СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 4 класс»

Урок «Русский язык» 4 класс

Дятловская Л.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна « Средняя общеобразовательная школа № 19»

Тема: Наречие: значение, вопросы, употребление в речи.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.

Задачи: Образовательная:

- организовать деятельность учащихся для открытия новой части речи, выявить основные признаки и сформулировать определение;

- наблюдение за морфологическими признаками и синтаксической ролью наречий

- развивать умение доказывать принадлежность слова к классу наречий;

- учить определять грамматическое значение наречий;

- учить сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы;


Развивающая:

- развивать речь школьников посредством обогащения словарного запаса (составьте словосочетание, предложение, дайте лексическое толкование слов) и рассуждения по алгоритму;
- формировать коммуникативные компетенции (навык работы в парах, умение вести дискуссию), учебно-познавательные компетенции (целеполагание, планирование, рефлексию, логику, самостоятельность мышления);
- развивать креативные навыки продуктивной деятельности (добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартной ситуации, эвристическими методами решения проблем);

Воспитательная:

- формирование интереса к предмету; воспитывать уважение к русскому языку;

- воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.


Планируемые результаты:

Предметные:

- определять части речи;

- выделять грамматическую основу предложения;

- находить наречия среди данных слов в тексте;

- анализировать грамматические признаки наречия;

- определять роль наречий в предложении и тексте

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- находят и выделяют необходимую информацию;

- анализируют и обобщают полученную информацию

Регулятивные УУД:

- определяют и формулируют тему урока и учебные задачи с помощью учителя, сохраняют цель и учебные задачи;

- оценивают свою деятельность и деятельность своих одноклассников

Коммуникативные УУД :

- оформляют свои мысли в устной речи, слушают и понимают речь других;

- работают в парах, группа

Личностные:

- осуществляют рефлексию своего отношения к уроку










Ход урока

  1. Орг. момент

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.


-Ребята, я очень рада встрече с вами. Сегодня у нас гости. Поприветствуйте гостей.


Откройте тетради. Запишите дату урока.

-Девизом урока послужит пословица: «Знания собираются по капле!»

- Объясните смысл пословицы.( это пословица о том, что получение знаний – это постоянный процесс, который происходит путем накопления множества мелких порций знаний т.е. капель, которые со временем могут привести к значительному развитию и повышению уровня знаний)

- Сегодня на уроке мы постараемся как можно больше собрать таких капель-знаний.

За каждое правильно выполненное задание вы будете рисовать капельки в листе самооценки. 3 капельки, если всё понятно. 2 капельки, если сомневался. 1 капелька- было трудно.

-Какой раздел изучаем?( Слово в языке и речи)

Что о слове уже повторили? (Лексическое значение, состав слова,)

- Над какой темой работаем? ( Части речи)

2. Актуализация знаний

Начнем работу с актуализации знаний, повторим, вспомним что уже знаем


-Начнем работу с групповой работы. Перед вами таблица с пропущенными данными. Восстановите запись в таблице.

(Учащиеся работают в группе по 4 человека. Каждая группа получает таблицу, которую необходимо заполнить. На работу дается 3-4 минуты. Учитель и дети обращают внимание на последнюю строку таблицы).


-Давайте проверим правильность заполнения таблицы. Продолжите незаконченные предложение, пользуясь данными из таблицы.

Для первой группы.

Имя существительное - это………………..

Для второй группы.

Самостоятельная часть речи, обозначает действие и отвечает…………..

Для третьей группы.

Имя прилагательное – это………

Для четвертой группы.

Местоимение-это………………..

Для пятой группы.

Числительное – это ….

Оцените свою работу, нарисуйте капельку на листе самооценки.


3.Постановка учебной задачи

- Что заметили? (Последняя строчка не заполнена)

Прочитайте слова.

- Какая перед нами возникла проблема?

К какой части речи можно отнести эти слова? Знакомы мы с ней?

- Попробуйте разгадать ребус и узнаете как называется эта часть речи.

-Какова тема нашего урока? Сформулируйте тему урока.(Наречие)

-А что бы каждый из вас хотел узнать на уроке? Что нам необходимо узнать, чтобы заполнить таблицу?

(На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Как изменяется? Чем является в предложении?)


4. Работа по теме урока

- Какую графу в таблице мы уже сейчас можем заполнить? Название,

(На какие вопросы отвечают слова?) название части речи

Запишите себе в таблицу эти вопросы.

- Что ещё нам нужно узнать?(значение)

- Попробуем ответить на наш вопрос. Предлагаю вам записать словосочетания.

- А что такое словосочетание? (Это два слова, где одно главное слово, а другое зависимое_

с вопросом, от каких слов ставим вопрос(отметим х) определить часть речи каждого из слов:

сегодня выпал, совсем оголились, очень холодный, удивительно теплая.

-Какое словосочетание образовалось? (Глагол + наречие)

Чем является главное слово?

-Где зависимое слово? Что обозначает глагол? А что же будет обозначать наречие, если оно присоединяется к глаголу? (признак действия)

-Какое словосочетание образовалось? (Прилагательное + наречие)

-Какую часть речи поясняет наречие?

-Что обозначает прилагательное?

-А что же будет обозначать наречие, если оно присоединяется к прилагательному? (признак признака)

-Вернитесь к таблице, используя полученные знания, допишите ее.

- Какое значение имеет наречие? Сделайте вывод.

Вывод: наречие обозначает признак действия, если присоединяется к глаголу и признак признака, если присоединяется к прилагательному.


- Теперь нам нужно пронаблюдать, какие морфологические признаки имеют наречия.

- Ребята, давайте вновь вернемся в свои группы и проведем еще одно исследование. (работа на карточках)

Вывод: не изменяются

- Я прочту вам одно стихотворение и вы в этом убедитесь.


- А чем наречие является в предложении? Как узнать?(составить предложение с наречием) Ветер сильно раскачивал деревья.(разобрать по членам предложения

Вывод: в предложении наречие является второстепенным членом.

Давайте сделаем общий вывод о части речи.

Что же о нашей части речи пишут авторы наших учебников?

Давайте сравним результат нашего совместного исследования с научным определением. Где мы это можем посмотреть ? ( в учебнике стр.74)

-Оцените свою работу.

5.Физминутка

_Давайте откроем учебник стр.74 и еще раз прочтем правило.

-Что вы должны сделать с этим правилом.

6.Практическая работа

- А сейчас давайте попробуем отыскать наречия в стихотворении. Давайте вместе прочитаем его, затем вы запишите через запятую себе в тетрадь только наречия:

Спокойно, важно, рядом, чуть, сзади, сбоку, совсем, хорошо, давно.

-Оцените свою работу.

-Ребята, а как вы думаете, для чего мы используем эти слова в нашей речи?

(Наречия дают дополнительную информацию, уточняют, где , когда, как происходят действия)

- Верите, ли вы, что наречия помогают точно, кратко выразить наши мысли? Хотите проверить?

- Игра «Назови одним словом»

Черепашьим шагом (медленно),

Кот наплакал (мало),

Как по маслу (хорошо),

Рукой подать (близко).

Чуть свет (рано),

В одно мгновение (быстро).

Шаг за шагом (постепенно),

Как попало (плохо).

ВЫВОД: наречие делает речь более точной, краткой.

- А сейчас вы выполните задание на карточке. ( самопроверка на доске)

7.Закрепление пройденного

- А сейчас проверим полученные знания. Я читаю утверждение , если согласны пишите "да", не согласны - "нет"

1. Наречие -самостоятельная часть речи.

2. Наречия изменяются по падежам.

3. В предложении наречия являются второстепенным членом.

4. Наречия отвечают на вопросы кто? что?

5. Наречия не изменяются.

Проверьте работу в парах.

Оцените себя.

8.Рефлексия

- Ребята, посмотрите внимательно на таблицу- она заполнена?

-Какова была цель нашего урока? (Познакомиться с новой частью речи. Выяснить какой частью речи являются слова «справа, громко, долго, всегда» )

Мы достигли цели?

- Что нового вы узнали?

- Чему научились на уроке?

Сделайте вывод: наречие – это самостоятельная часть речи, обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос «где?», «куда?», «зачем?», «откуда?», «почему?», «как?», «когда?», , в предложении является обстоятельством.

- Положите перед собой оценочный лист. Посчитайте, сколько капелек получил каждый? Запишите их общее количество.

Попробуем ответить на вопросы наречиями.

- Как прошёл урок? (Например: быстро, интересно, клёво…)

-Как работали вы на уроке? (Например: добросовестно, отлично, неплохо, нормально, старательно…)

- Молодцы! Спасибо за работу! Работали все замечательно!

-А еще я хочу подарить стихотворение:

Если будет вам желательно

Действие или признак пояснить,

Это значит: нужно обязательно

Вам наречие на помощь пригласить!

Домашнее задание : с. 75 упр. 129, выуч. правило