Тема: С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
Цели:
- познакомить детей с жизнью и творчеством С.Я.Маршака;
- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения;
- находить в тексте ответы на вопросы;
- определять основную мысль текста;
- обогащать читательский опыт учащихся;
- выполнять правила работы в группе;
- вырабатывать навык выразительного чтения, совершенствовать навык плавного беглого чтения целыми словами;
-воспитывать уважение к людям, совершающие героические поступки.
Оборудование: портрет писателя, книжная выставка, тексты стихотворения
Ход урока
Организационное начало
Приветствие
- Приветствие
Психологический настрой
Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.
Постановка учебной задачи
Рассматривание книжной выставки
- Обратите внимание на выставку книг.
- Кто автор этих книг?
- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
- Какие из этих книг вам знакомы?
Открытие нового знания
Подготовка к первичному восприятию
а) рассказ учителя о С.Я. Маршаке
- А что вы знаете о замечательном писателе С.Я. Маршаке?
- Послушайте о нем.
3 ноября 1887 года в г. Воронеже родился замечательный писатель, поэт Самуил Яковлевич Маршак.
Его отец, Яков Миронович Маршак, работал мастером на заводе. Это был одаренный человек. Особенно увлекался химией. Яков Миронович сам выучил основы химии, непрестанно занимался различными опытами. В поисках лучшего применения своих сил и знаний он часто переезжал со всей семьей из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге.
Сочинять стихи Самуил Маршак начал еще до того, как научился писать, с четырех лет. Большая семья с удовольствием слушала его стихи (в семье было 6 детей). И даже просили написать стихи по различным поводам.
Под руководством своего преподавателя латыни С.Маршак уже в школьные годы стал переводить художественные произведения.
- Ребята, о чем это говорит? ( Хорошее знание языков).
В его книгах вы найдёте, переводы стихов, сказок, баллад, песен и сонет (монгольских, сербских, норвежских, немецких, английских, итальянских, французских, шотландских писателей). Так активно заняться переводами ему помог переезд в Англию. С 1912 по 1914 год он жил в этой стране и учился в Лондонском университете. Но и вернувшись в Россию, Маршак продолжает переводить, а значить знакомить нас с мировой поэзией.
Все его произведения веселые, беспечные, озорные, легко читаются и запоминаются.
В 1953 году отдельной книгой вышел сборник «Детки в клетки».
Ребята, какие стихи вошли в этот сборник? (стихи о животных)
Многие родители готовят в школу своих детей по стихам Самуила Яковлевича: Веселая азбука, Веселый счет, Знаки препинания.
б) рассматривание портрета автора
- Посмотрите на портрет автора.
- Как вы думаете, сколько ему лет?
- Что вы можете сказать о его внешности, характере?
(улыбается-был веселым и добрым человеком)
- Давайте прочитаем эпиграф, который написан на доске.
«Писать для детей - это же такое редкое счастье»
- Эти слова принадлежат С. Маршаку.
- Как вы понимаете?
- Действительно, для С. Маршака было счастьем и радостью писать для детей, а для детей было счастьем читать его интересные, веселые стихотворения.
Работа по формированию умений и навыков
Выразительное чтение стихотворения.
- Общеизвестными стали его стихотворения: «Багаж», «Пудель», «Вот какой рассеянный», «Про все на свете», «Котята», «Лягушка на дорожке», «Где обедал воробей?» «Кораблик», «Усатый – полосатый», «Урок вежливости», «Тигренок», «Непослушные гусята».
- Ребята, давайте прочитаем стихотворения, которые вы готовили дома.
(«Багаж»)
- Выходят дети, которые готовили выразительное чтение стихотворения «Багаж»
- Все произведения С.Я. Маршака веселые, беспечные, озорные, легко читаются и запоминаются.
Разгадывание загадок
- Маршак писал для детей и загадки-стихи. Давайте, ребята, немного поиграем. Я буду вам читать загадки Маршака, а вы их разгадывать.
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб. зуб.
Пила
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом — под столом,
А ночью — под кроватью.
Сапоги
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
Мяч
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
Дождь
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез.
Календарь
Инсценирование «Сказка о глупом мышонке»
- С. Маршак написал много сказок для детей. Инсценировку которой мы сейчас увидим.
Физкультминутка
Знакомство с новым произведением С.Я. Михалкова
- Многие стихи Маршака являются сатирическими, но есть и такие, которые являются поучительными. То есть, читая их, мы без лишних назиданий понимаем чего нельзя делать, что «плохо» и что «хорошо», как нужно поступать в той или иной ситуации.
- И сегодня мы как раз поговорим о таком произведении.
- Ребята, как вы думаете, кого называют героем? (Герой – выдающийся своей храбростью, доблестный человек, самоотверженно совершающий подвиг.)
- Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение С. Михалкова, внимательно послушайте.
Рассказ о неизвестном герое.
Проверка первичного восприятия. Эмоционально-оценочная беседа.
- Понравилось ли вам это стихотворение? Почему?
- Почему автор озаглавил свое произведение «Рассказ о неизвестном герое»?
- Какой подвиг совершил этот герой? И можно ли этот поступок действительно назвать подвигом?
- Что мы узнаем из рассказа о внешнем виде героя, настроении?
- Опишите, какая картина вдруг предстала перед ним.
- Как характеризуют незнакомца такие слова: «Даром минуты одной не теряя, бросился парень с подножки трамвая…»?
- Прав ли парень, выбрав такое решение: взобраться на многоэтажный дом по водосточной трубе?
- Какие строки повторяются дважды? Зачем это понадобилось поэту?
- Как вы думаете, почему искали парня милиция, пожарные и фотографы?
- Чему может научить детей чтение этого стихотворения?
Выразительное чтение стихотворения.
- Давайте теперь прочитаем выразительно по цепочке это стихотворение.
Конкурс на выразительное чтение стихотворения
(вызываю 4 человека, )
- Чье чтение стихотворение вам наиболее понравилось?
Подведение итога урока. Рефлексия.
- Ребята! Что нового вы узнали о жизни С.Я. Маршака?
- Какие произведения этого автора вы запомнили?
- Какое стихотворение вам наиболее понравилось?
- Чем вам понравилось заниматься на уроке.
- Я надеюсь, что вы еще раз убедились, что стихотворения Маршака веселые, интересные и поучительные, которые вам захочется прочитать самостоятельно.