РОЛЬ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
-
-
- Роль школы в развитии интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста
Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,
Узнаешь – предела познания нет!
Фирдоуси (персидский и таджикский поэт 940–1030 гг.)
Перед каждым из педагогов нашей школы стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно. Такой путь мы называем «самосовершенствование ребенка в условиях образовательного процесса».
Одарённые дети. Кто они? Непохожие на других, творческие, успешные в учёбе, а, может быть обычные дети. Как выявить одарённых детей, какого ребёнка считать одарённым такие вопросы возникают у каждого учителя начальных классов.
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими и очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Система работы учителей с одаренными учащимися проводится по следующим направлениям:
Учебная деятельность | Внеурочная деятельность |
Методы работы: |
· Личностно-ориентированный подход · Деятельностный подход · Проблемный диалог · Постановка учащимися целей урока · Опорный конспект · Информационно-коммуникационные технологии, · Алгоритм на уроках как форма организации знаний учащихся · Исследовательская деятельность · Проектная технология | • Кружковая работа по предмету • Проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных недель • Мероприятия по предмету в классе с приглашением родителей • Участие в олимпиадах разного уровня • Участие в городских соревнованиях • Участие в творческих конкурсах разного уровня • Участие в традиционных школьных праздниках • Участие в конкурсах «Эрудиты России», «Эрудиты Планеты», «Эму» и др. • Участие в международных конкурсах –играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Старт», «Золотое руно» |
В школе уделяется внимание развитию и выявлению одарённых детей:
· Выявление одаренных детей, начиная с первого класса
· Создание условий для оптимального развития одаренных
Поставлены задачи:
1) Развитие целостной картины мира
2) Развитие творческого критического и абстрактно-логического мышления, способности к решению проблем
3) Развитие способностей к самостоятельному обучению и исследовательской работе
4) Развитие способностей к самопознанию и самопониманию.
Немаловажная роль в работе с одарёнными детьми отводится учителю.
Учитель должен быть:
• Талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
• Профессионально грамотным;
• Интеллигентным, нравственным и эрудированным;
• Владеть современными педагогическими технологиями ;
• Быть целеустремленным , настойчивым, эмоционально стабильным
• Умелым организатором учебно-воспитательного процесса, психологом
Учитель должен уметь:
• Обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования
• Работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный поход и консультировать учащихся
• Стимулировать познавательные способности учащихся
• Принимать взвешенные психолого-педагогические решения
• Анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса
• Отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел
Осуществление программы по работе с одарёнными детьми создаст комплекс условий для интенсивного развития и самореализации личности школьников, позволит снять перегрузки, использовать время для саморазвития, творчества, семейного досуга, что даст основание прогнозировать и реально обеспечивать высокий результат и необходимую поддержку талантливым детям
Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей – архиважный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общества. Желательно, чтобы усилия школы, направленные на повышение творческого уровня учебного процесса, были поддержаны учреждениями дополнительного образования и родительским корпусом. Все будущее страны связывают с интеллектуальным и физическим развитием подрастающего поколения. Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения