтобы, ученик, заканчивающий школу, мог общаться на иностранном языке, а в будущем решать при его помощи свои профессиональные проблемы.
Задача учителя заключается в том, чтобы создать благоприятную среду для развития мотивации при изучении иностранного языка, английского языка в частности. Это возможно при условии, если процесс обучения будет интересным, увлекательным и одновременно познавательным. На помощь учителю приходят современные информационно-коммуникационные технологии, которые полностью отвечают заинтересованности в получении новых знаний и могут явиться стимулом в поиске дополнительной нужной информации.
Обучение английскому языку с использованием мульмедийных средств отличается
рядом преимуществ. Использование компьютера на уроках английского языка даёт возможность учащимся совершать логические универсальные действия, применять свои знания иностранного языка в нестандартной учебной ситуации и, более того, позволяет учителю повысить мотивацию процесса обучения: даже учащиеся с низким уровнем познавательного интереса и недостаточным словарным запасом охотно вступают в диалог с анонимным электронным собеседником. Таким образом осуществляется процесс дифференцированного индивидуального подхода, у ребенка есть возможность повторить и исправить свою ошибку, обеспечивается объективность оценивания знаний и умений, а также ученик может сравнить свои знания и успехи со знаниями своих одноклассников. В настоящее время широкое распространение в школах получило и компьютерное тестирование. Этот способ контроля знаний дает возможность учителю за небольшой промежуток времени оценить знания многих учащихся в процессе урока и сделать это достаточно объективно. Применение мультимедийных технологий приводит к высокой эффективности урока и повышению заинтересованности учащихся в поиске нового, к созданию ситуации успеха, к развитию внимания, воспитывает навыки работы в группе, помогает на практике закрепить знания и умения, полученные на уроке.
На своих уроках я также широко использую презентации в Power Point. Они очень удобны и для учителя, и для обучаемых. Презентация кроме текста может включать рисованные и анимационные картинки, грамматические и лексико-грамматические таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Туда можно вставить аудио сопровождение, начитанное носителями языка, которое несложно отыскать в Интернете. Конечно, составление презентации требует большой подготовки учителя по подбору материала, продумывания структуры презентации, дизайна презентации (выбора оформления) и т.д. Вместе с тем, использование компьютерной презентации на уроке позволяет:
повысить мотивацию учащихся в получении знаний;
решать проблемы творческого и поискового характера;
использовать большое количество иллюстративного лексико-грамматического материала;
интенсифицировать урок, исключив время написания материала на доске;
вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития универсальных учебных умений, навыков и метапредметных связей;
Применение презентаций на уроках дают возможность изменения и выделения главных грамматических и лексических элементов при помощи анимации, цвета, изменения размера шрифта. Так, при объяснении грамматических структур «Complex Object» я широко использую анимацию в презентации, где на примерах в предложениях перестраиваются глаголы-сказуемые и подлежащее занимает место дополнения. Таким же образом применяю презентации на уроках в 4-5 классах при изучении грамматических времён Present Simple и образовании вопросительных и отрицательных предложений, где окончание третьего лица “s”, как лягушечка перепрыгивает к глаголу “Do”. При изучении Present Progressive в презентации появляется анимация, которая демонстрирует выполнения действия “now, at the moment” и спряжение глагола “to be” с частицей “not”, который перестраивается в нужное место для образования вопроса и отрицания. Подобные приемы помогают визуально запомнить грамматику и развивают зрительную память. Кроме того, я широко практикую использование презентаций на уроках актуализации и обобщения лексико-грамматического материала. Вначале в презентации демонстрируется предложение, без нужного сказуемого или слова, а затем, с помощью анимации, появляется правильный ответ. Такие приемы помогают активизировать познавательную деятельность учащихся и ведут к более прочному усвоению знаний.
Помимо этого, каждая глава учебника “Rainbow English” О.В. Афанасьевой, И.В.
Михеевой, К.М. Барановой заканчивается рекомендацией выполнения проектных работ и презентации в Power Point помогают в организации данного вида деятельности. Проектная методика позволяет расширять и пополнять полученные знания, активизировать самостоятельное мышление и осознанно применять их в практической деятельности. Учащиеся могут представлять свои проекты-презентации как индивидуально, так и выполненные совместно, группой учащихся, что ведет к коллективной ответственности за выполнение задания, активному поиску информации, развитию исследовательской деятельности и применению на практике коммуникативных умений и навыков.
Применение презентаций на уроках – это один из методов эффективного обучения английскому языку. Уже в начальной школе дети с удовольствием готовят проекты-презентации по темам “Му Day”, “Му Pet”, “That’s Мe”, “Му Family”. На старшей ступени обучения учащиеся готовят проекты-презентации не только для уроков, но и на конкурсы, где занимают призовые места.
Мультимедийные презентации помогают осуществлять метапредметные связи, помогают систематизировать знания, формируют навыки решения проблем творческого и поискового характера, дети учатся выбирать главное и концентрировать свои мысли.
Таким образом, использование мультимедийных презентаций и применение информационно-коммуникационных технологий на уроках дает возможность учителю улучшить качество обучения, приобщить обучаемого к новым коммуникационным технологиям, активизировать познавательную и творческую деятельность учащегося в процессе изучения английского языка, создают комфортную, дружескую атмосферу.
Список литературы:
А.Д. Клименко, А.А. Миролюбов Теоретические основы обучения иностранным
языкам в средней школе. – М. Просвещение, 1981 г.
Е.Н. Соловова Методика обучения иностранным языкам – М. Просвещение,
2001 г
В.А. Ефременко Применение информационных технологий на уроках иностранного языка. ИЯШ, №8, 2007
[email protected]
www.mingoville.com
www.englishteachers.ru