Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 744»
Согласовано: | Согласовано: | Утверждено: |
Руководитель методического объединения | Заместитель директора по содержанию образования | и.о.директора |
____________ /Паршина Л.А. / | ____________ /Лавина Т.А./ | ____________ /Головлева И.В. / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 11 «А» КЛАССА
На 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество часов:
всего ____1_______ часов
в неделю __34______ часов
Составитель программы ВАРГАНОВА ТАМАРА ВИКТОРОВНА
Программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) образования, требований федерального компонента государственного стандарта общего(полного) образования по русскому языку на базовом уровне и ориентирована на работу по учебнику В. Грекова.
Москва, 2016 г.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
• коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
• информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
• организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
• связь языка и истории, культуры русского народа;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы языка, их признаки;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;
уметь:
• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; аудирование и чтение:
• использовать основные виды чтения;
• извлекать необходимую информацию из различных источников; говорение и письмо:
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения;
• использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
В данном планировании предусмотрена работа по формированию у учащихся орфографической зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроках проводится попутное повторение орфографических тем, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного
языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
• адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию
исходного текста, определять позицию автора;
• использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и
др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
• осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать
процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой
информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
• передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа,
схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
• использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении
проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной,
социально-культурной и деловой сферах общения;
• формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно
аргументировать свою точку зрения;
• выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последователь ность и связность изложения, выбирать языковые
средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
• высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушан ном тексте, давать оценку художественным
особенностям исходного текста;
• владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные
социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических
форм и лексическое богатство языка.
Содержание учебного материала (основные блоки) № п\п | Название раздела | Количество часов | Часы развития речи |
1 | Введение. Из истории русского языкознания | 1 | - |
2 | Синтаксис. Пунктуация. Повторение изученного в 5 – 10 классах | 28 | 4 |
3 | Стилистика. Функциональные стили | 5 | 1 |
Итого | 34 | 5 |
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присо-единительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного пред-ложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи.
Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лекси-ческие, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.
Ораторская речь и такт.
Составление руководства «Учусь говорить хорошо и правильно».
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.
Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Форма контроля | Дата |
1 | Из истории русского языкознания (раздел учебника). Групповая работа с текстами об ученых - лингвистах | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа Стилистический анализ текста | 01.09-02.09 |
2 | Стартовая диагностика | Контрольное тестирования | 05.09-09.09 |
3 | Словосочетание как синтаксическая единица. Виды синтаксической связи. Срез знаний | Самостоятельная работа. Срез знаний | 12.09-16.09 |
4-5 | Простое предложение как синтаксическая единица. Классификация предложений. Простое предложение. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные. Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения | Комментированное письмо. Самостоятельная работа | 19.09-26.09 |
6 | Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор простого предложения. Основные принципы русской пунктуации | Тренировочное упражнение. Комментированное письмо | 03.10-07.10 |
7 | Р/р. Текст. Композиция авторского текста. Виды связи предложений в тексте | | 10.10-14.10 |
8 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания между однородными членами. Самостоятельная работа. | Комментированное письмо. Работа с учебником. Самостоятельная работа | 17.10-21.10 |
9 | Однородные и неоднородные определения. Согласование в предложениях с однородными членами | 24.10-28.10 |
10 | Р/р. Развитие умений самостоятельной работы с текстом. Определение темы, идеи, проблематики текста. Сочинение. | Организация совместной учебной деятельности. Домашнее сочинение | 07.11-11.11 |
11 | Р/р. Способы определения авторской позиции. Выражение собственного отношения к авторской позиции в тексте и его аргументация. Типы аргументов. Сочинение. | Домашнее сочинение | 14.11-18.11 |
12-13 | Предложения с обособленными членами. Обособление определений. Построение оборотов с распространенными определениями, выраженными причастиями и прилагательными | | 21.11-30.11 |
14 | Обособленные приложения и дополнения. Знаки препинания. Словарный диктант. | Работа с учебником. Объяснительный диктант. Словарный диктант | 05.12-09.12 |
15 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями. Грамматическая норма. Обособление обстоятельств, выраженных существительными. Срез знаний | Контрольный тест | 12.12-16.12 |
16 | Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами | Работа с учебником. Объяснительный диктант. | 19.12-23.12 |
17 | Р/р. Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту. | Написание эссе | 11.01-15.01 |
18 | Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции. Обращения. Междометия в составе предложения. Слова - предложения да и нет | Комментированное письмо. Тренировочные упражнения | 18.01-22.01 |
19 | Рубежная диагностика. Тест в формате ЕГЭ | Тренинг, практикум, Тест | 25.01-29.01 |
20 | Сложное предложение. Сложносочиненное предложение (ССП). Знаки препинания в сложносочиненном предложении | Беседа, проблемные задания | 01.02-05.02 |
21 | Сложноподчиненное предложение (СПП). Сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Синонимия сложноподчиненных предложений и предложений с причастным и деепричастными оборотами | Беседа, проблемные задания | 08.02-12.02 |
22 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Недочеты и ошибки в построении сложноподчиненных предложений. БСП.. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | Беседа, проблемные задания | 15.02-19.02 |
23 | Контрольный диктант | Контрольный диктант | 24.02-26.02 |
24-25 | Сложные предложения с разными видами связи. Период. Знаки препинания в периоде. Обобщение изученного о сложном предложении | | 29.02-04.03 |
26 | Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат. | Тренинг, практикум, словарный диктант | 09.03-11.03 |
27-28 | Тест в формате ЕГЭ | Тест | 14.03-18.03 |
29 | Культура речи. Нормы литературного языка | тест | 21.03-25.03 |
30 | Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля | тест | 04.04-08.04 |
31 | Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля. Особенности работы по составлению документов | тест | 11.04-15.04 |
32 | Лексические, грамматические, композиционные признаки научно-популярного, публицистического стилей, языковые средства эмоционального воздействия на читателя | | 18.04-22.04 |
33 | Общая характеристика художественного стиля. Образность, изобразительно-выразительные средства, эстетическая функция языка | Зачетный практикум | 25.04-29.04 |
34 | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. | Итоговое тестирование | май |