Мотивационный этап. | -Ребята, обратите внимание на слайд. На нем записана прекрасная цитата. Прочитайте ее. -Как вы ее понимаете? В конце урока мы вернемся к ней и подумаем, какое же чудо мы совершили на этом уроке. -Эта замечательная, мудрая цитата принадлежит Константину Георгиевичу Паустовскому. Это русский писатель, который писал рассказы о природе. Посмотрите на его книги, с некоторыми из них вы будете знакомиться на уроках литературы в старших классах. Его книги учат вас любить свою природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное. Возможно, я смогла вас заинтересовать творчеством Константина Георгиевича, и вы прочитаете его произведения. | Читают: -С русским языком можно творить чудеса. Объясняют, как они понимают цитату. Примерный ответ: -изучая русский язык, мы можем образовывать новые слова, создавать тексты в соответствии с правилами. | Фронт. | Презентация Слайд 1(цитата) | |
Этап постановки учебной задачи. | -Урок начнём с повторения изученного материала о составе слова Ребята, сейчас вам необходимо в словах, написанных на карточке выделить уже изученную вами часть слова – корень. Работать вы будете в парах на карточке №1. -Вспомним правила работы в парах. -Я вижу, что все пары закончили работу. Выполним самопроверку. Располагает карточку первой пары под документ-камерой. -Все пары справились с заданием. Это показывает, что вы хорошо усвоили тему предыдущих уроков. -Ребята, корень вам уже знаком. А часть слова до корня вам знакома? Можете ли вы что-то о ней рассказать? Я вам подскажу – это приставка. У нас возникло затруднение, мы не знаем особенностей приставки. Поэтому тема нашего урока: «Что такое приставка?». - Самостоятельно, без моей помощи сформулируйте задачи урока. Нам необходимо составить план урока. Обратите внимание на флипчарт. На нем уже расположены пункты плана, но они перемешаны. Нам нужно восстановить правильную последовательность пунктов. | Называют правила работы в парах. Проводят самопроверку выполненной работы. Примерный ответ. Узнать, что такое приставка, каковы ее особенности. Научится находить ее в слове. Восстанавливают план. Узнать, что такое приставка. Узнать ее особенности. Научиться выделять ее в слове. | Парная, фронт. | Приложение №1 Слайд 2 (правила работы в парах) Флипчарт Слайд 3 (Тема и задачи) Флипчарт Приложение №2 | Взаимопроверка |
Реализация построенного проекта | -Первый пункт плана: узнать, что такое приставка. Для выполнения этого пункта вы поработаете в группах и станете настоящими исследователями, которые самостоятельно сформулируют определение. -Объединитесь в группы. Работать вы будете на карточках №2. Но сначала вспомним правила работы в группе. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией к заданию. -Группы закончили работу. Сравним результаты работы групп. Первая группа, озвучьте определение, которое у вас получилось. Вторая группа. -Посмотрите, внимательно. Слова у групп были разные, а какой вывод получился у групп? -Объясните, почему? -Проверим правильность ваших выводов по учебнику. Обратите внимание на значок, которым выделяется приставка. -Ребята, вернемся к нашему плану урока. Какой пункт плана мы выполнили? -Верно, мы выполнили первые два пункта. -Какие особенности мы узнали? Следующая задача: научиться выделять ее в словах. Чтобы вам было легче находить и выделять приставку в слове, мы совместно с вами составим алгоритм выделения приставки в слове. -Приставка стоит перед корнем, соответственно, что нам нужно выделить прежде всего? -И после того, как мы выделили корень, мы должны найти часть слова перед… --И теперь мы можем выделить… -Согласно этому алгоритму выделите приставки в словах, с которыми вы работали в начале урока. Выполните работу в парах на карточках №1 -Проверим по образцу на доске. Организует самопроверку по эталону. -Ребята, мы преодолели затруднение, которое возникало у нас в начале урока. | Называют правила работы в группах. Примерный ответ. Приставка – это часть слова, которая стоит_______ корнем и служит для создания слов. Сравнивают определения. -Обе группы получили одинаковый вывод. -Потому что работали с одной частью слова – приставкой. Примерный ответ. Первый и второй. -Приставка стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Составляют алгоритм, опираясь на вопросы учителя Алгоритм: Выделить корень; Найти часть слова перед корнем; Выделить ее как приставку. | Групповая Парная | Приложение № 3 Учебник, стр.84 Слайд 4 (алгоритм выделения приставки) Приложение №1 | Взаимопроверка, самопроверка |
Действие контроля и самоконтроля. | Ребята, теперь вы выполните самостоятельную работу, чтобы проверить насколько хорошо вы усвоили материал урока. Работать вы будете на карточках №3 самостоятельно. -Выполним взаимопроверку. Обменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте работу с помощью образца. Поставьте отметку «5» , если не допущено ни одной ошибки. «4»- если допущена ошибка в одном задании. -Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки в первом задании. -Это показывает, насколько хорошо вы поняли, что такое приставка. -Во втором. Это показывает, как вы научились применять знания на практике. | Выполняют самостоятельную работу. Осуществляют взаимопроверку. Выполняют оценивание по критериям. Поднимают руку в соответствии с требованиями учителя. | Индивидуальная | Приложение №4 Слайд 5 (образец для проверки самостоятельной работы) | Взаимопроверка |
Рефлексия. Подведение итогов. | -Наш урок подходит к завершению. Вспомните тему и задачи урока. Чтобы понять, выполнили мы задачи урока или нет, нужно проанализировать пункты плана. -Обратимся к плану. Выполнили ли мы первый пункт? Что такое приставка? -Какие особенности приставки вы узнали? - Убедимся, что приставка служит для образования новых слов. Образуйте слова при помощи приставки от слова «бежать». -Действительно, все эти слова имеют разный смысл. -Научились ли мы выделять приставку в слове? -Мы действительно выполнили все задачи. И преодолели возникшую проблему. -Оцените свою деятельность на уроке с помощью листа самооценки. Расположите себя на соответствующей ступеньке лестницы. Кто расположил себя на самой верхней ступеньке? Ребята, а кто помнит цитату с начала урока? Какое чудо совершали сегодня на уроке мы? Спасибо за урок! Урок окончен. | Примерный ответ Тема урока: « Что такое приставка?» -Задачи урока: узнать, что такое приставка. Научиться находить ее в слове. -Выполнили. Приставка- это значимая часть слова. -Приставка стоит перед корнем и служит для образования новых слов. -Прибежать, убежать, сбежать, перебежать, убежать. -Да. Оценивают свою деятельность и деятельность товарищей на уроке. Отвечают на вопросы учителя. -С русским языком можно творить чудеса. -Мы образовывали новые слова. | Фронт. | Слайд 6 (тема и задачи урока) План урока на флипчарте Приложение №5 Слайд 7 (цитата) | Оценка учителем, самооценка, взаимооценка |