СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Русский язык- родной язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: содействовать осмыслению детьми родного языка, как основного средства общения

Просмотр содержимого документа
«"Русский язык- родной язык"»


Час общения.

Тема: Русский язык – мой родной язык.

Дата проведения : сентябрь 2017 г

Цель: Содействовать осмыслению детьми родного языка,  как основного средства общения; способствовать сознательному, бережному отношению к языку, как к достоянию народа, культуры, расширять, углублять и закреплять у младших школьников знания по русскому языку, учить учащихся правильной, красивой речи.

Предметные: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о том, что русский язык является распространённым языком мира, входит в семейство восточнославянских языков, раскрывать тайны родного языка, уметь подбирать фразеологизмы и антонимы, развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету, пополнять речь новыми словами.

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; воспитывать умение работать в группах, формировать уровень рефлексии и адекватной самооценки.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество.

Познавательные: уметь строить высказывание, формулировать проблемы, перерабатывать полученную информацию,

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материаломделать выводы в результате совместной работы;  учиться работать по предложенному учителем плану 


Оборудование: проекты «Фразеологизмы», видео, аудиозапись

Ход мероприятия.

  1. Мотивация. Поиск проблемы.

- Прежде, чем начать занятие, давайте пожелаем друг другу ЗДОРОВЬЯ. Повернитесь друг к другу лицом.  Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони  друг к  другу, но не соприкасайтесь, будем «здороваться» пальчиками. 

желаю (большой)
успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй  (вся ладонь).

Сегодня я для вас приготовила необычную историю, давайте посмотрим её.

Дети смотрят сюжет из «Ералаша» «Ну почему мы так говорим?»

Краткое описание - Мальчик едет в лифте с соседом и рассказывает ему историю про велосипед на «своем» языке – молодёжном сленге. Затем мужчина спрашивает у мальчика, что он проходит по литературе. Узнав, что мальчик изучает Гоголя, его сосед процитировал одно из произведений автора на языке «молодежи».

-Над чем вы сейчас смеялись?

-Ну и что, может  так разговаривать тоже можно. Что здесь плохого?

-Что бы  вы посоветовали мальчику, чтобы его речь изменилась?

-А вам нужно этому учиться,  или вы и так уже научились правильной, красивой речи?

II.  Сообщение темы. Постановка цели.

Наш час общения мы посвящаем  русскому языку.

Тема: Русский язык – мой родной язык.

Для каждого из вас русский язык является родным, поэтому вы должны хорошо знать его, любить, не коверкать и не засорять ненужными словами.

Сегодня вы будете учиться правильному литературному русскому языку у признанных классиков поэзии, окунётесь в тайны родного языка, пополните свою речь новыми словами, узнаете много нового.

III.  Справка о русском языке

Рубрика «Знаете ли вы, что…»

- Русский язык входит в число наиболее распространённых языков мира. На земле на нём говорят около 254 млн. человек. По степени распространённости русский язык занимает 5-е место в мире, уступая лишь китайскому, английскому, хинди, и испанскому.

- Русский язык тесно связан с другими языками мира. Для некоторых языков русский язык является близким родственникам, для других языков - отдалённым. Наибольшее родство русский язык имеет с украинским и белорусским языками. Эта близость неслучайна: до 14 века предки русских, украинцев и белорусов составляли единый народ, говоривший на так называемом древнерусском языке. И русский, и украинский, и белорусский языки входят в группу восточнославянских языков.

- В более отдалённом родстве с русским языком состоят польский, чешский, словацкий, болгарский, македонский и сербскохорватский. Все перечисленные языки называют славянскими языками.

- И даже английский, немецкий, французский, испанский и итальянский языки имеют сходства с русским и другими славянскими языками, но находятся в отдалённом родстве. Все эти языки образуют большую семью индоевропейских языков.

- С 2010 года  Днём русского языка принято считать дату 6 июня. В этот день родился А.С.Пушкин.

- Эталоном красивого звучания русского языка называют стихотворение М.Ю.Лермонтова «Русалка».

Послушаем это стихотворение (аудиозапись) и насладимся его звучанием, мелодичностью, выразительностью.

IV.  Игры с русским языком

1.«Прятки»

В каждом предложении спряталось ещё одно. Найдите его. Нельзя убирать и добавлять буквы, переставлять их местами.


Ты жеребёнок ещё./ Ответ: Ты же ребёнок ещё.


Несуразные вещи./ Ответ: Несу разные вещи.


Покалечилась она./ Ответ: Пока лечилась она.


И дико мне сейчас./ Ответ: Иди ко мне сейчас.


Ябеду не ждал./ Ответ: Я беду не ждал.


Ведь мы летали на метле./ Ответ: Ведьмы летали на метле.


2. «Беглянка»

Беглянка – это запятая. Поймай и поставь её на место. Прочитай, что у тебя получилось. А теперь попробуй при помощи запятой изменить смысл фразы на противоположный.


Казнить пленника нельзя помиловать!

Ответ: Казнить, пленника нельзя помиловать!/Казнить пленника нельзя, помиловать!


Строить здесь нельзя сносить!

Ответ: Строить, здесь нельзя сносить!/ Строить здесь нельзя, сносить!


Говорить на уроке нельзя молчать!

Ответ: Говорить, на уроке нельзя молчать!/ Говорить на уроке нельзя, молчать!


3. «Что за фразеологизм?»

Догадайся, какой фразеологизм изображён на рисунке и с его помощью закончи предложение.


Я сегодня так устал, что всю ночь спал….

Свои вещи нужно содержать в порядке,….


Вася, почему ты не садишься делать уроки, что ты ….

Лёва …. и начал кричать и топать ногами.

Почему ты не говоришь правду, а всё время ….


Смелым и ….

Я сделал всё правильно и аккуратно так, что ….


4. «Игры с антонимами».

Вспомните поговорки и дополните их словами-антонимами.


….едешь, ….будешь. / Ответ: Тише едешь, дальше будешь.


В одно ухо …., в другое - …. / Ответ: В одно ухо вошло, в другое – вышло.


….дождь растит, ….. гноит. / Ответ: Весенний дождь растит, осенний – гноит.


Волос ….., да ум….. /Ответ: Волос длинный, да ум короткий.


Ученье  - ….., а не ученье - …./ Ответ: Ученье – свет, а не ученье – тьма.


Готовь сани …., а телегу - …./ Ответ: Готовь сани летом, а телегу – зимой

.

Декабрь год …., а зиму  …./ Ответ: Декабрь год кончает, а зиму начинает.

V.     Подведение итогов.


Продолжите фразы:

Сегодня я понял ….

Сегодня я узнал ….

Сегодня я вспомнил…

Сегодня я научился…

- Спасибо за сотрудничество.