Актуализация знаний | - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Морфемика. Продолжим путешествие на поезде, чтобы наш поезд тронулся проведем блиц-опрос. Вспоминаем быстро, отвечаем хором. -Без чего не может существовать слово? - Что такое корень? - Как найти в слове корень? - Что такое окончание? - Молодцы, ребята! Наш поезд отправляется! | - без корня - главная, значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение - подобрать однокоренные слова - изменяемая, значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении |
Наблюдение над языковым материалом | - Откройте учебник, на странице 84. Посмотрите на упражнение 153. Прочитайте задание. - Прочтите слова. - Являются ли данные слова однокоренными? - Докажите, что данные слова являются однокоренными? - Сравните лексическое значение. Объясните, в чем различие этих слов. - Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово? - Где находится эта часть в слове: перед корнем или после корня? - Посмотрите на схему, которая находится на странице 73 и скажите как называется эта часть слова. - Молодцы, верно. - Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Какие задачи мы поставим перед собой? - Приставка выделяется следующим условным знаком (показ) Образец: Входит - Спишите слова. Выделите приставки (работа у доски) | - Прочитайте слова. Рассмотрите рисунки. - да. - У всех слов одинаковый корень «ход» - переходит – т.е. переступает через что-то подходит – т.е. приближается к чему-либо входит – т.е. посещает что-либо выходит – т.е. покидает что-либо обходит – т.е. сторонится чего-то уходит – т.е. отдаляется - Та, что стоит перед корнем - Приставка - Приставка - 1. Что такое приставка? 2. Где находится в слове? 3. Для чего служит? 4. Как выделяется? - Входит, переходит, подходит, выходит, обходит, уходит |
Предварительная формулировка правила | - Где стоит приставка в слове? - Для чего нужна приставка? - Попробуйте сформулировать правило: что такое приставка? | - перед корнем - для образования новых слов - приставка – это часть слова, которая служит для образования новых слов. |
Работа с правилом | - Прочитайте правило на странице 84. - Посмотрите на пример со словом ходить. С помощью, каких приставок образовали новые слова? Образуйте с новыми словами словосочетание. - Где стоит приставка? - Для чего служит приставка? - Прочитайте правило самостоятельно и задайте вопросы своему соседу по парте. | - приставка пере и под. Переходить дорогу, подходить к дому. - перед корнем - служит для обозначения новых слов |
Первичное закрепление | - Найдите упр. 154 и прочитайте таблицу шепотом. - Ребята, запомните их написание: они всегда пишутся одинаково. - давайте, хором прочитаем данные приставки. - назовите приставки, которые пишутся с буквами о, а, е. - проговорите приставки так, как они написаны. - Сейчас я буду читать вам слово, а вы мне образовывать новое слово с помощью приставки. Например: лить-налить. (попробовали образовывать новые слова) - Молодцы! А сейчас запишите упр. 154, образуйте новые слова от слов рисовать, писать; слова везти, клеить. - Выполнили – рука на локотке. - Проверим, что у вас получилось. | |