Комитет Администрации Заринского района по образованию и делам молодежи
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новокопыловская средняя общеобразовательная школа»
Заринского района Алтайского края
Согласовано Заместитель директора по УВР МКОУ «Новодраченинская сош» _________ Т.Н. Чертищева 30 августа 2017 г. | Утверждаю Директор МКОУ «Новодраченинская сош» ___________ Т.В. Какурина Приказ № 60/4 от 30 августа 2017 г |
Рабочая программа по географии
по общеобразовательной программе основного общего образования
для учащихся 8 класса на 2017-2018 учебный год
срок реализации 1 год
Разработана на основе авторской программы География. России. Природа 8 класс. Автор И.И. Баринова/ составитель С.В. Курчина М. Издательство «Дрофа» 2012 г.
Разработал
учитель географии и биологии
высшей квалификационной категории
Гавшин А.Е.
Новодраченино
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
География. 6–11 классы. Методические рекомендации и рабочая программа к УМК «Классическая линия учебников по географии» (Т. П. Герасимова, И. В. Душина, И. И. Баринова, В. П. Дронов, А. П. Кузнецов, сост. С. В. Курчина) ФК ГОС [Электронный ресурс]: сайт издательства Дрофа – Режим доступа http://www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/programs/, свободный;
Примерная программа основного общего образования по географии [Электронный ресурс]: Российское образование. Федеральный портал – Режим доступа http://window.edu.ru, свободный;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 2004 г [Электронный ресурс]: Российское образование. Федеральный портал – Режим доступа http://window.edu.ru, свободный;
География России. 8–9 классы. Методическое пособие (И. И. Баринова, В. Я. Ром) М. Дрофа 2009 [Электронный ресурс] сайт издательства Дрофа – Режим доступа www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/metod5-9/, свободный.
Общая характеристика учебного предмета:
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» завершает блок основного общего образования в средней школе.
Г л а в н ы е ц е л и данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы нашей Родины, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.
О с н о в н ы е з а д а ч и курса — формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства; показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально-экономических проблем России и ее регионов; формирование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации; создание образа своего родного края.
Формы и методы работы:
Основными формами организации учебного процесса в курсе географии 5 класса являются урок, экскурсии и наблюдения в природе, а также домашняя работа.
Типы уроков: комбинированный, урок изучения нового материала, итоговый и обобщающий уроки, урок-практикум, проектно-исследовательский урок.
Описание места учебного предмета:
На изучение географии в 8 классе отводится 70 часов, т. е. 2 часа в неделю.
Учебник продолжает классическую линию учебников, выпускаемых издательством «Дрофа».
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях( житель планеты земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющих общность их исторических судеб;
осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Введение
Учащийся должен уметь: называть различные источники географической информации и методы получения географической информации; определять географическое положение России; показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию; определять поясное время.
Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России
Учащийся должен уметь: называть и показывать крупные горы и равнины; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям; показывать на карте и называть наболею крупные месторождения полезных ископаемых; объяснять закономерности их размещения; приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов; делать описание отдельных форм рельефа по картам; называть факторы влияющие на формирование климата России; определять характерные особенности климата России; иметь представления об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов; давать описания климата отдельных территорий; с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т.д.; приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность людей и условия жизни; называть и показывать крупнейшие реки и озёра; используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов; оценивать водные ресурсы; называть факторы почвообразования; используя карту, называть типы почв и их свойства; объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры; объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных.
Раздел 2. Природные комплексы России
Учащийся должен уметь: показывать на карте основные природные зоны России, называть их; приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира; объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов; показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России; приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе; показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России; приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе; показывать на карте крупные природные районы России; называть и показывать на карте географические объекты; давать комплексную физико-географическую характеристику объектов; отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории; оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей; приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов региона; выделять экологические проблемы природных регионов.
Раздел 3. Человек и природа
Учащиеся должен уметь: объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей; объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека; объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.
Содержание программы
Ведение
Что изучает география России. Роль географической информации в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Методы географических исследований. Россия на карте мира. Географическое положение России. Оценка размеров территории, физико-географического, экономико-географического, геополитического и военно-стратегического положения. Сравнение географического положения России и других государств. Сухопутные и морские границы России. Моря, омывающие территорию России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей. Россия на карте часовых поясов. Различия во времени на территории России. Часовые пояса. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. Формирование, освоение и изучение территории России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия конца XVI — начала XVII в. Открытия нового времени (XVII—XVIII вв.). Исследования XIX—XX вв. Экспедиции Русского географического общества.
Практические работы: 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для разных пунктов России
Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России
Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые
Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Основные тектонические структуры. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движения земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Стихийные природные явления. Изменение рельефа человеком. Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Практические работы: 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Тема 2. Климат и климатические ресурсы
Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Солнечная радиация и радиационный баланс. Циркуляция воздушных масс, циклоны и антициклоны. Типы климатов России. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Климатические пояса и типы климатов. Полюс холода Северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Неблагоприятные климатические явления. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Агроклиматическая карта. Агроклиматические ресурсы своего региона.
Практические работы: 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны; 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы
Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток и ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Стихийные явления, связанные с реками. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы. Неравномерность распределения. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы. Стихийные явления, связанные с водами, предупреждение их последствий. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Использование вод, пути сохранения их качества и объема.
Практические работы: 6. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования 7. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата. 8. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы
Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Мелиорация земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Особенности почв своего региона и своей местности.
Практические работы: 9. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона, своей местности. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного и культурного наследия. Природно-ресурсный потенциал России.
Практические работы: 10. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса
Раздел 2. Природные комплексы России
Тема 1. Природное районирование
Формирование природных комплексов — результат длительного развития географической оболочки Земли. Разнообразие ПТК. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупныеприродные комплексы. Естественное состояние и изменение ПТК в результате деятельности человека. Природные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Природная зона своей местности, ее экологические проблемы.
Практические работы: 11. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору) 12. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.
Тема 2. Природа регионов России
Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение. Особенности природы. Природные комплексы и природно-ресурсный потенциал. Самый освоенный регион России. Проблемы рационального использования природных ресурсов. Памятники природы.
Северный Кавказ. Географическое положение. Особенности геологического строения и рельефа. Полезные ископаемые. Природные комплексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала. Различия природы Предуралья и Зауралья, Северного, Среднего и Южного Урала. Геологическое строение и полезные ископаемые. Природные уникумы. Экологические проблемы.
Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Своеобразие природы. Плоский рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые. Континентальность климата. Причины заболоченности территории. Природныезоны Западно-Сибирскойравнины. Природные ресурсы и условия их освоения.
Восточная Сибирь. История освоения. Специфика природы Средней Сибири, Северо-Востока Сибири и пояса гор Южной Сибири. Суровость природы территории. Господство континентального климата. Природные районы. Крупнейшие реки России. Жемчужина Сибири — Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. История освоения края и открытия его богатств. Природные уникумы.
Дальний Восток. Географическое положение. Особенности рельефа и геологического строения территории. Горы Камчатки и Курильских островов — самые молодые горы России. Муссонный климат. Реки и озера. Причины своеобразия природных зон. Стихийные природные явления. Природный ресурсный потенциал. Природные уникумы.
Практические работы: 13. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека. 14. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов
Раздел 3. Человек и природа
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Мониторинг. Экологическая ситуация в России. Геоэкологический потенциал России. Экологическая ситуация в своей области (крае).
Практические работы: 15. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России 16. Составление карты «Природные уникумы России» 17. Характеристика экологического состояния одного из регионов России (по выбору).
Изменения в авторской программе:
Курс географии рассчитан на 68 часов в авторской программе, рабочая программа приведена в соответствии с 35 учебными неделями до 70 часов. В раздел Особенности природы и природные ресурсы России добавлен региональный компонент «Особенности природы и природные ресурсы Алтайского края».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ. ПРИРОДА РОССИИ. 8 КЛАСС
(2 ч в неделю, всего 70 ч, из них 2 ч резерва)
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Примечание |
Введение | 3+2 | 2 ч. за счет резерва |
| Что изучает физическая география России. Географическое положение России. Практическая работа №1 Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран | 1 | |
| Моря омывающие берега России. | 1 | |
| Россия на карте часовых поясов Практическая работа №2 Определение поясного времени для разных пунктов России. | 1 | |
| Как осваивали и изучали территорию России | 1 | |
| Как осваивали и изучали территорию России | 1 | |
Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России | 35 | |
Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые | 5 | |
| Особенности рельефа России | 1 | |
| Геологическое строение территории России | 1 | |
| Минеральные ресурсы России. Практическая работа №3 Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. | 1 | |
| Развитие форм рельефа | 1 | |
| Обобщение знаний по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» | 1 | |
Тема 2. Климат и климатические ресурсы | 4 | |
| От чего зависит климат нашей страны. Практическая работа №4 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны | 1 | |
| Типы климатов России | 1 | |
| Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Практическая работа №5 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения | 1 | |
| Обобщение знаний по теме «Климат и климатические ресурсы» | 1 | |
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы | 4 | |
| Разнообразие внутренних вод России. Реки Практическая работа №6 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования | 1 | |
| Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Практическая работа №7 Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата | 1 | |
| Водные ресурсы. Практическая работа №8. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования | 1 | |
| Обобщение знаний по теме «Внутренние воды и водные ресурсы» | 1 | |
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы | 4 | |
| Образование почв и их разнообразие. Практическая работа №9 Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности | 1 | |
| Закономерности распространения почв | 1 | |
| Почвенные ресурсы России | 1 | |
| Обобщение знаний по теме «Почва и почвенные ресурсы» | 1 | |
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы | 4 | |
| Растительный и животный мир России | 1 | |
| Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира | 1 | |
| Природно-ресурсный потенциал России Практическая работа №10 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. | 1 | |
| Обобщение знаний по теме «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» | 1 | |
Тема 6. Особенности природы и природные ресурсы Алтайского края | 14 | |
| Географическое положение, территория и границы Алтайского края | 1 | |
| Из истории изучения и освоения края | 1 | |
| Рельеф Алтайского края | 1 | |
| История развития природы. Геологическое строение Алтайского края | 1 | |
| Полезные ископаемые Алтайского края | 1 | |
| Климат Алтайского края | 1 | |
| Поверхностные и подземные воды Алтайского края | 1 | |
| Почвы Алтайского края | 1 | |
| Растительность Алтайского края | 1 | |
| Животный мир Алтайского края | 1 | |
| Природно-территориальные комплексы Алтайского края | 1 | |
| Использование и охрана природных ресурсов Алтайского края | 1 | |
| Природные условия жизни и деятельности населения Алтайского края | 1 | |
| Обобщение знаний по теме «Особенности природы и природные ресурсы Алтайского края | 1 | |
Раздел 2. Природные комплексы России | 27 | |
Тема 1. Природное районирование | 6 | |
| Разнообразие природных комплексов России. Практическая работа №11 Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России. | 1 | |
| Моря как крупные природные комплексы | 1 | |
| Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра и лесотундра | 1 | |
| Разнообразие лесов России. Практическая работа №12 Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору) | 1 | |
| Безлесные зоны России на юге России. Высотная поясность | 1 | |
| Обобщение знаний по теме «Природное районирование» | 1 | |
Тема 2. Природа регионов России | 21 | |
| Русская (Восточно-Европейская) равнина. Особенности географического положения. История освоения. | 1 | |
| Особенности природы Русской равнины | 1 | |
| Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы | 1 | |
| Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины Практическая работа №13 Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов. | 1 | |
| Кавказ - самые высокие горы России | 1 | |
| Природные комплексы Северного Кавказа | 1 | |
| Природные ресурсы Северного Кавказа. | 1 | |
| Урал- каменный пояс Русской земли | 1 | |
| Своеобразие природы Урала | 1 | |
| Природные уникумы. Экологические проблемы Урала | 1 | |
| Западно-Сибирская равнина: особенности природы | 1 | |
| Природные зоны Западно-Сибирской равнины | 1 | |
| Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения | 1 | |
| Восточная Сибирь: величие и суровость природы | 1 | |
| Природные районы Восточной Сибири | 1 | |
| Жемчужина Сибири - Байкал | 1 | |
| Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Практическая работа №14 Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека | 1 | |
| Дальний Восток-край контрастов | 1 | |
| Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы | 1 | |
| Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком | 1 | |
| Обобщение знаний по теме «Природа регионов России» | 1 | |
Раздел 3. Человек и природа | 3 | |
| Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Практическая работа №15 Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. | 1 | |
| Воздействие человека на природу. Рациональное природопользование. Практическая работа №16 Составление карты «Природные уникумы России» | 1 | |
| Экологическая ситуация в России. Практическая работа №17 Характеристика экологического состояния одного из регионов России (по выбору). | 1 | |
Описание материально-технического обеспечения:
Сокращения в таблице: Д- демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для постоянной экспозиции, К – полный ком-плект (исходя из реальной наполняемости класса), Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух уча-щихся), П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитываю-щих по нескольку учащихся (6-7 экз.);
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество |
2 | 3 |
Стандарт общего образования по географии | Д |
Авторские учебные программы по курсам географии основной школы | Д |
Библиотечный фонд | |
Учебники и учебные пособия | |
География России. Природа. 8 кл. | К |
Дидактические материалы | |
Рабочая тетрадь по курсу «География России» | К |
Методические рекомендации по курсу «География России» | Д |
Печатные пособия | |
Таблицы | |
Богатство морей России | Д |
Климат России | Д |
Основные зональные типы почв России | Д |
Портреты | |
Набор «Путешественники» | Д |
Набор «Ученые-географы» | Д |
Карты России | |
Агроклиматические ресурсы | Д |
Административная | Д |
Водные ресурсы | Д |
Восточная Сибирь (физическая карта) | Д |
Геологическая | Д |
Дальний Восток (физическая карта) | Д |
Европейский Север России (физическая карта) | Д |
Европейский Юг России (Физическая карта) | Д |
Западная Сибирь (физическая карта) | Д |
Земельные ресурсы | Д |
Климатическая | Д |
Поволжье (физическая карта) | Д |
Почвенная | Д |
Природные зоны и биологические ресурсы | Д |
Растительности | Д |
Северо-Запад России (физическая карта) | Д |
Тектоника и минеральные ресурсы | Д |
Урал (физическая карта) | Д |
Физическая | Д |
Центральная Россия (физическая карта) | Д |
Экологические проблемы | Д |
Рельефные физические карты | |
Восточная Сибирь | Д |
Дальний Восток | Д |
Кавказ | Д |
Полушария | Д |
Пояс гор Южной Сибири | Д |
Россия | Д |
Урал | Д |
Иинформационно-коммуникационные средства | |
Мультимедийные обучающие программы | |
География 8 класс. Россия: природа и население | Д/П |
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии | Д |
Технические средства обучения | |
Мультимедийный компьютер | Д |
Средства телекоммуникации | Д |
Мультимедиапроектор | Д |
Экран (на штативе или навесной) | Д |
Принтер лазерный | Д |
Сканер | Д |
Экранно-звуковые пособия | |
Видеофильмы и видеофрагменты | |
Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, высотная поясность | Д |
Памятники природы | Д |
Города России | Д |
Видеофильм о русских ученых-географах | Д |
Видеофильм об известных путешественниках | Д |
Озеро Байкал | Д |
Реки России | Д |
Воронежский заповедник | Д |
Восточная и Северо-Восточная Сибирь | Д |
Восточно-Европейская равнина | Д |
Вулканы и гейзеры | Д |
Высотная поясность | Д |
Камчатка | Д |
Заповедные территории России | Д |
Общие физико-географические закономерности | Д |
Уссурийская тайга | Д |
Арктика | Д |
Великие Географические открытия | Д |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |
Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности) | |
Школьная метеостанция (срочный термометр учебный, гигрометр волосяной учебный, аспирационный психрометр, барометр-анероид учебный, осадкомер, флюгер, чашечный анемометр, будка метеорологическая) | Д |
Натуральные объекты | |
Коллекции | |
Коллекция горных пород и минералов | Д |
Коллекция полезных ископаемых различных типов | П |
Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов | Ф |
Гербарии | |
Гербарий растений природных зон России | П |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ