СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ "Технологическая карта урока в классе - комплекте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

С самоанализом я выступала на аттестации я рассказала о проблеме технологических карт урока в классе - комплекте, как составить, как провести одновременно урок в двух классах, выдержав все рекомендации ФГОС

Просмотр содержимого документа
«самоанализ "Технологическая карта урока в классе - комплекте"»

Самоанализ « Технологическая карта урока в классе комплекте»

Доля начальных школ в сети образовательных организаций Иркутской области состав­ляет 22%, что в 2,4 раза выше среднего показателя по СФО (9 %). Близкий по величине показатель – в Республике Хакасия (14%). В Забайкальском крае доля НОШ составляет 11%, в Томской об­ласти и Республике Бурятия – по 10%, в Кеме­ровской, Омской областях, Алтайском, Краснояр­ском краях, Республиках Алтай и Тыва – от 5 до 9%. В сети ОУ Новосибирской области только 1% начальных школ.

В науке и законодательстве Российской Федерации не установлены понятия «малочисленное общеобразовательное учреждение», «малокомплектное общеобразовательное учреждение». Чаще всего употребляют термин «малокомплектная школа». Вообще до 70 годов малокомплектной считалась только начальная школа. В Российской педагогической энциклопедии малокомплектной называется школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся. В настоящее время к малокомплектным об­разовательным организациям согласно ФЗ РФ «Об образовании» статья 99 часть 4 относят образовательные организации, реализующие основные образовательные программы, исходя из удалённости, транспортной доступности и (или) численности обучающихся. Таким образом, под это определение подпадает и маленькая школа, в которой учатся несколько классов в одной аудитории, и школа со средней наполняемостью классов в 25 человек, введение ФГОС в которой существенно не отличается от большой городской школы.

Не любые малокомплектные сельские школы нуждаются в специальных рекомендациях по введению ФГОС в малокомплектной начальной школе, а только те, в которых средняя численность класса составляет менее 10 учеников.

Когда 1 сентября 2011 года я начала работать по Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения, я ещё не совсем понимала, что новая система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков (ЗУН) и ставит главной задачей развитие личности ученика.

Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования.

А. Асмолов, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ считает, что задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Поставленная задача полностью меняет подход к обучению и воспитанию и в том числе меняет конструирование современного урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовке к современному уроку, чтобы реализовать требования ФГОС, причём работая в классе – комплекте. Такую проблему увидела я, и начала работать над темой «Технологическая карта урока, как современная форма планирования урочной деятельности в классе – комплекте в соответствии с требованиями ФГОС»

Начну с того, что изменились типы уроков:

Типы уроков

Традиционный урок

Деятельностное обучение

Урок изучения нового материала


Урок совершенствования знаний, умений и навыков


Урок обобщения и систематизации


Комбинированные уроки



Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков


Урок постановки учебной задачи


Урок решения учебной задачи


Урок моделирования и преобразования модели


Урок решения частных задач с применением открытого способа


Урок контроля и оценки



Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Главная методическая цель достигается следующими путями.

  • Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, составляя и обсуждая план урока с одним классом можно забыть про второй класс, значит нужно так составить свой урок, чтобы оба класса составляли и обсуждали план своего урока, что я знаю, а что ещё не знаю, используя в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

  • Преобразующий характер деятельности обучающихся: Учащиеся вместе с учителем наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть нужно пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию. Значит нужно так построить урок, чтобы как можно больше времени поработать и с одним и с другим классом

Следующий путь достижения главной методической цели мне очень нравится это -

  • Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Большая работа со стороны учителя на этом пути – заготовить дидактический материал на каждый урок, ведь самостоятельную работу дети выполняют по – разному, одни быстрее, другие медленнее и вот, чтобы ученик не сидел без дела, не терял время пока учитель работает ещё с другим классом, он подходит к коробочке, где карточки с заданиями, он может взять карточку с лёгким заданием, или сложным, задания с включением механизма творчества, и когда у ребёнка всё получается это и есть эффект неожиданности, удивления, радости. Я смог, я сделал сам, я ещё буду делать! Конечно всё это поощряется со стороны учителя. Можно создать проблемные ситуации – коллизии.

  • Коллективный поиск, здесь тоже есть свои плюсы (детей немного, шума не будет, даже если дети будут работать самостоятельно и коллективно, учитель продумывает задания, вопросы пробуждающие самостоятельную мысль учеников), создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса. Дети свободно подходят к полке с книгами, берут нужную энциклопедию, учебник, словарь, чтобы найти нужную информацию и как они бывают счастливы, когда им самим удаётся найти нужный материал

  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

  • Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса. Пройти все пути, чтобы достигнуть главную методическую цель.

Технологическая карта урока позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;

  • увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы;

  • согласовывать действия учителя и ученика;

  • организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.

  • выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

  • соотнести результат с целью обучения;

На мой взгляд, повышение качества образования происходит за счет того, что: необходимо планировать и строить урок, так чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения, достижения трех групп планируемых образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных, в виде формируемых способов деятельности.

Проанализировав достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-предметниками, учителями начальных классов, я попыталась сделать свою технологическую карту урока с двумя классами. (Приложение 1) Я думала, что подобрала данную структуру, на мой взгляд, удачно реализующую цели формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Но проработав некоторое время с этой технологической картой, я поняла, что она напоминает мне традиционный план урока и тогда я решила разработать новую карту отвечающую всем требованием.

Тогда у меня появилась вот такая технологическая карта урока. (Приложение 2) Где я вынесла планируемые результаты в задачи урока, где появились графы содержание деятельности учителя и содержание деятельности ученика для каждого класса, цветом выделила самостоятельную работу и продолжила работать по такой карте, но выступая на районном семинаре со своей проблемой, мне был задан вопрос. Как прослеживаются планируемые результаты на каждом этапе урока? На вопрос я не ответила, поэтому приехав к себе домой я начала думать, как изменить форму, чтобы было видно и планируемые результаты на каждом этапе урока и самостоятельная работа и работа с учителем.

Поэтому у меня появилась новая форма технологической карты урока по которой я работаю по сей день.(Приложение 3) Но главное не форма, а главное её содержание, главное наполнить эту форму таким материалом, чтобы детям было и интересно, и радостно, и не скучно, и полезно, , чтобы они понимали, чтобы радость, удивление, неожиданность постоянно на каждом уроке присутствовала в них. И вот карта заполнена. Этапы урока продуманы, переходы от класса в класс тоже продуманы, остаётся самое главное подготовить ресурсы урока и бумажные и электронные, ни один урок в классе – комплекте не обойдётся без раздаточного материала. Поэтому на каждый урок я готовлю дополнительные задания – карточки. Задания беру из многочисленных печатных изданий, пособий для учащихся. Каждая такая карточка проверяется и складывается в папку, какая есть у каждого ученика. Вот вам и индивидуальная и дополнительная работы. На родительских собраниях показываю и рассказываю родителям об успехах и промахах их детей.

Всё, что приготовила к уроку заношу в карту обеспеченности урока, такая строка есть в ТКУ

№ п/п

Этапы урока

Материально – техническая оснащённость

Бумажные ресурсы

Электронные ресурсы

2 класс

4 класс

2 класс

4 класс









Немного остановлюсь на электронных ресурсах урока. Это одна из проблем в классе – комплекте.

Обычный класс

Класс – комплект

Повышает интерес учащихся

Повышает интерес учащихся

Позволяет экономить время урока

Не позволяет экономить время урока (Работает 2 класс с интерактивной доской, а 4 класс как бы не старался делать вид, что сосредоточен на выполнение своего задания всё равно одним ухом слушает, одним глазом смотрит)

Соблюдаются требования СанПиН

Не соблюдаются требования (приходится сокращать время просмотра статистических изображений на учебной доске, в 1 – 2 кл – 10 мин, в 3 – 4 кл – 15 мин )

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Вот почему мои ученики активные участники различных форумов, районных научно – практических конференций, олимпиад, участники и победители дистанционных Всероссийских олимпиад по предметам, викторин, региональных дистанционных интеллектуальных турниров, конкурсов. Это мои ученики показали высокий результат комплексного тестирования, проведенного в период аккредитации школы в ноябре 2013 года. А мониторинг проведённый осенью 2014 года Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области показал уровень познавательных и информационных УУД: Достаточный – 80% Высокий – 20%. Уровень информационного УУД: Высокий – 40% достаточный – 40%, минимальный – 20 %.

Мои ученики с удовольствием разрабатывают и воплощают в жизнь проекты. Один из проектов это клумба – пруд 2 сезона он радовал всех своей красотой и удобством, думаю, летом 2015 года он станет ещё лучше, наряднее и нужнее для моих учеников и воспитанников.

А проводя мониторинг качества практической части рабочей программы, я решила сравнить результаты моих учеников, обучающихся по ГОС (они сейчас шестиклассники Никольской СОШ) и учеников обучающихся по ФГОС (они сейчас мои выпускники)

ФГОС: 3 класс 2013/14 уч. год


Математика

Русский язык

Литературное чтение

Ученик 1

124

187

82

Ученик 2

162

238

87

Ученик 3

140

239

84

Ученик 4

152

240

74

Ученик 5

100

240

81

Итого

678

1144

408

Средний показатель

135,6

228,8

81,6



ГОС: 3 класс 2011/12 уч.год




Математика

Русский язык

Литературное чтение

Ученик 1

115

160

80

Ученик 2

105

170

78

Ученик 3

120

160

90

Ученик 4

125

168

72

Ученик 5

132

154

72

Ученик 6

92

102

64

Ученик 7

100

108

64

Итого

789

1022

520

Средний показатель

112,7

146,0

74,2

По данным таблицы я сделала сравнительную диаграмму и, конечно, результаты учеников Обучающихся по ФГОС на порядок выше


ФГОС

ГОС


М.

Р.яз.

Л.ч.

М.

Р.яз.

Л.ч.

Средний показатель

135,6

228,8

81,6

112,7

146,0

74,2









Итак, ТКУ позволяет:

  1. Повысить качество обучения.

  2. Организовать эффективный учебный процесс.

  3. Увидеть учебный материал целостно и системно.

  4. Администрации школы контролировать выполнение программ

    1. Достижение планируемых результатов.

    2. Осуществление необходимой методической помощи.

  5. Сократить время на подготовку учителя к уроку.

Моё дальнейшее решение по повышению качества обучения: Рабочие программы по предметам разрабатывать параллельно, сразу на два класса. И последнее: я надеюсь, что один из шаблонов ТКУ (разработанный в содружестве со всеми учителями к кому я обращалась по интернету) поможет учителям начальных классов в планировании урочной деятельности в классе – комплекте.



Учитель _______________/И.П. Кукина/













Литература:

  1. Анализ современного урока. – М, 2001.

  2. Бубнова И.А. Поурочные разработки Технологические карты уроков.М.; СПб.: Просвещение, 2013. С.3 – 5

  3. Гаврилина О.А. Учиться, чтобы учить, и учить, чтобы учиться / Гаврилина О.А. // Педагогический имидж. – 2012. – № 4.

  4. Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С 83 – 88.

  5. Принципы и положения для работы с технологическими картами http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077

  6. Смольникова И.А. Структуризация основных требований к ЭОР Электронная публикация http://www.eorhelp.ru/node/8964

  7. ФЗ РФ «Об Образовании в Российской Федерации». – 2013. – с.119

  8. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.