КГУ «Первомайский комплекс «Общеобразовательная средняя школа – детский сад имени Д.М. Карбышева» отдела образования Шемонаихинского района»
САМОМЕНЕДЖМЕНТ
КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ СОБОЙ И ДРУГИМИ
Н.М. Сорокина
Одним из факторов, влияющих на качество образования, является качество управления. Для того, чтобы умело и результативно управлять процессом воспитания в школе заместитель директора по воспитательной работе должен являться авторитетом для коллег, учащихся и родителей. Авторитет нельзя завоевать окриком, угрозами, собственным невежеством. Он появляется, если человек относится к своему делу неформально, дело это ему дорого, если он отчётливо осознаёт, какие последствия может иметь посеянное им в душах и умах его воспитанников и единомышленников.
Как построить работу так, чтобы не испытывать дефицита времени, быть конкурентоспособной личностью, чтобы работа была действительно результативной? Поиск эффективных методов работы в повседневной практике привёл к необходимости заняться самоменеджментом.
Самоменеджмент – это организация своей собственной деятельности, умение управлять собой, руководить процессом жизнедеятельности в самом широком смысле слова - во времени, в пространстве, в общении, в деятельности.
Основные составляющие самоменеджмента:[2]
самопознание (познание самого себя, своего места и своей роли в этой действительности);
самоорганизация (организация своей жизни и деятельности);
самовоспитание (формирование приоритетных качеств);
саморегуляция (поддержание внутреннего равновесия);
самоконтроль (оценка и корректирование своей деятельности);
выбор целей жизни и личной работы;
планирование личного времени;
информационный поиск;
рационализация мышления;
самообразование (повышение качества жизни);
технология здоровья (сохранение и укрепление здоровья как первоосновы высокой трудоспособности и полноценной жизни);
общение, работа в группе, работа с конфликтами;
риск творческого мышления;
Удобной формой фиксирования работы над собой является управленческая папка, которая помогает проследить индивидуальное развитие заместителя директора по воспитательной работе, оценить достижения собственного развития, способствует саморефлексии, создаёт ситуацию успеха в управлении, помогает отследить результативность воспитательного процесса.
Структура и содержание управленческой папки может быть такой:
1.Паспорт школы.
2. Проблемная тема школы и классных руководителей.
3. Диагностическая основа самоменеджмента (ПЗЛК- профессионально значимые личностные качества).
4.Диагностическая основа менеджмента:
Мониторинг заболеваемости учащихся.
Психологические исследования учащихся.
Мониторинг воспитанности учащихся.
Мониторинг социального уровня семей 1-11 классов.
Мониторинг оценивания состояния ОУУН и комфортности учащихся
Мониторинг затруднений в работе классного руководителя.
Эти разделы помогают ответить на вопросы: довольна ли я текущей деятельностью и текущим состоянием дел, готова ли к грядущим переменам. Анализ фокусируется на выявлении «силового поля» в практике и в структуре работы.
5. Методологические основы управления. (Сущность менеджмента)
Анкета заместителя директора по воспитательной работе.
Модель управления школы в режиме развития.
Качественные характеристики рефлексивного управления
Управленческое кредо.
Управленческие цели и задачи.
Управленческие принципы.
В работе над этим разделом я попыталась разобраться в понимании смысла жизни и карьеры, в своем внутреннем мире, в предназначении и призвании.
6. Воспитательные ресурсы школы.
Список классных руководителей.
Мониторинг качественного состава классных руководителей по образованию и квалификации
Учёт молодых классных руководителей.
Карта профессионального роста МО классных руководителей.
Карта учета коэффициента делового участия классных руководителей
7.Организационная основа самоменеджмента.
Функциональные обязанности заместителя директора по воспитательной работе.
Годовая, ежемесячная и недельная циклограмма работы заместителя директора по воспитательной работе.
Расписание классных часов.
Расписание работы кружков и секций.
Телефонный справочник классных руководителей.
Целью этого раздела является овладение методологией и методикой организации жизни и деятельности, развитие способностей и умений путем самообучения, самовоспитания, самоконтроля и т. д.
8. Постановка целей и планирование работы.
Программа саморазвития заместителя директора по воспитательной работе.
Планирование собственного времени
Перспективное планирование воспитательной работы школы.
Планирование работы по четвертям.
Планирование работы МО классных руководителей.
Ежедневное планирование работы.
Люди иногда терпят неудачу из-за того, что слабо представляют себе цели, к которым стремятся, поэтому необходимо ставить перед собой ясные цели. Для этого необходимо знать, по каким признакам вы будете судить об успехе: цели становятся гораздо полезнее, если их можно измерить. Довольствуйтесь скромным прогрессом: импульсивный человек, надеющийся изменить себя в мгновение ока, редко достигает этого. Успех подпитывает успех. Цели необходимо поставить в профессиональном и личностном плане.
Планирование личного времени руководителя имеет своей целью управление и экономию времени посредством разработки плана жизни, качественными параметрами которого являются «смысл жизни», «качество жизни», «уровень жизни», «способ жизнедеятельности» (образ жизни).
Исходное начало планирования — структурирование времени. Планирование времени методом «Альпы» включает в себя следующие стадии:
первая стадия — составление заданий, перечня основных дел дня и недельного (месячного) плана;
вторая стадия — оценка длительности акций (проставьте против каждого задания приблизительное время для выполнения, просуммируйте и определите ориентировочно общее время);
третья стадия — резервирование времени про запас, планом должно быть охвачено не более 60% времени и приблизительно 40% должно быть оставлено в качестве резервного времени;
четвертая стадия — принятие решений по приоритетам, сокращениям и перепоручению с целью сокращения времени, отведенного на выполнение заданий;
пятая стадия — контроль и перенос несделанного.
Среди правил эффективного планирования личного времени руководителя можно выделить следующие:
планирование должно охватывать не более 60% рабочего времени, поскольку каждый день приходится заниматься непредвиденными заранее делами;
все затраты рабочего времени должны документироваться и перепроверяться, как и на что использованы;
все невыполненные запланированные задания должны становиться основой для составления плана на следующий временной период;
планирование личного времени должно быть регулярным и носить системный характер;
планироваться должен только тот объем задач, который реально может быть выполнен;
планы составляются не для успокоения совести, а для достижения личных целей;
потери времени должны восполняться сразу, лучше дольше поработать, чем позже нагонять;
планирование личного времени необходимо осуществлять в письменной форме собственного образца (таблица);
в планах должны фиксироваться искомые результаты, а не какие-то действия;
каждый пункт плана должен иметь четкие временные рамки;
в плане должны быть установлены приоритеты (степень важности) в выполнении заданий;
при планировании необходимо отметить, какие задания необходимо выполнить лично, а какие допустимо и целесообразно делегировать другим лицам;
все непредвиденные дела и посетители являются «поглотителями» личного времени;
планирование должно охватывать как рабочее, так и свободное личное время руководителя;
при планировании необходимо учитывать время для подготовительной и творческой работы;
при планировании время на непродуктивную работу необходимо максимально сокращать;
планирование личного времени необходимо соотносить с планами начальников, подчиненных, коллег.
Ежедневные планы удобно было составлять в виде таблицы. Например:
Число. Время | Планируемая работв | Отметка о выполнении | Оценка и самооценка |
8.00 | Утренняя линейка. Зарядка. Урок в 5 кл | +,+,+ | |
9.00 | Урок математики в 11 классе | + | |
10.00 | Работа с лицевыми счетами | + | |
11.00 | Посещение урока физики в 7 кл | + | |
12.00 | Обед | + | |
13.00 | Административная планёрка | + | |
14.00 и т.д | Оперативная планёрка | + | |
9.Внутришкольный контроль за воспитательной деятельностью.
Мониторинг качества проведения классных часов.
Мониторинг удовлетворенности учащихся образовательным процессом.
Мониторинг удовлетворённости родителей ОП.
Контроль за состоянием совместной работы школы и семьи
Контроль за состоянием воспитательной работы
10. Приложение
Памятки, рекомендации.
Опыт показал, что уровень мастерства педагога напрямую зависит от качества его самоменеджмента. Умение управлять собой способствует совершенствованию не только мастерства педагога, но и эффективности организации школьного актива.
Творческой группой школы была разработана программа по самоменеджменту «Лидер», которая реализовалась в работе ученического самоуправления. Своеобразной диагностикой уровня самоменеджмента школьника явились традиционные школьные КТД, проводимые учащимися: День самоуправления, День здоровья, День Подарков Просто Так, «Звездный университет» и др.(Приложения 1, 2, 3)
Каждый человек, стремящийся к успеху, должен научиться обращаться с самим с собой как с уникальным и бесценным ресурсом так, чтобы постоянно поддерживать свою производительность и хорошее состояние. Руководство коллективом предполагает способность к напряжённой работе, способность «разряжаться», способность тратить и накапливать энергию.
Заместитель директора по воспитательной работе должен быть не только талантливым организатором и иметь артистические способности, но и уметь предвидеть и прогнозировать результаты своей деятельности, быть успешным и самодостаточным человеком, обладать высоким уровнем самоменеджмента: гибко управлять собственными ресурсами, приобретать, сохранять, развивать и рационально использовать их. Именно эти способности являются основой эффективного управления воспитательным процессом образовательного учреждения.
Литература
1. Дереклеева Н.И. Справочник завуча. - Саратов. , 2005г.
2.Огарков А. Самоменеджмент.-Волгоград., 2004г.
Приложение 1.
Н.М.Сорокина
ГУ «Первомайская школа – детский сад им. Д.М. Карбышева»
Рабочая Программа Дня самоуправления
Информация учителю:
Сегодня большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских организациях. Эта задача в полной мере способствует социализации личности, а развитие лидерских способностей повышает возможности личности в новых социально-экономических условиях. Формирование лидеров - не стихийный процесс, его можно и нужно организовать, и это необходимо делать в процессе обучения и воспитания. Важно, чтобы сегодняшние подростки - будущие лидеры XXI века, которые станут управлять государством на различных уровнях, - владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешного развития общества и государства. День самоуправления помогает решить эти и многие другие задачи. День самоуправления будет проходить в школе 7 марта 2008 года
Цель Дня самоуправления: создание условий для саморазвития школьников.
Задачи Дня самоуправления:
-Получение учащимися системы знаний, способствующих мастерству школьного актива.
-Развитие навыков самоменеджмента, самообразования у детей.
- Профориентационная работа.
К А К ?
№ | ЧТО? | ЗАЧЕМ ? | КОГДА? | КТО? |
1 | Стартовый организационный сбор | Распределить обязанности | 23.02 | Президент школьного парламента |
2 | Подготовительная работа | Написание конспектов уроков, получение допуска к урокам, организация 12 класса | 23.02-6.03 | Школьный парламент, учителя дня самообразования |
3 | Линейка | Информация учащихся о Дне самоуправления | 7.03 | Директор Дня самоуправления Дежурные |
4 | Уроки по расписанию | Образовательная деятельность | 7.03 | Директор Дня, учителя Дня самоуправления |
5 | Классные часы | Воспитательная деятельность | 7.03 | Классные руководители Дня самоуправления |
6 | Мужской концерт для учителей и девочек школы | Поздравление с праздником | 7.03 | Центр культуры и досуга |
7 | Диагностика участников Дня самоуправления | Узнать отношение к проведенному дню. | 7.03 | Пресс-центр |
8. | Рефлексия | Поле проблем: позитив-негатив | 7.03 | Классные коллективы |
9 | Заключительный педсовет | Подведение итогов дня. Управленческие решения | 7.03 | Актив Дня самоуправления |
10 | Спец. выпуск «Школьный экспресс» | Информирование участников ОП | 9.03 | Пресс-центр |
Приложение 2
«Звёздный университет»
Работу по формированию у учащихся навыков самоменеджмента, мы продолжили в летний период. Впервые у нас в школе организован «Звёздный университет». «Звезда»-личность, творящая добро и несущая свет.«Университет»-детское высшее учебное заведение, где главным считается нравственное воспитание, а также развитие в игровой форме творческих и лидерских способностей ребят. А любой лидер должен уметь управлять собой. Отряды в Звёздном университете превращаются в факультеты: творческий, патриотический, лидерский и т.д. С первого же дня дети включаются в общую ролевую игру, где вместо вожатых и воспитателей- деканы факультетов, вместо руководителей кружков и физруков- преподаватели, вместо старшей вожатой –проректор, а вместо начальника лагеря – ректор Звёздного университета. Сами же дети становятся абитуриентами и сдают вступительные экзамены по трем предметам : театроведению, лидерологии и патриотике. Конечно, экзамены выдерживают все дети, потому что проводятся они в творческой форме. А нужны они для того чтобы определиться с выбором отряда – факультета. После этого абитуриенты становятся студентами Звёздного университета. Они получают студенческие билеты установленного образца и дают клятву студента Звёздного университета. Каждый день лагеря начинается с общей линейки где не только объявляется распорядок дня, но и отрабатываются элементы самоуправления. Поднятие университетского флага приветствуется исполнением гимна Звёздного университета , а затем все вместе произносят девиз : «К заветным вершинам стремиться всегда, сегодня ты звёздочка , завтра- звезда!» При подаче материалов для студентов используем программу по самоменеджменту «Лидер» и отталкиваемся от практической направленности . Н-р «Как организовать праздник» -лекция , за основу берём школьные мероприятия 8-марта или День Защитника Отечества» Орган самоуправления – студенческий совет .
Поощрения-стипендии, право поднять флаг на линейке, их фамилии появляются на Доске почёта в рубрике «Наши яркие звёздочки», наиболее отличившиеся получают орден «За звёздность».
Работая по этой программе учащиеся становятся более организованнее, занимаются собственным развитием, могут спланировать любое дело, учатся продуктивно общаться.
Приложение 3. Программа по самоменеджменту «Лидер».
Цель : научиться управлять собой и другими
№ | Тема занятия | Дата | Форма | Ответственные |
Самопознание |
1 | Осознание своего «Я», своих личностных качеств, сильных и слабых сторон. | | тренинг | психолог |
2 | Проработка своих личных проблем, связанных с взаимоотношениями с другими людьми, началом карьеры. | | беседа | психолог |
3 | Представление об успешной личности. | | круглый стол | зам.дир по ВР |
Коммуникативный блок. |
4 | Стратегии поведения в конфликте. | | практикум | зам.дир по ВР |
5 | Возможные формы поведения в конфликте. | | тренинг | психолог |
6 | Как извлечь выгоду из конфликтной ситуации. | | | зам.дир по ВР |
7 | Эффективные коммуникации. | | имитационная игра | старшая вожатая |
8 | Повышение своих коммуникативных качеств. | | Деловая игра | зам.дир по ВР |
9 | Личные резервы. | | Беседа | ст. вожатая |
10 | Регулирование своих эмоций. | | и | |
11 | Манипуляция с эмоциями других людей. | | имитационная игра | зам.дир по ВР |
12 | Телесная саморегуляция. | | деловая игра | психолог |
13 | Тренинги на эмоциональную устойчивость. | | тренинг | психолог |
Инновационные резервы |
14 | Окружающие возможности и насколько полно я их использую | | беседа | зам.дир по ВР |
15 | Психология влияния. | | беседа | психолог |
Целеполагание |
16 | Технология постановки целей для достижения успеха. | | практикум | зам.дир по ВР |
Тайм-менеджмент. |
17 | Технология достижения целей. Планирование своей жизни и карьеры. | | практикум | зам.дир по ВР |
18 | Эффективное управление своим временем. | | практикум | зам.дир по ВР |
19 | Составление программы саморазвития личности | | практикум | зам.дир по ВР |