СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русское искусство 1910х- 1920х гг.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация иллюстрирует основные направления русского искусства 1910х - начала 1920х гг. 

Просмотр содержимого документа
«Русское искусство 1910х- 1920х гг.»

РУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В 1910-Х ГОДАХ

РУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В 1910-Х ГОДАХ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 1910-Х ГОДАХ АВАНГАРДИЗМ Можешь посидеть на геометрии и цвете! Малевичатам вход воспрещён! КУБИЗМ АБСТРАКЦИОНИЗМ СУПРЕМАТИЗМ КОНСТРУКТИВИЗМ ???

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 1910-Х ГОДАХ

АВАНГАРДИЗМ

Можешь посидеть на геометрии и цвете!

Малевичатам вход воспрещён!

КУБИЗМ

АБСТРАКЦИОНИЗМ

СУПРЕМАТИЗМ

КОНСТРУКТИВИЗМ

???

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Абстракциони́зм или  нефигуративное искусство  — направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», с помощью изображения определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывая у созерцателя чувство полноты и завершенности композиции. Василий Васильевич Кандинский   (4 (16) декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция) — русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Абстракциони́зм или  нефигуративное искусство  — направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», с помощью изображения определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывая у созерцателя чувство полноты и завершенности композиции.

Василий Васильевич Кандинский  

(4 (16) декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция) — русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма.

Без названия (Первая абстрактная акварель) 1910

Без названия (Первая абстрактная акварель)

1910

Москва. Красная площадь 1916

Москва. Красная площадь

1916

Синий гребень 1917

Синий гребень

1917

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции. Казимир Северинович Малевич  (польск.  Kazimierz Malewicz ; 11 (23) февраля 1879, Киев — 15 мая 1935, Ленинград) — российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.

Казимир Северинович Малевич  (польск.  Kazimierz Malewicz ; 11 (23) февраля 1879, Киев — 15 мая 1935, Ленинград) — российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени.

Чёрный супрематический квадрат 1915

Чёрный супрематический квадрат

1915

«Победа над Солнцем»  — футуристическая опера Михаила Матюшина и Алексея Кручёных, целиком построенная на литературной, музыкальной и живописной алогичности. Стала примером совместной работы поэтов и художников, синтеза искусств — слова, музыки и формы. Опера повествует о том, как группа «будетлян» отправилась завоевывать Солнце. Обычно это понимается как победа передовой техники будущего над старой природой, но также присутствует и тайный мотив победы над «солнцем русской поэзии», то есть Пушкиным, которого в то время футуристы активно сбрасывали с парохода современности. Либретто широко пользовалось заумью (оставаясь довольно понятным), музыка была хроматической и диссонансной, а оформление — карикатурным, преувеличивавшим характеристики того или иного персонажа.

«Победа над Солнцем»  — футуристическая опера Михаила Матюшина и Алексея Кручёных, целиком построенная на литературной, музыкальной и живописной алогичности.

Стала примером совместной работы поэтов и художников, синтеза искусств — слова, музыки и формы. Опера повествует о том, как группа «будетлян» отправилась завоевывать Солнце. Обычно это понимается как победа передовой техники будущего над старой природой, но также присутствует и тайный мотив победы над «солнцем русской поэзии», то есть Пушкиным, которого в то время футуристы активно сбрасывали с парохода современности. Либретто широко пользовалось заумью (оставаясь довольно понятным), музыка была хроматической и диссонансной, а оформление — карикатурным, преувеличивавшим характеристики того или иного персонажа.

Трус Некий злонамеренный Внимательный рабочий

Трус

Некий злонамеренный

Внимательный рабочий

Постановка 2013 года в костюмах по эскизам Малевича

Постановка 2013 года в костюмах по эскизам Малевича

Красный квадрат (женщина в двух измерениях) 1915

Красный квадрат (женщина в двух измерениях)

1915

Супрематизм (1915)                                                                                                                                                                                   Супрематизм 1915

Супрематизм (1915)

                                                                                                                                                                               

Супрематизм

1915

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Владимир Евграфович Татлин  (28 декабря 1885, Москва — 31 мая 1953, там же) — русский и советский живописец, график, дизайнер и художник театра. Один из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальник конструктивизма. Матрос. Автопортрет  1911

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Владимир Евграфович Татлин  (28 декабря 1885, Москва — 31 мая 1953, там же) — русский и советский живописец, график, дизайнер и художник театра. Один из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальник конструктивизма.

Матрос. Автопортрет

1911

Контррельефы Татлина

Контррельефы Татлина

Памятник III Интернационалу. «Башня Татлина» 1919

Памятник III Интернационалу. «Башня Татлина»

1919

Эль Лисицкий Клином красным бей белых, 1919-1920

Эль Лисицкий

Клином красным бей белых, 1919-1920

Александр Родченко Белый круг, 1918

Александр Родченко

Белый круг, 1918

Ольга Розанова Зелёная полоса, 1917

Ольга Розанова

Зелёная полоса, 1917

Наталья Гончарова Павлин под ярким солнцем, 1911

Наталья Гончарова

Павлин под ярким солнцем, 1911

Марк Шагал Окно в деревне, 1915

Марк Шагал

Окно в деревне, 1915

Марк Шагал Явление, 1918

Марк Шагал

Явление, 1918

Марк Шагал Над городом, 1914-1918

Марк Шагал

Над городом, 1914-1918

Натан Альтман Автопортрет, 1912

Натан Альтман

Автопортрет, 1912

Натан Альтман Портрет А. А. Ахматовой, 1914

Натан Альтман

Портрет А. А. Ахматовой, 1914

Борис Григорьев Девушка с бидоном молока, 1917

Борис Григорьев

Девушка с бидоном молока, 1917

Борис Григорьев Портрет Всеволода Мейерхольда, 1916

Борис Григорьев

Портрет Всеволода Мейерхольда, 1916

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Кузьма Сергеевич Петров-Водкин  (24 октября (5 ноября) 1878, Хвалынск, Саратовская губерния, Российская империя — 15 февраля 1939, Ленинград, СССР) — русский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин  (24 октября (5 ноября) 1878, Хвалынск, Саратовская губерния, Российская империя — 15 февраля 1939, Ленинград, СССР) — русский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Купание красного коня 1912

Купание красного коня

1912

Богоматерь Умиление злых сердец 1915

Богоматерь Умиление злых сердец

1915

1918 год в Петрограде («Петроградская мадонна») 1920

1918 год в Петрограде («Петроградская мадонна»)

1920

Илья Репин Портрет А. Ф. Керенского, 1917-1918

Илья Репин

Портрет А. Ф. Керенского, 1917-1918

Борис Кустодиев Купчиха за чаем, 1918

Борис Кустодиев

Купчиха за чаем, 1918

Большевик 1920

Большевик

1920

РУССКИЙ БАЛЕТ ДЯГИЛЕВА  —  балетная антреприза, основанная российским деятелем театра и искусства Сергеем Павловичем Дягилевым. Выросшая из «Русских сезонов» 1908 года, функционировала на протяжении 20-ти сезонов вплоть до его смерти в 1929 году. Пользуясь большим успехом за рубежом, особенно во Франции и Великобритании, оказала значительное влияние не только на хореографию, но и на развитие мирового искусства в целом. Вацлав Нижинский Леонид Мясин  Михаил Фокин Леон Бакст Александр Бенуа Наталья Гончарова Михаил Ларионов Сергей Прокофьев Игорь Стравинский Леон Бакст Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней, 1905

РУССКИЙ БАЛЕТ ДЯГИЛЕВА

 —  балетная антреприза, основанная российским деятелем театра и искусства Сергеем Павловичем Дягилевым. Выросшая из «Русских сезонов» 1908 года, функционировала на протяжении 20-ти сезонов вплоть до его смерти в 1929 году. Пользуясь большим успехом за рубежом, особенно во Франции и Великобритании, оказала значительное влияние не только на хореографию, но и на развитие мирового искусства в целом.

  • Вацлав Нижинский
  • Леонид Мясин 
  • Михаил Фокин
  • Леон Бакст
  • Александр Бенуа
  • Наталья Гончарова
  • Михаил Ларионов
  • Сергей Прокофьев
  • Игорь Стравинский

Леон Бакст

Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней, 1905

Леон Бакст  Эскиз костюма к балету «Послеполуденный отдых фавна», 1912 Леон Бакст  Эскиз костюма к балету  «Нарцисс», 1911

Леон Бакст

Эскиз костюма к балету «Послеполуденный отдых фавна», 1912

Леон Бакст

Эскиз костюма к балету «Нарцисс», 1911

Александр Бенуа Эскиз к балету «Петрушка», 1911

Александр Бенуа

Эскиз к балету «Петрушка», 1911

Наталья Гончарова Эскиз к балету «Золотой петушок», 1914

Наталья Гончарова

Эскиз к балету «Золотой петушок», 1914

Михаил Ларионов Эскиз к балету «Полуночное солнце», 1915

Михаил Ларионов

Эскиз к балету «Полуночное солнце», 1915

МУЗЫКА Игорь Фёдорович Стравинский  (5 июня 1882, Ораниенбаум, Российская империя — 6 апреля 1971, Нью-Йорк; похоронен в Венеции) — русский композитор, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века. На премьере сюиты для голоса с оркестром «Фавн и пастушка», написанной под руководством Римского-Корсакова, присутствовал Сергей Дягилев, высоко оценивший талант молодого композитора. Через некоторое время Дягилев предложил ему написать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принёсших ему мировую известность — «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). В эти годы (главным образом, в связи с постановками Дягилева) Стравинский неоднократно ездил в Париж.

МУЗЫКА

Игорь Фёдорович Стравинский  (5 июня 1882, Ораниенбаум, Российская империя — 6 апреля 1971, Нью-Йорк; похоронен в Венеции) — русский композитор, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века.

На премьере сюиты для голоса с оркестром «Фавн и пастушка», написанной под руководством Римского-Корсакова, присутствовал Сергей Дягилев, высоко оценивший талант молодого композитора. Через некоторое время Дягилев предложил ему написать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принёсших ему мировую известность — «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). В эти годы (главным образом, в связи с постановками Дягилева) Стравинский неоднократно ездил в Париж.

МУЗЫКА «Весна священная»  (фр.  Le Sacre du printemps ) — балет русского композитора Игоря Стравинского, премьера которого состоялась 29 мая 1913 года в театре Елисейских Полей в Париже. Автор декораций, костюмов, либретто — Николай Рерих, хореограф — Вацлав Нижинский, импресарио — Сергей Дягилев. Весна священная , 1913

МУЗЫКА

«Весна священная»  (фр.  Le Sacre du printemps ) — балет русского композитора Игоря Стравинского, премьера которого состоялась 29 мая 1913 года в театре Елисейских Полей в Париже. Автор декораций, костюмов, либретто — Николай Рерих, хореограф — Вацлав Нижинский, импресарио — Сергей Дягилев.

Весна священная , 1913

МУЗЫКА Сергей Сергеевич Прокофьев  (11 апреля 1891, Сонцовка — 5 марта 1953, Москва) — русский советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель.   Прокофьев писал во всех современных ему жанрах. Ему принадлежат 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра. Увертюра на еврейские темы , 1919

МУЗЫКА

Сергей Сергеевич Прокофьев  (11 апреля 1891, Сонцовка — 5 марта 1953, Москва) —

русский советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель.  

Прокофьев писал во всех современных ему жанрах. Ему принадлежат 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра.

Увертюра на еврейские темы , 1919

КИНО «Барышня и хулиган»  — художественный фильм 1918 года режиссёра Евгения Славинского по сценарию Владимира Маяковского.   Маяковский сделал акцент на противоречиях в характере героя: сочетании анархо-индивидуалистического бунтарства с трогательной самоотверженной любовью к учительнице. Вступившись за честь любимой, герой гибнет от удара ножа. Барышня и хулиган , 1918

КИНО

«Барышня и хулиган»  — художественный фильм 1918 года режиссёра Евгения Славинского по сценарию Владимира Маяковского. Маяковский сделал акцент на противоречиях в характере героя: сочетании анархо-индивидуалистического бунтарства с трогательной самоотверженной любовью к учительнице. Вступившись за честь любимой, герой гибнет от удара ножа.

Барышня и хулиган , 1918

Источники: arzamas.academy ru.wikipedia.org (извините) Онлайн-курс НИУ ВШЭ «Введение в историю искусства» Курс лекций Артёма Дежурко «История дизайна», музей современного искусства «Гараж», 2011 год Ксения Букша: Малевич (серия ЖЗЛ) wassilykandinsky.ru avangardism.ru 20century-art.ru kazimirmalevich.ru marc-chagall.ru … и другие хорошие источники, которые я забыла тут указать

Источники:

arzamas.academy

ru.wikipedia.org (извините)

Онлайн-курс НИУ ВШЭ «Введение в историю искусства»

Курс лекций Артёма Дежурко «История дизайна», музей современного искусства «Гараж», 2011 год

Ксения Букша: Малевич (серия ЖЗЛ)

wassilykandinsky.ru

avangardism.ru

20century-art.ru

kazimirmalevich.ru

marc-chagall.ru

… и другие хорошие источники, которые я забыла тут указать