Самоанализ « Технологическая карта урока в классе комплекте»
Доля начальных школ в сети образовательных организаций Иркутской области составляет 22%, что в 2,4 раза выше среднего показателя по СФО (9 %). Близкий по величине показатель – в Республике Хакасия (14%). В Забайкальском крае доля НОШ составляет 11%, в Томской области и Республике Бурятия – по 10%, в Кемеровской, Омской областях, Алтайском, Красноярском краях, Республиках Алтай и Тыва – от 5 до 9%. В сети ОУ Новосибирской области только 1% начальных школ.
В науке и законодательстве Российской Федерации не установлены понятия «малочисленное общеобразовательное учреждение», «малокомплектное общеобразовательное учреждение». Чаще всего употребляют термин «малокомплектная школа». Вообще до 70 годов малокомплектной считалась только начальная школа. В Российской педагогической энциклопедии малокомплектной называется школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся. В настоящее время к малокомплектным образовательным организациям согласно ФЗ РФ «Об образовании» статья 99 часть 4 относят образовательные организации, реализующие основные образовательные программы, исходя из удалённости, транспортной доступности и (или) численности обучающихся. Таким образом, под это определение подпадает и маленькая школа, в которой учатся несколько классов в одной аудитории, и школа со средней наполняемостью классов в 25 человек, введение ФГОС в которой существенно не отличается от большой городской школы.
Не любые малокомплектные сельские школы нуждаются в специальных рекомендациях по введению ФГОС в малокомплектной начальной школе, а только те, в которых средняя численность класса составляет менее 10 учеников.
Когда 1 сентября 2011 года я начала работать по Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения, я ещё не совсем понимала, что новая система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков (ЗУН) и ставит главной задачей развитие личности ученика.
Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования.
А. Асмолов, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ считает, что задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Поставленная задача полностью меняет подход к обучению и воспитанию и в том числе меняет конструирование современного урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовке к современному уроку, чтобы реализовать требования ФГОС, причём работая в классе – комплекте. Такую проблему увидела я, и начала работать над темой «Технологическая карта урока, как современная форма планирования урочной деятельности в классе – комплекте в соответствии с требованиями ФГОС»
Начну с того, что изменились типы уроков:
Типы уроков
Традиционный урок | Деятельностное обучение |
Урок изучения нового материала Урок совершенствования знаний, умений и навыков Урок обобщения и систематизации Комбинированные уроки Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков | Урок постановки учебной задачи Урок решения учебной задачи Урок моделирования и преобразования модели Урок решения частных задач с применением открытого способа Урок контроля и оценки |
Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Главная методическая цель достигается следующими путями.
Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, составляя и обсуждая план урока с одним классом можно забыть про второй класс, значит нужно так составить свой урок, чтобы оба класса составляли и обсуждали план своего урока, что я знаю, а что ещё не знаю, используя в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
Преобразующий характер деятельности обучающихся: Учащиеся вместе с учителем наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть нужно пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию. Значит нужно так построить урок, чтобы как можно больше времени поработать и с одним и с другим классом
Следующий путь достижения главной методической цели мне очень нравится это -
Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Большая работа со стороны учителя на этом пути – заготовить дидактический материал на каждый урок, ведь самостоятельную работу дети выполняют по – разному, одни быстрее, другие медленнее и вот, чтобы ученик не сидел без дела, не терял время пока учитель работает ещё с другим классом, он подходит к коробочке, где карточки с заданиями, он может взять карточку с лёгким заданием, или сложным, задания с включением механизма творчества, и когда у ребёнка всё получается это и есть эффект неожиданности, удивления, радости. Я смог, я сделал сам, я ещё буду делать! Конечно всё это поощряется со стороны учителя. Можно создать проблемные ситуации – коллизии.
Коллективный поиск, здесь тоже есть свои плюсы (детей немного, шума не будет, даже если дети будут работать самостоятельно и коллективно, учитель продумывает задания, вопросы пробуждающие самостоятельную мысль учеников), создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса. Дети свободно подходят к полке с книгами, берут нужную энциклопедию, учебник, словарь, чтобы найти нужную информацию и как они бывают счастливы, когда им самим удаётся найти нужный материал
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.
Наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса. Пройти все пути, чтобы достигнуть главную методическую цель.
Технологическая карта урока позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС;
увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы;
согласовывать действия учителя и ученика;
организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.
выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
соотнести результат с целью обучения;
На мой взгляд, повышение качества образования происходит за счет того, что: необходимо планировать и строить урок, так чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения, достижения трех групп планируемых образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных, в виде формируемых способов деятельности.
Проанализировав достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-предметниками, учителями начальных классов, я попыталась сделать свою технологическую карту урока с двумя классами. (Приложение 1) Я думала, что подобрала данную структуру, на мой взгляд, удачно реализующую цели формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Но проработав некоторое время с этой технологической картой, я поняла, что она напоминает мне традиционный план урока и тогда я решила разработать новую карту отвечающую всем требованием.
Тогда у меня появилась вот такая технологическая карта урока. (Приложение 2) Где я вынесла планируемые результаты в задачи урока, где появились графы содержание деятельности учителя и содержание деятельности ученика для каждого класса, цветом выделила самостоятельную работу и продолжила работать по такой карте, но выступая на районном семинаре со своей проблемой, мне был задан вопрос. Как прослеживаются планируемые результаты на каждом этапе урока? На вопрос я не ответила, поэтому приехав к себе домой я начала думать, как изменить форму, чтобы было видно и планируемые результаты на каждом этапе урока и самостоятельная работа и работа с учителем.
Поэтому у меня появилась новая форма технологической карты урока по которой я работаю по сей день.(Приложение 3) Но главное не форма, а главное её содержание, главное наполнить эту форму таким материалом, чтобы детям было и интересно, и радостно, и не скучно, и полезно, , чтобы они понимали, чтобы радость, удивление, неожиданность постоянно на каждом уроке присутствовала в них. И вот карта заполнена. Этапы урока продуманы, переходы от класса в класс тоже продуманы, остаётся самое главное подготовить ресурсы урока и бумажные и электронные, ни один урок в классе – комплекте не обойдётся без раздаточного материала. Поэтому на каждый урок я готовлю дополнительные задания – карточки. Задания беру из многочисленных печатных изданий, пособий для учащихся. Каждая такая карточка проверяется и складывается в папку, какая есть у каждого ученика. Вот вам и индивидуальная и дополнительная работы. На родительских собраниях показываю и рассказываю родителям об успехах и промахах их детей.
Всё, что приготовила к уроку заношу в карту обеспеченности урока, такая строка есть в ТКУ
№ п/п | Этапы урока | Материально – техническая оснащённость |
Бумажные ресурсы | Электронные ресурсы |
2 класс | 4 класс | 2 класс | 4 класс |
| | | | | |
Немного остановлюсь на электронных ресурсах урока. Это одна из проблем в классе – комплекте.
Обычный класс | Класс – комплект |
Повышает интерес учащихся | Повышает интерес учащихся |
Позволяет экономить время урока | Не позволяет экономить время урока (Работает 2 класс с интерактивной доской, а 4 класс как бы не старался делать вид, что сосредоточен на выполнение своего задания всё равно одним ухом слушает, одним глазом смотрит) |
Соблюдаются требования СанПиН | Не соблюдаются требования (приходится сокращать время просмотра статистических изображений на учебной доске, в 1 – 2 кл – 10 мин, в 3 – 4 кл – 15 мин ) |
Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Вот почему мои ученики активные участники различных форумов, районных научно – практических конференций, олимпиад, участники и победители дистанционных Всероссийских олимпиад по предметам, викторин, региональных дистанционных интеллектуальных турниров, конкурсов. Это мои ученики показали высокий результат комплексного тестирования, проведенного в период аккредитации школы в ноябре 2013 года. А мониторинг проведённый осенью 2014 года Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области показал уровень познавательных и информационных УУД: Достаточный – 80% Высокий – 20%. Уровень информационного УУД: Высокий – 40% достаточный – 40%, минимальный – 20 %.
Мои ученики с удовольствием разрабатывают и воплощают в жизнь проекты. Один из проектов это клумба – пруд 2 сезона он радовал всех своей красотой и удобством, думаю, летом 2015 года он станет ещё лучше, наряднее и нужнее для моих учеников и воспитанников.
А проводя мониторинг качества практической части рабочей программы, я решила сравнить результаты моих учеников, обучающихся по ГОС (они сейчас шестиклассники Никольской СОШ) и учеников обучающихся по ФГОС (они сейчас мои выпускники)
ФГОС: 3 класс 2013/14 уч. год
| Математика | Русский язык | Литературное чтение |
Ученик 1 | 124 | 187 | 82 |
Ученик 2 | 162 | 238 | 87 |
Ученик 3 | 140 | 239 | 84 |
Ученик 4 | 152 | 240 | 74 |
Ученик 5 | 100 | 240 | 81 |
Итого | 678 | 1144 | 408 |
Средний показатель | 135,6 | 228,8 | 81,6 |
ГОС: 3 класс 2011/12 уч.год
| Математика | Русский язык | Литературное чтение |
Ученик 1 | 115 | 160 | 80 |
Ученик 2 | 105 | 170 | 78 |
Ученик 3 | 120 | 160 | 90 |
Ученик 4 | 125 | 168 | 72 |
Ученик 5 | 132 | 154 | 72 |
Ученик 6 | 92 | 102 | 64 |
Ученик 7 | 100 | 108 | 64 |
Итого | 789 | 1022 | 520 |
Средний показатель | 112,7 | 146,0 | 74,2 |
По данным таблицы я сделала сравнительную диаграмму и, конечно, результаты учеников Обучающихся по ФГОС на порядок выше
| ФГОС | ГОС |
| М. | Р.яз. | Л.ч. | М. | Р.яз. | Л.ч. |
Средний показатель | 135,6 | 228,8 | 81,6 | 112,7 | 146,0 | 74,2 |
![]()
Итак, ТКУ позволяет:
Повысить качество обучения.
Организовать эффективный учебный процесс.
Увидеть учебный материал целостно и системно.
Администрации школы контролировать выполнение программ
Достижение планируемых результатов.
Осуществление необходимой методической помощи.
Сократить время на подготовку учителя к уроку.
Моё дальнейшее решение по повышению качества обучения: Рабочие программы по предметам разрабатывать параллельно, сразу на два класса. И последнее: я надеюсь, что один из шаблонов ТКУ (разработанный в содружестве со всеми учителями к кому я обращалась по интернету) поможет учителям начальных классов в планировании урочной деятельности в классе – комплекте.
Учитель _______________/И.П. Кукина/
Литература:
Анализ современного урока. – М, 2001.
Бубнова И.А. Поурочные разработки Технологические карты уроков.М.; СПб.: Просвещение, 2013. С.3 – 5
Гаврилина О.А. Учиться, чтобы учить, и учить, чтобы учиться / Гаврилина О.А. // Педагогический имидж. – 2012. – № 4.
Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С 83 – 88.
Принципы и положения для работы с технологическими картами http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
Смольникова И.А. Структуризация основных требований к ЭОР Электронная публикация http://www.eorhelp.ru/node/8964
ФЗ РФ «Об Образовании в Российской Федерации». – 2013. – с.119
Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.