СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский родной язык. 2 класс. Методическая разработка по теме "Антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому родному языку с указанием целей, задач, типа урока, УУД.

Просмотр содержимого документа
«Русский родной язык. 2 класс. Методическая разработка по теме "Антонимы"»

2 класс - Русский родной язык - 18 декабря 2019 г.

Тема урока: «Для чего нужны антонимы?»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

- познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов;

- учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам

- расширять, уточнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты.

Предметные: сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова; обогатить словарный запас учащихся.

Метапредметные:

Личностные: формирование словарного запаса; способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

Оборудование:   1.Словарь. 2. Карточки для работы в парах.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1.  Создание эмоционального настроя урока.

- Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке? (Ответы детей: не выкрикивать, быть терпеливыми, работать дружно, уважать друг друга).

-Прочитайте девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех». Как вы понимаете это высказывание? (Ответы детей)

2.  Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжаем работу по теме «Лексика»

Что изучает наука Лексика? (слово и его значение).

- С какими словами мы уже познакомились ? (однозначные, многозначные, синонимы)

-Повторим, что мы знаем о синонимах .

-Какие слова называются синонимами?

-Чем отличаются синонимы друг от друга.

-Какова роль синонимов  в нашей речи? ( Они делают нашу речь более выразительной, яркой, насыщенной, точной).

3.Постановка учебной задачи.

 -Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.

Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!


- Вам понравилось стихотворение? Чем?

- Оно весёлое, читается легко.

Хорошо. Назовите слова – синонимы из стихотворения?

 - Почему вы не можете выполнить моё задание?

Здесь их нет.

 - Правильно.

Мы изучали такие слова?

- Нет.

-Какова же цель нашего урока?(ответы)

 -Эти слова называются антонимами.
3. Этап открытия новых знаний.

-Подберём синонимы к слову большой. Запишем их в столбик.

Большой

Огромный

Гигантский

-Детям предлагалось сравнить разные предметы. У них получились такие высказывания

Этот пруд глубокий, а тот чистый.

Эта  ягода горькая, а та спелая.

Этот дом просторный, а тот новый.

-Всё ли вам нравится  в этих предложениях? (Дети неправильно сравнили)

Исправим эти предложения.

-Какие значения у слов глубокий и мелкий ? (противоположные)

-Эти слова похожи на синонимы? Значит, это другие слова.( Это антонимы).

- Итак, мы подошли к теме нашего урока. Что мы сегодня изучаем в стране Лексика?

А что мы о них можем узнать ?

(что это за слова,
- их роль, значение в речи,

- учиться употреблять их в своей речи).

-Можем ли мы уже сейчас после выполнения первого упражнения вывести правило о том, какие слова называюся антонимами?

Сверимся с правилом в учебнике

4. Закрепление изученного.

-Где же употребляются антонимы и какую роль играют?

Физминутка.

- Вы хорошо работали! Подберите антоним к слову «работать» (отдыхать).

- Предлагаю вам немного отдохнуть. Внимание на экран. Разминка для глаз.

- Проверим, кто из вас был самым внимательным. В каком направлении передвигались предметы?(вверх-вниз, влево -вправо) Какие это слова?(Антонимы)

- Что такое антонимы?

4.1. Работа в парах.

На карточках даны слова. К этим словам попробуйте подобрать антонимы и запишите их рядом. Если не получается, не страшно - переходите к следующему слову. (внутри-..., над -.... чёрный- …, грязный-..., сухой-..., тяжёлый-..., большой-..., далеко-..., высокий-...)

4.2.- Проверяем. Перед вами лежат зелёные кружочки. Если вы верно подобрали антоним, поднимаете зелёный сигнал. Кто прочитает первую пару? У кого так? и т. д.

5.Рефлексия

- Какова была цель нашего урока? (Дети: открытие нового знания.

- Вы открыли для себя новое знание

- Какое новое знание вы для себя открыли? («Противоположные по смыслу слова называются антонимами».
– Как работали на уроке?(Работали дружно, были внимательными, старались.)

Оценки за урок: … 

6. Домашнее задание.

- Запишите в дневниках: подобрать и записать антонимы к словам, можно пользоваться словарём антонимов.