МБОУ СШ № 29
с углубленным изучением отдельных предметов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Решение нестандартных задач по математике
1 час в неделю
Елисеева С.М. (высшая категория) – 8В
Ф.И.О., категория учителя
2019-2020 учебный год
1. Пояснительная записка
План внеурочной деятельности в 8 классе составлена на основе:
- с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 с изменениями и дополнениями;
- информационным письмом МОиН РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- письмом МОиН РФ от 14.12.2015г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;
- учебный план МБОУ СОШ № 29 на 2019 - 2020 учебный год.
Актуальность данной программы обусловлены тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительном материале по математике и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования ФГОС второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Цель программы – создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
- в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
- в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи программы:
Обучающие
• Развивать математические способности у учащихся и прививать учащимся определенные навыки научно-исследовательского характера.
• Знакомить детей с математическими понятиями, которые выходят за рамки программы.
• Выработать у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
• Научить применять знания в нестандартных заданиях.
Развивающие
• Развивать внимание, память, логическое мышление, пространственное воображение, способности к преодолению трудностей.
• Выявить и развивать математические и творческие способности.
• Формировать математический кругозор, исследовательские умения учащихся.
Воспитательные
• Воспитать устойчивый интерес к предмету «Математика» и ее приложениям.
• Расширить коммуникативные способности детей.
• Воспитать у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
• Воспитать понимание значимости математики для научно – технического прогресса.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В ходе изучения данного курса в основном формируются и получают развитие следующие
метапредметные результаты:
- умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль всей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласовании позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ -компетенции).
личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
- общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
предметные результаты:
- формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;
- овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;
- овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;
- формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной
модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач;
- овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных- моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
- развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год.
2. Содержание программы
Элементы математической логики. Теория чисел.
Логика высказываний. Диаграммы Эйлера-Венна. Простые и сложные высказывания. Высказывательные формы и операции над ними. Задачи на комбинации и расположение. Применение теории делимости к решению олимпиадных и конкурсных задач. Задачи на делимость, связанные с разложением выражений на множители. Степень числа. Уравнение первой степени с двумя неизвестными в целых числах. Графы в решении задач. Принцип Дирихле.
Геометрия многоугольников.
Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей в древности, в древней Греции. Геометрия на клеточной бумаге. Разделение геометрических фигур на части. Формулы для вычисления объемов многогранников. Герон Александрийский и его формула.Пифагор и его последователи. Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Пифагоровы тройки. Геометрия в древней индии. Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи. О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение подобия, золотое сечение. Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований.
Геометрия окружности.
Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи. Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах.
Теория вероятностей.
Место схоластики в современном мире. Классическое определение вероятности. Геометрическая вероятность. Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач.
Уравнения и неравенства.
Уравнения с параметрами – общие подходы к решению. Разложение на множители. Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу о делителях свободного члена, деление «уголком», решение уравнений и неравенств. Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем.
Проекты.
Что такое проект. Виды проектов (индивидуальный, групповой). Как провести исследование. Работа над проектами.
Распределение учебных часов по разделам программы
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Элементы математической логики. Теория чисел. | 7 |
2. | Геометрия многоугольников. | 9 |
3. | Геометрия окружности. | 4 |
4. | Теория вероятностей. | 5 |
5. | Уравнения и неравенства. | 6 |
6. | Проекты. | 3 |
| Итого | 34 часа |
3. Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Форма и вид деятельности. | Кол-во часов |
| Тема 1. Элементы математической логики. Теория чисел. | | 7 |
| Логика высказываний. Диаграммы Эйлера-Венна. | Беседа-лекция, Решение занимательных задач. | 1 |
| Простые и сложные высказывания. Высказывательные формы и операции над ними. | Беседа. Практическая работа в группах. | 1 |
| Задачи на комбинации и расположение. | Решение задач, индивидуальная работа. | 1 |
| Применение теории делимости к решению олимпиадных задач. | Мини-лекция. | 1 |
| Задачи на делимость, связанные с разложением выражений на множители. | Решение задач, работа в группах. | 1 |
| Степень числа. Уравнение первой степени с двумя неизвестными в целых числах. | Решение задач, работа в группах. | 1 |
| Графы в решении задач. Принцип Дирихле. | Мини-лекция Решение задач, работа в группах. | 1 |
| Тема 2. Геометрия многоугольников. | | 9 |
| Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей в древности, в древней Греции. | Беседа. Знакомство с научно-популярной литературой. Практическая работа в группах. | 1 |
| Геометрия на клеточной бумаге. Разделение геометрических фигур на части. | Практическая работа в группах | 1 |
| Формулы для вычисления объемов многогранников. Герон Александрийский и его формула. | Практическая работа в группах, | 1 |
| Пифагор и его последователи. Различные способы доказательства теоремы Пифагора. | Беседа. Работа с источниками информации. | 1 |
| Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Пифагоровы тройки. Геометрия в древней индии. | Мини-лекция. Беседа, работа с источниками информации. | 1 |
| Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи. | Творческая работа в группах | 1 |
| Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи. | Решение занимательных задач, Творческая работа в группах | 1 |
| О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение подобия, золотое сечение. | Творческая работа в группах. | 1 |
| Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований. | Мини-лекция Практическая работа | 1 |
| Тема 3. Геометрия окружности | | 4 |
17. | Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи. | Беседа. | 1 |
18. | Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах. | Решение олимпиадных и занимательных задач | 1 |
19. | Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах. | Решение олимпиадных и занимательных задач. | 1 |
20. | Что такое проект. Виды проектов (индивидуальный, групповой). Как провести исследование. | Мини-лекция. Выполнение коллектив-ного мини проекта. | 1 |
| Тема 4. Теория вероятностей. | | 5 |
21. | Место схоластики в современном мире. Классическое определение вероятности. | Мини-лекция. Беседа. Решение задач. Практическая работа в группах | 1 |
22. | Геометрическая вероятность. | Мини-лекция. | 1 |
23 | Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач. | Решение олимпиадных и занимательных задач | 1 |
24 | Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач. | Практическая работа. | 1 |
25 | Работа над проектом. Как провести исследование. Работа с источниками информации. | Проективная работа, индивидуальная работа над проектами. | 1 |
| Тема 5. Уравнения и неравенства. | | 6 |
26. | Уравнения с параметрами – общие подходы к решению. | Мини-лекция. Решение заданий в парах. | 1 |
27. | Разложение на множители. | Беседа. Практическая работа в группах. | 1 |
28. | Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу о делителях свободного члена, деление «уголком» | Мини-лекция Практическая работа в парах | 1 |
29. | Решение уравнений и неравенств. | Решение задач, работа в группах. | 1 |
30. | Решение уравнений и неравенств. | Работа с источниками информации | 1 |
31. | Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем. | Практическая работа. | 1 |
| Тема 6. Проекты. | | 3 |
32-34 | Работа над проектами. | Работа с источниками информации. Беседа. | 3 |
4. Литература:
Программы внеурочной деятельности для основной школы (Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы: 7-9 классы / М.С.Цветкова, О.Б.Богомолова, Н.Н.Самылкина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 200 с.)
Решение сложных и нестандартных задач по математике. Голубев В.И.- М.: ИЛЕКСА, 2007 - 252с.: ил.
Канель-Белов А. Я., Ковальджи А. К. Как решают нестандартные задачи / Под ред. В. О.Бугаенко.|4-е изд., стереотип.|М.: МЦНМО,2008.| 96 c.Криволапова Н.В. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. -М.: Просвещение. 2012. – 117с.
Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2000.-79с.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя.-М.:Просвещение, 2001.-96.
Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Математические головоломки и задачи для любознательных):книга для учащихся – М.: Просвещение, 1996. – 144с.
Энциклопедический словарь юного математика / сост. А.П. Савин.- М.: Педагогика, 1989.
Материально-техническое обеспечение курса:
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Интерактивная доска.
Интернет ресурсы:
http://fgosreestr.ru/ Реестр примерных образовательных программ (ФГОС)
http://school.znanika.ru/ - страница электронной школы «Знаника».
http://russian-kenguru.ru/konkursy/kenguru/zadachi/2016goda русская страница конкурсов для школьников.
http://www.unikru.ru/ страница «Мир конкурсов от уникум» . Центр интеллектуальных и творческих состязаний.
http://nsportal.ru/ страницы учительского портала Социальной сети работников образования
http://www.rosolymp.ru/ Всероссийская олимпиада школьников материалы, результаты.