Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
Малогнеушевский филиал
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № 1 От«30»августа2021г. | | УТВЕРЖДЕНО Приказ №1-144 от « 31 » августа 2021 г. Директор школы ____________/Брехов Д.А. |
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Русский язык»
на 2021-2022 учебный год
для обучающейся 3 класса
с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Составила: | Шестакова Ирина Ивановна, учитель начальных классов, первой квалификационной категории |
д. Малогнеушево
2021г.
Содержание
Планируемые результаты изучения учебного предмета……………….3-5
Содержание учебного предмета………………………………………5-6
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы ………………………………….6
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы НОО обеспечивает достижение умственно отсталыми обучающимися с ОВЗ, имеющих легкую степень умственной отсталости, двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП НОО
С легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей включают индивидуально-личностные качества, специальные требований к развитию жизненной и социальной компетенции и ценностные установки и должны отражать:
1.Гражданское воспитание включает:
-формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
-воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
-развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
-развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
2. Патриотическое воспитание предусматривает:
- формирование российской гражданской идентичности;
- формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военнопатриотического воспитания;
- развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
- развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
3. Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет:
-развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
- развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
- оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4.Эстетическое воспитание предполагает:
- приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;
- создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
- популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
- сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.
5.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия включает:
- формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
- развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
6.Трудовое воспитание реализуется посредством:
- воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
- формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
- развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
- содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
7.Экологическое воспитание включает:
- развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
8.Ценности научного познания подразумевает:
- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
- создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
1) развитие чувства любви к матери, членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
2) развитие мотивации к обучению;
3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении; пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости sms- сообщение и другими);
4) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела;
5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
6) развитие положительных свойств и качеств личности;
7) готовность к вхождению обучающихся в социальную среду.
Предметные результаты освоения АООП НОО обучающихся:
Минимальный уровень:
Различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
Деление слов на слоги для переноса;
Списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
Запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой ь (после предварительной отработки);
Дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
Составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
Выделение из текста предложений на заданную тему;
Участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
Различение звуков и букв;
Характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
Списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
Запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
Дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
Составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
Деление текста на предложения;
Выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
Самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
2. Содержание учебного предмета
Повторение (11часов)
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы (83 часа)
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).
Слово (53часа)
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? Что? И правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? Чего? Кому? Чему? И др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета. Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами). Разделительный ъ.правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение (26 часов)
Практическое знакомство с построением простого предложения. Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Повторение (7 часов)
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы .
№ | Наименование раздела учебного материала | Количество часов на изучение раздела | | Основные направления воспитательной деятельности |
1 | Повторение | 11 | | 1.2, 3,6 |
2 | Звуки и буквы | 83 | | 2.3.7 |
3 | Слово | 53 | | 1.2.3.6.7 |
4 | Предложение | 26 | | 3.4.6.7 |
5 | Связная письменная речь | | | 3,4.8 |
6 | Повторение | 7 | | 3.4.6.7 |
| Итого: | 170 ч. | | |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы в 3 классе
№ | Наименование раздела учебного материала | Количество часов на изучение раздела | | Основные направления воспитательной деятельности |
1 | Повторение | 11 | | 1.2, 3,6 |
2 | Звуки и буквы | 83 | | 2.3.7 |
3 | Слово | 53 | | 1.2.3.6.7 |
4 | Предложение | 26 | | 3.4.6.7 |
5 | Связная письменная речь | | | 3,4.8 |
6 | Повторение | 7 | | 3.4.6.7 |
| Итого: | 170 ч. | | |