Самоанализ учителя истории и обществознания
Брюхановой Т.Н. за 2014 – 2015 уч. год.
Цели моей деятельности, как учителя истории и обществознания:
воспитание человека – патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего непреходящие ценности культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды;
формирование у учащихся картины жизни общества и человечества, как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений;
формирование человека, интегрированного в современном обществе и нацеленного на совершенствование этого общества.
В рамках достижения этих целей пытаюсь осуществить:
- повышение уровня творческого мышления, углубление теоретических знаний и развитие практических навыков учащихся;
- формирование возникновения и развития интереса к истории у большинства учеников, привлечение некоторых из них к ряду ее «любителей»;
- организация внеурочной деятельности, направленной на активизацию мышления и самостоятельную «добычу» знаний;
- создание условий для личностного роста учащихся, раскрытие их творческого потенциала.
- использую элементы здоровьесберегающих и информационно-коммуникативных технологий на своих уроках;
- провожу работу по организации взаимодействия семьи и школы в качестве классного руководителя;
- руковожу работой ШМО гуманитарного цикла.
В преподавании истории и обществознания руководствуюсь требованиями государственного образовательного стандарта, задачами формирования конкурентоспособной, свободно адаптируемой личности.
Для успешной педагогической деятельности и повышения качества образовательных услуг я развиваю профессиональную компетентность для соответствия требованиям, предъявляемым к современному учителю:
изучаю и внедряю в практику преподавания эффективные педагогические технологии;
использую достижения науки и техники (интерактивная доска, компьютерные программы, сеть Интернет);
повышаю уровень коммуникативных и организаторских способностей для построения эффективной модели урока и системы взаимодействия «учитель – ученик».
За период, прошедший после последней аттестации, сделала следующее:
создала видеотеку;
систематизировала раздаточный материал;
обновила оформление кабинета согласно требованиям;
разработала КИМ по историю, обществознанию;
создала уголок ГИА;
веду мониторинг.
В 2014 – 2015 учебном году имею следующую нагрузку:
Классы | 5 | 6 | 7 | 8 | 8к | 9 | 9к | 10 | 11 | Всего часов |
История | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 |
Обществознание | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 10 |
Искусство (МХК) | | | | | | | | 1 | 1 | 2 |
История Урала | | | | | | | | 1 | 1 | 2 |
Российская экономика | | | | | | | | 0,5 | 1 | 1,5 |
Спорные вопросы истории | | | | | | | | | 0,5 | 0,5 |
Решение познавательных задач по обществознанию | | | | | | | | | 0,5 | 0,5 |
Всего | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 6,5 | 8 | 34,5 |
Качество знаний учащихся за 2014 – 2015 уч. год:
Предмет Класс | история | обществознание | Искусство (МХК) | история Урала |
качество | обучен. | качество | обучен. | качество | обучен. | качество | обучен. |
5 класс | 79 % | 100 % | - | - | - | - | - | - |
6 класс | 56% | 100 % | 61% | 100% | - | - | - | - |
7 класс | 63% | 100 % | 75% | 100% | - | - | - | - |
8 класс | 71% | 100 % | 71% | 100% | - | - | - | - |
8к класс | 0% | 100 % | 0% | 100% | - | - | - | - |
9 класс | 25% | 100 % | 25% | 100% | - | - | - | - |
9к класс | 0% | 100 % | 0% | 100% | - | - | - | - |
10 класс | 100% | 100 % | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
11 класс | 100% | 100 % | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Итого: | 55% | 100 % | 54% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
В 2014 – 2015 уч. году выпускники выбрали для сдачи обществознание, но затем отказались.
Современное общество ставит перед школой задачи модернизации и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Я постоянно задумываюсь над тем, как сделать процесс обучения более результативным, как вызвать и поддержать интерес к предмету. Для наиболее эффективного использования времени детей на уроке всегда продумываю план проведения урока, его основные этапы; совместно с обучающимися в начале урока ставлю цели и задачи; слежу за темпом урока; объясняю материал на доступном уровне, использую разнообразные методики. Применяю различные приемы: переключение внимания, сочетание лекционного материала с практическими действиями по выполнению заданий, формирования выводов, работа с текстом и др.
С целью развития интереса учащихся к предмету, активизации познавательной деятельности, формирования способности мыслительной деятельности, использую следующие современные образовательные технологии:
тестовые;
информационные (презентации, тренажёры, слайды, звуковые хрестоматии и т.д.)
групповые;
игровые;
развивающего и коррекционного обучения.
Сам урок стараюсь строить как систему задач, выделяя вместе с ребятами ключевую задачу в начале урока и выполняя по ходу урока задачи разного уровня. Таким образом, применяю в работе системно-деятельностный подход. Роль учителя на уроке стараюсь сводить до минимума, то есть выполняю только роль организатора работы на уроке. При этом главнее действующие лица – дети, которые заняты активной мыслительной деятельностью.
Осуществляю систематический контроль за уровнем развития знаний, умений и навыков каждого учащегося путем устных и письменных разноуровневых заданий. На уроках использую информационные технологий которые способствуют более активной деятельности учащихся, помогают им ярче, эмоциональнее воспринимать исторические события, обосновывать и отстаивать свою точку зрения.
Так же применяю на уроках тексты художественной и научно – популярной литературы, материалы периодической печати, исторические и обществоведческие документы, иллюстративный материал, средства наглядности, фрагменты документальных и художественных фильмов. Использование перечисленных выше средств активизирует познавательную деятельность учащихся.
Активизации мыслительной деятельности обучающихся, формированию умения слушать способствуют такие приёмы, как:
- игра «Вопрос – ответ» (чтобы задать вопрос, надо хорошо знать прочитанное, уметь четко, понятно сформулировать);
- работа с карточками;
- составление рассказа или схемы по опорным словам (этот прием помогает ученику, слабо владеющему речью, воспроизвести текст логично, последовательно);
- выделение ключевых слов в изученной теме (чтобы видеть главное и второстепенное и уметь кратко сформулировать главную мысль);
- разгадывание и составление разнообразных кроссвордов по истории и обществознанию и т.д.
- восстановление логической цепочки событий;
- анализ текста с ошибками;
- рассказ о событии по иллюстрации.
Умения классифицировать, обобщать и систематизировать факты, события, процессы, явления, личности вырабатываю посредством составления хронологических и сравнительных таблиц.
Образное мышление учащихся развиваю с помощью схем, рисунков. Раскрытие содержания исторических или обществоведческих понятий осуществляю не в отвлеченной форме, а в процессе изучения конкретных исторических или современных фактов и явлений в живой и яркой форме, ибо учащимся зачастую трудно усвоить материал урока.
В ходе письменного тестирования и фронтального опроса происходит запоминание основных дат, исторических и обществоведческих фактов. Учу детей обобщать, делать выводы и заключения.
Закрепить полученные на уроке знания, создать положительную мотивацию в изучении истории и обществознания помогает и нетрадиционный характер домашних заданий (нарисовать иллюстрацию, написать сочинение-эссе, составить рассказ, придумать синквейн, проанализировать документ).
Благотворно влияет на общее развитие учеников, повышает их интерес к предмету собранный в кабинете раздаточный и иллюстративный материал, различного рода памятки, тестовые задания.
В 2014 – 2015 уч. году работаю по теме самообразования: «Внедрение ФГОС по истории в 5 классе». Эта методическую тему актуальна т.к. с 2015 г. вводится ФГОС ООО. За прошедший период сделала следующее:
Прошла КПК по образовательной программе «Федеральный государственный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии введения» (подготовка учителей основной школы к введению ФГОС).
Изучила ФГОС ООО, Примерную образовательную программу, Примерные программы по истории и обществознанию для 5 класса.
Начала составление рабочей программы по истории и обществознанию, а так же планирование по курсам.
Еще хотела бы остановиться на трудностях в своей педагогической деятельности. Одна из наиболее существенных, связана с проблемой несовершенства учебно–методического обеспечения. Содержание учебников перегружено и зачастую не адаптировано для возраста школьников, особенно это касается учебников по Всеобщей истории для 7, 8, 9 классов. Еще одной проблемой является нехватка учебных часов в преподавании истории в 6-11 классах. Слишком большой исторический материал невозможно полностью уложить в 2 часа учебного времени. Третья проблема связана с отсутствием необходимого материально-технического обеспечения в полном объёме, что не позволяет полностью реализовать образовательные услуги.
Классное руководство.
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. В этом учебном год являюсь классным руководителем класса-комплекта (11 и 5). В 5 классе – 15 человек, в 11 классе - 4. Нынешний 11 класс – это мой 3 выпуск, веду я их с 5 класса. На протяжении всей учебы в школе, класс всегда принимал самое активное участие в жизни школы. По итогам 2013 – 2014 уч. года ребята стали номинантами «Самый активный класс». Всегда дружные, готовы прийти на помощь любому, что отчётливо проявилось в нынешней совместной воспитательной работе в 5 классе. Старшеклассники, активно помогали малышам адаптироваться в основной школе, стали для них друзьями. Основная цель воспитания одиннадцатиклассников – создавать условия, способствовать тому, чтобы каждый обучающийся сумел почувствовать себя успешным, значимым и нашел свой дальнейший путь. На мой взгляд эта цель осуществилась, все учащиеся 11 класса успешно сдали ЕГЭ.
Важным элементом профессиональной деятельности педагога является работа с родителями. Она носит системный характер и реализуется через различные виды деятельности: образовательную, воспитательную, управленческую. С родителями осуществляю непосредственное сотрудничество. Приобщаю их к школьной жизни своих детей. Родители помогают в проведении мероприятий, организуют досуг учащихся, но сами к сожалению являются не очень активными участниками различных школьных дел.
В течение года регулярно (в соответствии с планом) провожу родительские собрания, где знакомлю родителей не только с итогами успеваемости, поведением детей, но и с вопросами воспитания, даю советы, провожу мониторинги, которые позволяют составить определенную картину жизни ребенка в семье, выявить уровень его воспитанности для того, чтобы направить свои усилия на воспитание в нем положительных качеств.
И в заключение хочу сказать, что для дальнейшего повышения уровня профессиональных компетенций как учителя-предметника и как классного руководителя, ставлю перед собой следующие задачи:
Постоянно изучать и внедрять возможности информационных технологий.
Продолжить поиск эффективной модели урока, способной максимально решать образовательные задачи.
Активизировать работу с одарёнными детьми, привлекать к участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Совершенствовать личностные качества для повышения профессионального уровня.