СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП Литературоведение факультатив

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультатива «Литературоведение» разработана на основе авторской программы Е.Ю.Лазо «Условность как способ осуществления искусства. Условность в литературе», издательство «Антология», Санкт-Петербург

Просмотр содержимого документа
«РП Литературоведение факультатив»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Захальская средняя общеобразовательная школа

имени П.С.Лухнева



«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей гуманитарных наук

Протокол № _____

от «__»____2020 года

Руководитель МО

___________ Солодкова Т.Г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

__________Гусева С.Д.

« ___ » ______2020года

«Утверждаю»

Директор школы

____________ Рудова О.С.


приказ от«___»_____2020 г

№_____




 

 

 

 

Рабочая программа по факультативному курсу

«Литературоведение» 

для  10 класса

 

 

 







Составитель:

учитель литературы

Солодкова Т.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 















2020 - 2021учебный год.



2.Пояснительная записка

Программа факультатива «Литературоведение» разработана на основе авторской программы Е.Ю.Лазо «Условность как способ осуществления искусства. Условность в литературе», издательство «Антология», Санкт-Петербург 2013 г.

в соответствии с:

- Федеральным законом 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

- письмом Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях";

- федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089

- Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 №19993);

- распоряжением Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011г. №920-мр «О региональном учебном плане для образовательных учреждений Иркутской области»;

- Уставом МОУ Захальская СОШ;

- Основной образовательной программой среднего общего образования МОУ Захальская СОШ

- Положением МОУ Захальская СОШ о порядке разработки и утверждения рабочих программ.


Для курса «Литературоведение» выбраны ключевые темы, которые помогут ученикам средней школы последовательно пополнить багаж знаний, познать закономерности построения художественных произведений.

Цель курса «Литературоведение» для 10 класса – научить видеть любое произведение с точки зрения закономерного, общего и неповторимого.

Задача программы курса – анализ художественных произведений русских и зарубежных писателей с точки зрения жанра, направления, композиции.

Прохождение программы курса поможет расширить и углубить знания учащихся о художественных приемах, законах построения поэтических, прозаических текстов.

Полученные знания и умения будут востребованы при подготовке к гуманитарным олимпиадам и выпускным экзаменам.

Количество учебных часов, на которые рассчитана программа курса - 34 часа (1 час в неделю).



























3.Основное содержание.



  1. Природа условности (16 часов)

Условность как художественная система поиска и представления истины. Изображения мира, бытие, время и пространство. Человек и формула жизни в эпосе, лирике и драме.

Малые жанры – эпиграмма, эпитафия, мадригал, частушка. Изменение малых жанров. Ода. Эпиграмма.

Устаревшие жанры – эдиллия, гимн, дума.

Сонет. Элегия. Молитва и послание. Романс.

Ритм, рифма, синтаксический парраллелизм. Аллитерация как средство поэтического высказывания. Содержательность стихотворных размеров и систем стихосложения. Особенности выражения лирического «я». «Я» как образ лирического героя, создаваемый поэтом.

  1. Условность как содержательность художественной формы (7 часов)

Тропы и фигуры. Эпитет. Сравнение. Метафора и метонимия. Синекдоха. Литота и гипербола. Ирония. Аллегория. Перифраз. Инверсия. Анафора и эпифора. Оксюморон. Риторический вопрос.

Рождение и определение символа. Традиционные образы и их индивидуальное наполнение. Условность как устоявшееся значение. Образы – символы моря и скалы, их контрасность.

Анализ произведений. Тема неподвластности изменчивым стихиям.

  1. Мифологемы и архетипы (11 часов)

Понятие мифологемы. Типичные сюжеты: преображение хаоса в космос. Битвы поколений, рождение героя.

Архетипы – устойчивые образы – обобщения. Основные жизненные силы, типы людеи. Типичные конфликты. Архетип мирового древа. Древо как символ устройства Вселенной. Архетип дитяти. Дитя как начало рода. Архетип братьев – близнецов. Начало всех бедствий, братоубийство. Архетип змея. Олицетворение разрушительных сил природы. Понятие о медиаторе. Раздвоение образа на помощника и противника.









































4.Требования к уровню подготовки обучающихся



В результате изучения факультативного курса «Условность как способ осуществления искусства» ученик должен знать:

- условность жанров эпоса, лирики и драмы

- особенности выражения лирического «я»

- условность языка (тропы и фигуры, символ)

- условность художественного времени и пространства (хронотоп)


Должен уметь:

- понимать художественную ценность произведения

- анализировать поэтический текст

- писать рецензии

- делать сравнительный анализ произведений разных жанров

- сравнивать произведения русской и мировой литературы







































































5.Учебно – методический комплект.





За основу взята рабочая программа курса «Условность как способ существования искусства» под редакцией Е.Ю. Лазо, в которую входят рабочие материалы и рекомендации литературы


«Современные проблемы изучения и преподавания литературы». Издательство ВСАГО. 2011г.

«Анализ литературного произведения». Т.В.Краснова. Издательство «Восточно-Сибирская государственная академия». 2012г.

«Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы». Л.С. Степанова. Москва 2005 г.






Интернет – ресурсы:

1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru

2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

4. Российский образовательный портал

http://www.school.edu.ru

5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования

http://www.ndce.edu.ru

6. Школьный портал

http://www.portalschool.ru







































6.Календарно-тематическое планирование



№ урока


Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата

(план)

Дата (факт)

1 четверть

  1. Природа условности (16 часов)

1

Условность как художественная система поиска и представления истины

1



2

Изображение мира, бытие, время и пространство

1



3

Человек и формула жизни в эпосе, лирике и драме

1



4

Малые жанры – эпиграмма, мадригал, частушка

1



5

Изменение малых жанров. Ода. Эпиграмма.

1



6

Устаревшие жанры – эдиллия, гимн, дума.

1



7

Сонет: В.Шекспир, А.Пушкин, И.Северянин, Н.Гумилев

1



8

Элегия. А.Пушкин, М.Лермонтов, Е.Баратынский.

1



9

Молитва и послание. М.Лермонтов, А.Пушкин.

1



2 четверть

10

Романс. А.Дельвиг. Стансы. М.Лермонтов

1



11

Ритм, рифма, синтаксический парралеллизм.

1



12

Аллитерация как средство поэтического высказывания

1



13

Содержательность стихотворных размеров и систем стихосложения

1



14

Особенности выражения лирического «я»

1



15

«Я» как образ лирического героя, создаваемый поэтом

1



16

Контрольная работа. Сравнительный анализ произведений А.Пушкина и М.Лермонтова «Пророк»

1



3 четверть

  1. Условность как содержательность художественной формы (7 часов)

17

Тропы и фигуры. Эпитет. Сравнение. Метафора и метонимия.

1



18

Синекдоха. Литота и гипербола. Ирония. Аллегория. Перифраз.

1



19

Инверсия. Анафора и эпифора. Оксюморон. Риторический вопрос.

1



20

Рождение и определение символа. Традиционные образы и их индивидуальное наполнение.


1



21

Условность как устоявшееся значение. Образы – символы моря и скалы, их контрактность.

1



22

Анализ произведений. Тема неподвластности изменчивым стихиям. Тютчев «Море и утес»

1



23

Звезды как символ. И.Анненский «Среди миров». Анализ произведения.

1



  1. Мифологемы и архетипы (11 часов)

24

Понятие мифологемы. Типичные сюжеты: преображение хаоса в космос

1



25

Битвы поколений, рождение героя.

1



26

Архетипы – устойчивые образы - обощения

1



27

Основные жизненные силы, типы людей. Типичные конфликты.

1



4 четверть

28

Архетипы мирового древа

1



29

Древо как симовл устройства Вселенной

1



30

Архетип дитяти. Дитя как начало рода

1



31

Архетип братьев-близнецов. Начало всех бедствий, братоубийство.

1



32

Архетип змея. Олицетворение разрушительных сил природы.

1



33

Понятие о медиаторе. Раздвоение образа на помощника и противника

1



34

Контрольная работа. Мифы Древне Греции: Аполлон, Гермес, Прометей (по выбору)

1













































7.График проведения контроля знаний.


Контрольные работы


Тема

Дата

План

Факт

1

Сравнительный анализ произведений А.Пушкина и М.Лермонтова «Пророк»

26.12


2

Мифы Древне Греции: Аполлон, Гермес, Прометей (по выбору)

22.05