СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ логопедического занятия по теме: "Различение предлогов за-перед".

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

При планировании данного логопедического занятия мною были поставлены следующие цели: уточнить значение предлогов «за», «перед»; корригировать ошибки в употреблении предлогов «за», «перед» в устной и письменной речи; ввести предлоги «за», «перед» в активную речь обучающихся, способствовать социальной адаптации обучающихся в обществе.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ логопедического занятия по теме: "Различение предлогов за-перед".»

Самоанализ логопедического занятия

Тема занятия: «Различение предлогов «за», «перед»

Логопедическое занятие, проведенное мною во втором классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлено на коррекцию лексико-грамматической стороны речи. Два учащихся из 2 «А» класса имели логопедическое заключение: нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием речи лёгкой степени тяжести при умственной отсталости. Два учащихся из 2 «А» класса имели логопедическое заключение: нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием речи средней степени тяжести при умственной отсталости.

При планировании данного логопедического занятия мною были поставлены следующие цели: уточнить значение предлогов «за», «перед»; корригировать ошибки в употреблении предлогов «за», «перед» в устной и письменной речи; ввести предлоги «за», «перед» в активную речь обучающихся, способствовать социальной адаптации обучающихся в обществе.

Задачи: коррекционно - образовательные:

1). Уточнить:

а) правильное произношение предлогов «за», «перед»;

б) понимание семантического значения предлогов «за», «перед»;

в) представления учащихся о предлоге, как отдельном самостоятельном слове;

г) навык написания предлога отдельно от следующего слова.

2). Активизировать употребление предлогов в самостоятельной речи, а также предметный и глагольный словарь (номинативный и предикативный), различные варианты формул речевого этикета.

3). Тренировать:

а) в различении предлогов «за», «перед»;

б) в развитии умения размещать предметы на плоскости по словесной инструкции;

в) в конструировании предложно-падежной конструкции по предложенной схеме-модели предложения;

г) в грамматическом оформлении речи путём овладения предложным управлением в простых распространённых предложениях;

д) в правильности, осознанности, выразительности чтения.

Коррекционно – развивающие задачи:

– развитие артикуляторных кинестезий, координации движений (синхронность артикуляционной и мелкой моторики), речевого дыхания, офтальмокинеза, межполушарного взаимодействия, темпо-ритмической организации речи;

– развитие грамматического оформления речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, умения связного диалогического высказывания;

– развитие речемыслительной деятельности; зрительно-пространственного восприятия, наглядно-действенного мышления; двигательной и словесно-логической видов памяти; мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения; фонематического слуха, коммуникативных навыков, метапредметных связей; положительных эмоций.

Воспитательные задачи:

– воспитывать языковую наблюдательность, учебную мотивацию, социально-этические умения, самоконтроль и произвольность своих действий, способствовать социальной адаптации в обществе.

Логопедическое занятие построено как форма коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса. При разработке данного занятия учитывались: симптоматика и структура речевого дефекта детей младших классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); возрастные особенности, возможности учащихся второго класса; рассматривались нарушения речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития, общедидактические и специальные принципы логопедии; психологические и здоровьесберегающие требования; соответствие лексического материала на логопедическом занятии учебникам - русский язык, чтение - для общеобразовательных организа­ций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Особое внимание уделялось логической связи между этапами занятия. Задания соответствуют последовательности цели и задачам занятия. Задачи включают в себя основные коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные и соответствуют стандартным требованиям коррекционной программы и связаны с предыдущими занятиями.

В ходе занятия я применяла здоровьесберегающие технологии, инновационные методы и приёмы обучения при работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющими различные речевые нарушения. Я создавала и передавала особое эмоциональное состояние учащимся, непринуждённо вовлекая их в коррекционный процесс. В своей деятельности учитывала основной принцип работы – создание здоровье-сберегающей образовательной среды.

Тема занятия для обучающихся звучала как «Предлоги «за», «перед», так как слово «различение» им мало понятно. Занятие имело чёткую структуру и этапы.

Подготовительная часть занятия началась с организационного момента, одновременного произнесения речёвки с соответствующими движениями рук. Далее была проведена артикуляционная и пальчиковая гимнастика с использованием метода - биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. совместные движения руки и артикуляционного аппарата оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, вырабатывают качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливают к правильному произнесению фонем. Во время следующего задания дети выполнили кинезиологическую дыхательную гимнастику. Кинезиологические дыхательные упражнения с разнонаправленными движениями рук позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, развивать длительный речевой вдох и выдох.

Основная часть занятия началась с дидактической диалогической игры, в ходе которой ученики, пользуясь правилами этикета, сначала задавали друг другу вопросы о местонахождении мультикапликационного героя в линейном предметно-картинном ряду, а потом отвечали с помощью предлогов «за», «перед». Работа над развитием диалогических умений школьников является важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.

Затем ученики наблюдали за перемещением картинки сказочного героя относительно одного и того же предмета на ситуативной картине пейзажа. Школьники рассматривали, слушали, запоминали, отчётливо воспроизводили, подражали темпу и ритму речи логопеда. В следующем задании один ученик самостоятельно составлял предложение, пользуясь предлогами «за» или «перед», а другой выполнял действие, располагая предметную картинку на картине пейзажа, называл её местонахождение. Таким образом, ученики практическим наглядным путём сравнивали два предложения с одним и тем же героем, отличающихся предлогами «за», «перед».

На занятии большое место занимала работа над развитием слухового восприятия. Учащиеся многократно проговаривали хором и по одному предлог со словом, к которому он относится, выделяя голосом конец слова, таким образом, привлекая внимание к окончанию. Так же осуществлялась коррекция навыка чтения. Дети вначале называли демонстрируемую предметную картинку, интонировали «конец слова», а за тем в процессе хорового чтения следили за изменением окончания. Работа проводилась сопряжённо, отражённо, в самостоятельной речи детей.

Во время физкультминутки проводились глазодвигательные упражнения, которые обеспечили благоприятный эмоциональный настрой ученикам, позволили расширить поле зрения, улучшить восприятие.

Особое внимание отводилось работе со схемами предлогов, составлению предложения по сюжетной картинке и графической схеме предложения, записи предлога со словом, с которым он «дружит». В процессе этого задания актуализировались знания учащихся о семантическом и грамматическом значении предлогов «за», «перед», закреплялось знание о раздельном написании предлогов со словами. Дети овладевали навыком самостоятельной творческой работы со схемами.

Я переносила уже известные знания учащихся учебного материала в новые условия. Вначале ученики в разных заданиях практически отрабатывали согласование предлогов с именами существительными женского, мужского и среднего рода единственного числа (устанавливали «дружбу» слов) с ударными окончаниями -ом, -ой (по методике Мисаренко). Так в завершении основной части занятия в игровой ситуации «Подружи слова» в процессе дидактической игры в мяч, обучающиеся работали с теми же предлогами, но с существительными женского, мужского и среднего рода единственного числа с безударными окончаниями. Подбор слов соответствовал программным требованиям по русскому языку во втором классе.

В заключительной части занятия была использована интеллектуальная и артикуляционная игра - воспроизведение скороговорки с перемещением предметной картинки мальчика по сюжетной картине, пользуясь предлогами «за», «перед». Скороговорка решала следующие задачи: языковую, артикуляционную, смысловую, способствовала снятию психо-физического напряжения, являлась логическим окончанием занятия.

Завершающими моментами были: подведение итогов занятия, рефлексия-вручение медалек за отличную и активную работу.

Таким образом, в процессе работы над предлогами обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) развивали устойчивость восприятия, речемыслительные операции по сравнению, сопоставлению, анализу, обобщению; наглядно-образное мышление, словесно-логическое и образное виды памяти, корригируя познавательную деятельность, коммуникативные навыки, усваивали предложно-падежные конструкции, что способствовало усвоению школьной программы. В ходе занятия ученики тренировались пользоваться диалогом как формой общения; применялись знакомые пословицы о дружбе, воспитывая социально-этические умения, нормы нравственного поведения, что помогает более полной социализации школьников в обществе.

Особого внимания заслуживает система методов и приёмов в ходе данного логопедического занятия. Я осуществляла инновационные процессы на занятии, самостоятельно составила задания: 1) к дидактической игре в мяч «Подружи слова»; 2) к объёмной сюжетной картине для подстановки предметных картинок и составления предложений с предлогами «за», «перед» по словесной инструкции одного из детей; 3) конструирование предложно-падежной конструкции по сюжетной картинке и предложенной графической схеме-модели предложения или составление предложения по сюжетной картинке и схеме. 4) Разработала и реализовала наглядность к скороговорке, 5) объёмную сюжетную картину для подстановки предметных картинок, 6) демонстрационный материал предметных картинок сказочных героев в линейном ряду, 7) сюжетные картинки и к ним графические схемы-модели с данными предлогами. Наглядность имела чёткое эстетическое оформление.

Методы и приемы, использованные мною, соответствовали целям и содержанию занятия.

При уточнении и дифференциации предлогов «за», «перед» в речи младших школьников использовались следующие основные приемы:

  • обучение, при котором представляются связи и отношения между действиями, совершаемыми самим ребенком;

  • выяснение отношений между предметами на картинках;

  • построение предложений по образцу с использованием графических схем предлогов;

  • отражение в устном отчёте ребёнка его практических действий;

  • усвоение выражений с предлогами на образцах правильно использованной речи на занятии.

В ходе занятия были использованы методы, активизирующие познавательную деятельность обучающихся. Например, были применены практические методы: подражательно-исполнительские упражнения: артикуляционная и пальчиковая гимнастика, кинезиологическая дыхательная гимнастика «Облако дыхания», глазодвигательные упражнения; игровой метод – дидактическая игра в мяч «Подружи слова»; словесные методы – беседа, чтение; наглядные методы – наблюдение за действиями учителя-логопеда в процессе передвижения предметных картинок на ситуативной картине пейзажа; рассматривание предметных картинок, расположенных в линейном ряду по горизонтальной оси, ситуативной картины пейзажа, графических схем предлогов; наглядно-практические - упражнение: составление предложения по сюжетной картинке и графической схеме; наглядно-практические методы с использованием словесных - задание на подстановку предметных картинок на ситуативную картину пейзажа согласно словесной инструкции.

В ходе работы я использовала обширный дидактический материал. При отборе учебного материала принимались во внимание степень его лексической, морфологической и фонетической трудности. Продуманно составленные задания позволили включить все анализаторы в работу по запоминанию того или иного слова, его семантики, графического написания (слуховой — голос логопеда; зрительный — чтение слова, выделение цветом флексии, опора на картинный материал; двигательный — манипуляция с картинками и написание слова в предложении), а следовательно, быстрее запомнить слово. Излагаемый материал являлся научным, наглядным, доступным, дифференцированным, воспитывающим и ориентирован на результативность технологии логопедической коррекции в рамках образовательного процесса; соотносился с уровнем развития ребёнка, связывался с логикой занятия, имел практическую направленность.

Актуальность выбранной данной темы проявляется в том, что наибольшие трудности учащиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) испытывают при понимании, построении, и употреблении предложно-падежных конструкций, в установлении пространственных, причинно-следственных связей. Пассивный и активный словарь характеризуется бедностью и неточностью, а представление об окружающей действительности является недостаточным. Они допускают многочисленные и стойкие ошибки при словоизменении, проявляя недостаточную сформированность усвоения словоформ, в оперировании морфологическими нормами языка. Для них характерны следующие ошибки (по степени убывания): замена одним предлогом нескольких предлогов (около — перед, за, справа, слева), смешение предлогов (за - перед, на — над, из — под). Дети используют ненормативные окончания имен существительных («мяч перед стула»), а также упрощают структуру предложений. Так как ученики, имеющие нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием речи лёгкой и средней степени тяжести при умственной отсталости, не осознают смысловую значимость предлогов, заменяют его на другой предлог. Они не выделяют их как отдельные слова, поэтому в устной и письменной речи пропускают предлоги, соединяют их с последующим словом («Солнышко спряталось тучу»; «Собака лежит передбудкой»). Непонимание детьми смысла предлогов также является одной из причин того, что обучающиеся пишут приставки отдельно, например: «Машина за ехала загараж». В активном словаре школьников, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием речи лёгкой и средней степени тяжести при умственной отсталости, не отмечается сложносоставного предлога «из-за». А в семантическом значении предлога «из-за» используется формулировка предлога «за».

Тема: «Различение предлогов «за», «перед» является сложной. Во втором классе в тематическом планировании она является одной из итоговых в разделе «Развитие пространственных представлений». Она даётся с учётом зоны ближайшего развития и подготавливает учеников к прохождению в третьем классе сложных форм фонематического анализа – «определение линейной последовательности и количества звуков в слове». Этот вид звукового анализа обслуживает письменную речь человека» (Е. Ф. Архипова). Таким образом, я осуществляла межпредметные связи с уроком русского языка, корригируя фонематические ошибки.

Я проводила знакомство с каждым из предлогов параллельно с темами: «Ориентировка в окружающем пространстве. Предлог «перед». «Развитие восприятия пространственных отношений между предметами и группами предметов. Предлог «за». «Определение линейной последовательности предметного ряда». Тема: «Различение предлогов «за», «перед» предваряет следующие темы: «Развитие простых форм фонематического анализа». «Звуковой анализ односложных слов без стечения согласных, состоящих из закрытого слога».

На занятии я осуществляла дифференцированный подход, учитывая возрастную динамику развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), особенности высшей нервной деятельности, психические особенности обучающихся с умственной отсталостью, их работоспособность, особенность моторного развития, симптоматику речевых расстройств, их механизмы, уровень несформированности устной и письменной речи; соответствие времени занятия и степени усвоения материала учащимися с моментами наступления кризисов внимания.

При проведении занятия я умело сочетала виды работы учеников, которые соответствовали уровню подготовленности обучающихся. Ученики проявляли работоспособность и стойкий интерес на протяжении всего занятия. В деятельности учащихся присутствовала целенаправленность, сосредоточенность. Я направляла деятельность учеников, своевременно корректируя речь учащихся, дополняя, привлекая обучающихся к взаимному контролю. Большое место на занятии отводилось самостоятельной работе учеников. При организации самостоятельной работы я рационально подбирала систему упражнений, охватывающую наиболее важные моменты темы, что позволило в значительной мере обеспечить закрепление знаний, умений и навыков в соответствии с целями занятия, давало возможность увидеть трудности в применении полученных знаний на практике.

Умелое сочетание фронтальной и индивидуальной работы, способствовали созданию психологического климата на занятии и высокого уровня мотивированности у обучающихся. Я создавала ситуацию успеха похвалой, подбадриванием, доброжелательным и этичным отношением к учащимся. В отношениях с детьми у меня преобладает личностно-ориентированная модель общения. Учебная деятельность строится с учётом требований коррекционной психологии, педагогики, методики логопедической науки на основе совместного сотрудничества с учащимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Таким образом, результативность проведённой коррекционно - логопедической работы по теме: «Различение предлогов «за», «перед», определялась тем, что способствовала: уточнению и усвоению пространственных взаимоотношений по горизонтальной оси, пространственного расположения трёх предметов по вертикальной оси, правильному использованию и пониманию детьми предлогов, речевых конструкций; развитию словоизменения и способности к вербальному анализу; расширению словарного запаса и общей осведомлённости; осуществлению коррекции ошибок слитного написания предлогов в письменной речи, типичных для детей с лексико-грамматическим недоразвитием, проблем согласования и склонения окончаний. Дети закрепили умение работать со схемами, тестовыми заданиями. Ученики овладели навыками самостоятельной творческой работы. В процессе развития диалогической речи воспитанники отработали социально-этические нормы поведения и, таким образом, были подготовлены для адаптации в обществе, что является для них социально значимым.

Время занятия я использовала рационально, логично выстроена структура занятия, каждый последующий этап урока плавно вытекает из предыдущего. Каждый этап урока тезисно отображался на отдельной створке доски для дополнительной визуализации хода занятия и облегчения обучающимся подведения итогов урока. Виды деятельности чередовались для избежания быстрого утомления обучающихся. Были проведены гимнастика для глаз и физкультминутка.

Я работаю на каждом уроке над тем, чтобы любой обучающийся чувствовал себя успешным, но при этом ощущал себя частью класса. То есть ребята работают над общей задачей, однако, учитывая «зону ближайшего развития», у каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) своя «миссия», которая соответствует уровню его возможностей. Задания составляются с учетом особенностей эмоционально-волевой сферы обучающихся и учитывается темп их работы на уроке. Это благоприятно влияет на психологическую атмосферу в классе, раскрепощает обучающихся. Ребята не боятся высказывать своё мнение, выходить к доске, участвовать в диалоге и с удовольствием закрепляют новые знания и отрабатывают новые умения.

На занятиях я стараюсь подводить обучающихся к анализу материала, учу делать выводы по теме. Всегда приветствую дружескую поддержку и взаимопомощь.

Поставленные цели и задачи на логопедическом занятии были достигнуты. Обучающиеся различают предлоги, пишут раздельно от других слов, стараются обращать внимание на правильное написание слов («конец слов» в названиях предметов).

В результате строгой целенаправленности, продуманности, последовательности организации логопедической работы мною были достигнуты цели и коррекционные, развивающие, дидактические (образовательные), воспитательные задачи в соответствии с психологическими и здоровьесберегающми требованиями, предъявляемыми к логопедическому занятию в ОКОУ «Курская школа «Ступени».

Логопедическое занятие для обучающихся второго класса было проведено на высоком методическом уровне.

3