Век стремительно темп набирает,
И обидно, поверьте, вдвойне:
На дорогах народ погибает
В необъявленной странной войне
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет 1500 и получает ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения, наиболее обширную группу риска участников дорожного движения составляют дети в возрасте от 7 до 16 лет, то есть учащиеся средних общеобразовательных учреждений.
Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дороге заключается в несоблюдении Правил дорожного движения, как водителями транспортных средств, так и детьми.
Что касается нарушений со стороны детей, то чаще всего это:
Переход дороги в неустановленном месте, перед близко идущим транспортом
Игры на проезжей части
Невнимание к сигналам регулирования движением
Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зелёных насаждений и других препятствий
Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта
Незнание правил перехода перекрёстка
Хождение по проезжей части при наличии тротуара
Езда на велосипеде по проезжей части, когда нет 14 лет
Езда на роликах и самокатах по проезжей части
Психологические причины: Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта, неумение детей наблюдать; невнимательность; неразвитое чувство опасности, недостаточный надзор взрослых за поведением детей.
Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма не только со стороны органов образования, но и со стороны родителей. О профилактике детского дорожно-транспортного травматизма говорится и пишется немало. Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки.
Родителям нужно помнить, что жизнь и безопасность вашего ребенка зависит только от ВАС. Берегите жизнь и здоровье ребенка – они бесценны.
Помните, Вы для ребенка всегда являетесь авторитетом и примером в соблюдении Правил дорожного движения. Поэтому ребенок ведет себя на дороге точно так же, как и Вы. В целях профилактики возможных ДТП Вам предлагаются несколько полезных советов, которые в дальнейшем Вы сможете показать ребенку на своем личном примере:
Находясь на улице, не спешите, переходите проезжую часть размеренным шагом.
Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться
Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора
Переходите дорогу только на зеленый сигнал светофора и в местах, обозначенных дорожным знаком "Пешеходный переход".
При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
Привлекайте ребенка к участию в наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те автомобили, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, не осмотрев предварительно дорогу. Это типичная ошибка родителей. Нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
Рекомендации по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах
Выходите из дома заблаговременно, чтобы оставался резерв времени. Ребёнок должен привыкнуть ходить по дороге, не спеша.
При выходе из дома, если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это внимание ребенка. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт.
Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта.
При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
Находясь на улице с дошкольником и младшим школьником, родители должны крепко держать его за руку.
Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах.
Переходите проезжую часть только на зелёный сигнал светофора. Объясняйте ребёнку, что переходить дорогу на зелёный мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.
Готовясь перейти дорогу, остановитесь, осмотрите проезжую часть со всех сторон. Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой. Показывайте ребенку следующие действия: поворот головы налево, направо для осмотра дороги; разделительную линию, где можно остановиться для пропуска автомобилей, держа его за руку. Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающиеся машины.
Следите за тем, чтобы переходить проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребёнок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта
Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребёнка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность: едет легковой автомобиль на большей скорости или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, если нет уверенности, что скрытой опасности нет
Не рекомендуется ускорять шаг или бежать вместе с ребёнком на остановку нужного маршрутного транспорта. Приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующего автобуса (троллейбуса) и т.
Помните, что ребёнок обучается движению по улице прежде всего на Вашем примере, приобретая собственный опыт
Нужно помнить у ребенка другие особенности слуха и зрения Ему сложно определить, с какой стороны исходит звук. Услышав сигнал автомобиля, он может сделать роковой шаг навстречу опасности Ребёнок не умеет эффективно использовать периферическое зрение и полностью "выключает" его, когда перебегает дорогу, фокусируясь на каком-либо предмете. Он считает, что если он видит автомобиль, то водитель тоже его видит и остановится. Ребёнок не может определить близко или далеко находится автомобиль, быстро он едет или медленно.
Беседуя с ребенком, нужно добиваться, чтобы ребенок сам рассказывал что видит, находя причинно-следственные связи и зависимости. Самостоятельно сделать вывод, что правильно и что неправильно делают пешеходы, идущие рядом с вами. Задавать вопрос: «А. как надо поступать?»
На улицах и дорогах необходимо обращать внимание детей на освещение, погодные условия, состояние дороги. Зимой из-за скользкой дороги проходить близко к проезжей части становиться опаснее.
Поведение ребенка на улице включает четыре этапа:
восприятие окружающей дорожной среды (умение смотреть, видеть и слышать),
предвидение дорожной ситуации на предмет опасности или безопасности.
выработка наиболее безопасного решения.
реализация конкретных действий.
Предвидение ситуаций – это умение быстро выбрать правильный вариант поведения на дороге. Этому должны научить родители, отрабатывая с детьми сенсорные (зрение, слух), мыслительные и двигательные навыки.
Необходимо с раннего детства развивать у ребенка глазомер и чувства времени при оценке скорости движения машины. Увидев, например, автобус вдалеке, предложить ему сосчитать на какой счет (1, 2, 3, 4…) тот доедет до определенного места. Потом «засечь» автомобиль и снова посчитать. Такие упражнения помогают младшим школьникам понять, что скорости движения у разных машин отличаются Это надо знать при переходе улиц и дорог.
Чтобы у ребенка не появился страх перед дорогой и транспортом, он должен уметь ориентироваться. У него должна сформироваться привычка, всегда соблюдать Правила дорожного движения.
Памятка для родителей - водителей и пассажиров
Помните, что перевозить ребенка в автомобиле можно лишь на заднем сидении и в специальном кресле! РЕБЕНОК – ГЛАВНЫЙ ПАССАЖИР!
Пристегиваться ремнями безопасности необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдет у ребёнка в постоянную привычку,
Дети должны сидеть в специальном детском устройстве или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья.
Как водитель или пассажир вы - пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения. Если вам что-то не нравится, объясните конкретно, в чём ошибка других водителей или пешеходов.
Во время длительных поездок чаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться. Поэтому они будут стараться освободиться от ремней безопасности и капризничать.
РОДИТЕЛЬ-ВОДИТЕЛЬ, ПОМНИ! ЧЕМ БОЛЬШЕ СКОРОСТЬ АВТОМОБИЛЯ, ТЕМ СИЛЬНЕЕ УДАР И СЕРЬЁЗНЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ!
Малыши дошкольного и младшего школьного возраста не воспринимают опасности транспорта. Они ещё не знают, что такое боль и смерть. Игрушки и мяч для них гораздо важнее жизни и здоровья. Отсюда правило: если на дорогу выкатился мяч, обязательно появится ребёнок. Знай это и заранее притормози. Если ребёнок смотрит на автомобиль, это не значит, что он его видит. Увлечённый своими мыслями, он часто не замечает приближающийся автомобиль. Взрослый, сбитый машиной, получает "бамперный перелом" - перелом голени. Детям же удар приходится в живот, грудную клетку и голову. В результате ребенок погибает или получает тяжелые травмы черепа, разрывы внутренних органов и переломы.
Родители для своих детей – безупречный авторитет, поэтому родители в первую очередь сами должны соблюдать Правила дорожного движения, и требовать это от ребенка. Дети подражают своим родителям, поэтому они и повторяют такие же действия. От поведения родителей на улицах и дорогах во многом зависят и действия их детей. Безопасному поведению надо обучать не только в школе, но и дома.
ДОКЛАД
Тема: «Роль семьи по профилактике ДДТТ»
Подготовила: учитель технологии
Шейкина У.О.