СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП ВД_"Решение нестандартных задач по математике"_8 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной программы обусловлены тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительном материале по математике и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Просмотр содержимого документа
«РП ВД_"Решение нестандартных задач по математике"_8 класс»

МБОУ СШ № 29

с углубленным изучением отдельных предметов










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности


Решение нестандартных задач по математике

1 час в неделю

Елисеева С.М. (высшая категория) – 8В

Ф.И.О., категория учителя



























2019-2020 учебный год







1. Пояснительная записка

План внеурочной деятельности в 8 классе составлена на основе:

- с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 с изменениями и дополнениями;

- информационным письмом МОиН РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- письмом МОиН РФ от 14.12.2015г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;

- учебный план МБОУ СОШ № 29 на 2019 - 2020 учебный год.


Актуальность данной программы обусловлены тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительном материале по математике и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования ФГОС второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Цель программы – создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

- в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

- в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

- в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи программы:

Обучающие

• Развивать математические способности у учащихся и прививать учащимся определенные навыки научно-исследовательского характера.

• Знакомить детей с математическими понятиями, которые выходят за рамки программы.

• Выработать у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

• Научить применять знания в нестандартных заданиях.

Развивающие

• Развивать внимание, память, логическое мышление, пространственное воображение, способности к преодолению трудностей.

• Выявить и развивать математические и творческие способности.

• Формировать математический кругозор, исследовательские умения учащихся.

Воспитательные

• Воспитать устойчивый интерес к предмету «Математика» и ее приложениям.

• Расширить коммуникативные способности детей.

• Воспитать у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

• Воспитать понимание значимости математики для научно – технического прогресса.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В ходе изучения данного курса в основном формируются и получают развитие следующие

метапредметные результаты:

- умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль всей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласовании позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ -компетенции).


личностные результаты:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,

- общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.


предметные результаты:

- формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;

- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

- развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

- овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;

- овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;

- овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;

- формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной

модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач;

- овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных- моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;

- развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год.


2. Содержание программы


Элементы математической логики. Теория чисел.

Логика высказываний. Диаграммы Эйлера-Венна. Простые и сложные высказывания. Высказывательные формы и операции над ними. Задачи на комбинации и расположение. Применение теории делимости к решению олимпиадных и конкурсных задач. Задачи на делимость, связанные с разложением выражений на множители. Степень числа. Уравнение первой степени с двумя неизвестными в целых числах. Графы в решении задач. Принцип Дирихле.


Геометрия многоугольников.

Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей в древности, в древней Греции. Геометрия на клеточной бумаге. Разделение геометрических фигур на части. Формулы для вычисления объемов многогранников. Герон Александрийский и его формула.Пифагор и его последователи. Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Пифагоровы тройки. Геометрия в древней индии. Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи. О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение подобия, золотое сечение. Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований.


Геометрия окружности.

Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи. Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах.


Теория вероятностей.

Место схоластики в современном мире. Классическое определение вероятности. Геометрическая вероятность. Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач.


Уравнения и неравенства.

Уравнения с параметрами – общие подходы к решению. Разложение на множители. Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу о делителях свободного члена,  деление «уголком», решение уравнений и неравенств. Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем.


Проекты.

Что такое проект. Виды проектов (индивидуальный, групповой). Как провести исследование. Работа над проектами.


Распределение учебных часов по разделам программы


Тема

Кол-во часов

1.

Элементы математической логики. Теория чисел.

7

2.

Геометрия многоугольников.

9

3.

Геометрия окружности.

4

4.

Теория вероятностей.

5

5.

Уравнения и неравенства.

6

6.

Проекты.

3


Итого

34 часа



3. Тематическое планирование.


Тема занятия

Форма и вид деятельности.

Кол-во часов


Тема 1. Элементы математической логики. Теория чисел.


7

Логика высказываний. Диаграммы Эйлера-Венна.

Беседа-лекция, Решение занимательных задач.

1

Простые и сложные высказывания. Высказывательные формы и операции над ними.

Беседа. Практическая работа в группах.

1

Задачи на комбинации и расположение.

Решение задач, индивидуальная работа.

1

Применение теории делимости к решению олимпиадных задач.

Мини-лекция.

1

Задачи на делимость, связанные с разложением выражений на множители.

Решение задач, работа в группах.

1

Степень числа. Уравнение первой степени с двумя неизвестными в целых числах.

Решение задач, работа в группах.

1

Графы в решении задач. Принцип Дирихле.

Мини-лекция Решение задач, работа в группах.

1


Тема 2. Геометрия многоугольников.


9

Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей в древности, в древней Греции.

Беседа. Знакомство с научно-популярной литературой. Практическая работа в группах.

1

Геометрия на клеточной бумаге. Разделение геометрических фигур на части.

Практическая работа в группах

1

Формулы для вычисления объемов многогранников. Герон Александрийский и его формула.

Практическая работа в группах,

1

Пифагор и его последователи. Различные способы доказательства теоремы Пифагора.

Беседа. Работа с источниками информации.

1

Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Пифагоровы тройки. Геометрия в древней индии.

Мини-лекция. Беседа, работа с источниками информации.

1

Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи.

Творческая работа в группах

1

Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи.

Решение занимательных задач, Творческая работа в группах

1

О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение подобия, золотое сечение.

Творческая работа в группах.

1

Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований.

Мини-лекция Практическая работа

1


Тема 3. Геометрия окружности


4

17.

Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи.

Беседа.

1

18.

Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах.

Решение олимпиадных и занимательных задач

1

19.

Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах.

Решение олимпиадных и занимательных задач.

1

20.

Что такое проект. Виды проектов (индивидуальный, групповой). Как провести исследование.

Мини-лекция. Выполнение коллектив-ного мини проекта.

1


Тема 4. Теория вероятностей.


5

21.

Место схоластики в современном мире. Классическое определение вероятности.

Мини-лекция. Беседа. Решение задач. Практическая работа в группах

1

22.

Геометрическая вероятность.

Мини-лекция.

1

23

Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач.

Решение олимпиадных и занимательных задач

1

24

Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач.

Практическая работа.

1

25

Работа над проектом. Как провести исследование. Работа с источниками информации.

Проективная работа, индивидуальная работа над проектами.

1


Тема 5. Уравнения и неравенства.


6

26.

Уравнения с параметрами – общие подходы к решению.

Мини-лекция. Решение заданий в парах.

1

27.

Разложение на множители.

Беседа. Практическая работа в группах.

1

28.

Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу о делителях свободного члена,  деление «уголком»

Мини-лекция Практическая работа в парах

1

29.

Решение уравнений и неравенств.

Решение задач, работа в группах.

1

30.

Решение уравнений и неравенств.

Работа с источниками информации

1

31.

Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем.

Практическая работа.

1


Тема 6. Проекты.


3

32-34

Работа над проектами.

Работа с источниками информации. Беседа.

3







4. Литература:

      1. Программы внеурочной деятельности для основной школы (Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы: 7-9 классы / М.С.Цветкова, О.Б.Богомолова, Н.Н.Самылкина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 200 с.)

      2. Решение сложных и нестандартных задач по математике. Голубев В.И.- М.: ИЛЕКСА, 2007 - 252с.: ил.

      3. Канель-Белов А. Я., Ковальджи А. К. Как решают нестандартные задачи / Под ред. В. О.Бугаенко.|4-е изд., стереотип.|М.: МЦНМО,2008.| 96 c.Криволапова Н.В. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. -М.: Просвещение. 2012. – 117с.

      4. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2000.-79с.

      5. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя.-М.:Просвещение, 2001.-96.

      6. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Математические головоломки и задачи для любознательных):книга для учащихся – М.: Просвещение, 1996. – 144с.

      7. Энциклопедический словарь юного математика / сост. А.П. Савин.- М.: Педагогика, 1989.



Материально-техническое обеспечение курса:

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Интерактивная доска.


Интернет ресурсы:

http://fgosreestr.ru/ Реестр примерных образовательных программ (ФГОС)

http://school.znanika.ru/ - страница электронной школы «Знаника».

http://russian-kenguru.ru/konkursy/kenguru/zadachi/2016goda русская страница конкурсов для школьников.

http://www.unikru.ru/ страница «Мир конкурсов от уникум» . Центр интеллектуальных и творческих состязаний.

http://nsportal.ru/ страницы учительского портала Социальной сети работников образования

http://www.rosolymp.ru/ Всероссийская олимпиада школьников материалы, результаты.