Тема урока: Твердые и мягкие согласные. Роль букв е, ё, ю, я.
Цель урока:
1. Формирование умения владеть языковыми знаниями по русскому языку во всех видах речевой деятельности; систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных букв на письме; формировать орфографическую зоркость, речь учащихся.
2. Воспитание стремления к продуктивному обучению, творческой совместной деятельности с учителем; формирование гражданских, духовно-нравственных качеств личности учащегося.
3. Формирование основ самоанализа, самостоятельной и творческой работы по русскому языку.
Тип урока урок усвоения навыков и умений;
Этапы и структура урока.
1. | Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока) |
| - Как вы думаете, вы уже все знаете о звуках русского языка? - В строчке со словами нужно найти лишнее: Лбы, рты, пни, коты. (Это может быть слово коты, записанное четырьмя буквами. Может быть слово пни, потому что последний звук слышим мягко.) - В чем заключается особенность согласных звуков? Звук не можем мы увидеть И не можем в руки взять. Озорного невидимку Можем ухом различать. А еще - произносить, Но не трогать и носить. (А. Кочергина) |
2. | Проверка домашнего задания. |
| Чтение предложений. |
| |
3. | Чистописание |
| - Что знаем о букве н? (Обозначает согласные звуки [н, н'] всегда звонкий, поэтому эти звуки называют сонорными, пишется заглавная буква «н» в начале предложения и в именах собственных.) - Напишите по образцу. А на свободной строке напишем имена собственные. Николай Носов, Норильск, Норвегия. |
| Словарная работа: |
| - Вспомните, какие согласные звуки всегда произносятся твердо. Мягко? - А могут звуки быть и твердыми и мягкими? - Почему звуки читаем по-разному в словах: Кон - конь, банка - банька, кров - кровь, шест -шесть, брат - брать. - А какие слова спрятаны здесь? ..ень, ..ень, ..ень, ..ень Ответ: день, пень, тень, лень, сень (лесная). - А почему звук [д'] произносим мягко, ведь за ним не стоит мягкий знак? |
| |
4. | Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. |
| - Какие еще буквы могут обозначать мягкость согласного звука? |
5. | Наблюдение над особенностями мягких согласных. |
| Прочитать пары слов. нос - нёс дома - Дима Тома - Тема высок - висок лук - люк мал - мял - На что обратили внимание? - Какие буквы обозначают мягкость согласного звука? |
| Упр. 12 - комментированное письмо. |
| Упр. 14 - комментированное письмо. |
| - А теперь выпишите слова с мягким знаком. Целый день лежит тюлень, И лежать ему не лень. Жаль, тюленье прилежанье Не пример для подражанья. (К Заходер.) (Уделить внимание тому, что мягкий знак выполняет еще одну функцию: разделяет написание согласной и гласной букв.) |
| Упр. 18- комментированное письмо. |
| |
6. | Физкультминутка |
| |
7. | Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
| - Выпишите слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Пища, чаща, роща, куча, Я их твердо заучу – Саранча, кочан и туча, И пятерку получу. Дача, чайка, каланча - (Д М. Бетенькова.) Все слова на ча и ща. Проснулись ежи. Щука, чушь, ищу, молчу... - Выползают ужи, Все слова на чу и щу. Строят жилища Чижи и стрижи. (Г. Ладонщиков.) - Какова особенность написания сочетаний жи-ши. ча-ща, чу-щу? |
8. | Самостоятельная работа по рядам. |
| Упр. 15. Проверка – фронтально. |
9. | Итог урока. |
| - Какими бывают согласные звуки? - Почему согласные звуки произносятся то твердо, то мягко? - Какие гласные буквы влияют на мягкость согласных при произношении? |
| |
10. | Домашнее задание. |
| Упр. 13 |
11. | Рефлексия |
| |
Карточка № 1 (3-1-3) Ф.И. ____________________________________________
Запиши слова, изменяя выделенные слова по образцу.
мыло - (какой?) пузырь Мыльный пузырь.
школа - (какая?) мебель ____________________________________
сигнал - (какой?) флажок ____________________________________
зеркало - (какой?) карп ____________________________________
село - (какая?) местность ____________________________________
Карточка № 2 (3-1-3) Ф.И. __________________________________________
Запиши, разделите слова для переноса:
Деньки, крыльцо, пальто, учительница, только, львы, олень, пальцы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка № 1 (3-1-3) Ф.И. ____________________________________________
Запиши слова, изменяя выделенные слова по образцу.
мыло - (какой?) пузырь Мыльный пузырь.
школа - (какая?) мебель ____________________________________
сигнал - (какой?) флажок ____________________________________
зеркало - (какой?) карп ____________________________________
село - (какая?) местность ____________________________________
Карточка № 2 (3-1-3) Ф.И. __________________________________________
Запиши, разделите слова для переноса:
Деньки, крыльцо, пальто, учительница, только, львы, олень, пальцы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка № 1 (3-1-3) Ф.И. ____________________________________________
Запиши слова, изменяя выделенные слова по образцу.
мыло - (какой?) пузырь Мыльный пузырь.
школа - (какая?) мебель ____________________________________
сигнал - (какой?) флажок ____________________________________
зеркало - (какой?) карп ____________________________________
село - (какая?) местность ____________________________________