Роспись ткани в творчестве забайкальских художников.
Роскошные букеты цветов, разноцветные бабочки, милейшие кошки, деревья, воздушные фантазии – этот яркий, многоцветный мир представлен на полотнах читинской художницы. Техника ее работ самая разная - гуашь, акварель, масло. Людмила Ивановна говорит, что полотно пишет за один прием и никогда не возвращается к работе, чтобы изменить или поправить что-либо.
Художница работает в области декоративно-прикладного искусства, отдавая предпочтение батику, отражая природу и историю Забайкалья, темы космоса. Людмила Ивановна освоила плетение и ткачество (макраме, мини-гобелен), работает в акварели, пастели, обращается к живописи и экспериментам в монотипии.
Она – лауреат премии «Чита-триумф» (1996). Произведения Людмилы Выходцевой хранятся в музеях Читы, Иркутска, частных коллекциях. Указом Президента РФ от 29 июня 2005 г. N 755 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» Людмиле Ивановне Выходцевой за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».1
Читинские художники - активные участники разного рода выставок: городских, областных, зональных, республиканских, всероссийских и всесоюзных, а также многих зарубежных. В настоящее время в составе Читинской организации СХ России 32 члена, четверо из них носят звание Заслуженный художник России.
Славу забайкальскому искусству создавали и создают: И. В. Поликарпов, Д. И. Иванов, П. И. Кашкаров, Е. Г. Тарасевич, В. Н. Голубев, В. Г. Мольнар, Л. С. Новицкий, В. И. Форов, В. Д. Пинигин, И. Т. Блохин, Р. М. Цымбало, Е. М. Дружинина, Ван Вэй Цзя, А. А. Ванькин, В. В. Войнов, Л. И. Выходцева, Давтян Э. А., Завьялов Н. С., Калашников В. А., Каменева Л. М., Колчанов А. В., Круглов Ю. А., Малиновский Г. В., Орлов Н. К., Павлуцкий С. М., Петров В. Г., Полянский Н. М., Прудников С. Е., Раздобреев Г. И., Рыжов Л. С., Рэйх Э. А., Табаков И. А., Скроминский В. Л., Чередник Б. А., Костионов В. П., Чернецова О. А., Шплатов Я. И., Баширов В. Ш. и др.
Огромная роль в формировании художественных и эстетических вкусов забайкальцев принадлежит Читинскому областному художественному музею, впервые открывшему свои двери в 1981 году для V-ой зональной художественной выставки «Советский Дальний Восток». За годы своего существования музей провел сотни выставок, сформировал свои фонды, в которых насчитывается около 5 тысяч единиц хранения.
Среди нового поколения творческой молодежи есть такие имена: Б. Дугаржапов, И. Елисеев, В. Кузнецов, Г. Макагонов и др. Значительную страницу нашего искусства составляет творчество самодеятельных художников, давно составляющих славу Забайкалья, например: А. Г. Тяпкина, Т. С. Золотухина, И. И. Зорин, Л. А. Ушакова, И. Широков, И. Макеев, И. А. Дорощенко, А. Куловеров и др.
1 История становления художественного
декорирования текстиля.
Художественный текстиль является одним из видов декоративно-прикладного искусства. Как и все виды декоративно-прикладного искусства, текстиль имеет свои принципы оформления изделий, которые определяются местом данного искусства в жизни человека, известным кругом художественных задач, средств и приемов, дающих возможность художнику наиболее полно выразить свой замысел в вещи определенного назначения, раскрыть красоту и свойства материала2.
Текстильные произведения создаются различными способами переплетения нитей в процессе ткачества, кружевоплетения, вязания. К этому виду искусства относятся также готовые ткани, поверхность которых орнаментирована вышивкой, росписью, набойкой, аппликацией. Все перечисленные основные текстильные техники имеют множество разновидностей и отличаются многообразием приёмов исполнения3.
Традиционный костюм демонстрирует богатство и разнообразие вариантов декорирования в зависимости от территории бытования. С начала XVIII века, со времени преобразований Петра I, крестьянский костюм существует как самостоятельный, самобытный вид декоративно-прикладного искусства.
Городской костюм начинает развиваться в новом для России общеевропейском русле. Если костюм города был подвержен капризам и веяниям изменчивой моды, то крестьянский (и отчасти купеческий) костюм оставался в достаточной степени консервативным и менялся медленно. На протяжении столетий он сохранял многочисленные художественные традиции, которые наиболее ярко проявлялись в праздничной одежде.
Костюм как художественная композиция воплощает в себе синтез различных видов декоративного творчества. С этой точки зрения можно выделить характерные черты одежды того или иного региона, которые выражены в основных формах одежды, способах её ношения, количестве вещей, системе расположения декора, цветовом решении.
Помимо внешней эмоционально-образной стороны традиционного костюма, такой, как декоративность и необычайная красочность, также заслуживают внимания особенности кроя, конструкции, расположение орнамента, являющиеся основными принципами «народного» моделирования. Особенно красивы костюмы с сарафаном из многоцветных узорных шёлковых тканей русского производства.
Интересны женские и девичьи головные уборы XVIII—XIX веков, служившие обязательным дополнением традиционного костюма и в силу своих декоративных свойств ставшие вполне самостоятельными произведениями искусства. Различные по форме, они богато украшены шитьём, речным жемчугом, натуральным колотым перламутром и бисером, цветным гранёным стеклом с добавлением цветной фольги, создающими декоративный эффект.
Нередко вся поверхность головного убора покрывалась вышивкой золото-серебряными нитями плотным узором, в котором угадываются древние солярные знаки, растительные и зооморфные мотивы. Техника шитья золотыми и серебряными нитями была сложной и трудоёмкой и требовала определённых навыков и времени. Чрезвычайно славились мастерством тверские и нижегородские золотошвеи, работавшие обычно в монастырях.
Расшивали не только предметы церковного обихода, но и вещи на продажу: платки, части головных уборов, детали костюмов, составлявшие элементы традиционной народной одежды и расходившиеся по всей России. Золотошвейное искусство представлено не только многочисленными головными уборами различных губерний России, но и отдельными образцами золотного шитья, платками, косынками-«головками», епанечками4, дополняющими праздничную женскую одежду с сарафаном.
Интересна крестьянская вышивка XIX - начала XX века со сложными изобразительными мотивами и орнаментами, известными с древнейших времён. Украшенные вышивкой предметы - подзоры, полотенца, сохранившиеся отдельные концы полотенец и прошвы - демонстрируют разнообразие видов вышивки и приёмов её исполнения (см. Приложение №2).
Особый интерес представляет старинное кружево XVIII - начала XX века, прежде всего, образцы золотного и серебряного кружева, а также шарфы, косынки, покрывала, накидки и другие изделия, плетённые из шёлковых, льняных и хлопчатобумажных нитей. Самобытность русского кружева поддерживаюсь на протяжении всего XX века в сложившихся центрах кружевоплетения: в Вологде, Ельце Липецкой области, Михайлове Рязанской области, Киришах Ленинградской области и др.
Формы проявления народной художественной культуры в таком материале, как текстиль, разнообразны и многолики. Это связано с использованием различных техник изготовления предметов (узорное ткачество, кружевоплетение, вязание, ковроткачество, лоскутное шитьё) и техник декорирования (вышивка, набойка).
Постепенно в регионах складывались определённые предпочтения: одни уезды и губернии славились коврами, другие — вышивкой, кружевом и т. д. На основе таких исторически сложившихся предпочтений образовывались центры художественных промыслов или художественных производств, получивших своё развитие и в советское время. Несмотря на неоднозначное отношение к данному периоду, произведения, созданные в этой области искусства, составляют неотъемлемую часть российской культуры и могут быть интересны для изучения и показа в контексте исторического развития.
В 1920 - начале 1930-х годов - один из наиболее ярких этапов в истории советского текстиля, связанный с производством набивных тканей с агитационными тематическими рисунками, в основе которых лежали конкретные сюжеты, вызывавшие определённые ассоциации с современными событиями и предметами.
Актуальными темами были коллективизация, индустриализация, электрификация, спорт, ликвидация безграмотности и т. д. Многие фабрики Москвы, Ленинграда и Иванова - традиционных текстильных центров - выпускали ткани, над художественным оформлением которых трудились как опытные художники-производственники: О.П. Грюн, П.Г. Леонов, В.И. Маслов, С.П. Бурылин, так и молодые авторы, выпускники текстильного отделения ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа: М.С. Назаревская, Л.В. Маяковская, М.М. Ануфриева, Л.Я. Райцер, В.Д. Лотонина и др.
С 1930-х годов возрастает интерес к растительному орнаменту, и выпуск тканей с тематическими рисунками прекращается. Выдвигаются молодые талантливые мастера, ставшие впоследствии ведущими художниками текстильной промышленности. К их числу принадлежат Е.Я. Шумяцкая, Е.П. Шаповалова, СМ. Агаян, А.Л. Забелина и др.
Начинается активная работа по производству декоративных жаккардовых тканей (обивочных, мебельных, портьерных), новые рисунки для которых создавали художники Т.Б. Чачхиани, Д.С. Лехтман, И.А. Борхман.
В последующие десятилетия в текстильных рисунках сохраняется преобладание растительного орнамента, но разрабатываются и новые узоры: геометрические и сюжетно-тематические, а также сложные рисунки на основе переработки мотивов народного искусства и декоративных элементов, характерных для искусства стран Западной Европы и Востока.
С конца 1950-х годов в России возрождается интерес к классическим шпалерам (гобеленам). Художники Н. В. Кирсанова, А.Л. Забелина, Л.Я. Райцер, Г.А. Орлова, В.Д. Лотонина. Н.М. Жовтис создают плоские гобелены с сюжетно-тематическими композициями.
Постепенно авторы выходят из тесных рамок классического гобелена, применяя новые фактуры и объёмы, экспериментируя с необычными материалами, включая их в тканую структуру произведения. Для обозначения этого синтетического направления в текстильном искусстве можно использовать термин, закреплённый в некоторых искусствоведческих работах, - «таписерия», или «новая таписерия». С 70-х годов зарождается ещё одно интересное явление - искусство мини-гобелена (камерного текстильного произведения, ограниченного размерами 20×20 см).
Значительным направлением художественного текстиля, активно разрабатываемым художниками с конца 40-х годов, является роспись по ткани. Авторы используют различные техники ручной росписи: горячий и холодный батик, свободную роспись с индивидуальными авторскими приёмами.
Многие художники по текстилю, такие, как К.В. Малиновская, С.В. Ильинская, А.Г. Золотарёва-Омирова, выполняли свои произведения в этих техниках. Не ослабевает интерес к росписи ткани и у современных авторов. Собрание музея позволяет проследить всю историю становления и развития этого направления.
Глубокие преобразования во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве, привели к зарождению в 20-30-х годах XX века такого художественного явления, как авторский костюм. Создание принципиально новой одежды для человека стало делом государственной важности. Решать эту увлекательную, сложную и во многом экспериментальную задачу были призваны известные художники: Н.П. Ламанова, Е.И. Прибыльская, В.И. Мухина, В.Ф. Степанова, Л.А. Попова, А.А. Экстер.
Авторский костюм - произведение, в котором ярко выражено индивидуальное творческое начало. Уникальный в художественном отношении, он мог быть создан автором в стенах моделирующей организации или свободным художником. С 60-х годов развитие авторского костюма связано с такими именами, как А.А. Левашова, Н.А. Голикова, Т.А. Файдель, Т.А. Осмёркина, Г.Н. Гагарина, В.М. Зайцев и др.
Произведения авторского текстиля второй половины XX века демонстрируют разнообразные приёмы художественного оформления ткани и неограниченные возможности искусства текстиля, поиск новых художественных решений и форм выражения, глубокое понимание процессов современного искусства.
1 Стоку, С. Батик: Современный подход к традиционному искусству росписи тканей: практическое руководство С.Стоку. – М.:Ниола 21-й век, 2006.
2 Андреев,А.Ю. История костюма/ А.Ю.Андреев, Г.И. Богомолов. - СПб.: Паритет, 2001.
3 Арманд, Т. П. Орнаментация ткани: руководство по росписи ткани/Т.П.Арманд, Н. Н. Соболев. - М.: ЛИздат,2000.
4 Епанечка - разновидность душегреи - короткая утепленная кофточка без рукавов и воротника, чаще всего на бретелях. Лит: Балязин В. Н. Неофициальная история России, 2007.