КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ППРС в соответствии с образовательной программой ДОУ»
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок ), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной (уровень глаз, сменяемость) и безопасной.
(ФГОС ДО)
Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной среды
Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.
Развивающая образовательная среда ДОУ состоит
из следующих компонентов:
— взаимодействие участников педагогического процесса;
— развивающая предметно-пространственная среда;
— содержание дошкольного образования.
1. Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и, конечно же, результатов.
2. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
3. Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.
Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
учѐта особенностей и коррекции недостатков их
развития.
Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации.
В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.
В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять.
Как следствие, среда должна быть не только развивающей,
но и развивающейся .
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ – включает в себя все помещения: музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда, кабинет педагога- психолога, медицинский кабинет. Среда во всех помещениях, куда приходит дети заниматься должна быть развивающей.
Помещения в группе, где создается развивающая среда:
(каким образом? какие задачи решаются?);
(каким образом? какие задачи решаются?);
(каким образом? какие задачи решаются?);
Групповая комната
(старшие, подготовительные группы)
(младшие и средние группы)
- Уголок развивающих игр
- Уголок конструирования
- Уголок сюжетно-ролевых игр
- Уголок изобразительной деятельности
- Книжный уголок
- Театрально-музыкальный уголок
- Физкультурный уголок
- Уголок природы и экспериментирования
- Уголок краеведения
(старшие, подготовительные группы)
- Уголок уединения
- Уголок дежурства (со средней группы)
Групповая комната (маркеры для младшего возраста)
(младшие и средние группы)
- Уголок развивающих игр
- Уголок конструирования
- Уголок сюжетно-ролевых игр
- Уголок изобразительной деятельности
- Книжный уголок
- Театрально-музыкальный уголок
- Физкультурный уголок
- Уголок природы и экспериментирования
- Уголок уединения
- Уголок дежурства (со средней группы)
Групповая комната (маркеры для старших групп)
- Кабинет
- Уголок развивающих игр
- Уголок конструирования
- Уголок сюжетно-ролевых игр
- Уголок изобразительной деятельности
- Книжный уголок
- Театрально-музыкальный уголок
- Физкультурный уголок
- Уголок природы и экспериментирования
- Уголок краеведения
- Уголок уединения
- Уголок дежурства
Кабинет
Старший возраст (математика +грамота)
Демонстрационный и раздаточный материал к образовательной деятельности
Дидактические игры на закрепление по математике и грамоте «Какой цифры не хватает?» и т.п.
Математика
Цифры, знаки, геометрическое лото, счетные палочки, счеты, магнитные доски с буквами, цифрами, формами.
Грамота
Буквы, звуковые часы, слоговые часы, фишки, схема для звукового анализа слова
Уголок сенсорики
Младший возраст
Башенки, пирамидки одно- и разноцветные.
Пирамидки из 6 – 10 толстых колец, из 12 тонких колец.
Мисочки-вкладыши 10 шт.
Матрешки 2 – 4 местные.
Наборы мелких деревянных
и пластмассовых игрушек.
Шнуровки. Чудесный мешочек.
Дид. игры «Найди свой домик», «Назови цвет» и т.п.
Развивающая игра «Золушка» (сыпучие материалы),
пазлы крупные, сенсорные кубы, крупная мозаика
Средний возраст
Добавляется материалы по математике
Уголок развивающих игр
Младший и старший возраст.
Настольно-печатные игры( домино и лото)
Дидактические игры.
Развивающие игры.
«Блоки Дьенеша»
Пазлы.
Графические головоломки (лабиринты , схемы маршрутов для персонажей)
Игрушки-головоломки.
Комплект «Найди отличия»
Развивающее панно.
Уголок конструирования и безопасности
Крупный, мелкий строительный материал
разный по цвету и форме
Конструкторы «Лего».
Набор для строителя (инструменты)
Машины
Чертежи и схемы построек (со средней группы)
Наборы открыток с видами города
План группы детского сада, участка
(со средней группы)
Плоскостной конструктор
Полочка уголка безопасности
Макет улицы.
Макет светофора.
Дорожные знаки, автомобили, силуэты людей (из картона).
Полосатый жезл,рули.
Дидактические игры.
Уголок сюжетно- ролевых игр
В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье". Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.
Вторая младшая и средняя группы
Куклы, кукольная мебель: столы, стулья, кроватки, диваны и т.п. Сезонная одежда для кукол. Наборы кукольной посуды (чайной, столовой и др.), желательно 4-х основных цветов: красная, желтая, зеленая, синяя. Наборы атрибутов для 3-4 сюжетно-ролевых игр.
Старшая и подготовительная группы
Небольшие куклы. Макеты кукольного дома, кукольная мебель: столы, стулья, кроватки, диваны и т.п. Сезонная одежда для кукол. Наборы кукольной посуды (чайной, столовой и др.).Наборы атрибутов для 5-7 сюжетно-ролевых игр.
Книжный уголок
Данный центр располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Здесь дети с удовольствием погружаются в волшебный мир книги, приобщаются к словесному искусству, у детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.
Книги должны быть привлекательно расставлены. Набор книжек должен иметь полный спектр от книжек, где одни картинки, до более трудных. Вниманию детей должны быть представлены книжки-картинки, рассказы, поэзия, книжки-раскладушки, сказки, развлекательные издания.
Уголок представляет собой полочку для книг. На ней располагаются :
книги по сезону; книги о самих детях; авторские книги и портрет автора; одно произведение с разным оформлением; энциклопедии; книги с различными жанрами (стихи, сказки, былины, рассказы и т.п.); атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека».
Все книги и иллюстрации обновляются по мере необходимости, выставляются в соответствии с программой.
Также в данном уголке находятся:
5 – 6 наименований прочитанных книг (по списку, согласно программы).
1 – 2 новых, незнакомых детям книг. Столик, на котором есть карандаши и бумага, за ним можно посмотреть и почитать книга, нарисовать иллюстрации к ним.
Театрально- музыкальный уголок
Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью.
В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
В данном функциональном пространстве размещаются не только материалы специфически театральные (ширма, наборы кукол и т.д.), но и некоторые материалы по разделу литературы и развитию речи (в первую очередь условные заместители). В непосредственной близости от «театра» должны находиться уголок сюжетно-ролевых игр и полка с книгами.
Вторая младшая и средняя группы
Настольный театр: небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур) для разыгрывания сказок.
Театр, сделанный детьми с воспитателем (конусы с головами-насадками, маски, декорации).
Условные заместители (круги разных цветов, полоски разной длины и т.д.) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры. Готовые костюмы («уголок ряженья»).
Театрально- музыкальный уголок
Старшая и подготовительная группы
Театр обустраивается детьми. Они изготавливают маски, атрибуты, элементы костюмов для персонажей, декорации.
В данном функциональном пространстве размещаются не только материалы специфически театральные (ширма, наборы кукол и т.д.), но и некоторые материалы по разделу литературы и развитию речи (в первую очередь условные заместители). В непосредственной близости от «театра» должны находиться уголок сюжетно-ролевых игр и книжным уголком.
Настольный театр: небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур) для разыгрывания сказок.
Театр, сделанный детьми с воспитателем (конусы с головами-насадками, маски, декорации).
Условные заместители (круги разных цветов, полоски разной длины и т.д.) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры.
Пиктограммы настроений.
Готовые костюмы («уголок ряженья»).
Также ,непосредственно, в данном пространстве находится музыкальный уголок, который предполагает наличие различных музыкальных инструментов (бубен, дудка, барабан, колокольчики , ксилофон и т.д.)
Уголок изобразительной деятельности
Для центра искусства отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Творческие идеи", к которому имеется свободный доступ. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников.
Вторая младшая и средняя группы
Краски, гуашь, уголь, карандаши. Кисточки тонкие и толстые, щетинные, беличьи или колонковые.
Бумага разного формата. Губки из поролона. Тряпочки для рук и кистей. Баночки для краски и воды. Фартуки. Пластилин.
Место для выставки детских работ.
Старшая и подготовительная группы
Дополнительные материалы – глина, кисточки маленькие, рулонная бумага для свободной и совместной деятельности (обои).
Дополнительные материалы – кнопки, коробочки для росписи, щепки, цветные лоскутки, бусинки, листья, желуди, золотая и серебряная фольга, обрезки цветной бумаги, элементы костюмов, «волшебные сундучки», «волшебные палочки».
Уголок физкультуры и здоровья
- Картотека подвижных игр (не в папках, а карточками)
- Картотека комплексов после сна
- Картотека пальчиковых игр
- Дидактические игры о здоровье
- Небольшие сменяемые плакаты о спорте и здоровье
- Альбомы и иллюстрации
(по видам спорта, олимпийская символика)
- Картотека загадок, стихотворений,
пословиц, поговорок о спорте, считалок
- Традиционное оборудование для физического развития:
ленточки разных цветов, платочки разных цветов, султанчики, бубен, мяч средний, кегли, вертушки, мячи резиновые, детские эспандеры, обручи, кольцеброс, гантели детские мешочки для метания, массажные мячики СУ-ДЖОК, массажные дорожки, скакалки
- Нетрадиционное спортивное оборудование:
бильбоке (из пластиковых бутылок и киндер-сюрпризов), массажные дорожки, массажные следы (следы с нашитыми пуговицами), ленты по 2 м (для имитации упражнений художественной гимнастики), предметы для переступания (ведерки из-под майонеза), шнуры с ограничителями (ограничитель-кассета от киндер-сюрприза)
Уголок природы и экспериментирования
Средняя, младшая группа
Растения – фиалка, бегония, фуксия, бальзамин, традесканция.
Растения с разными по форме листьями и цветами ( картотека комнатных растений , растения с обозначение по уходу за данным растением).
Диаграмма смены времен года (со средней группы).
Картины с изображением времён года
Дидактические игры по экологии
Детские поделки из природного материала
Календари наблюдений
Краеведческие материалы – фотографии, картины, слайды, диафильмы о природе края, минералы, гербарии.
Объекты для экспериментирования: миски с водой и песком, камешки, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы, соль, сахар, формочки, микрокосмос, лупа.
Инвентарь для ухода за растениями.
Волшебный сундучок с природными материалами (шишки, семена, орехи, камушки, ракушки).
В раздевалках располагается инвентарь для ухода за растениями и экспериментирования на участке.
Объекты для экспериментирования : миски с водой и песком, камешки, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы, соль, сахар, формочки, микрокосмос, лупа.
Уголок природы и экспериментирования
Старшая и подготовительная к школе группы
Комнатные растения, на которых удобно демонстрировать взаимодействие их частей (кактусы, алоэ, фикус, комнатный виноград, вьющийся плющ).
Картотека комнатных растений
Карточка с названием растения и с обозначением по уходу за данным растением.
Специальный альбом по климатическим зонам – пустыня, арктика; экосистемам – лес, город.
Диаграмма смены времен года.
Картины с изображением времён года.
Дидактические игры по экологии
Детские поделки из природного материала
Календари наблюдений (отрывной, табель-календарь, перекидной на каждый месяц).
Краеведческие материалы – фотографии, картины, слайды, диафильмы о природе края, минералы, гербарии.
Объекты для экспериментирования: миски с водой и песком, камешки, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы, соль, сахар, формочки, микрокосмос, лупа.
Инвентарь для ухода за растениями.
Волшебный сундучок с природными материалами (шишки, семена, орехи, камушки, ракушки).
В раздевалках располагается инвентарь для ухода за растениями и экспериментирования на участке.
Объекты для экспериментирования : миски с водой и песком, камешки, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы, соль, сахар, формочки, микрокосмос, лупа, пищевые красители, воронки.
Уголок уединения
В требованиях ФГОС ДО развитие предметно - пространственной среды обращает особое внимание не только обеспечению совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, но и возможности для их уединения.
Как должен выглядеть уголок уединения в детском саду?
Уголок уединения должен быть небольшого размера и, скорее, напоминать небольшой домик, норку, в которой ребенок сможет переждать свой стресс, неприятные эмоции, расслабиться, а затем снова пойти навстречу коллективу.
Уголок уединения должен располагаться в спокойной зоне группы. Цвета, используемые в уголке, должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами.
Такой мини-домик можно сделать в виде шатра, ширмы, палатки и т. д. При этом ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.
Уголок краеведения
Старший возраст
Флаг, гербы и другая символика города, России.
Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д. Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, альбом “Моя Россия”, “Праздники нашего района “.
Картинки о природе родного края. Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых. Альбомы костюмы, песни, национальная кухня. Художественная литература (стихи, рассказы) о городе, России (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного села, предметы народно-прикладного искусства).
Карта города России
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Детей знакомим с историей поселка и его достопримечательностями, героическими страницами истории.
Уголок дежурства
Уголок включает в себя:
- дежурных по природе
- дежурных по занятиям
- дежурных по столовой
- схема «Сервировка стола»
- правила поведения за столом в картинках
Если приемы накрывания на стол у детей были сформированы в младшей группе, то главная задача в среднем возрасте довести до понимания детей важность выполнения обязанностей дежурного по столовой для других людей, находящихся в группе. Обязанности дежурных в среднем возрасте до приема пищи – расставить тарелки, принесенные младшим воспитателем, носить чашки с раздаточного стола (чашки брать за ручки!), наполнять салфетницы салфетками.
После приема пищи – убирают после еды: хлебницы, салфетницы. Сметают крошки со стола.
Дежурство старших дошкольников постепенно усложняются как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.
В содержание труда дежурных по столовой входит полная самостоятельная сервировка стола, уборка после еды (если позволяют условия).
Организация ППРС в соответствии с ФГОС ДО
Альбомы по живописи и графике
Большой детский атлас
Звери и птицы объемные и плос-костные (из разного материала, мел-кого размера)
Игровой комплект для изучения ос-нов электричества
Игровой модуль в виде мастерской с подвижными элементами, звуковыми и световыми эффектами (визиборд)
Изделия народных промыслов – комплект
Коврик со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и раз-меткой, строения, ландшафт
Коллекция минералов
Комплект костюмов по профессиям
Набор «Железная дорога»
Набор «Парковка» (многоуровневая)
Набор картинок для группировки и обобщения
Инновационные компоненты ППРС
ЗОНА КОЛЛЕКЦИЙ
Для знакомства детей с объектами, для обучения классификации по различным признакам и сенсорным навыков. Коллекции следует располагать в специальных шкафах на уровне доступном для ребенка
УГОЛОК КОСМОСА, ПЛАНЕТАРИЙ
Украшается моделями Луны, Солнца, планет, звездной картой, играми и пособиями – картотека созвездий, «собери созвездие», «солнце и планеты».
МАКЕТЫ
Изготовляются детьми и педагогами – макет района, макет к сказке, климатические и природные зоны.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПИРАМИДЫ
Пирамида «Транспорт» - водный, воздушный, автомобильный, железнодорожный и карты-схемы путей движения. В процессе игры ребенок путешествует, переставляя фигуры автомобилей, поездов, самолетов.
Пирамида музыкально-шумовая обозначает музыкальный уголок в группе. К ней прикрепляются музыкальные инструменты.
Пирамида «Ловкие пальчики» - размещаются игрушки, изготовленные из старой одежды, пластиковых емкостей, разноцветных крышек. Косы для плетения, шнурки, бантики, нити.
Пирамида «Край любимый» - карта региона, животные растения.
Пирамида «Времена года» - весна, лето, осень, зима, объекты живой и неживой природы.
МИНИ-МУЗЕИ