Муниципальное общеобразовательное учреждение
Захальская средняя общеобразовательная школа
имени П.С.Лухнева
«Рассмотрено» на заседании МО учителей гуманитарных наук Протокол № _____ от «__»____2020 года Руководитель МО ___________ Солодкова Т.Г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________Гусева С.Д. « ___ » ______2020года | «Утверждаю» Директор школы ____________ Рудова О.С. приказ от«___»_____2020 г №_____ |
Рабочая программа по факультативному курсу
«Литературоведение»
для 10 класса
Составитель:
учитель литературы
Солодкова Т.Г.
2020 - 2021учебный год.
2.Пояснительная записка
Программа факультатива «Литературоведение» разработана на основе авторской программы Е.Ю.Лазо «Условность как способ осуществления искусства. Условность в литературе», издательство «Антология», Санкт-Петербург 2013 г.
в соответствии с:
- Федеральным законом 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
- письмом Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях";
- федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089
- Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 №19993);
- распоряжением Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011г. №920-мр «О региональном учебном плане для образовательных учреждений Иркутской области»;
- Уставом МОУ Захальская СОШ;
- Основной образовательной программой среднего общего образования МОУ Захальская СОШ
- Положением МОУ Захальская СОШ о порядке разработки и утверждения рабочих программ.
Для курса «Литературоведение» выбраны ключевые темы, которые помогут ученикам средней школы последовательно пополнить багаж знаний, познать закономерности построения художественных произведений.
Цель курса «Литературоведение» для 10 класса – научить видеть любое произведение с точки зрения закономерного, общего и неповторимого.
Задача программы курса – анализ художественных произведений русских и зарубежных писателей с точки зрения жанра, направления, композиции.
Прохождение программы курса поможет расширить и углубить знания учащихся о художественных приемах, законах построения поэтических, прозаических текстов.
Полученные знания и умения будут востребованы при подготовке к гуманитарным олимпиадам и выпускным экзаменам.
Количество учебных часов, на которые рассчитана программа курса - 34 часа (1 час в неделю).
3.Основное содержание.
Природа условности (16 часов)
Условность как художественная система поиска и представления истины. Изображения мира, бытие, время и пространство. Человек и формула жизни в эпосе, лирике и драме.
Малые жанры – эпиграмма, эпитафия, мадригал, частушка. Изменение малых жанров. Ода. Эпиграмма.
Устаревшие жанры – эдиллия, гимн, дума.
Сонет. Элегия. Молитва и послание. Романс.
Ритм, рифма, синтаксический парраллелизм. Аллитерация как средство поэтического высказывания. Содержательность стихотворных размеров и систем стихосложения. Особенности выражения лирического «я». «Я» как образ лирического героя, создаваемый поэтом.
Условность как содержательность художественной формы (7 часов)
Тропы и фигуры. Эпитет. Сравнение. Метафора и метонимия. Синекдоха. Литота и гипербола. Ирония. Аллегория. Перифраз. Инверсия. Анафора и эпифора. Оксюморон. Риторический вопрос.
Рождение и определение символа. Традиционные образы и их индивидуальное наполнение. Условность как устоявшееся значение. Образы – символы моря и скалы, их контрасность.
Анализ произведений. Тема неподвластности изменчивым стихиям.
Мифологемы и архетипы (11 часов)
Понятие мифологемы. Типичные сюжеты: преображение хаоса в космос. Битвы поколений, рождение героя.
Архетипы – устойчивые образы – обобщения. Основные жизненные силы, типы людеи. Типичные конфликты. Архетип мирового древа. Древо как символ устройства Вселенной. Архетип дитяти. Дитя как начало рода. Архетип братьев – близнецов. Начало всех бедствий, братоубийство. Архетип змея. Олицетворение разрушительных сил природы. Понятие о медиаторе. Раздвоение образа на помощника и противника.
4.Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения факультативного курса «Условность как способ осуществления искусства» ученик должен знать:
- условность жанров эпоса, лирики и драмы
- особенности выражения лирического «я»
- условность языка (тропы и фигуры, символ)
- условность художественного времени и пространства (хронотоп)
Должен уметь:
- понимать художественную ценность произведения
- анализировать поэтический текст
- писать рецензии
- делать сравнительный анализ произведений разных жанров
- сравнивать произведения русской и мировой литературы
5.Учебно – методический комплект.
За основу взята рабочая программа курса «Условность как способ существования искусства» под редакцией Е.Ю. Лазо, в которую входят рабочие материалы и рекомендации литературы
«Современные проблемы изучения и преподавания литературы». Издательство ВСАГО. 2011г.
«Анализ литературного произведения». Т.В.Краснова. Издательство «Восточно-Сибирская государственная академия». 2012г.
«Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы». Л.С. Степанова. Москва 2005 г.
Интернет – ресурсы:
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
4. Российский образовательный портал
http://www.school.edu.ru
5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования
http://www.ndce.edu.ru
6. Школьный портал
http://www.portalschool.ru
6.Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) |
1 четверть |
Природа условности (16 часов) |
1 | Условность как художественная система поиска и представления истины | 1 | | |
2 | Изображение мира, бытие, время и пространство | 1 | | |
3 | Человек и формула жизни в эпосе, лирике и драме | 1 | | |
4 | Малые жанры – эпиграмма, мадригал, частушка | 1 | | |
5 | Изменение малых жанров. Ода. Эпиграмма. | 1 | | |
6 | Устаревшие жанры – эдиллия, гимн, дума. | 1 | | |
7 | Сонет: В.Шекспир, А.Пушкин, И.Северянин, Н.Гумилев | 1 | | |
8 | Элегия. А.Пушкин, М.Лермонтов, Е.Баратынский. | 1 | | |
9 | Молитва и послание. М.Лермонтов, А.Пушкин. | 1 | | |
2 четверть |
10 | Романс. А.Дельвиг. Стансы. М.Лермонтов | 1 | | |
11 | Ритм, рифма, синтаксический парралеллизм. | 1 | | |
12 | Аллитерация как средство поэтического высказывания | 1 | | |
13 | Содержательность стихотворных размеров и систем стихосложения | 1 | | |
14 | Особенности выражения лирического «я» | 1 | | |
15 | «Я» как образ лирического героя, создаваемый поэтом | 1 | | |
16 | Контрольная работа. Сравнительный анализ произведений А.Пушкина и М.Лермонтова «Пророк» | 1 | | |
3 четверть |
Условность как содержательность художественной формы (7 часов) |
17 | Тропы и фигуры. Эпитет. Сравнение. Метафора и метонимия. | 1 | | |
18 | Синекдоха. Литота и гипербола. Ирония. Аллегория. Перифраз. | 1 | | |
19 | Инверсия. Анафора и эпифора. Оксюморон. Риторический вопрос. | 1 | | |
20 | Рождение и определение символа. Традиционные образы и их индивидуальное наполнение. | 1 | | |
21 | Условность как устоявшееся значение. Образы – символы моря и скалы, их контрактность. | 1 | | |
22 | Анализ произведений. Тема неподвластности изменчивым стихиям. Тютчев «Море и утес» | 1 | | |
23 | Звезды как символ. И.Анненский «Среди миров». Анализ произведения. | 1 | | |
Мифологемы и архетипы (11 часов) |
24 | Понятие мифологемы. Типичные сюжеты: преображение хаоса в космос | 1 | | |
25 | Битвы поколений, рождение героя. | 1 | | |
26 | Архетипы – устойчивые образы - обощения | 1 | | |
27 | Основные жизненные силы, типы людей. Типичные конфликты. | 1 | | |
4 четверть |
28 | Архетипы мирового древа | 1 | | |
29 | Древо как симовл устройства Вселенной | 1 | | |
30 | Архетип дитяти. Дитя как начало рода | 1 | | |
31 | Архетип братьев-близнецов. Начало всех бедствий, братоубийство. | 1 | | |
32 | Архетип змея. Олицетворение разрушительных сил природы. | 1 | | |
33 | Понятие о медиаторе. Раздвоение образа на помощника и противника | 1 | | |
34 | Контрольная работа. Мифы Древне Греции: Аполлон, Гермес, Прометей (по выбору) | 1 | | |
7.График проведения контроля знаний.
Контрольные работы
№ | Тема | Дата |
План | Факт |
1 | Сравнительный анализ произведений А.Пушкина и М.Лермонтова «Пророк» | 26.12 | |
2 | Мифы Древне Греции: Аполлон, Гермес, Прометей (по выбору) | 22.05 | |